Окружающий природный мир 6 класс. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа (6 класс)

Смирнова Валентина Александровна

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью по окружающему

природному миру  в 6 классе (2020-2021 учебный год) содержит пояснительную записку, характеристику обучающихся, условия реализации

программы, технологии и методы обучения, личностные и предметные результаты,содержание предмета, а также календарно-тематическое

планирование.

Условия реализации: программа реализуется на занятиях в условиях специального класса для детей с интеллектуальными нарушениями в умеренной и тяжёлой степени в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий 35-40 минут в зависимости от психофизического состояния здоровья. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий. Используется   индивидуальная работа.  В основе занятий лежит предметно-практическая деятельность. При реализации программы используются дидактические пособия, таблицы, картинки, раздаточный материал, имеющийся в образовательном учреждении, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы. Во время дистанционного режима учёбы возможны занятия на образовательном портале Учи.ру и в программе ZOOM.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osm_progr_6.0.odt30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

       «Средняя школа №2 г. Валдай»                                                                              

                      Утверждаю:

                                                              Директор МАОУ «СШ №2 г. Валдай»

                            Н. Ю. Матвеева

.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью  

Окружающий природный мир

6  класс

2020-2021 учебный год

Составила:

Смирнова В.А., учитель начальных классов,

                                                        высшая квалификационная категория

г. Валдай

2020 г.

Пояснительная записка.

АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью для 6 класса разработана на основе:

-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).

-Федеральный государственный  образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.    № 1599.

-Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.03.2015 г.

-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ  № 29 от 10.07.2015 г.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2010 г.

-АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  МАОУ «Средняя школа №2 г. Валдай»».

 

 Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.  АООП  образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью составлена с учетом особых образовательных потребностей  обучающихся в развитии.

Психолого-педагогическая  характеристика  обучающихся  с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 В 6.0 классе обучаются 3 ребёнка. У детей выявлены тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной и  тяжёлой степени, системное недоразвитие речи тяжёлой степени (обследование  в октябре 2016 г.).  Дети  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью  отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению  предметных  учебных  знаний.  Дети  характеризуются  разной  степенью  выраженности снижения интеллектуального  и психофизического развития Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления,  отмечается  своеобразное  нарушение  всех  структурных компонентов  речи:  фонетико-фонематического,  лексического  и грамматического.  У  детей  затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним  речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи и со звукокомплексами.  Ввиду этого при обучении детей  используются  разнообразные  средства  невербальной  коммуникации. Внимание  обучающихся  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью крайне  неустойчивое,  отличается  низким  уровнем  продуктивности  из-за  быстрой  истощаемости,  отвлекаемости. Процесс  запоминания является механическим, зрительно-моторная координация  нарушена.  Детям  трудно  понять  ситуацию,  вычленить  в  ней  главное  и  установить причинно-следственные  связи,  перенести  знакомое  сформированное действие  в  новые  условия. Психофизическое  недоразвитие  характеризуется  также  нарушениями координации,  точности,  темпа  движений,  что  осложняет  формирование физических  действий:  бег,  прыжки  и  др.,  а  также  навыков  несложных трудовых  действий.  Наиболее  типичными  для обучающихся данной  категории  являются трудности  в  овладении  навыками,  требующими  тонких  точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки,  кисти,  шнурование  ботинок,  застегивание  пуговиц,  завязывание  ленточек,  шнурков.   Запас знаний и представлений о внешнем мире мал  и  ограничен  знанием предметов окружающего быта.

  Дети с глубокой умственной отсталостью постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

 В связи с неразвитостью эмоционально- волевых процессов дети неспособны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих  реакциях.  

При всех дефектах развития у детей сформирован познавательный интерес  и стремление к самообслуживанию и относительной самостоятельности и даже   случаются отдельные  проявления желания помочь одноклассникам и взрослым.

 При  продолжительном  и  направленном использовании  методов  и  приемов  коррекционной  работы  становится заметной  положительная  динамика  общего  психического  развития  детей.

Длительность программы: программа составлена на 2020-2021 учебный год.

Форма работы:   групповая в классе.

Условия реализации: программа реализуется на занятиях в условиях специального класса  для детей с интеллектуальными нарушениями в умеренной и тяжёлой степени в соответствии с расписанием.  Продолжительность занятий 35-40 минут в зависимости от психофизического состояния здоровья. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий. Используется   индивидуальная работа.  В основе занятий лежит   предметно-практическая деятельность. При реализации программы используются дидактические пособия, таблицы, картинки, раздаточный материал, имеющийся в образовательном учреждении, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы. Во время дистанционного режима учёбы возможны  занятия на образовательном портале Учи.ру и  в  программе  ZOOM.

Показания к реализации программы: АООП  составлена в соответствии с рекомендациями специалистов ПМПК.  Со всеми детьми рекомендована работа педагога по развитию социально-бытовых, трудовых  умений и навыков,  по формированию алгоритма  продуктивной деятельности, развитию крупной и мелкой моторики.

