Сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему: «Русская матрёшка»
план-конспект

Гулиева Марина Викторовна

Сценарий разработан для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционной школы-интерната г. Новочеркасска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_matreshka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое Внеклассное мероприятие на тему:

«Русская матрёшка»

Цель:

Знакомство с русской матрёшкой, особенностями и их видами.

Задачи:

- познакомить воспитанников с историей возникновения русской

матрёшки, отличительными особенностями росписи различных

их видов;

- развивать чувство прекрасного; творческие способности

к народным промыслам и традициям;

- воспитывать любовь к народному искусству;

- корректировать эмоционально-волевую сферу детей;

- развивать коррекцию мелкой моторики рук.

Методы проведения: словесный (беседа-объяснение); наглядный

(презентация); практический метод.

Приёмы: объяснение, практическая деятельность.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, ИКТ,

игрушки матрёшки, иллюстрация с изображением матрёшки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами вспомним одну русскую игрушку. Эта игрушка

с секретом или, как говорится, с «начинкой». Может быть вы уже

догадались о чём пойдёт речь? Если нет, то отгадайте загадку.

                                  Ростом разные подружки,

                                  Но похожи друг на дружку.

                                  Все они сидят друг в дружке,

                                  А всего одна игрушка.

Все вы правильно отгадали это: русская матрёшка.

Матрёшка- русская деревянная игрушка в виде расписной куклы.

Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем

и состоят из двух частей – верхней и нижней.

Матрёшка – уменшительное от имени «Матрена», восходящего

к латинскому слову «Матрона» - знатная дама, мать семейства

(Слайд № 1).

Матрёшка – деревянная игрушка внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть

и более (Слайд № 2).

Существует множество разновидностей матрёшек: ярких, красивых,

нарядных (Слайд № 3).

Из волшебного сундучка воспитатель достаёт деревянные матрёшки.

                       Матрёшка, матрёшка, русская краса:

                       Румяные щёчки, глазки – бирюза,

                       Белая рубаха и русский сарафан,

                       На голове платочек – не найдёшь изъян!

                       На первый взгляд – простая, но радует взор

                       В росписи одежды затейливый узор,

                       Милая улыбка, загадка внутри…

                        Сколько в ней кукол?

                        Ну-ка разбери?              (Слайд № 4).

2. Знакомство с матрёшкой.

2.1. Игра: «Разбери и собери матрёшку».

- Посмотрите, какая замечательная наша матрёшка.

Она разборная, раскрывается пополам. Снимаем верхнюю половину,

а там, внутри, вторая матрёшка. Она тоже раскрывется.

а в ней третья матрёшка, и она раскрывается. Достаём ещё одну

матрёшку, смотрим, а в ней и ещё одна.

Посчитайте, сколько всего матрёшек?

Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама

и дочки. Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было

много, жили дружно, помогая друг другу.

Матрёшка считается – не просто игрушка, но и ещё символ такой

дружной, крепкой семьи.

Воспитатель: Сейчас предлагаю вам собрать эту матрёшку

самостоятельно. Я приглашаю сделать это. С какой матрёшки начнёте?

(дети собирают игрушку).

- Молодцы, ребята, правильно собрали.

По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть

и мужчина. Самой маленькой фигуркой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. (Слайд № 5).

Точная история происхождения матрёшки неизвестна.

Самое распростронённое предположение – русский мастер изобразил

славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни.  

(Слайд № 6).

В 1990 году М.А. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже и заработала бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. (Слайд № 7).

Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным

и расписанная Сергеем Малютиным, восьмиместной: за девочкой

с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее.

Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца. (Слайд № 8).

3. Знакомство с изготовлением и росписью матрёшки.

- Интересно, а как же рождается матрёшка?

- Из какого дерева делают и как расписывают матрёшку вы сейчас узнаете.

- Как вы думаете лего или трудно расписывать матрёшку? Почему?

Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство.

Сначала подбирают походящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу  неразборную – делают превой. (Слайд № 9).

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести

краски. (Слайд № 10).

Воспитатель: А сейчас перед тем, как рисовать мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

                                 Пальчиковая гимнастика.

