Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"
учебно-методический материал по экологии на тему

Зарипова Лариса Фаукатовна

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zaripova_l.f.docx98.25 КБ

Предварительный просмотр:

                        Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

                (Тюменская область)        

        КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Самообразование

Тема: «Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС»

        

Воспитатель Зарипова Л.Ф.

Нефтеюганск  2017

ВВЕДЕНИЕ

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально – экономической революции. Россия, являясь частью мирового экономического пространства, проходит путь глобализации экономики, создание инновационной экономики, которая является стратегическим направлением развития нашей страны.

Формирующиеся в России инновационные социально – экономические процессы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство, требуют внедрения и новейших образовательных технологий, нового подхода в обучении.

Модернизация системы образования  направлена на то, чтобы построить в Российской Федерации систему образования, отвечающую требованиям демократизации и гуманизации, обеспечить доступность массового образования,  направленного не только на формирование знаний и умений, но и формирование мировоззрения.

Реформа системы образования развивается и призвана удовлетворять потребности личности, общества и государства в предоставлении возможности гражданам получать образование, профессиональную квалификацию и компетенцию.

«Компетенция» в переводе с латинского (competentia) означает  круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентность – совокупность личностных качеств обучающегося (ценностно – смысловых ориентаций, знаний, умений навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно – значимой сфере.

Профессиональная компетентность – мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления.

Индивидуальная компетентность – готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций.

Профессиональная компетенция – способность личности успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении профессиональной деятельности.

Целью современного образования является повышение качества образования педагогов, реализация компетентностного подхода в их обучении, а, значит и успешная социализация.

Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всей жизни человека. С педагогической точки зрения, социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного производства индивидом социального опыта [3].

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ  ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

1.1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС). АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АООП)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении общих задач для многих видов деятельности»[1].

Внедрение  ФГОС в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  доказало необходимость реализации деятельностного и дифференцированного подхода и явилось основой изменения результата подготовки обучающихся

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

К особым образовательным потребностям относятся научный,  практико – ориентированный, действенный характер содержания образования; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру; овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой [2].

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается в том числе, и использованием специфических методов и средств обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 направлен на освоение Адаптированной основной общеобразовательной  программы обучающихся.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный и  реализуется через организацию как урочной, так  внеурочной деятельности.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни содержится в содержательном разделе АООП.

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СООТВЕТСВИИ С ФГОС

В настоящее время вклад естественных наук в общее образование подрастающего поколения повсеместно возрастает. Это определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Вопрос: "Каково место человека в природе?" –  должен решить для себя каждый обучающийся. От правильности ответа на поставленный вопрос, в конечном итоге, будет зависеть выживание человечества на планете Земля.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии,  трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Использование метапредметных связей, проведение воспитательных занятий во внеурочное время создает условия  для развития элементарных представлений  в области экологической грамотности, формировании экологической культуры, здорового образа жизни, формировании экологического мышления.

Основными компонентами формирования экологической культуры являются:

–  установка (ценностно –   мотивационный компонент);

–  получение знаний (когнитивный компонент);

–  приобретение умений и навыков (деятельностный компонент);

–  способность к самопознанию и самосовершенствованию (креативный компонент).

В соответствии с ФГОС, необходимостью   формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы родного края, поставили необходимость разработки рабочей программы воспитателя «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)».

Цель программы: Создание условий для овладения воспитанниками социальных (жизненных компетенций)

Задачи программы:

–  воспитание стремления к самостоятельности в бытовой деятельности;

– воспитание установки на безопасный, здоровый образ жизни, безопасное поведение в окружающей среде: в быту, природе, на улице, в транспорте;

–  воспитание бережного отношения к природе.

Личные результаты освоения программы обучающимися должны отражать:

–  принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности занятий физической культурой, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

–  бережное отношение к здоровью, как к собственному, так и других людей;

–  сфорированность экологического мышления, понимания вляния социально–экономических процессов на состояние природной и социальной среды, приобретение опыта экологической направленности.  

В зависимости от уровня познавательной активности в воспитательном процессе различают пассивное, активное и интерактивное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему учителем или воспитателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании урока-монолога, чтении литературы.  Обучающийся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо, проблемных, поисковых задач.

При активном обучении обучающийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с учителем, воспитателем участвует в познавательном процессе, выполняет поисковые, проблемные задания. Может осуществляться взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в малых группах, в парах. Все чаще используются активные методы обучения, при которых учащиеся выступают в роли активных субъектов учебной деятельности: ролевые игры.

Применяются компьютерные обучающие средства (мультимедийные технологии), позволяющие использовать не только текст, но и видеоряд, а также обеспечивающие оперативный контроль –   обратную  связь о степени овладения обучающимися порцией учебного материала.

 

Рис.1 Активные методы обучения [3].

В рамках  программы здорового и безопасного образа жизни, воспитании активной позиции в овладении навыками самообслуживания мною были проведены воспитательные занятия с применением методов активного и интерактивного обучения.

