СИПР
рабочая программа (7 класс)

Специальная индивидуальная программа развития 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_volkova_2019-2020_6kl.docx176.61 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»

     РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО                       УТВЕРЖДАЮ

     на МО учителей                                  зам. директора                             директор школы

     начальных классов                              по УВР________                         ______________            

     от______20____ г                                Е.В. Ульянова                              Т.К. Волкова

     протокол №____                                  ______20___ г                              от______20____г          

Специальная индивидуальная программа развития

Волковой Елизаветы

 7 класс

        

                                                                                                                      Составители

Ушакова Р. Н.,

 учитель;

Сухорукова М. В.,

учитель-дефектолог;

Климченко С. Р.,

учитель-логопед;

Ерженина О. В.,

педагог-психолог;

Луценко М. В.,

социальный педагог

2020

Пояснительная      записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе:

  1. Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599
  3. Приказа Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.)
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» СанПиН 2.4.2.3286-15
  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019 /2020 учебный год
  6. Устава КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка
  7. Адаптированной основной общеобразовательной программы  КГКОУ ШИ 9 (вариант 2)
  8. Положения о разработке специальной индивидуальной программы развития КГКОУ ШИ 9
  9. Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2020/2021 учебный год
  10. Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2020/2021 учебный год
  11. Учебников для обучающейся:

Чтение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.-сост. З. Ф. Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2009.

Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2019.

Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова. – М.: Просвещение, 2019.

  1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребёнка: Волкова Елизавета Константиновна

Возраст: 13 лет

Класс: 7

Дата рождения: 26.08.2007 г.

          Место жительства: 682939, Хабаровский край, район имени Лазо, с. Гродеково, ул. Гагарина, д. 8 кв. 2

Мать: Волкова Ольга Александровна

Отец: Волков Константин Михайлович

Заключение ЦПМПК: №11563 от 19.01.2018 г.  выявлены интеллектуальные  нарушения. Является обучающимся с ОВЗ. Нуждается в создании специальных условий. Рекомендовано начать обучение по АООП  (вариант 2) с разработкой СИПР. Ребёнок относится к категории «инвалид».

  1. Характеристика обучающейся

Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в частном доме.   Родители заботливо относятся к дочери, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, всегда их выполняют.

Лиза поступила в 1 класс КГКОУ ШИ9 в 2014 году. До этого обучалась в 1 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Гродеково по программе специальных (коррекционных) учреждений 8 вида на дому. Как следует из характеристики с предыдущего места учёбы, программу Лиза не усваивала, была неусидчива, невнимательна, не включалась в учебный процесс, не разговаривала, испытывала трудности даже в общении с педагогом. Категория «ребенок – инвалид» установлена Лизе до достижения возраста 18 лет (26.08.2025 г.).  

Особенности психофизического развития 

Общая моторика характеризуется недостаточной произвольностью контроля над движениями, мелкая моторика развита крайне слабо. Выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии обеими руками. Ведущая рука – правая.

Целостность, предметность, осмысленность и обобщенность восприятия нарушены, с трудом выделяет главное, не понимает внутренних связей между частями, персонажами. Плохо распознает отношения событий во времени и пространстве. Понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» не улавливает. Не умеет действовать по образцу, только с помощью.

Внимание неустойчивое, истощаемое, снижена произвольность, концентрация и переключаемость.

Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями.

Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за несовершенства мыслительных операций. Зрительная память, кратковременная и долговременная, более сохранна. При запоминании быстро устает, запоминает небольшие объемы текста (стихотворения).

Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Активная речь сформирована на уровне простых предложений. Отмечается наличие речевых штампов, эхолалий. Артикуляция «смазанная», произношение звуков в слогах и словах нечёткое, часты аграмматизмы, несогласованность. Слоговая структура слова нарушена в мало и труднопроизносимых словах. Количество звуков и их последовательность  определяет с незначительной помощью. Уровень сформированности понятий и ориентация в окружающем мире недостаточны. Лиза различает диких и домашних животных, соотносит с местом обитания; различает домашних и диких птиц, грибы, ягоды, насекомых, предметы одежды, обуви, мебели, посуды, бытовой техники. Объединяет объекты в группы по родовому признаку. Знает дни недели и их последовательность, различает рабочие и выходные дни. Соотносит времена года с характерными признаками.