                                 Прежде, чем рисовать

                                 Нужно пальчики размять.

                                 Указательный и средний,

                                  Безымянный и последний

                                  Поздоровались с большим.

                                  А теперь потрём ладошки

                                 Друг о друга по немножко.

                                  Вот и пальчики размяли.

                                  А сейчас мастера

                                  За работу всем пора.

4. Расписывание матрёшек. Практическая работа.

Воспитатель:

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки? Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

- Что у неё на голове?  (косынка).

- На туловище?             (сарафан).

- Чем украшен сарафан? (цветами).

Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен

цветами или узорами.

Дети раскрашивают каждый свою матрёшку.

- Ой, какие матрёшки у вас получились: нарядные, расписные, красивые.

Какие вы все хорошие художники.

5. Знакомство с видами матрёшки.

Теперь мы рассмотрим отличительные признаки матрёшек, изготовленных в разных уголках России.

1. Это матрёшка из Семёнова. Её отличают большой букет цветов, который ярко украшают всю фигурку игрушки, а край платка – цепь

небольших бутонов. Из Семёнова матрёшка начала путешествовать по белу свету. На всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров.

2. У мастеров из Полохово-Майдана свой стиль декоративной росписи.

Они закрывают всю фигуру матрёшки листьями, буйно цветущими

ветками цветов, ягод.

3. Загорская матрёшка в сарафане, кофточке с вышивкой, ярком платке

и переднике. Одежду украшает орнамент кругляшки горошками.

(Слайд № 11).

Суть русской матрёшки – дружба и любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в дом, излучая истинную русскую красу, дарит всем радость, напоминает о широте и размахе русской души.

Русский человек всегда гордился своими корнями, интересовался прошлым, изучает истоки. Вот и мы сегодня сделали небольшую экскурсию в прошлое русской деревянной игрушки.

Рефлексия:

А теперь посмотрим, кто был самым внимательным?

Ответье на следующие вопросы:

1. От какого слова произошло название матрёшка?

2. Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки?

3. Из какого материала делают игрушку?

4. На какие группы делят матрёшек по видам росписи?

Молодцы, ребята! Вы были внимательны и активны, отлично справились с поставленными задачами.

Итог урока: Выставка детских рисунков.

     Внеклассное мероприятие на тему: «Кто живёт у нас дома?»

Цели: воспитывать любовь к животным; научить обращаться со своими питомцами.

Методы проведения: беседа-рассуждение, показ презентации на тему:

«Мисс кис-кис и мистер мяу».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! Сегодня у нас пойдет речь о любимых многими животных – кошках. Поднимите руки те, у кого дома они есть.

Итак, почти у всех есть дома живут эти милые пушистые зверьки.

- Скажите, как зовут вашу кошку или кота? (Ребята рассказывают о своих домашних питомцах).

Как говорилось, относились к кошкам по-разному. Кто-то их любил, а кто-то боялся и пргонял, считая их ведьмами или сатаной. Все это, конечно, выдумки. Кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но и с необыкновенными качествами.

- Какими именно?

У кошки очень тонкий слух. Она слышит малейший шорох, который производят мыши, и тот час настораживается. В то же время её слух весьма своеобразен: кошка может не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздаётся у неё под ухом.

Кошка очень чистоплотна, и часто умывается. А знаете почему?

Все кошки – домашние, и дикие – охотники. Они постоянно вылизывают не столько грязь, сколько собственный запах. Ведь охотятся они из засады. А если добыча по запаху почувствует опасность, то можно остаться голодным.

У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные, и смотрят они в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Она спокойно ходит в темноте.

Помогают ей в этом длинные жесткие волосики, которые мы называем усами. Ходят кошки бесшумно, ступая мягкими подушечками лап, лазиют ловко. И по-прежнему в жизни кошки есть много, тайного.

                                 Кошка первой входит в дом

                                 И живёт подолгу в нём

                                 То мяучит, то играет,

                                 То куда-то исчезает

Что правда, то правда: кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы её погладили, приласкали, она придёт к вам сама, поверьте!

А знаете ли вы свою кошку? Расскажите, что умеет делать ваша кошка, что она любит. (Дети рассказывают).

Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.

