Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»
рабочая программа
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Семикаракорский район г.Семикаракорск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А. Араканцева
г. Семикаракорска»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №2
Приказ от_________ №____
_______ Н.В. Мартемьянов
Коррекционный курс
индивидуальных коррекционных занятий
обучающегося 3 «Г» класса Рудокова Сергея
курс «Дефектологические занятия»
количество часов: 99 часов
учитель – дефектолог Малевич Светлана Викторовна
квалификационная категория
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева.
Основная цель: восполнение пробелов предшествующего обучения, коррекция, развитие и активизация познавательной деятельности на основе изучаемого программного материала, формирование базовых учебных действий, развитие алгоритмов продуктивной учебной деятельности, помощи в усвоении программного материала.
Курс «Дефектологические занятия» создается по модульному принципу и направлен на преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекцию и развитие мыслительной деятельности, а также умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для усвоения программного материала.
В процессе коррекционно-развивающих занятий формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.
Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:
- Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.
Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать отвлеченными отношениями между словами, выделение существенных признаков понятий, сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, умение выполнения много аспектной классификации. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучением категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» включает следующие разделы:
- Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации
- Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации
- Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие
- Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» включает следующие разделы:
- Познавательные действия при работе с алгоритмами
- Познавательные действия при работе с информацией
- Познавательные действия по преобразованию информации
В процессе реализации курса осуществляется:
- совершенствование мотивационно - целевой основы учебно-поисковой деятельности;
- формирование организованного мотивированного учебного поведения; отсутствие импульсивных необдуманных ответов на вопросы педагога;
- формирование структурных компонентов учебной и познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании; осмысление того, что нужно сделать в задании и умение руководствоваться инструкцией до конца выполнения задания, проводить контроль совершаемых учебных действий; регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
- формирование приемов мыслительной деятельности, основы теоретического мышления;
- стимуляция познавательных процессов: возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
- формирование способности осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
- формирование алгоритмов выполнения заданий, способствующих автоматизации конкретного учебный навыка;
- формирование умения определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.
Планируемые результаты первого года обучения (4-й класс) освоения коррекционно-развивающего курса формулируются в рамках обозначенных модулей.
Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
- По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации обучающиеся научатся:
- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно найденному основанию;
- синтезировать объект: восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами);
- синтезировать объект: восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения;
- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- сравнивать объекты по наиболее характерным признакам, делать вывод по результатам сравнения.
- По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации обучающиеся научатся:
- выделять явление из общего ряда других явлений, с помощью взрослого различать видовые и родовое понятие;
- обобщать понятие по существенным признакам с опорой на алгоритм учебных действий;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- устанавливать закономерности и поводить обобщение.
- По разделу развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие обучающиеся научатся
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- делать умозаключение по аналогии;
- давать определение понятию на основе пошагового алгоритма учебных действий.
- По разделу развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов обучающиеся научатся:
- выделять неочевидную информацию в тексте на основе сопоставления фактов;
- устанавливать причинно-следственные связи между информационными частями текста, делать выводы;
- объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок с опорой на проиллюстрированный контекст жизненной ситуации.
Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»
- По разделу познавательные действия при работе с алгоритмами обучающиеся научатся:
- выполнять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей по визуальной опоре;
- определять последовательность выполнения действий и составлять простые инструкции из двух-трех шагов;
- удерживать алгоритм работы с правилом с опорой на визуализацию;
- сохранять последовательность учебных действий при самостоятельном выполнении задания;
- определять понятие по заданному алгоритму на изучаемом программном материале 4 класса.
- По разделу познавательные действия при работе с информацией обучающиеся научатся:
- ориентироваться в содержании справочной информации, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике информацию;
- интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
- оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста;
- определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач;
- владеть постановкой вопроса при работе с информацией;
- создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;
- понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты;
- оперировать приемами запоминания и воспроизведения информацией.
- По разделу познавательные действия по преобразованию информации обучающиеся научатся:
- владеть логическими приемами переработки информации (заполнение таблицы, введение числовых данных);
- преобразовывать текстовую информацию в таблицу;
- ориентироваться в схематично представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему;
- кодировать и декодировать информацию.
ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Диагностика | |||
1 | Диагностика математических представлений. | 1 | 09.09.2020 |
2 | Диагностика письменной речи. Написание диктанта. | 1 | 11.09.2020 |
3 | Диагностика связной речи и процесса чтения. | 1 | 14.09.2020 |
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» | |||
4 | Развитие логического мышления. Сравнение, анализ и синтез. | 1 | 16.09.2020 |
5 | Развитие логического мышления. Сравнение, анализ и синтез. | 1 | 18.09.2020 |
6 | Формирование соотношений между словом и образом. | 1 | 21.09.2020 |
7 | Формирование соотношений между словом и образом. | 1 | 23.09.2020 |
8 | Формирование понятий на основе абстрагирования. | 1 | 25.09.2020 |
9 | Формирование понятий на основе абстрагирования. | 1 | 28.09.2020 |
10 | Умение строить простейшие обобщения. | 1 | 30.09.2020 |
11 | Умение строить простейшие обобщения. | 1 | 02.10.2020 |
12 | Умение выделять в явлении природы разные особенности. | 1 | 05.10.2020 |
13 | Умение выделять в явлении природы разные особенности. | 1 | 07.10.2020 |
14 | Развитие способности анализировать простые закономерности. | 1 | 09.10.2020 |
15 | Развитие способности анализировать простые закономерности. | 1 | 12.10.2020 |
16 | Сравнение картинок с последующим рассуждением. | 1 | 14.10.2020 |
17 | Сравнение картинок с последующим рассуждением. | 1 | 16.10.2020 |
18 | Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с иллюстрацией. | 1 | 19.10.2020 |
19 | Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с с иллюстрацией. | 1 | 21.10.2020 |
20 | Установление последовательности событий. | 1 | 23.10.2020 |
21 | Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом. | 1 | 26.10.2020 |
22 | Построение выводов и умозаключений. | 1 | 28.10.2020 |
23 | Построение выводов и умозаключений. | 1 | 30.10.2020 |
24 | Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете. | 1 | 09.11.2020 |
25 | Развитие элементов причинного мышления. | 1 | 11.11.2020 |
26 | Развитие элементов причинного мышления. | 1 | 13.11.2020 |
27 | Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. | 1 | 16.11.2020 |
28 | Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. | 1 | 18.11.2020 |
29 | Формирование понимания скрытого смысла. | 1 | 20.11.2020 |
30 | Развитие способности к наглядному моделированию по словесной инструкции и по образцу. | 1 | 23.11.2020 |
31 | Развитие способности к наглядному моделированию по словесной инструкции и по образцу. | 1 | 25.11.2020 |
32 | Логический анализ текста. | 1 | 27.11.2020 |
33 | Логический анализ текста. | 1 | 30.11.2020 |
34 | Восстановление логической последовательности в сюжетном ряде. Сжатый пересказ. | 1 | 02.12.2020 |
35 | Работа со сложными метафорами. Поиск метафор в тексте. | 1 | 04.12.2020 |
36 | Анализ фразеологизмов. Подбор синонимичного фразеологического ряда. | 1 | 07.12.2020 |
37 | Работа с пословицами. Анализ и обобщение. | 1 | 09.12.2020 |
38 | Работа с пословицами. Анализ и обобщение. | 1 | 11.12.2020 |
39 | Разбор текста со скрытым смыслам. Обсуждение основной сюжетной линии. | 1 | 14.12.2020 |
40 | Разбор текста со скрытым смыслам. Обсуждение основной сюжетной линии. | 1 | 16.12.2020 |
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» | |||
41 | Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема. | 1 | 18.12.2020 |
42 | Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема. | 1 | 21.12.2020 |
43 | Развитие уровня кратковременной слуховой памяти. | 1 | 23.12.2020 |
44 | Развитие уровня кратковременной слуховой памяти. | 1 | 25.12.2020 |
45 | Формирование целостного образа предмета. | 1 | 28.12.2020 |
46 | Формирование целостного образа предмета. | 1 | 11.01.2021 |
47 | Повышение объема внимания, развитие переключения внимания. | 1 | 13.01.2021 |
48 | Повышение объема внимания, развитие переключения внимания. | 1 | 15.01.2021 |
49 | Тренировка смысловой и слуховой памяти. | 1 | 18.01.2021 |
50 | Тренировка смысловой и слуховой памяти. | 1 | 20.01.2021 |
51 | Развитие логической памяти на картинном ряде. | 1 | 22.01.2021 |
52 | Повышение уровня смысловой догадки. Работа с текстом. | 1 | 25.01.2021 |
56 | Соотнесение определений с заданными словами. | 1 | 27.01.2021 |
57 | Соотнесение определений с заданными словами. | 1 | 29.01.2021 |
58 | Формирование представлений о различии поговорок и пословиц. | 1 | 01.02.2021 |
