Адаптированная образовательная программа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью)
рабочая программа
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_ekologicheskoy_kultury_zlorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Специальная школа № 80»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
МКОУ «Специальная школа № 80» к работе педагогическим
Директор ___________Т.И.Колумб советом школы № 80
Протокол № ____
от «_____» _______ 2016 г.
Программа обсуждена на
методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол №____
от «______» _______2016г.
Адаптированная общеобразовательная программа
по программе формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
Реализуется в рамках
Федерального государственного образовательного стандарта
для обучающихся с умственной отсталостью
в соответствии с Адаптированной основной образовательной
программой общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
для дополнительного первого (I1) – IV классов
Составитель: Зукина М.И.
учитель СБО МКОУ «Специальная школа № 80»
Новокузнецк, 2016
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для дополнительного первого (I1)-IV классов разработана на основе следующих нормативных актов и учебно – методических документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
- Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 3 февраля 2015 года).
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации, требующий создание соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Раздел 1. Цель и задачи программы
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Раздел 2. Основные направления реализации программы
Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной организации организована по следующим направлениям:
1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.
2. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.
3. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
4. Работа с родителями (законными представителями).
5. Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.
Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура общеобразовательной организации включает:
- здание и школьные помещения общеобразовательной организации, соответствующие экологическим, санитарным и гигиеническим требованиям, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- оснащение учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала, необходимым игровым оборудованием и спортивным инвентарем в соответствии с требования санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- обеспечение учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала и других помещений для пребывания обучающихся естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
- наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися (фельдшер, учителя физкультуры, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог).
Раздел 3. Основные формы реализации программы
Раздел 3. 1. Реализация программы формирования экологической культуры
и здорового образа жизни в урочной деятельности.
Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Мир природы и человека», а также «Ручной труд».
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:
элементарные природосберегающие умения и навыки:
умения оценивать правильность поведения людей в природе; бережное отношения к природе, растениям и животным; элементарный опыт природоохранительной деятельности.
элементарные здоровьесберегающие умения и навыки:
навыки личной гигиены; активного образа жизни;
умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.;
умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;
умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;
навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными.
навыки и умения безопасного образа жизни:
навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;
умение оценивать правильность поведения в быту;
умения соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;
навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности;
навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми; правил безопасного поведения в общественном транспорте.
навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:
умения действовать в неблагоприятных погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.);
умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания (порядок и правила вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны);
умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).
Раздел 3.2. Реализация программы формирования экологической культуры
и здорового образа жизни во внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятельности и реализуется через программу внеурочной деятельности «Олимпийцы».
Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
- Программа внеурочной деятельности «Олимпийцы».
- Спортивно-оздоровительные мероприятия:
Ii класс | I класс | II класс | III класс | IV класс |
