Буклет" Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки"
консультация

Агафонова Ольга Сергеевна

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Рекомендации по выполнению

    артикуляционной гимнастики

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. 
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. 

Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/05/k_5c077f7e9eeaa/488996_1.png

     

https://img-fotki.yandex.ru/get/516187/199203331.20b/0_172c28_a651fc6e_orig

Рекомендуемая литература:

Методическая литература для дошкольников. Шипящие звуки. Автор: Новоторцева Н. В.

«Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ: называем и различаем». Автор: Саморокова О.П.

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Автор: Наталья Теремкова.

              Уважаемые родители!

Желаем Вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!

Материал подготовили:

Учитель-логопед

Агафонова Ольга Сергеевна

                      МБОУ «ОСОШ №2»

               СП «Центр психолого -педагогической

               реабилитации и коррекции»

https://img.uslugio.com/uf/files/08-17-18/medium/PLp1Q.png

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

[ш] [ж ] [ч] [щ ]

п.Октябрьский

2022 г.

   Артикуляционные упражнения

«Наказать непослушный язычок»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Ход: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык на одном выдохе несколько раз. Затем пошлепать зубами, произнося та-та-та.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться

Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Лопаточка»

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Ход: рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку,чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы, Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Пиала»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение  делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

Ход: рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до10.

Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

«Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Ход: рот открыт,губы в улыбке.Широким передним краем языка облизать верхнюю губу,делая движение языком сверху вниз,затем втянуть язык в рот,к небу.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной

«Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Ход: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10.

Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

 Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную связку.

Ход: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижат к небу (язык присасы- вается) и,  не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упра-жнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать.

 Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались непод-вижными, а язык не провисал.

Упражнения на дыхание

«Фокус», «Ракета»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края языка и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Ход: рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская артикуляционная сказка-гимнастика для группы шипящих звуков.

Артикуляционная сказка-гимнастика для группы шипящих звуков "Приключения Незнайки"...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Предлагаемый материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке шипящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребен...

буклет "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"

Упражнения способствуют развитию подвижности органов артикуляционного аппарата для постановки шипящих звуков...

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки...

Картотека артикуляционной гимнастики для сонорных и шипящих звуков

Картотека артикуляционной гимнастики для сонорных и шипящих звуков для детей дошкольного возраста...

Картотека артикуляционной гимнастики для шипящих и свистящих звуков

Картотека артикуляционной гимнастики для шипящих и свистящих звуков для детей дошкольного возраста...

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс...