Адаптированнная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке для 11 класса
рабочая программа (11 класс)
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 11 класса с углубленной трудовой подготовкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_sbo.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании авторской программы под редакцией Н.М.Платоновой, А.М.Щербаковой, «Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида». М.: «Владос», 2006 г.
Программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на один год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации обучающихся, повышать уровень общего развития воспитанников и их всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизни;
- корригировать недостатки психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
- развивать коммуникативные функции речи как непременное условие социальной адаптации;
- формировать социально-нормативное поведение в семье и окружающей среде.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Питание
- Личная гигиена
- Вредные привычки
- Культура общения
- Семья
- Жилище
- Бюджет семьи
- Средства связи
- Учреждения, организации, предприятия
- Трудоустройство.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, деловые игры.
При приобретении практических навыков и повышения уровня знаний на уроках социально-бытовой ориентировке значительное внимание отводится:
- практическими работами по разделам «Питание», «Личная гигиена», «Жилище», «Бюджет семьи», «Средство связи», «Трудоустройство».
- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Культура общения», «Трудоустройство».
- проведению деловой игры по разделу «Трудоустройство».
- экскурсиям по разделам «Бюджет семьи», «Средства связи», «Учреждения, организации, предприятия», «Трудоустройство».
Изучая разделы курса по социально-бытовой ориентировке, обучающиеся знакомятся:
«Питание» - с составлением меню завтраков, обедов и ужинов; культурой поведения за столом; правилами пользования столовыми приборами; полноценным питанием грудных младенцев, дошкольников, подростков.
«Личная гигиена» - с правилами ухода за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногами; косметическими средствами для макияжа, бритья, загара.
«Вредные привычки» - с способами борьбы с вредными привычками.
«Культура общения» - с правилами общения девушек и юношей; правилами культурного общения.
«Семья» - с основами семейных взаимоотношений; со списком необходимых вещей для младенца; санитарно-гигиеническими правилами содержания детских принадлежностей для купания, детского белья, детской посуды, игрушек; правилами ухода за грудным ребенком.
«Жилище» - с санитарно-гигиеническими требования к содержанию детской комнаты; моющими и дезинфицирующими средствами, используемые при уборке детской комнаты; последовательностью еженедельной уборки квартиры в полном объеме; моющими средствами, используемые при уборке квартиры.
«Бюджет» - с распределением бюджета семьи; планированием расходов на месяц.
«Средства связи» - с правилами пользования мобильным телефоном.
«Трудоустройство» - с правилами оформления на работу; составлением деловых бумаг.
На уроках социально-бытовой ориентировки применяются знания по чтению и письму. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение бланков, запись рецептов, составление памяток. Без математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, рассчитать бюджет семьи, оплатить коммунальные услуги. Изучение разделов «Трудоустройство», «Семья» связано с уроками естествознания. Тесная связь с уроками труда.
Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся осуществляется учителем путём устного и письменного опросов, тестирования. Проводится отслеживание за формированием практических умений и навыков.
Изучение курса по социально-бытовой ориентировке в классах с углубленной трудовой подготовкой способствует подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду в условиях современного общества.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Примечания |
I четверть- 16 ч. | |||
Раздел I: Питание – 8 ч. | |||
1 | Составление меню завтраков, обедов и ужинов на неделю. | ||
2 | Составление месячной сметы расходов на продукты питания, в соответствии с недельным меню. | ||
3 | Культура поведения за столом. | ||
4 | Правила пользования столовыми приборами. | ||
5 | Полноценное питание грудных младенцев, дошкольников, подростков. | ||
6 | Приготовление каши на молоке. Практическая работа. | ||
7 | Выпечка: пироги. | ||
8 | Практическая работа. Выпечка пирогов. | ||
Раздел II: Личная гигиена – 6 ч. | |||
9 | Повторение материалов по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями. | ||
10 | Маникюр. Бритье. Прически. | ||
11 | Макияж. Косметические средства для выполнения макияжа. | ||
12 | Соответствие макияжа ситуации. Удаление макияжа. | ||
13 | Выполнение макияжа. Практическая работа. | ||
14 | Средства для загара. Срок годности косметических средств. | ||