 Форма работы выбрана с учётом рекомендации органов здравоохранения (очная форма обучения  по АООП  в классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Технология коррекционно-развивающего обучения.

Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке (проверка усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний,).

Технологии активных форм и методов: игровые технологии, работа в парах и группах.

Здоровьесберегающие технологии: технология обеспечения двигательной активности (В. Ф. Базарного), психолого-педагогические приёмы здоровьесбережения.

Авторские педагогические технологии: технологии индивидуального и дифференцированного подхода В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, технологии личностно-ориентированного подхода И. Я. Якиманской.

Информационно-коммуникативные технологии.

 Методы обучения. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь    учителя. Для реализации деятельностного подхода учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приемы и методы способствуют формированию  представлений  о  живой  и  неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

 Методы и средства оценки эффективности программы:

Первичная и итоговая диагностика в учебном году, описание  результативности освоения программы учащимся в конце учебного года.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.  Требования устанавливаются к результатам:

 личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

  предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.  

Личностные результаты освоения АООП:

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

 Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

 Владение правилами поведения в учебной ситуации;

Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

 Владение навыками сотрудничества  со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

 Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

 Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

Предметные результаты освоения АООП:

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления  об  объектах  неживой  природы(вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы,).

Представления о временах года, характерных признаках времен года,  погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Умение  учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Интерес к объектам живой природы.

Представления о животном и растительном мире(растения, животные,  их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

Место предмета в учебном плане:

На учебный предмет «Окружающий природный мир» в 6 классе отводится 2 часа в неделю.

Цель обучения –  формирование  представлений  о  живой  и  неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Программа  представлена  следующими  разделами:  «Растительный  мир»,  «Животный  мир»,  «Временные  представления», «Объекты неживой природы». 

Содержание программы:

Экскурсия  в природу.

Лето. Обобщение летних наблюдений за жизнью и трудом взрослых, занятиями детей.

Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды.

Живая и неживая природа.

Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.

Объекты неживой природы: Закрепление элементарных представлений о Солнце, Земле, Луне.

Солнце-звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы. 

Земля - живая планета. Луна- спутник Земли.

Закрепление и обобщение представлений о воздухе, Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Значение воздуха для растений, животных и человека.

Закрепление и обобщение представлений о воде. Источники пресной воды. Источники солёной воды

Значение воды для растений, животных и человека.

Закрепление и обобщение представлений о почве. Песок. Камни. Глина.

Что такое природоведение? Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Практическая работа №1.  Ежедневные наблюдения за погодой (ежедневно в течение года).Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело(звезда), источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

Экскурсия для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе

Наш дом – Земля.  Планета Земля. Форма земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

Воздушная оболочка Земли и ее охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздушной оболочки.

Ветер-движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Экскурсия на местность для ознакомления с местными формами поверхности земли, с водоемами, почвенным обнажениям.

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Равнины, овраги, холмы.

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Горы.

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, плодородная, неплодородная. Охрана почвы.

Полезные ископаемые: песок, глина, мел, гранит, мрамор, каменная соль. Внешний вид, свойства

Использование человеком полезных ископаемых.

Свойства воды

Вода в природе. Вода и пар, снег и лед.

Охрана водоемов.

Воды суши: родники, ручьи, реки.

Воды суши: озера, болота, пруды

Моря и океаны. Обобщающий урок по теме:  Наш дом – Земля. 

Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира.

Среда обитания растений  (растения поля, леса, сада, огорода, луга, водоемов).

Охрана лесов, лугов, растений, занесенных в Красную книгу.

Части растения.

Деревья, кустарники, травы, грибы (съедобные и несъедобные).

Лиственные деревья. Дикорастущие и культурные.    

Сезонные изменения.

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива и др.

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина.

Кустарнички: брусника, черника, клюква, морошка и др.

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина и др.

Травы: лесные (ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.), луговые (клевер, колокольчик, мятлик и др.), водные(кувшинка, кубышка, рогоз).

Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние(пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).  

Уход за комнатными растениями.

Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных трав. Алоэ, зверобой и другие

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленные культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

Зерновые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.

Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли».

Животный мир Земли. Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и их личинки-вредители.

Рыбы: морские и пресноводные, раки, улитки, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Птицы: кукушка, дятел, синица, соловей.

Звери: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан, крот, полевка, суслик, хомяк и др.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

Уход за животными в живом уголке или дома. Правила ухода и содержания.

Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

Собаки, домашние кошки. Разнообразие видов. Правила ухода и содержания.

Охрана животных. Заповедники и заказники.  Красная книга.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Обобщающий урок по теме: Животный мир Земли.  

Растительный и животный мир национального парка «Валдайский»

Экскурсия в национальный парк «Валдайский». Большая экологическая тропа.