Спортивно-развлекательная игра «Зов джунглей» | Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие, умелые» | Спортивная игра «На старт!» | Спортивное мероприятие «Спорт-это здоровье» | Спортивное мероприятие «Быть здоровыми ходит» |
Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества «Да здравствуют, мальчики!» | Спортивное мероприятие «Веселые старты» | Спортивное мероприятие «К защите Родины готовы» | Военно-спортивное мероприятие «А ну-ка, парни!» | Народно-спортивный праздник «Зимние забавы» |
Спортивное мероприятие «День здоровья» | Спортивно-игровой праздник «Вперед, мальчишки!» | Спортивное соревнование «Быстрее. Сильнее. Выше» | «Веселые старты» - спортивное мероприятие | Спортивное мероприятие «День здоровья в школе» |
«Планета детства!» - праздник, посвященный Дню защитника детей | Праздничное мероприятие ко Дню защиты детей «Счастливое детство» | Мероприятие, посвященное Дню защиты детей «Да здравствует детство» | Праздник посвященный, Дню защиты детей «Скажем детству «Да!» | Мероприятие ко Дню защиты детей «Пусть всегда будет детство! |
- Тематические классные часы:
Ii класс | I класс | II класс | III класс | IV класс |
Путешествие в страну здоровья | Твой режим дня | Инфекционные болезни | Профилактика простудных заболевание | Что такое здоровье |
Солнце, воздух и вода | Откуда берутся грязнули | Как правильно делать уроки | Береги здоровье смолоду | Что мы знаем о курении |
Берегите зубы | Культура поведения за столом | Ты и твои эмоции | Вредные привычки | Как отказаться от вредных привычек |
Забота о глазах | Культура одежды | Закаливание организма | Позитивные и негативные эмоции | Умеешь ли ты отдыхать |
- Воспитательские часы:
Ii класс | I класс | II класс | III класс | IV класс |
Личная гигиена | ||||
Режим дня | Осанка -стройная спина! | Причины болезни | Как отучить себя от вредных привычек | Что такое здоровье |
Чтобы зубы были здоровыми | Если хочешь быть здоров | Как здоровье? | Домашняя аптечка | Стресс |
Глаза-главные помощники человека | «Рабочие инструменты» человека | Здоровый образ жизни | Огонек здоровья | Что мы знаем курении |
Чтобы уши слушали | Забота о коже | Прививки от болезней | Путешествие в страну здоровья | Алкоголь |
Почему болят зубы | Сон-лучшее лекарство | Отравление лекарствами, пищевые отравления | Культура здорового образа жизни | Наркотик |
Правильное питание | ||||
Питание-необходимое условие для жизни человека | Разнообразие питания | Правильное питание | Состав продуктов | Растительные продукты леса |
Здоровая пища для всей семьи | Самые полезные продукты | Витамины | Питание в разное время года | Рыбные продукты |
Умеем ли мы правильно питаться | Правила питания | Значение жидкости в организме | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | Дары моря |
Я выбираю кашу | Режим питания | Разнообразие питания | Молоко и молочные продукты | Кулинарное путешествие по России |
Правила поведения за столом | Завтрак | Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты | Блюда из зерна | Рацион питания |
Экология | ||||
Мы живем на планете Земля | Культура поведения на природе | Что такое природа? | Дом под крышей голубой | Правила поведения на природе |
Почему природа плачет | Вода-основа жизни на Земле | Природа все чувствует | Сигналы от природы | Как правильно развести костер |
Для чего нужны цветы? | Бережное отношение к воде | Пауки | Ядовитые растения, грибы, плоды | Правила безопасности при грозе |
Жизнь насекомых | Радости моря | Насекомые | Мы и животные | Если заблудился в лесу |
Собираемся в лес | Поведение на песчаном пляже | Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья | Уступи змее дорогу | Учусь ориентироваться |
Правила безопасного поведения на дороге | ||||
Кто есть на дороге | Может ли сразу остановиться транспортное средство | Дорожная разметка | Наиболее безопасный путь в школу | Движение пешеходов по дорогам |
История появления правил дорожного движения | Пешеходные переходы | Перекресток и их виды | Правила перехода дорог | Элементы дорог |
История светофора | Как правильно переходить дорогу | Общие правила поведения пассажиров | Движение пешехода | Правила перехода дорог при высадки из транспортного средства |
Дорога и её составные части | Когда и где появились дорожные знаки | Езда на велосипеде | Мы- пассажиры, обязанности пассажиров | Виды транспортных средств. Спецтранспорт |
Какие бываю дороги | Дорожные знаки | Игры на улице | Безопасная поза, при аварийной ситуации в транспорте | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств |
Пожарная безопасность | ||||
Причины пожаров | Пожар в лифте | Пожар в общественных местах | Как уберечься от ожогов | Огонь- друг и враг человека |
Правила обращения с огнем | Как обращаться с электроприборами | Пожар в транспорте | Оказание первой помощи при пожаре | Отчего возникают пожары и их предупреждение |
Пожар в квартире | Что делать, если загорелся или взорвался телевизор | Как растопить печку | Если горит человек | Ознакомление с пожарной сигнализацией |