Раздел III: Вредные привычки – 2 ч. | |||
15 | Вред курения. Вред алкоголя и наркотиков. | ||
16 | Социальные последствия, к которым приводят вредные привычки. | ||
II четверть- 16 ч. | |||
Раздел IV: Культура общения – 4 ч. | |||
17 | Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания, которые юноша может проявлять по отношению к понравившейся ему девушке. | ||
18 | Поведение девушки по отношению к юноше. Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие. | ||
19 | Внешний вид молодых людей. | ||
20 | Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей». | ||
Раздел V: Семья – 6 ч. | |||
21 | Основы семейных взаимоотношений, семейные традиции. | ||
22 | Представление обучающихся об их будущих семьях. | ||
23 | В семье ждут ребёнка: полноценное питание и здоровый образ жизни будущей мамы. | ||
24 | Приготовление необходимых вещей для младенца. | ||
25 | Санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей. | ||
26 | Уход за грудным ребёнком. | ||
Раздел VI: Жилище – 4 ч. | |||
27 | Оборудование детской комнаты. | ||
28 | Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты. | ||
29 | Еженедельная уборка квартиры. Последовательность уборки. | ||
30 | Практическая работа. Уборка классной комнаты. | ||
Раздел VII: Бюджет семьи – 2 ч. | |||
31 | Распределение бюджета. | ||
32 | Планирование расходов на месяц. | ||
III четверть - 22 ч. | |||
Раздел VII: Бюджет семьи – 6 ч. | |||
33 | Экономия в домашнем хозяйстве. | ||
34 | Оплата коммунальных услуг через сбербанк. | ||
35 | Оформление оплаты коммунальных платежей. Практическая работа. | ||
36 | Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов. | ||
37 | Кредит. Государственное страхование. | ||
38 | Экскурсия в сбербанк. | ||
Раздел VIII: Средства связи – 4 ч. | |||
39 | Мобильная связь. | ||
40 | Пользование мобильным телефоном. Практическая работа. | ||
41 | Интернет. | ||
42 | Экскурсия в пункт продажи интернет карт и карт мобильной связи. | ||
Раздел IX: Учреждения, организации, предприятия– 6 ч. | |||
43 | Центры социальной защиты населения. | ||
44 | Функции, порядок обращения. | ||
45 | Районные Управы. | ||
46 | Экскурсия в администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка. | ||
47 | Правоохранительные органы, МЧС. | ||
48 | Экскурсия в ОВД. | ||
Раздел X: Трудоустройство– 6 ч. | |||
49 | Трудоустройство выпускников школы. | ||
50 | Отчёт обучающихся о летней занятости. | ||
51 | Оформление на работу. | ||
52 | Деловые бумаги. | ||
53 | Составление заявления. Практическая работа. | ||
54 | Заполнение анкеты. Практическая работа. | ||
IV четверть - 14 ч. | |||
Раздел X: Трудоустройство– 14 ч. | |||
55 | Составление автобиографии по образцу. Практическая работа. | ||
56 | Составление доверенности по образцу. Практическая работа. | ||
57 | Составление расписки по образцу. Практическая работа. | ||
58 | Составление докладной записки, заявки по образцу. Практическая работа. | ||
59 | Имидж молодого человека. | ||
60 | Сюжетно-ролевая игра «Я собираюсь на работу». | ||
61 | Правила ведение делового разговора по телефону. | ||
62 | Деловая игра «Я хотел бы у вас работать». | ||
63 | Ярмарка вакансий. | ||
64 | Агентства по подбору персонала. | ||
65 | Экскурсия в Центр занятости населения. | ||
66 | Экскурсия в Центр занятости населения. | ||
67 | Тестирование «Чего я хочу- то я могу – что мне надо». | ||
68 | Итоговое занятие. Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству. |
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов |
I | Питание | 8 |
II | Личная гигиена | 6 |
III | Вредные привычки | 2 |
IV | Культура общения | 4 |
V | Семья | 6 |
VI | Жилище | 4 |
VII | Бюджет семьи | 8 |
VIII | Средства связи | 4 |
IX | Учреждения, организации, предприятия | 6 |
X | Трудоустройство | 20 |
Всего: | 68 |
Содержание курса
I. Питание (8 часов)
Составление меню завтраков, обедов и ужинов на неделю. Составление месячной сметы расходов на продукты питания, в соответствии с недельным меню. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. Полноценное питание грудных младенцев, дошкольников, подростков. Приготовление каши на молоке. Выпечка пирогов.
II. Личная гигиена (6 часов)
Повторение материалов по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями. Маникюр. Бритье. Прически. Макияж. Косметические средства для выполнения макияжа. Соответствие макияжа ситуации. Удаление макияжа. Средства для загара. Срок годности косметических средств.
III. Вредные привычки (2 часа)
Вред курения. Вред алкоголя и наркотиков. Социальные последствия, к которым приводят вредные привычки. Способы борьбы с вредными привычками.
IV. Культура общения (4 часа)
Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания, которые юноша может проявлять по отношению к понравившейся ему девушке. Поведение девушки по отношению к юноше. Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие. Внешний вид молодых людей. Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».