 Для ребенка характерны повышенная утомляемость, неустойчивое внимание.  

Сформированность учебных навыков

Речь и альтернативная коммуникация. Обучение чтению осуществляется по программе 5 класса. Чтение слоговое и целыми словами. Смысл прочитанного понимает, отвечает на вопросы. Пересказывает с помощью.  Небольшие стихотворения заучивает.

         Мелкая моторика развита крайне слабо. Письменные буквы знает, но писать не умеет, пишет печатными. Самостоятельно списывает с ошибками (пропускает, переставляет буквы). Пишет под побуквенную, послоговую диктовку слова, предложения. Необходим контроль и незначительная помощь учителя.  

Математика. Считает до 100 механически. Считает круглыми десятками до ста, показывает и называет эти числа. Путает 6 и 9. Число с количеством соотносит на предметных множествах в пределах 10. Состав числа не понимает. Вычислительные действия (сложение, вычитание в пределах 20) выполняет на счетах, линейке, счетном материале с помощью учителя.    Знает, называет, показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Цвета узнаёт, называет. Раскрашивает неаккуратно, большими штрихами, выходя за контуры.

Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, личности

Отношения с учителем спокойные, доброжелательные, на замечания и похвалу реагирует адекватно, на вопросы отвечает охотно, преобладающий фон настроения – позитивный.

Лиза общительна, с другими детьми доброжелательна, в контакт вступает легко, дети её принимают, оказывают помощь при необходимости. Игровая деятельность манипулятивная, предметная, предпочитает предметно-процессуальные, подвижные игры. С удовольствием собирает мозаику, пазлы.  

Навыки самообслуживания, в целом, сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно. Одежда ребенка опрятна, школьные принадлежности в хорошем состоянии. Родители рекомендации и просьбы учителя выполняют.

Приоритетные области и предметы для педагогической работы

1. Речь и альтернативная коммуникация

2. Математические представления

3. Изобразительная деятельность

4. Окружающий природный мир

5. Человек

3. Индивидуальный учебный план

Учебные предметы, коррекционные курсы

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

Учитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель

физ-ры

Учитель музыки

Учитель-дефек

толог

Речь и альтернативная  коммуникация

2

Математические представления

2

Окружающий природный мир

2

Человек

2

Изобразительная деятельность

2

Коррекционно-развивающие занятия

2

Сенсорное развитие

2

Альтернативная коммуникация

2

Всего

10

2

2

2

Внеурочная деятельность

                                                                                                                    Итого: 16 часов

4. Содержание образования

4.1. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Планирование учебного дня

Следование расписанию дня

Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу).

Выполнение задания полностью (от начала до конца)

Выполнение задания с заданными качественными параметрами

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация.  Коммуникация с использованием вербальных средств

Приветствие собеседника предложением

Обращение с просьбой о помощи, выражая её предложением

Выражение благодарности словом, предложением

Ответы на вопросы предложением

Задавание вопросов предложением

Поддержание диалога на заданную тему

Прощание с собеседником предложением

Импрессивная речь

Понимание слов, обозначающих действие предмета

Понимание слов, обозначающих признак предмета

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

Понимание простых распространённых предложений

Понимание сложных предложений

Понимание содержания текста

Экспрессивная речь

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за)

Называние (употребление) простых предложений

Ответы на вопросы по содержанию текста

Чтение и письмо

Чтение текстов в учебнике «Чтение», 5 класс

Списывание слов, предложений печатными буквами

Письмо под диктовку слов, предложений печатными буквами

Написание по образцу письменных буквы, слога, слова, предложения

Математические представления

Количественные представления

Сравнение множеств

Знание числового ряда (1-100)

Сложение и вычитание в пределах 20, 100

Запись арифметического примера

Решение задач на сложение и вычитание  в пределах 20, 100

Выполнение арифметических действий на калькуляторе

Различение денежных знаков (монета, купюра)

Узнавание достоинства монеты (купюры)

