Веселые стихи на автоматизацию трудных звуков.
методическая разработка

Веселые рифмовки, стишки на автоматизацию звуков "С", "Ш", "Л", "Р". Очень важно, что в стихах исключены другие сложные звуки, которые ребенок еще может произносить неправильно. С помощью такого забавного речевого материала ребенку будет нескучно автоматизировать звуки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_stihi_na_avtomatizatsiyu_zvukov.docx799.01 КБ

Предварительный просмотр:

Веселые стихи, рифмовки на трудные звуки                Хенсон С.А.


Оглавлениеumnyiy-malyish.jpg (604×549)

Правила автоматизации звуков в стихах.        2

Автоматизация звука С        4

Автоматизация звука Ш        5

Автоматизация звука Л        6

Автоматизация звука Р        8


Правила автоматизации звуков в стихах.

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.

После постановки звука, переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука (СССС), затем слогов с этим звуком (СА, СЭ, СЫ, СО, СУ), далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, стихи, пересказы, самостоятельная речь.

Автоматизация нового звука в стихах, а затем в рассказах – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни.

Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи.


На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку?Дети

  • Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф).
  • Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее, или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того, и другого звука.
  • Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста.
  • Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм (какие-то личные переживания, ассоциации), не стоит настаивать, возьмите другое стихотворение.
  • Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях (например, инверсивные фразы, где подлежащее и сказуемое стоят не в начале фразы) – это также усложняет восприятие смысла, снижает качество работы.
  • После этого читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Это называется отраженное проговаривание. Совместное произношение (сопряженное проговаривание) текста (на данном этапе) недопустимо. Очень трудно услышать, что и как ты говоришь, если параллельно слушаешь другого человека. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова или неправильно произносит отрабатываемый звук в некоторых словах), перейдите на вариант повторения по одному - два слова. Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно.
  • Читая ребенку текст, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым вы облегчите ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
  • Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить: «Сова», «Корова», «Дуб» - эти слова читаются так: «Сава, КАрова, ДуП». Логопедические тексты специально подобраны с учетом оглушения звонких звуков.
  • Не стоит заучивать стихи наизусть – внимание у ребенка одно, если мы отрабатываем звук, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста. К тому же дети непроизвольно и незаметно сами очень часто запоминают стихи, главное не ставьте ему такую задачу, пусть это происходит неосознанно.
  • Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. По сути, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.

Автоматизация звука С

С – звук-«ветерок». Стихи на автоматизацию звука С.[1]

images

Без названия

Тихо-тихо сон идет.
Сказки новые несет.
Сказки обо всем на свете…
Так бегом в постели, дети !

Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поет.

Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.

Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет – самокат.

Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.

Днем сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут -
На охоту летят.

Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.

Сойка, сидя на сосне,
Поет песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете
детям.

Автоматизация звука Ш

Ш – звук, как шипит змея. Стихи на автоматизацию звука Ш[2].

06875bf17c3700520920925b2b5cfba2

Без названия (1)

Мошки и букашки
Мешают Гоше и Пашке.

Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.

Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Маши котенок Тимошка,
У Миши мышонок Тотошка
Не могут Тимошка с Тотошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой понемножку
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.

Уж шипит мышонку:
- Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь

У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на
Тотошку.

Автоматизация звука Л

Л – звук «колокольчик», «болтушка». Стихи на автоматизацию звука Л.[3]

77769610_13

kolokol'chik_na_poslednij_zvonok

Искала белка дуб с дуплом.
Дупло у белок – это дом.

Клоун Милу удивил:
Он за хвост слона водил.

Кипятила Клава молоко.
Молоко кипятить нелегко.
Внимательно Клава глядит,
Когда молоко закипит.

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Болонка лайку удивила:
Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант:
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать.

Павел ел ни много, ни мало:
Клубнику и хлеб,
Молока полбокала,
Булку и лук,
Лимон и малину,
Похлебку, бульон
И блина половину.

В полнолуние под елкой
Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, телки.
Плохо, голодно ему

Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде,
о луне.

Автоматизация звука Р

Р – звук-«мотор», как рычит тигр. Стихи на автоматизацию звука Р[4]

Без названия

youloveit_ru_heartlake_city_lego_friends_19

Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобер и выдра поутру
Играют в новую игру.

Есть у Ромы огород,
В нем морковка растет
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.

Два брата у Прохора
Захар и Егор.
Захар дрова рубит,
Егор метет двор.

Громыхает грозныц гром,
Где-то в роще за бугром, -
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.

Знает Рома и Егор:
Несъедобен мухомор.
Не смотря на красоту,
Не годится он в еду.

У самого забора
Будка Трезора.
Не пустит Трезор
Гостей за забор.

На пруду и шум, и драка,
Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Кобра хочет всем добра
И гостей зовет с утра,
Но никто из зверей
Не приходит в гости к ней.
Почему-то звери
Кобре той не верят.

Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад ее не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
(Работать раку неохота,
Не радует его
работа).


[1] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.

[2] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.

[3] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.

[4] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребусы для автоматизации шипящих звуков.

В презентации представлены ребусы, которые можно использовать на этапе автоматизации шипящих звуков. Ребусы можно использовать  с учащимися 1-6 классов школы 1, 2 вида...

Веселые стихи для автоматизации звуков.

Уважаемые учителя – логопеды, мы с вами знаем огромное количество детских стишков и применяем их для автоматизации звуков в речи. Моя небольшая подборка интересных стихов и скороговорок  может по...

Стихи для автоматизации звуков

Отличная подборка стихов разных авторов на разные звуки....

Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.

Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...

Пакет рекомендаций для родителей «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Пакет рекомендаций для родителей «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»...

Стихи для автоматизации звуков

Стихи для автоматизации поставленных звуков родителями в домашних условиях...

Автоматизация мягкого звука С. Дефференциация твёрдого и мягкого звука С в в слогах и словах.

Презентация поможет родителям и детям  автоматизировать в речи слова с мягким согласным С. Предлагаемые задания  знакомы детям, направлены на развитие  воспиятия, речи, внимания, памяти...