Методы и приемы социокультурной адаптации, применяемые в СПб ГБСУСО «Дом-интернат №5».
статья

Альшина Наталья Викторовна

В статье представлен практический и методический опыт по развитию, коррекции и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии, социокультурной адаптации а также опыт работы с родителями таких детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы социокультурной адаптации, применяемые в

СПб ГБСУСО «Дом-интернат №5».

Автор – учитель-дефектолог

Альшина Наталья Викторовна

alschina.natalya@yandex.ru

Педагогическим коллективом дома-интерната накоплен практический и методический опыт по развитию, коррекции и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии, социокультурной адаптации а также опыт работы с родителями таких детей.

Работа воспитателей, психологов, дефектолога, логопедов, инструкторов по труду, музыкального руководителя, специалиста по адаптивной физкультуре осуществляется по авторским программам с активным применением нетрадиционных технологий.

Педагогами дома-интерната №5 широко применяются

нетрадиционные технологии:

 - Игры с водой.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы. С другой стороны игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. 

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний, позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления.

Работа с водой является очень плодотворной и разнообразной. Активно используется в работе с детьми. При подготовке требуется несложное оборудование.

 С детьми проводятся следующие игры : «Тёплый – холодный», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Цветная водичка», «Разноцветные кораблики», «Соберём большие и маленькие камешки (ракушки)», «Уточки плавают в глубоком и мелком озере (тазу)», «Пускаем кораблики в большом и маленьком озере», «Посади игрушки в лодки», «Наведи порядок», «Волшебная водичка», «Следы на полу», «Бросаем камешки и ракушки в водичку», «Налей воду в кастрюлю»., «Сосчитай стаканы с водой», «Вода грязная и чистая», «Плавает и тонет», «Купание кукол», «Кто выше прыгнет», «Дождик», «Ловим рыбок удочкой», «Перелей воду (из бутылочки в лейку, из кувшина  в лейку, бутылочку и т.д.)», «Наполни водой большой и маленький (высокий и низкий, широкий и узкий) кувшин», «Чашка и ложка».

-  Игры с песком.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

Работу с песком проводят как воспитатели, так и специалисты. Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Песочница используется в развивающих и обучающих занятиях.

Детям предлагаются разнообразные игры, а именно: «Сухой - влажный песок», «Найди мышку», «Найди зёрнышко для цыплёнка», «Печём куличи», «Следы на песке», «Узоры на песке», «Наполним песком большой и маленький кувшин», «Много - мало», «Сажаем овощи», «Собери урожай», «Наш сад», «Рисуем на песке», «Замешиваем тесто для пирожков», «Мороженое для кукол», «Просеиваем песочек», «Пишем цифры на песке», «Картинки на песке», «Наполни песком ведро с помощью ложки» и т.д.

-   Нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования широко используются в работе с детьми, как во время основных занятий, так и в кружковой работе.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (в переводе с лат. traditio – привычный).

Выбор техники рисования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В коррекционной работе используются следующие техники: «печатание листьями», «рисование нитками», «печатание бумагой», «рисование мыльной пеной», «рисование ребром картона», «рисование с помощью соли», «рисование кляксами», «рисование руками», «рисование ватными палочками», «рисование печатками», «рисование пластилином», «рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.), «набрызг», «тычок жесткой полусухой кистью».

-  Лепка из соленого теста.

Лепка из соленого теста позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для коррекции и  развития ребенка.

Разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, тактильные ощущения, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, семена различных растений и многое другое улучшают координацию и точность движений.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания умственно отсталых детей.

На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарным приёмам работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу рук; развивать эстетические представления, обогащать словарный запас.

-  Подготовка и проведение тематических детских праздников.

В течение учебного года в учреждении проводятся следующие праздники:

- «Путешествие к острову знаний», «Осень в гости к нам пришла», «Юбилей собирает всех друзей», «Приключения у новогодней ёлки», «В гостях у матушки козы», «Сильные, смелые, ловкие», «Проводы масленицы», «Лето красное, пора прекрасная!». День Знаний с Котом Ученым и бабой Ягой", "Осень в Простоквашино", "30 лет-Юбилей, приглашаем в дом друзей". "Баба Яга на празднике мам", "Мужеству ленинградцев посвящается", "Новогодний переполох","Лето, лето, улыбается планета", "Карлсон и Фрекен Бок в гостях у ребят", "Секретное донесение", "Приключения Снегурочки и ее друзей", "Сказка, рассказанная Осенью". и т.д.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей: ежегодно проводятся литературно-музыкальные композиции, посвященные Дню снятия блокады, Дню Победы: дети слушают стихи, песни, знакомятся с документальной хроникой ("Воспоминания, опаленные войной" т.д.).