 Представления о форме

Узнавание (различение) геометрических фигур

Построение геометрической фигуры по точкам

Многоугольник, четырёхугольник, угол, шар, радиус, окружность

Ориентация на плоскости

Ориентация на листе бумаги

Временные представления

Узнавание (различение) дней недели

Знание последовательности дней недели

Знание порядка следования сезонов в году

Знание последовательности месяцев в году

Представления о величине

Сравнение предметов по длине,  ширине, высоте, весу

Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой

Знание мер измерений (см, дм, кг, л, к, р, нед., сут., ч)

Окружающий природный мир

Временные представления

Узнавание (различение) месяцев

Рассказ о погоде текущего дня

Животный мир

Знание строения, основных признаков животного

Знание значения домашних животных в жизни человека

Знание значения диких животных в жизни человека

Знание строения птицы

Знание значения домашних птиц в жизни человека

Узнавание (различение) зимующих птиц

Узнавание (различение) перелетных птиц

Знание значения птиц в жизни человека, в природе

Объекты природы

Узнавание (различение) небесных тел

Знание знаменитых космонавтов

Знание значения леса в природе и жизни человека

Соблюдение правил поведения в лесу

Растительный мир

Узнавание (различение) частей растений

Различение деревьев (берёза, дуб, клён, ель)

Знание строения дерева

Различение плодовых деревьев  (вишня, яблоня, груша, слива)

Различение лиственных и хвойных деревьев

Знание значения деревьев в природе и жизни человека

Человек

Представления о себе

Соблюдение правил поведения в чрезвычайной ситуации

Знание положительных качеств человека

Знание способов проявления дружеских отношений

Умение выражать свой интерес к другому человеку

Моя семья

Знание имён и отчеств родителей, бабушек, дедушек

Знание дат рождения своего и близких родственников

Уметь выполнять обязанности в семье

Правила здорового образа жизни

Знание правил здорового образа жизни

Выполнение режима дня

Умение выполнять комплекс утренней зарядки

Знание правил закаливания организма

Профессии людей

Знание профессий людей, работающих в школе

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон)

Знание особенностей деятельности людей разных профессий

Знание (различение) сельскохозяйственных профессий

Страна

Знание названия государства, в котором мы живем

Узнавание президента РФ (на фото, видео)

Знание государственных праздников

Знание (узнаваниие) государственной символики (герб, флаг, гимн)

Знание названия столицы России

Знание (узнавание) достопримечательностей столицы

Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников ( День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха)

Изобразительная деятельность

 Аппликация

Намазывание всей (части) поверхности клеем

Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги

Вырезание по контуру

Сборка изображения объекта из нескольких деталей

 Лепка

Размазывание пластилина внутри контура

Катание колбаски на доске (в руках)

Катание шарика на доске (в руках)

Сгибание колбаски в кольцо

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами)

Скручивание колбаски (лепешки, полоски)

Защипывание краев детали

Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием)

Лепка предмета из одной (нескольких) частей

Рисование

Освоение приемов рисования карандашом

Соблюдение последовательности действий при работе с красками

Освоение приемов рисования кистью

Соединение точек

Рисование геометрической фигуры

Дорисовывание  предмета

Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента

4.3. Нравственное развитие

  1. Любить и уважать людей, свою Родину: культуру, историю, святыни, фольклор, традиции.
  2. Отрицательно относиться к грубости, жадности.
  3. Радоваться своим успехам и успехам других, помогать друг другу.
  4. Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
  5. Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей.
  6. Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят.
  7. Бережно относиться к вещам, класть их на место.
  8. Играть, трудиться, заниматься в коллективе.
  9. Сочувствовать, быть отзывчивым, доверять взрослым, друг другу.
  10. Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  1. Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора.
  2. Поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными.
  3. Экономить электроэнергию, выключать своевременно свет.
  4. Соблюдать режим дня.
  5. Соблюдать правила личной гигиены.
  6. Мыть фрукты и овощи перед употреблением.
  7. Не спешить во время еды.
  8. Спокойно заходить в кабинет врача, отвечать на вопросы, позволять врачу осматривать себя.
  9. Соблюдать правила безопасности на дороге.
  10. Обращаться за помощью к окружающим.
  11. Предупреждать взрослого об уходе.