Литература:

  1. Т. М. Лифанова,  Е. Н.Соломина. Учебник «Природоведение» 5 класс Просвещение, 2015.
  2. Рабочая тетрадь по природоведению для 5 класса Т. М. Лифанова

Дополнительная литература:

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) под редакцией Б.П. Пузанова – М: Академия, 2000 г. с152-153.
  2. Л.Ф. Мельчаков «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». М. «Просвещение» 1981 г.
  3. В.Н. Федорова, С.З. Якунов «Методика обучения природоведению» М. «Просвещение» 1983 г.
  4. Е.Ю. Сухаревская «Окружающий мир» - справочник для ученика начальной школы», Ростов-на-Дону 2010 г.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

 2.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

 3.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 4.Ноутбук.

 5.Интерактивная доска

 6. Клавиатура для детей с ОВЗ

Календарно – тематическое планирование

«Окружающий природный мир» 6 класс

учебник Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение», 5 класс: учебник для  специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида.

п/п

Тема урока

Дата план.

Дата факт.

1

Экскурсия  в природу.

02.09.20

2

Лето. Обобщение летних наблюдений за жизнью и трудом взрослых, занятиями детей.

04.09.20

3

Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды.

09.09.20

4

Живая и неживая природа.

11.09.20

5

Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.

16.09.20

6

Объекты неживой природы: Закрепление элементарных представлений о Солнце, Земле, Луне.

18.09.20

7

Солнце-звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы. 

23.09.20

8

Земля - живая планета. Луна- спутник Земли.

25.09.20

9

Закрепление и обобщение представлений о воздухе, Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.

30.09.20

10

Значение воздуха для растений, животных и человека.

02.10.20

11

Закрепление и обобщение представлений о воде. Источники пресной воды. Источники солёной воды

Значение воды для растений, животных и человека.

07.10.20

12

Закрепление и обобщение представлений о почве. Песок. Камни. Глина.

09.10.20

13

Что такое природоведение? Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Практическая работа №1.  Ежедневные наблюдения за погодой (ежедневно в течение года).

14.10.20

14

Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело(звезда), источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы.

16.10.20

15

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года

21.10.20

16.

Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.

23.10.20

17

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

06.11.20

18

Экскурсия для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе

11.11.20

19

Наш дом – Земля.  Планета Земля. Форма земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

13.11.20

20

Воздушная оболочка Земли и ее охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздушной оболочки.

18.11.20

21

Ветер-движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

20.11.20

22

Экскурсия на местность для ознакомления с местными формами поверхности земли, с водоемами, почвенным обнажениям.

25.11.20

23

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Равнины, овраги, холмы.

27.11.20

24

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Горы.

02.12.20

25

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, плодородная, неплодородная. Охрана почвы.

04.12.20

26

Полезные ископаемые: песок, глина, мел, гранит, мрамор, каменная соль. Внешний вид, свойства

09.12.20

27

Использование человеком полезных ископаемых.

11.12.20

28

Свойства воды

16.12.20

29

Вода в природе. Вода и пар, снег и лед.

18.12.20

30

Охрана водоемов.

23.12.20

31

Воды суши: родники, ручьи, реки.

25.12.20

32

Воды суши: озера, болота, пруды

01/11/21

33

Моря и океаны.

01/13/21

34

Обобщающий урок по теме:  Наш дом – Земля. 

01/18/21

35

Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира.

01/20/21

36

Среда обитания растений  (растения поля, леса, сада, огорода, луга, водоемов).

01/25/21

37

Охрана лесов, лугов, растений, занесенных в Красную книгу.

01/27/21

38

Части растения.

0102.21

39

Деревья, кустарники, травы, грибы (съедобные и несъедобные).

0302.21

40

Лиственные деревья. Дикорастущие и культурные.    

0802.21

41

Сезонные изменения.

1002.21

42

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива и др.

1502.21

43

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

1702.21

44

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина.

2202.21

45

Кустарнички: брусника, черника, клюква, морошка и др.

2402.21

46

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина и др.

03/01/21

47

Травы: лесные (ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.), луговые (клевер, колокольчик, мятлик и др.), водные (кувшинка, кубышка, рогоз).

03/03/21

48

Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).  

03/10/21

49

Уход за комнатными растениями.

03/15/21

50

Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных трав. Алоэ, зверобой и другие

03/17/21

51

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

03/22/21

52

Зерновые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.

03/22/21

53

Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли».

04/21/05

54

Животный мир Земли. Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

20.04.21

55

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

22.04.21

56

Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и их личинки-вредители.

27.04.21

57

Рыбы: морские и пресноводные, раки, улитки, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

04/12/21

58

Птицы: кукушка, дятел, синица, соловей.

04/14/21

59

Звери: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан, крот, полевка, суслик, хомяк и др.

04/19/21

60

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

04/21/21

61

Уход за животными в живом уголке или дома. Правила ухода и содержания.

04/26/21

62

Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

04/28/21

63

Собаки, домашние кошки. Разнообразие видов. Правила ухода и содержания.

05/05/21

64

Охрана животных. Заповедники и заказники.  Красная книга.

05/12/21

65

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

05/17/21

66

Обобщающий урок по теме: Животный мир Земли.  

05/19/21

67

Растительный и животный мир нацпарка «Валдайский»

05/24/21

68

Экскурсия в нацпарк «Валдайский». Большая экологическая тропа.

05/26/21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...