V. Семья (6 часов)
Основы семейных взаимоотношений, семейные традиции. Представление обучающихся об их будущих семьях. В семье ждут ребёнка: полноценное питание и здоровый образ жизни будущей мамы. Приготовление необходимых вещей для младенца. Санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей. Уход за грудным ребёнком.
VI. Жилище (4 часа)
Оборудование детской комнаты. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты. Еженедельная уборка квартиры. Последовательность уборки.
VII. Бюджет семьи (8 часов)
Распределение бюджета. Планирование расходов на месяц. Экономия в домашнем хозяйстве. Оплата коммунальных услуг через сбербанк. Оформление оплаты коммунальных платежей. Практическая работа. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.
VIII. Средства связи (4 часа)
Мобильная связь. Интернет. Экскурсия в пункт продажи интернет карт и карт мобильной связи.
IX. Учреждения, организации, предприятия (6 часов)
Центры социальной защиты населения. Функции, порядок обращения. Районные Управы. Правоохранительные органы, МЧС.
X. Трудоустройство (20 часов)
Трудоустройство выпускников школы. Отчёт обучающихся о летней занятости. Оформление на работу. Деловые бумаги. Имидж молодого человека. Сюжетно-ролевая игра «Я собираюсь на работу». Правила ведение делового разговора по телефону. Деловая игра «Я хотел бы у вас работать». Ярмарка вакансий. Агентства по подбору персонала. Тестирование «Чего я хочу- то я могу – что мне надо». Итоговое занятие. Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
- Косметические средства для макияжа, загара.
- О вредном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека.
- Способы борьбы с вредными привычками.
- Основы семейных взаимоотношений.
- Санитарно- гигиенические требования к содержанию детской комнаты.
- Порядок эксплуатации мобильного телефона.
- Условия компьютерной связи.
- Правила заполнения деловых бумаг.
- Правила поведения с коллегами по работе, с администрацией.
- Правила этикета.
Обучающиеся должны уметь:
- Выполнять несложный макияж и удалять его с помощью косметических средств.
- Составлять приблизительный план расходов бюджета семьи.
- Пользоваться сотовым телефоном.
- Выразить просьбу, дать ответ в письменной форме, благодарить за помощь.
- Вести себя вежливо, с достоинством, соблюдать деловой стиль общения.
- Заполнять деловые бумаги.
- Подбирать деловую и рабочую одежду.
- Следить за своим внешним видом.
- Следить за своей речью.
- Провести телефонный разговор с соблюдением правил этикета.
Список литературы.
Для учителя:
1. Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ В.В.Воронкова// Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы – М.: ВЛАДОС, 2014.
2. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 5 класс образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
3. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 6 класс образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 7 класс образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
5. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 8 класс образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
6. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 9 класс образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
7. Дерябина С.П. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариантные текстовые задания / С.П. Дерябина Волгоград: – Издательство Учитель, 2020.
8. Вахрамеева С.В. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс: технологические карты уроков по программе В.В. Воронковой, С.А. Казаковой контрольно-измерительные материалы: вариантные текстовые задания / С.В. Вахрамеева Волгоград: – Издательство Учитель, 2017.
9. Львова С.А. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование/ С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2014.
10. Бабушкина Л.А. Социально-бытовая ориентировка. 5 класс: поурочные планы по программе уроков по программе В.В. Воронковой, С.А. Казаковой/ Л.А. Бабушкина, М.В. Ковтонюк, З.А. Стульнева – Волгоград: Учитель, 2020.
11. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5- 9 классы образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017.
12. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова – М.: ВЛАДОС, 2014.
13. Львова С.А. Справочник выпускника / С.А.Львова – М.: ВЛАДОС, 2009.
14. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова – М.: ВЛАДОС, 2018.
15. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова – М.: ВЛАДОС, 2020.
16. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида /А.М.Щербакова. – М.: Энас, 2002.
17. Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида /А.А. Хилько, М.Е.Ермощенко, А.Д.Смирнова.- М: Просвещение,2006.
18. Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / А.М. Платонова, Н.М. Платонова.- М.: Владос, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке, 8 класс
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке разработана для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа направлена на формирова...
РП программа по социально-бытовому ориентированию 5-9 класс
Рабочая программа для детей с УО...
Адаптированная рабочая программа по социально - бытовой ориентировке специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой 6 класс
Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО....
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке для 7 класса
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировки для обучающихся 7 класса....
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке для 8 класса
Адаптированная образовательная программма для обучающихся 8 классов....
Адаптированнная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке для 9 класса
Адаптированнная образовательная программа для обучающихся 9 класса...
Адаптированнная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке для 10 класса
Адаптированная образовательная программа для обучающихся 10 классов с углубленной трудовой подготовкой...