Различные формы включения детей инвалидов в совместную деятельность на занятиях творческой мастерской по швейному делу
статья

 PRO-шить

Все дети, поступающие в школу-интернат имеют ограниченные возможности здоровья. Но, несмотря, на одинаковый диагноз,  они  совершенно разные, разные  по своим личностным характеристикам, по своему умственному и физическому развитию. Дети с разными возможностями,  имеющие лёгкие нарушения развития, а порой с очень сложными дефектами, должны научиться жить  и взаимодействовать  в едином школьном коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razlichnye_formy_vklyucheniya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Различные формы включения детей инвалидов в совместную деятельность на занятиях творческой мастерской по  швейному делу

Береснева Людмила Михайловна

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Г.С. Плюснина»

Все дети, поступающие в школу-интернат имеют ограниченные возможности здоровья. Но, несмотря, на одинаковый диагноз,  они  совершенно разные, разные  по своим личностным характеристикам, по своему умственному и физическому развитию.   Дети с разными возможностями,  имеющие лёгкие нарушения развития, а порой с очень сложными дефектами, должны научиться жить  и взаимодействовать  в едином школьном коллективе.  

Обычно ребёнок с тяжёлыми нарушениями занимает особое место  в школьном коллективе, подвергаясь  специфическому отношению сверстников, т.к. те не умеют общаться с такими детьми.   В свою очередь ребенку-инвалиду тоже очень сложно принять    более здоровых детей.

Актуальными задачами педагогического коллектива школы-интерната являются взаимное сближение данных категорий детей, помощь  детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития   в социальной адаптации.

Решению данной проблемы способствует организация совместной деятельности воспитанников, независимо от особенностей их развития и способностей. Совместная деятельность при создании  специальных педагогических условий,  позволяет раскрыть и реализовать возможности  каждого, даже самого слабого ученика, ощутить ситуацию успеха, приобрести уверенность в своих силах и вызвать  симпатию и уважение сверстников.  

 Совместную деятельность воспитанников с различными возможностями  позволяет организовать творческая мастерская по швейному делу «Мы вместе». В программе творческой мастерской содержатся темы, направленные на выполнение полезных изделий, основой которых является коллективное творчество. Коллективное творчество предполагает создание общего изделия, где объединяется труд всех детей творческой мастерской.  Это изготовление коллективных панно для украшения интерьера  школы, композиций по известным сказкам, изделий  бытового назначения (напольные коврики, покрывала), наборов для кухни (скатерти, салфетки), новогодних костюмов и т.д.

Условием организации творческой мастерской является создание педагогом положительной атмосферы, в которой воспитанники, независимо от своего дефекта  чувствовали бы себя свободно и комфортно.

При создании общей работы каждый воспитанник выполняет посильное индивидуальное практическое задание. Дети с тяжёлыми дефектами также не остаются в стороне, они выполняют простые, но нужные операции: обводят по шаблону, вырезают детали изделия, сортируют детали по цвету, по размеру и т.д.

Включение в совместную деятельность воспитанников возможно не только путём выполнения индивидуальных заданий каждым учеником, но и при выполнении одинаковых операций, но разными способами. Например, при оформлении салфеток, скатертей аппликациями, часть детей используют в обработке более лёгкий в исполнении прямой стежок, другая часть выполняет аппликацию более сложным – тамбурным стежком.

Разные способности воспитанников учитываются и при выборе материала для выполнения работ. С более сложными в обработке материалами, требующими аккуратности, терпения, усилий работают сильные учащиеся, слабые с более лёгкими в обработке.

Есть ещё один вариант организации сотрудничества детей – это парная работа, он заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и результат уже зависит от качества работы каждой подгрупп. Причём в паре работают сильный и слабый учащийся. Сильный не может начать свою операцию без предварительных заготовок, выполненных воспитанниками с тяжёлыми нарушениями. Для ускорения работы и улучшения её качества сильный воспитанник оказывает помощь слабому, т.о. дети получают возможность совместно выполнить ту или иную работу.

По завершении работы организуется рефлексивная деятельность, которая определяет   не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Поэтому каждый чувствует себя причастным к полученному общему продукту. Все видят свои успехи и успехи других. В результате совместной деятельности, единения  интересов воспитанники достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Ежегодно творческие работы воспитанников представляются на различных конкурсах, фестивалях и выставках декоративно-прикладного творчества.

В прошедшем учебном году значительными мероприятиями декоративно-прикладного творчества стали  областной конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Рядом с мастером», окружной конкурс ПФО «МастерОК» в г.Саранске, окружной проект с целью выявления талантливых детей среди воспитанников детских домов ПФО, проявляющих интерес к творчеству, в рамках окружного проекта «ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО» и федерального проекта «России важен каждый ребенок»  «На берегах Волги семьей единою живем» в г. Казани,   Международный Творческий Фестиваль детей с ограниченными возможностями здоровья "Шаг навстречу!» в г. Санкт- Петербурге.  

Для участия в этих конкурсах воспитанниками были продуманы и изготовлены качественные работы, выполненные в различных техниках. Это панно «Ромашки» -выполненное в технике лоскутная аппликация и цветы из фоамирана, декоративные подушки «Нежность» - изготовленные в технике шитья и цветы из ткани, набор для кухни «Барышня - грелка» - выполненные в технике мягкая игрушка и кукла из капрона, покрывало «Радуга» - техника- лоскутное шитьё и вышивка.

Воспитанники-участники конкурсов отмечены дипломами победителей и призёров и награждены поездками в города Казань, Саранск и Санкт-Петербург.

Успех в конкурсных мероприятиях декоративно-прикладного творчества, поездки по городам России, доброжелательная и комфортная атмосфера привлекают к участию в работе творческой мастерской всё большее количество детей. Творческая мастерская становится популярным местом   для творчества не только среди девочек, но и среди мальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного занятия "Творческая мастерская"

Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осущес...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Творческая мастерская " для 5 класса

внеурочная деятельность по технологии "Творческая мастерская " для 5 класаа...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Конспект занятия: Творческая мастерская «И вот она нарядная на праздник к нам пришла»

Конспект занятия, изготовление новогодней открытки . К конспекту приложены фото поэтапного изготовления открытки....

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...