В подготовке и проведении участвуют специалисты и воспитатели: проводятся регулярные репетиции номеров, игр, развлечений, сценок, хороводов, музыкально-ритмических композиций, интерьер зала оформляется к каждому празднику соответственно. В доме-интернате есть своя костюмерная: за 25 лет существования накоплено большое количество костюмов и ростовых кукол. Дети и взрослые имеют прекрасную возможность выступать на праздниках в сказочных костюмах. Детские праздники проходят в игровой форме для всех детей, включают в себя элементы сказкотерапии, музыкотерапии, танцетерапии, ролевые игры и т.д., с помощью которых решается ряд важных социально-психологических задач:

1) Помочь усвоить участникам праздника знания о социуме, социальной структуре общества, правила поведения в общественных местах посредством проигрывания разных ролей.

2) Развить умения, навыки, которые необходимы для интеграции в общество.

3) Развить имеющиеся задатки, стимулировать социальных интересы, потребности.

4) Реализовать творческие способности детей и  т. д.

При проведении праздников и систематических занятий активно используются элементы сказкотерапии с применением пальчиковых, перчаточных, плоскостных, ростовых кукол.

Куклотерапия способствует творческой самореализации и обогащению социальными навыками.

В каждый праздник включаются танцевальные номера с колясками: дети с сопровождающими взрослыми (педагогами, родителями) в костюмах героев выполняют движения. Подготовлены, например, такие номера:

 «Ангел лети», «Ёлочки», «Гномики» и т.д.

Во время подготовки и проведения праздников педагоги имеют возможность изучать индивидуальные особенности развития и потенциальные возможности воспитанников.

В социокультурной адаптации  детей с проблемами в развитии особую роль играет проведение общезначимых праздников.

 В результате длительной кропотливой работы наблюдается устойчивая положительная динамика в развитии детей: достаточно легко чувствуют себя в присутствии большого количества людей (в том числе незнакомых), учатся культуре поведения в общественных местах, элементарным навыкам взаимодействия с людьми, развиваются коммуникативные навыки, речь, общая координация движений, творческие и артистические способности и т.д.

     Большую роль в  социокультурной адаптации  детей с проблемами в развитии играет проведение выставок.

Творческие работы детей участвовали в следующих выставках и конкурсах на лучший рисунок или поделку:

- «Новогодний подарок», «Новая игрушка своими руками»;

- «Рисунок Защитнику Отечества»,

- «Маме посвящается», «Подарок для мамы»; творчества  сотрудников  нашего  дома - интерната в апреле месяце 2014 г. «Умелые руки».

- «Лето красное» и т.д.

 Также творческие работы участвовали в выездных выставках, проводимых в других учреждениях, таких как:

 «Царскосельский вернисаж»; «Ижорские встречи»; «Выставка в Манеже» и др.

Самым важным в проведении этих конкурсов было то, что конкурсные работы дети выполняли вместе с родителями и педагогами.

Также  используется социокультурное пространство города в образовательном и воспитательном  пространстве.

Проводятся тематические экскурсии на следующую тематику:

- «Экскурсия по временам года»,

- «Общественный транспорт»,

- «Остановка»,

  - «Пешеходный переход»,

   - «Профессия дворника»,

     - тематические прогулки и т.д.

  Используется просмотр видео для знакомства с музеями и пригородами Санкт-Петербурга.

   Огромное значение придается предметно-пространственной развивающей среде.

При формировании предметно-пространственной развивающей среды в нашем учреждении оборудовано развивающее пространство на основе следующих принципов:

- принцип индивидуальной  комфортности детей групп.

Он заключается в обеспечении эмоционального благополучия каждого ребёнка. Интерьер помещений  максимально приближен к домашней обстановке, созданные условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей.

- принцип эстетичности.

В помещениях выдержан единый стиль. Цвет стен, штор подобран в приятной для глаз цветовой гамме.

- принцип безопасности оборудования и материалов.

Мебель выполнена из качественных материалов. Розетки находятся вне досягаемости детей.

 Благодаря игровому оборудованию в группе создана многофункциональная, насыщенная развивающая среда с достаточным пространством для игр, отдыха и занятий.

оформлены развивающие и игровые уголки для совместной с воспитателем деятельности: уголок сказок, уголок творчества, уголок умных пальчиков, строительный центр, уголок безопасности, фотостенды, информационные уголки.

В достаточном объеме используется благоприятное расположение нашего учреждения – на территории парка Пушкина и еще на территории находится большой яблоневый сад.