4.5. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

Новогодний праздник

подготовка и участие в новогоднем празднике, изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки

8 Марта

разучивание стихотворения для мамы

«Масленица»

участие в мероприятии

«Пасха»

подготовка к мероприятию: декорирование яиц.

«Веселые старты»

участие в спортивных эстафетах

Последний учебный день

присутствие на торжественной линейке,  участие в работе станций

Организация свободного времени

Игра

игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале

Прогулки на улице

игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Дни недели

9.45 – 9.50

9.50-10.10

Пн-пт

Гигиенические процедуры

(контроль)

учитель

Полдник

(присмотр)

учитель  

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:

влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, туалетная бумага.

  1. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

Учитель надомного обучения, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог.

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР

- заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО

- участие родителей в разработке и реализации СИПР

- посещение родителями уроков/занятий

- личные встречи, беседы

- ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка

Повышение осведомленности родителей о специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами

(1 раз в четверть и по запросу родителей)

- участие в тематических семинарах

- посещение родительских собраний

Психологическая поддержка семьи

- участие в тренингах, занятиях коррекционной группы

- индивидуальные консультации с психологом

Организация участия родителей в деятельности образовательной организации

- участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий

«Новогодний праздник»

«Пасха»

«Веселые старты»

«День рождения школы»

8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

           Наглядный и дидактический материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены»,  «Объекты и явления природы».

Мозаика, прищепки, конструктор, кубики, пазлы, бизиборд.

Пластилин, крупы, природный материал. Ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки.

Муляжи фруктов, ягод, грибов, овощей.  Наборы предметных и сюжетных картинок, настольные развивающие игры.

Массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений.

Компьютер, интерактивная доска, калькулятор, счёты, магнитная доска, буквы.

9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Учитель оценивает (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год) уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям:

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!

Действие выполняется ребёнком:

    - со значительной помощью взрослого

пп

    - с частичной помощью взрослого

п

    - по последовательной инструкции (по изображению или  вербально)

и

        - подражая или по образцу

о

        - самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н

      Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного  года в соответствии с ФГОС. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза. Все этапы урока направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе занятий проводится массаж общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная   зарядка, дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 35 минут, с перерывом 5 – 10 минут.

Ожидаемые личностные результаты

1. Осознание своей принадлежности  к определенному полу, осознание себя как «Я».

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом.

3. Формирование социально - ориентированного взгляда на окружающий  мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

4.   Формирование уважительного отношения к окружающим.

5.   Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире.

6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения.

7.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых  правилах.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в  разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Я,___________________________________________________________________

(Ф.И.О. родителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

специалистами КГКОУ ШИ 9. Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов и посещать занятия согласно расписанию. О возможном не достижении планируемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств предупрежден (а).

Подпись родителя ___________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) ____________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе ____________________________________________________________________

Дата начала СИПР_________________  

Подпись специалиста___________________

 

Дата окончания СИПР ______________  

Подпись родителя ___________________

Программа составлена Ушаковой Р. Н.  на 2020 – 2021 учебный год.

Дата составления: 01. 10. 2020 г

Подпись _________         

С программой ознакомлены учителя и специалисты:

Учитель-логопед: Климченко С. Р._________

Педагог-психолог: Ерженина О. В. ________

Учитель-дефектолог: Сухорукова М. В. ________

Социальный педагог: Луценко М. В. _______

Приложение к СИПР

Рабочая программа

по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающейся 7 класса

Волковой Елизаветы

Составитель

         Ушакова Р. Н.,

учитель начальных классов

2020

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности.

Задачи:

  1. формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
  2. формирование умения понимать обращенную речь;
  3. формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.    

Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная  коммуникация» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи раздела «Коммуникация» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает чтение художественных произведений в учебнике «Чтение» (5 класс), навыки письма.

Ожидаемые предметные   результаты

  1. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
  2. Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
  3. Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
  4. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  5. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  6. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жест, взгляд, мимика.
  7. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной   и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  8. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  9. Узнавание и различение образов графем (букв).
  10. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  11. Чтение текстов, произведений.

          Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) Продолжительность одного урока – 35 минут.