Пожар на кухне | Правила обращения с газовыми приборами | Как правильно развести костер | Предметы бытовой химии и их безопасное применение | Правила поведения при пожаре |
Пожар на балконе | Наступает Новый год | Лесной пожар | Самые простые и важные правила пожарной безопасности | Первичные средства пожаротушения. Знаки пожарной безопасности |
Медицинская помощь | ||||
Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях | Поражение электрическим током | Кровотечение из носа | Причины травматизма и пути их предотвращения | Первая помощь пострадавшим и ее значение |
Общие советы и рекомендации | Если кто-то тонет | Укусы насекомых | Безопасное поведение дома и на улице | Общие правила оказания первой помощи |
Порезы и ссадины | Как делать искусственное дыхание | Укусы змей, животных | Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом | Оказание первой помощи при наружном кровотечении |
Ушибы | Попадание инородных тел в глаз, уши или нос | Обморожение | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях | Оказание первой помощи при ушибах и переломах |
Ожоги | Отравления | Тепловой удар | Оказание первой помощи при травмах | Общие правила транспортировки пострадавшего |
Моя безопасность | ||||
Если вы остались дома одни | Как вести себя при наводнении | Железнодорожные аварии | Опасность оборванных проводов | Что делать, если на улице стреляют |
Бытовая химия | Что делать при землетрясении | Автомобильные аварии | Как не стать жертвой преступления | Чем опасна толпа |
Правила безопасности на воде | Правила поведения во время бури, урагана и смерча | Аварии в воздухе | Когда взрослых нет дома | Как вести себя, если вы стали заложником террористов |
Как вести себя с собаками, кошками | Правила поведения на льду | Что делать при угрозе отравления ядовитыми веществами | Как вести себя в ожидании лифта | Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет |
Правила безопасности на природе | Опасность снежных лавин | Как вести себя при угрозе взрыва | Как избежать опасных ситуаций в школе или компании | Что всегда должно быть в домашней аптечке |
Раздел 3.3. Просветительская работа с родителями
Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:
- проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
В содержательном плане просветительская работа направлена на ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма.
- Консультации по предметам, день открытых дверей для родителей.
- Консультации специалистов службы психолого-педагогического сопровождения для родителей.
- Организация страницы для родителей на сайте школы.
- Предоставление результатов совместной деятельности детей и родителей на странице сайта школы.
- Организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
- Родительский лекторий:
Ii класс | I класс | II класс | III класс | IV класс |
Физиология и психология младшего школьника | Учите детей быть здоровыми | Физическое воспитание в семье | Безопасность на каждый день | Влияние режима дня на здоровье ребенка |
Трудности адаптации первоклассников к школе | Причины и последствия детской агрессивности | Внутрисемейные отношения и эмоциональное состояние ребенка | Физические и психические особенности младших школьников | Правильное питание- залог здоровья |
Здоровье и личная гигиена | Предупреждение детских неврозов | Семейная профилактика проявления негативных привычек | Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек) | Активный отдых младших школьников |
- Выпуск памяток для родителей:
- Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.
- Как сделать зарядку любимой привычкой.
- Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду.
- Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
- Организация безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
- Упражнения для коррекции зрения.
- Упражнения для коррекции плоскостопия.
- Упражнения для красивой осанки.
- Упражнения для глаз при работе на компьютере.
- Схема режима дня младших школьников.
- Правила поведения детей перед сном.
Раздел 3.4. Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами
Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами, направленная на повышение квалификации работников общеобразовательной организации и повышение уровня их знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
- проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;
- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов, фельдшера, педагогов-психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Раздел 4. Планируемые результаты освоения программы формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
потребность в занятиях физической культурой и спортом;
негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
стремление заботиться о своем здоровье;
готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);
готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.