Дети ежедневно имеют возможность наслаждаться природой (паркотерапия и садотерапия).

Дети в сопровождении взрослых (педагогов и родителей) посещают театры, концерты:

-  Детский интеграционный театр «Куклы» на спектакль «Человечек из часов»;

-  шоу- представление «Бременские музыканты» на льду» в спортивном комплексе «Юбилейный»;

-  День благодарения в КЦ «Троицкий»;

-  концерт в Ледовый дворец;

-  фестиваль «Ижорские встречи» в КДЦ «Ижорский»;

-  выступление в культурной программе на Всероссийском конкурсе «Ветер Надежды»;

-  выступление в культурной программе «Социальная адаптация через творчество» на форуме «Вместе в будущее» в КВЦ «Евразия»;

  -  конкурс «Корабль мечты».

Осваивая социокультурное пространство,  дети посещают следующие музеи:

-  Музей политической истории России в рамках VIII фестиваля «Детские дни в Петербурге»;

- Екатерининский дворец,

-Павловский дворец,

- Музей игрушки и т.д.

  Большая роль отводится спортивной реабилитации. Команда дома интерната ежегодно участвует в следующих спортивных мероприятиях:

-  «День здоровья» в рамках программы Всемирного дня инвалида в пос. Шапки;

-  соревнования по спортивной игре «Бочче в ДСИ «Зенит»;

-а соревнования по легкой атлетике;

-  спартакиада в Пушкинском ЦСРИ;

- на соревнования по настольному теннису в рамках спартакиады Пушкинского района среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в РПЦ «Пушкинец» г. Пушкина;

 - на соревнования по спортфесту в СК им. В.И.Алексеева;

 - на соревнования по боулингу в ТК «Галерея»;

 - на соревнования по бочче на стадион «Павловск».

Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.  Происходит обогащение словарного запаса. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом.

Социокультурная адаптация  в работе с детьми в ДИ №5 достаточно давно. Применение нетрадиционных технологий нашло дорогу к сердцу каждого ребёнка. Достигнуты положительные результаты:

- обогащается жизнь детей,

- повысилась эффективность воспитательного процесса,

- дети обучились выполнять предметно-манипулятивные, игровые действия,

- дети проявляют активность  в свободной целенаправленной деятельности, которая приносит радость и удовольствие,

- применение нетрадиционных технологий создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмичной организации процесса, усиливает выразительность,

- дети учатся говорить, слушать,

- воспитывается организованность, выдержка, умение адекватно себя вести,

- научились выполнять правила поведения,

- происходит развитие индивидуальности (формируются способности переживать различные настроения),

- создаются предпосылки обучению (прививается умение эмоционально настроиться на определенную ситуацию),

- снимается психофизическое напряжение,

- дети преодолевают страх (приобретают чувство защищенности и уверенности в себе),

- развиваются умения заботиться о себе,

- становятся более независимыми и самостоятельными в процессе общения,

- развиваются способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно, расширяется круг жизненных представлений,

- развивается ориентировка в социальных отношениях и умение включаться в них: учатся воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности, воспитывается чувство уверенности в себе,

- развивается умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни,

- развивается умение концентрировать внимание, реагировать на обращения окружающих,

- дети учатся слушать, смотреть и реагировать на действия других,

- развивается умение воспроизводить речь (реагировать на жесты, выполнять простые указания), умение подражать,

- развивается внимание, слуховое восприятие,

- развивается пластика, укрепляется здоровье детей.

- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

- Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации.

- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.

 Применение нетрадиционных технологий коррекционной работы с детьми с глубокими нарушениями интеллекта имеет большое значение в воспитании и обучении указанной категории. Такие технологии, как аква-, пескотерапия, нетрадиционные техники рисования, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и др. приносят положительные результаты в развитии, коррекции, социокультурной адаптации и социализации детей с проблемами в развитии.

Ребенок осваивает окружающий мир в процессе деятельности и чем ярче и четче возникают в душе ребенка ощущения от тех или иных событий и предметов, тем более глубокий след оставляют они в памяти и сознании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...

Методы и приемы , применяемые на уроках истории.

Опыт работы по патриотитческому воспитанию в МБОУ СОШ №9.Методы и приемы , применяемые на уроках истории....

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Мастер-класс «Методы и приемы, применяемые при работе с детьми РАС»

Материал раскрывает особенности обучающихся с РАС и приемы работы с ними. Содержит практические приемы эффективной работы с учащимися данной категории....

ДОСУГ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В докладе рассказывается об особенностях досуговой деятельности в школе-интернате....