Адаптированная образовательная программа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью)
рабочая программа

Петрова Марина Ивановна

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МКОУ «Специальная школа № 80»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                 Программа  рекомендована

МКОУ «Специальная школа  № 80»                                              к работе педагогическим

Директор ___________Т.И.Колумб                                                советом школы № 80

                                                                                                            Протокол № ____

                                                                                                            от «_____» _______ 2016 г.                                                

                                                                                                            Программа обсуждена на

                                                                                                            методическом объединении

                                                                                                            учителей начальных классов

                                                                                                            Протокол №____

                                                                                                            от «______» _______2016г.

Адаптированная общеобразовательная программа

по  программе формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Реализуется в рамках

Федерального государственного образовательного стандарта

для обучающихся с умственной отсталостью

в соответствии с Адаптированной основной образовательной

программой общего образования

обучающихся с умственной отсталостью

 для дополнительного первого (I1) – IV классов

Составитель:  Зукина М.И.

учитель СБО МКОУ «Специальная школа № 80»

Новокузнецк, 2016

Пояснительная записка

              Адаптированная общеобразовательная программа  по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для дополнительного первого (I1)-IV классов разработана на основе следующих нормативных актов и учебно – методических документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 3 февраля 2015 года).
  • Примерная  адаптированная  основная общеобразовательная  программа  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  одобренная  решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации, требующий создание соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Раздел 1. Цель и задачи программы

Целью программы является социально-педагогическая поддержка  в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи программы:

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

формирование установок на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Раздел 2. Основные направления реализации программы

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной организации  организована по следующим направлениям:

1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

2. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

3. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

4. Работа с родителями (законными представителями).

5. Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.

 Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура общеобразовательной организации включает:

  •  здание и школьные помещения общеобразовательной организации, соответствующие экологическим, санитарным и гигиеническим требованиям, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  •  оснащение учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала, необходимым игровым оборудованием и спортивным инвентарем в соответствии с требования санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  • обеспечение учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала и других помещений для пребывания обучающихся естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
  • оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
  • наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися (фельдшер, учителя физкультуры, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог).

Раздел 3. Основные формы реализации программы

Раздел 3. 1. Реализация программы формирования экологической культуры

и здорового образа жизни в урочной деятельности.

Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Мир природы и человека», а также «Ручной труд».

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:

элементарные природосберегающие умения и навыки:

умения оценивать правильность поведения людей в природе; бережное отношения к природе, растениям и животным; элементарный опыт природоохранительной деятельности.

элементарные здоровьесберегающие умения и навыки:

навыки личной гигиены; активного образа жизни;

умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.;

умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;

умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;

навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными.

навыки и умения безопасного образа жизни:

навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;

умение оценивать правильность поведения в быту;

умения соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;

навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности;

навыки позитивного общения;  соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми; правил безопасного поведения в общественном транспорте.

 навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:

умения действовать в неблагоприятных погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.);

умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания (порядок и правила вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны);

умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах,  порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).

Раздел 3.2. Реализация программы формирования экологической культуры

и здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  осуществляется во внеурочной деятельности и реализуется через программу внеурочной деятельности  «Олимпийцы».

Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

  1. Программа внеурочной деятельности  «Олимпийцы».

  1. Спортивно-оздоровительные мероприятия:

Ii класс

I класс

II класс

III класс

IV класс

Спортивно-развлекательная игра «Зов джунглей»

Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Спортивная игра «На старт!»

Спортивное мероприятие «Спорт-это здоровье»

Спортивное мероприятие «Быть здоровыми ходит»

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества «Да здравствуют, мальчики!»

Спортивное мероприятие «Веселые старты»

Спортивное мероприятие «К защите Родины готовы»

Военно-спортивное мероприятие «А ну-ка, парни!»

Народно-спортивный праздник «Зимние забавы»

Спортивное мероприятие «День здоровья»

Спортивно-игровой  праздник «Вперед, мальчишки!»