59 | Формирование представлений о различии поговорок и пословиц. | 1 | 03.02.2021 |
60 | Чтение пословиц и соотнесение со смысловым образом. | 1 | 05.02.2021 |
61 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | 08.02.2021 |
62 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | 10.02.2021 |
63 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | 12.02.2021 |
64 | Работа с крылатыми выражениями. | 1 | 15.02.2021 |
65 | Развитие способности пользоваться устной и письменной речью. | 1 | 17.02.2021 |
66 | Узнавание предметов лексической темы по их описанию. | 1 | 19.02.2021 |
67 | Составление рассказа по обозначенному началу. | 1 | 22.02.2021 |
68 | Составление рассказа по обозначенному началу. | 1 | 24.02.2021 |
69 | Составление рассказа по серии картин. | 1 | 26.02.2021 |
70 | Пересказ текста с опорой на картинно-графическую схему. | 1 | 01.03.2021 |
71 | Пересказ текста с опорой на картинно-графическую схему. | 1 | 03.03.2021 |
72 | Работа с текстом. Прочтение, деление на части. Пересказ текста. | 1 | 05.03.2021 |
73 | Работа с текстом. Прочтение, деление на части. Пересказ текста. | 1 | 10.03.2021 |
74 | Формирование навыка составления рассказа самостоятельно. | 1 | 12.03.2021 |
75 | Формирование навыка составления рассказа самостоятельно. | 1 | 15.03.2021 |
76 | Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. | 1 | 17.03.2021 |
77 | Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. | 1 | 19.03.2021 |
78 | Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. | 1 | 29.03.2021 |
79 | Определение нормативного связного высказывания из предложенных образцов. | 1 | 31.03.2021 |
80 | Определение нормативного связного высказывания из предложенных образцов. | 1 | 02.04.2021 |
81 | Составление схемы связного высказывания. | 1 | 05.04.2021 |
82 | Составление схемы связного высказывания. | 1 | 07.04.2021 |
83 | Развитие умения работать по алгоритму на математическом материале. | 1 | 09.04.2021 |
84 | Развитие умения работать по алгоритму на математическом материале. | 1 | 12.04.2021 |
85 | Арифметические действия на геометрическом материале. | 1 | 14.04.2021 |
86 | Арифметические действия на геометрическом материале. | 1 | 16.04.2021 |
87 | Повышение уровня познавательного материала. | 1 | 19.04.2021 |
88 | Повышение уровня познавательного материала. | 1 | 21.04.2021 |
89 | Работа с задачей. Разбор условия задачи. | 1 | 23.04.2021 |
90 | Работа с задачей. Разбор условия задачи. | 1 | 26.04.2021 |
91 | Составление задач по образцы, схеме. | 1 | 28.04.2021 |
92 | Решение сложных задач. | 1 | 30.04.2021 |
93 | Решение сложных задач. | 1 | 05.05.2021 |
94 | Решение задач с косвенным вопросом. | 1 | 07.05.2021 |
95 | Решение логических задач. | 1 | 12.05.2021 |
96 | Решение логических задач. | 14.05.2021 | |
Диагностика | |||
97 | Диагностика математических представлений. | 1 | 17.05.2021 |
98 | Диагностика письменной речи. Написание диктанта. | 1 | 19.05.2021 |
99 | Диагностика связной речи и процесса чтения. | 1 | 21.05.2021 |
Лист корректировки рабочей программы.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока (раздела) | Количество часов | Причина коррекции | Способ коррекции | Форма контроля | ||
по плану | по факту | по плану | по факту | ||||||
Согласовано:
Зам. Директора по УВР
«__» ____________ г.
Хохлачева О.И.
_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185988-1573303898.jpg)
Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия».
Мониторинг реализации программы коррекционного курса«Дефектологические занятия».1-4 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185988-1573303898.jpg)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Дефектологические занятия"
Предназначена для работы учителей-дефектологов с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-1085486-1548837414.jpg)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Дефектологические занятия"
Рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся 3-4 классов "дефектологические занятия"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/02/picture-1482801-1693669448.jpg)
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-1505879-1705308443.jpg)
Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».
Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения, речи и планомерного выполнения зада...