  Практическое  занятие  «Уход за одеждой, обувью. Ручная стирка». Тема воспитательного занятия «Чистота – залог здоровья».

На воспитательном занятии воспитанники школы–интернат познакомились с средствами стирки: стиральный порошок, хозяйственное и туалетное мыло, узнали что являлось заменителем мыла и стирального порошка до их изобретения. Затем, воспитанники школы – интернат используя ручную стирку, стирали личные вещи (носки).

 Воспитательное занятие «Твоя спальня» проводилось в виде конкурса на самую чистую комнату в интернате. Жюри из четырех человек проверяли чистоту комнат, аккуратность и порядок в тумбочках, шкафах. Затем объявлялись победители «самой чистой комнаты».

К активным методам воспитательной работы относится проведение «круглого стола» на тему: «С чего начинается курение?»,  которое состоялось  в школе –   интернат. В дискуссии принимали участие все воспитанники школы – интернат,  с участием воспитанников разыгрывались ситуации, в которых  нужно сказать твердое «НЕТ!» употреблению табака, наркотиков. В обобщении проведенной дискуссии о безопасном, здоровом образе жизни выпустили памятку «Скажите твердо: НЕТ!». Каждой стадии развития общества соответствуют свои формы и содержание процесса обучения, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. В современном образовании фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучающихся, основанные на использовании словесно – книжных методах, с опорой на традиционные средства обучения.

Сотрудничество – примета нашего времени. Диалоговое обучение, создание на занятиях атмосферы «обратной связи», в ходе которой осуществляется взаимодействие учителя или  воспитателя и обучающихся.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, оно относится к креативным методам обучения.

Интерактивное обучение называют и технологией, и методом, и формой.

Но, чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется интеракция (взаимодействие).

Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыты жизнедеятельности.Картинки по запросу картинка интерактивного метода обучения

Рис.2 Интерактивные методы обучения

Опробирование применения интерактивных методов обучения проводилось на воспитательном занятии: «Эколого – просветительском мероприятии «Семейный праздник «День кедра».

 В своей работе я опробировала применение интерактивных методов обучения, такие как:

–  компьютерные обучающие средства (мультимедийные технологии): презентация

 –  оформление стенда «Ты не поверишь!», «Это интересно!», выпуск памятки «Скажи твердо «НЕТ!»

 –  работа в малых группах.

Работа в малых группах – это совместная деятельность, направленная на решение общей задачи, созидательный труд.

– дидактическая игра.

Дидактическая игра – это активная и интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактическая игра является (обучающей)  игрой, ее обязательными элементами и условиями служат дидактическая задача – учебная задача. Это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Внедрение ФГОС в  общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  доказало необходимость реализации деятельностного и дифференцированного подхода, посредством современных, интерактивных технологий, что является основой изменения результата подготовки обучающегося.

До внедрения ФГОС качество результата обучения рассматривалось как определенный уровень подготовки обучающегося. В новых условиях,  применительно к системе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интелллектуальными нарушениями), под качеством результата понимается сформированность у обучающегося жизненных компетенций, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

В результате опробирования проведения воспитательных занятий с применением активных и интерактивных методов обучения у воспитанников наблюдалось изменение уровня владения компетенциями.

В результате применения инструмента диагностики- метода наблюдения, можно отметить, что изменился коммуникативный и учебный мотив. Воспитательные занятия несли в себе новые знания, проявившиеся в расширении и усвоении знаний воспитанниками о родной природе, о сибирском кедре, о национальном парке «Чеускино»; также воспитательные занятия имели большой эмоциональный заряд, выразившийся в  сплоченности и дружбе воспитанников школы – интернат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599.

3. Зарипова Л.Ф.[Интерактивное обучение как средство развития профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных рабочих (на примере естественнонаучных дисциплин)]/ Л.Ф. Зарипова. – Тобольск: ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, 2017. – 2-3, 7-8, 9 с.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

1. htts:// yavdex. Ru/images/seach? text = картинки интерактивного

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Конструкт  практического занятия «Уход за одеждой, обувью. Ручная стирка»

2. Памятка «С чего начинается курение?»

3. Сообщение  «Ты не поверишь!»

4. Сообщение  «Это интересно!»

5. Сценарий проведения «Эколого – просветительского мероприятия «Семейный праздник «День кедра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дьячкова Н.Л. Реализация исследовательской технологии обучения на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения.

Дьячкова Надежда Львовна,  учитель физикиГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи Выборгского  района  Санкт-Петербурга  На современном этапе в области образования...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Доклад по теме: "Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: этап становления и соотнесения аспектов ключевых компетенций, методов и форм проведения внеклассных мероприятий при внедрении ФГОС". Борисова А.А

Модернизация образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране вышла на новый этап: завершилось общественное обсуждение проекта Концепции Федерального государственного станда...

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...