Спортивное соревнование «Быстрее. Сильнее. Выше»

«Веселые старты» - спортивное мероприятие

Спортивное мероприятие «День здоровья в школе»

«Планета детства!» - праздник, посвященный Дню защитника детей

Праздничное мероприятие ко Дню защиты детей «Счастливое детство»

Мероприятие, посвященное Дню защиты детей «Да здравствует детство»

Праздник посвященный, Дню защиты детей «Скажем детству «Да!»

Мероприятие ко Дню защиты детей «Пусть всегда будет детство!

  1. Тематические классные часы:

Ii класс

I класс

II класс

III класс

IV класс

Путешествие в страну здоровья

Твой режим дня

Инфекционные болезни

Профилактика простудных заболевание

Что такое здоровье

Солнце, воздух и вода

Откуда берутся грязнули

Как правильно делать уроки

Береги здоровье смолоду

Что мы знаем о курении

Берегите зубы

Культура поведения за столом

Ты и твои эмоции

Вредные привычки

Как отказаться от вредных привычек

Забота о глазах

Культура одежды

Закаливание организма

Позитивные и негативные эмоции

Умеешь ли ты отдыхать

  1. Воспитательские  часы:

Ii класс

I класс

II класс

III класс

IV класс

Личная гигиена

Режим дня

Осанка -стройная спина!

Причины болезни

Как отучить себя от вредных привычек

Что такое здоровье

Чтобы зубы были здоровыми

Если хочешь быть здоров

Как здоровье?

Домашняя аптечка

Стресс

Глаза-главные помощники человека

«Рабочие инструменты» человека

Здоровый образ жизни

Огонек здоровья

Что мы знаем курении

Чтобы уши слушали

Забота о коже

Прививки от болезней

Путешествие в страну здоровья

Алкоголь

Почему болят зубы

Сон-лучшее лекарство

Отравление лекарствами, пищевые отравления

Культура здорового образа жизни

Наркотик

Правильное питание

Питание-необходимое условие для жизни человека

Разнообразие питания

Правильное питание

Состав продуктов

Растительные продукты леса

Здоровая пища для всей семьи

Самые полезные продукты

Витамины

Питание в разное время года

Рыбные продукты

Умеем ли мы правильно питаться

Правила питания

Значение жидкости в организме

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

Дары моря

Я выбираю кашу

Режим питания

Разнообразие питания

Молоко и молочные продукты

Кулинарное путешествие по России

Правила поведения за столом

Завтрак

Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты

Блюда из зерна

Рацион питания

Экология

Мы живем на планете Земля

Культура поведения на природе

Что такое природа?

Дом под крышей голубой

Правила поведения на природе

Почему природа плачет

Вода-основа жизни на Земле

Природа все чувствует

Сигналы от природы

Как правильно развести костер

Для чего нужны цветы?