Викторина.

1. Какой континет является родиной домашней кошки? (Африка.)

2. Что означает, когда кошка умывается через ухо? (Придут гости.)

3. В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)

4. Какой кот постоянно носил очки? (Кот Базилио.)

5. Герой какого произведения стал зятем короля благодаря помощи своего кота? (Ш. Перро «Кот в сапогах».)

6. Какого цвета был кот, который жил за углом и которого ненавидел весь дом? (Чёрного.)

Внеклассное мероприятие на тему: «Какой бывает вода?»

Цели: ознакомить детей о роли воды для человека; раскрыть основные факторы её загрязнения; расширять кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Методы проведения: беседа-объяснение.

Ход занятия:

Воспитатель.

- А знаете ли вы, откуда в наши дома поступает вода?

Чтобы прийти в наши дома, вода проделывает долгий путь. Рассмотрите эту схему. Вначале воду встречают решетки, задерживающие листья, ветки деревьев и прчий мусор. Затем вода проходит через отстойники и фильтры. И только затем она попадает в наши дома.

Представьте на секунду, что вы открываете на кухне кран и не можете набрать воды в чайник, идете в ванну и не можете помыть руки.

Чтобы этого не происходило, работники водоконалов заботяться о нас.

Они следят за тем, чтобы вода из рек, водохранилищ и озёр – очищенная и готовая для питья - не иссякала в наших кранах.

Природа чедро наградила нас в России сосредоточена четверть мировых запасов пресной воды! Но это не значит, что такое богатство можно безумно транжирить. Мы должны бережно расходовать его и сохранить воду рек и озёр чистой.

Более одного миллиарда человек на земном шаре живут в странах, в которых пресной воды недостаточно. Есть страны, получающие большую часть пресной вода из-за границы. Это, например, Украина,

Молдова, Латвия, Израиль, Словакия. По подсчётам экспертов, человеку в сутки необходимо минимум 20 л воды. Однако более миллиарда человек в мире используют только около 5 л воды в день.

И в то же время есть страны, жители которых неэкономно потребляют

по 200 л воды в сутки.

Учёные утверждают, что вода станет одной из главных тем нашего тысячилетия, и нужны серьёзные международные исследования, чтобы выработать единый общечеловеческий подход к решению проблем, связанных с водой. От каждого из нас зависит, будет ли хватать пресной воды нам в будущем.

- А что происходит с водой после того, как она побывала у нас в доме?

(Ответы детей.)

- Можно ли сразу такую воду сливать в реки, водаёмы? Почему?

(Сразу сливать нельзя, а только после очистки.)

- Только ли человеку нужна вода? (Ответы детей.)

Действительно, вода нужна всем живым существам на Земле.

Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется потому, что в неё попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо ставить очистные сооружения.

Все любят летом отдыхать на берегу реки или озера, купаться там, загорать. Но нужно соблюдать определенные правила.

- Как вы считаете, что нужно сделать с мусором, который остался после отдыха у реки: зарыть в песок или выбросить в воду?

(Ответы детей.)

- А можно мыть в водоёмах велосипеды, машины? (Ответы детей.)

Охрана чистоты воды – такое же важное дело, как и охрана чистоты воздуха. Кроме того, воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрыть кран.

                            Берегите эти земли, эти воды,

                            Даже малую былиночку любя,

                            Берегите всех зверей внутри природы,

                            Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                                              Е. Евтушенко

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Сценарий открытого внеклассного мероприятия "Здравствуй, Зимушка-зима!"

Сценарий урока-концерта для детей-вокалистов и их родителей. Урок проводился в декабре 2010 года. В сценарии использованы мои авторские песни о зиме....

Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья»

«Когда все вместе - душа на месте» Цель:  повысить интерес детей и родителей к физической культуре,доставить детям и их родителям удовольствие  от совместного мероприятия.Задачи:-...

сценарий открытого внеклассного мероприятия "Мы будущие защитники Отечества"

Цели  мероприятия:1. Воспитание у подростков готовности встать на защиту Родины, подготовка их к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.2. Популяризация здорового образа жизни.3. Создани...

Сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему "Золотая осень"

Сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему "Золотая осень"...