Педсовет. Выступление на тему: "Технология применения опорных сигналов".
материал

Коваленко Екатерина Валерьевна

К особенностям этой технологии относят определенную закодированность учебной информации, возможность выделить этапы в изучении материала, применять различные формы организации учебной деятельности школьников, проявить творческие приемы выражения учебного материала в символах и рисунках, организовать индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. ЛОС позволяют учителю проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала, что приводит к его усвоению школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listy_opornyh_signalov.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технология применения опорных сигналов

        Учитель-логопед  

высшей квалификационной категории

Коваленко Е.В.  

                                                                                                                                 

На своих логопедических занятиях в коррекционной школе для развития монологической речи помимо словесных описаний широко использую технологию листов опорных сигналов (ЛОС). Это схемы, рисунки, символы.

К особенностям этой технологии относят определенную закодированность учебной информации, возможность выделить этапы в изучении материала, применять различные формы организации учебной деятельности школьников, проявить творческие приемы выражения учебного материала в символах и рисунках, организовать индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. ЛОС позволяют учителю проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала, что приводит к его усвоению школьниками.

Зрительное восприятие листов опорных сигналов, воспроизведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по ним, развивают все виды памяти школьников.   ЛОС создают благоприятные условия для проверки усвоения учебного материала, позволяют вести четкий учет результатов усвоения каждой темы.

При построении ЛОС целесообразно соблюдать ряд условий:

— определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися;

— разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;

— все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;

Листы опорных сигналов (ЛОС) должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. ЛОС должны быть лаконичны, так как много символов школьники не смогут запомнить.

2. Они должны отличаться структурностью, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.

3. Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.

4. При построении ЛОС необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и на занятии.

5. Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, графике, цвету, так как среди школьников (как установлено психологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.

6. Листы опорных сигналов должны быть тесно связаны с текстом, чтобы школьники могли лучше воспроизвести изучаемый текст.

7. При составлении сигналов для учащихся 3-7 классов чаще всего используют схематические рисунки, цветные карандаши или мелки.

Поскольку технология применения ЛОС предполагает диагностику результатов обучения, то необходимо рассмотреть особенности работы учителя и учащихся.  Листы опорных сигналов учитель чаще всего воспроизводит на доске по ходу чтения или пересказа текста.  Учащиеся могут выполняют воспроизводить ЛОС в тетрадях, следя за работой учителя

Технология ЛОС применима при индивидуальной работе с сигналами каждого ученика. С этой целью каждый ученик может быть обеспечен ЛОС.  Сигналы перерисовываются школьниками в свои тетради.  Учитель может дать задание на уроке воспроизвести ЛОС по памяти, или при ответе у доски сигналы используются как своеобразные развернутые планы. На этапе закрепления, обобщения знаний и умений опоры особенно необходимы.

Технология применения ЛОС предполагает, что при подведении итогов изучения какого-либо содержания каждый школьник воспроизводит опорный конспект, что позволяет учителю определить уровень усвоения, получить сведения о результатах обучения.  Можно проводить уроки коррекции и зачетные уроки с применением ЛОС.

Литература:

1. Бенькович Т. М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. — М., 1995.

2. Бенькович Т. М. Опорные конспекты в обучении географии России. 8-9 кл. - М., 1997.

3. Винокур М. С., Скуратович О. Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках географии. — Киев, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: «Технологии развивающего обучения»

Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.Одной из...

Презентация на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии"

Презентацию можно использовать во время проведения мастер-класса на данную тему....

Мастер-класс на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии".

Этот материал я использовала при проведении мастер-класса на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии" на областном семинаре для учителей естественного цикла....

Выступление по теме "Технологии, условия и средства достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов."

Основные условия для достижения обучающимися метапредметных результатов:Деятельность должна осуществляться на всех предметах и во внеурочной деятельности (системность) – посредством реализации п...