Бережное отношение к воде

Пауки

Ядовитые растения, грибы, плоды

Правила безопасности при грозе

Жизнь насекомых

Радости моря

Насекомые

Мы и животные

Если заблудился в лесу

Собираемся в лес

Поведение на песчаном пляже

Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья

Уступи змее дорогу

Учусь ориентироваться

Правила безопасного поведения на дороге

Кто есть на дороге

Может ли сразу остановиться транспортное средство

Дорожная разметка

Наиболее безопасный путь в школу

Движение пешеходов по дорогам

История появления правил дорожного движения

Пешеходные переходы

Перекресток и их виды

Правила перехода дорог

Элементы дорог

История светофора

Как правильно переходить дорогу

Общие правила поведения пассажиров

Движение пешехода

Правила перехода дорог при высадки из транспортного средства

Дорога и её составные части

Когда и где появились дорожные знаки

Езда на велосипеде

Мы- пассажиры, обязанности пассажиров

Виды транспортных средств. Спецтранспорт

Какие бываю дороги

Дорожные знаки

Игры на улице

Безопасная поза, при аварийной ситуации в транспорте

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

Пожарная безопасность

Причины пожаров

Пожар в лифте

Пожар в общественных местах

Как уберечься от ожогов

Огонь- друг и враг человека

Правила обращения с огнем

Как обращаться с электроприборами

Пожар в транспорте

Оказание первой помощи при пожаре

Отчего возникают пожары и их предупреждение

Пожар в квартире

Что делать, если загорелся или взорвался телевизор

Как растопить печку

Если горит человек

Ознакомление с пожарной сигнализацией

Пожар на кухне

Правила обращения с газовыми приборами

Как правильно развести костер

Предметы бытовой химии и их безопасное применение

Правила поведения при пожаре

Пожар на балконе

Наступает Новый год

Лесной пожар

Самые простые и важные правила пожарной безопасности

Первичные средства пожаротушения. Знаки пожарной безопасности

Медицинская помощь

Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях

Поражение электрическим током

Кровотечение из носа

Причины травматизма и пути их предотвращения

Первая помощь пострадавшим и ее значение

Общие советы и рекомендации

Если кто-то тонет

Укусы насекомых

Безопасное поведение дома и на улице

Общие правила оказания первой помощи

Порезы и ссадины

Как делать искусственное дыхание

Укусы змей, животных

Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

Ушибы

Попадание инородных тел в глаз, уши или нос

Обморожение

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

Ожоги

Отравления

Тепловой удар

Оказание первой помощи при травмах

Общие правила транспортировки пострадавшего

Моя безопасность

Если вы остались дома одни

Как вести себя при наводнении

Железнодорожные аварии

Опасность оборванных проводов

Что делать, если на улице стреляют

Бытовая химия

Что делать при землетрясении

Автомобильные аварии

Как не стать жертвой преступления

Чем опасна толпа

Правила безопасности на воде

Правила поведения во время бури, урагана и смерча

Аварии в воздухе

Когда взрослых нет дома

Как вести себя, если вы стали заложником террористов

Как вести себя с собаками, кошками

Правила поведения на льду

Что делать при угрозе отравления ядовитыми веществами

Как вести себя в ожидании лифта

Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет

Правила безопасности на природе

Опасность снежных лавин

Как вести себя при угрозе взрыва

Как избежать опасных ситуаций в школе или компании

Что всегда должно быть в домашней аптечке

Раздел 3.3. Просветительская работа с родителями

Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:

  • проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

В содержательном плане просветительская работа направлена на ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма.

  1. Консультации по предметам, день открытых дверей для родителей.
  2. Консультации специалистов службы психолого-педагогического сопровождения для родителей.
  3. Организация страницы для родителей на сайте школы.
  4. Предоставление результатов совместной деятельности детей и родителей на странице сайта школы.
  5. Организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
  6. Родительский лекторий:

Ii класс

I класс

II класс

III класс

IV класс

Физиология и психология младшего школьника

Учите детей быть здоровыми

Физическое воспитание в семье

Безопасность на каждый день

Влияние режима дня на здоровье ребенка

Трудности адаптации первоклассников к школе

Причины и последствия детской агрессивности

Внутрисемейные отношения и эмоциональное состояние ребенка

Физические и психические особенности младших школьников

Правильное питание- залог здоровья

Здоровье и личная гигиена

Предупреждение детских неврозов

Семейная профилактика проявления негативных привычек

Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек)

Активный отдых младших школьников

  1. Выпуск памяток для родителей:
  • Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.
  • Как сделать зарядку любимой привычкой.
  • Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду.
  • Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
  • Организация безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
  • Упражнения для коррекции зрения.
  • Упражнения для коррекции плоскостопия.
  • Упражнения для красивой осанки.
  • Упражнения для глаз при работе на компьютере.
  • Схема режима дня младших школьников.
  • Правила поведения детей перед сном.

Раздел 3.4. Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами

Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами, направленная на повышение квалификации работников общеобразовательной организации и повышение уровня их знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  •  проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;
  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов, фельдшера, педагогов-психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. 

Раздел 4. Планируемые результаты освоения программы формирования

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам,  способность сочувствовать природе и её обитателям;

потребность в занятиях физической культурой и спортом;

негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

 установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении  и поступках;

стремление заботиться о своем здоровье;

готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);

готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

 овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.