Календарно-тематическое планирование

Речь и альтернативная коммуникация (69 часов)

№ урока

Содержание

Кол-во часов

По плану

По факту

1 полугодие

2 полугодие

1 четверть

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

1

2.09

2

Предложение. Выделение его из текста

1

3.09

3

Никита Кожемяка (русская сказка)

1

9.09

4

Предложение и его схема

1

10.09

5

 «Сентябрь» по Г. Скребицкому

1

16.09

6

Предложения-вопросы и предложения-ответы

1

17.09

7

«Золотая осень» по И. Соколову-Микитову

1

23.09

8

«Золотая осень» по И. Соколову-Микитову

1

24.09

9

Завершение начатого предложения

1

30.09

10

Различение набора слов и предложения

1

1.10

11

«Добро пожаловать» по Г. Скребицкому

1

7.10

12

Порядок слов в предложении

1

8.10

13

«Осенние грусти» по В. Астафьеву

1

14.10

14

Контрольное списывание

1

15.10

15

И. Бунин «Первый снег»

1

21.10

16

Проверочная работа по теме «Предложение»

22.10

2 четверть

18

Ю. Яковлев «Колючка»

1

11.11

19

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

1

12.11

20

Звуки гласные и согласные

1

 

18.11

21

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

19.11

22

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

25.11

23

Я. Аким «Твой друг»

1

26.11

24

Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове

1

2.12

25

И. Крылов «Ворона и лисица»

1

3.12

26

Деление слов на слоги

1

9.12

27

И. Крылов «Квартет»

1

10.12

28

Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога

1

16.12

29

Ф. Тютчев «Зима»

1

17.12

30

Проверочная работа по теме «Звуки гласные и согласные»

1

23.12

31

Г. Скребицкий «Декабрь»

1

24.12

3 четверть

32

С. Есенин «Берёза»

1

13.01

33

Перенос части слова на письме

1

14.01

34

А. Пушкин «Зимняя дорога»

1

20.01

35

Твёрдые и мягкие согласные. Различение их перед гласными

1

21.01

36

О. Бондарчук «Слепой домик»

1

27.01

37

Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я

1

28.01

38-41

В. Осеева «Бабка»

4

3.02

4.02

10.02

11.02

42

Буква мягкий знак (ь) на конце слова

1

17.02

43

В. Распутин «Люся»

1

18.02

44

Буква мягкий знак в середине слова

1

24.02

45

В. Брюсов «Труд»

1

25.02

46

Различение твёрдых и мягких согласных

1

3.03

47

Р. Рождественский «Огромное небо»

1

4.03

48

Контрольное списывание

1

10.03

49

Г. Скребицкий «Март»

1

11.03

50

Проверочная работа по теме «Мягкие и твердые согласные»

1

17.03

51

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»

1

18.03

4 четверть

52

Написание жи – ши,  ча– ща,  чу– щу в словах

1

31.03

53

Г. Скребицкий «Весна-красна»

1

1.04

54

Парные звонкие и глухие согласные

1

7.04

55

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

8.04

56

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

14.04

57

И. Соколов-Микитов «Весна»

1

15.04

58

Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

1

21.04

59

С. Есенин «Черёмуха»

1

22.04

60

Названия действий. Различение их по вопросам что делает? что делают?

1

28.04

61

А. Толстой «Желтухин»

1

29.04

62

Постановка вопросов к названиям действий

1

5.05

63

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»

1

6.05

64

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

1

12.05

65

К. Паустовский «Кот ворюга»

1

13.05

66

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

1

19.05

67

Названия предметов, действий и признаков предмета

1

20.05

68

Итоговая проверочная работа

1

26.05

69

Повторение

1

27.05

Приложение к СИПР

Рабочая программа

по учебному предмету

«Математические представления»

для обучающейся 7 класса

Волковой Елизаветы

Составитель

        Ушакова Р. Н.,

учитель начальных классов

2020

Пояснительная записка

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребёнок с ОВЗ нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т. д.

 У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении.

В конечном итоге важно, чтобы ребёнок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

  1. формирование умений разъединять, объединять, сравнивать и преобразовывать множества;
  2. формирование умений узнавать, писать цифры, соотносить количество предметов с числом;
  3. формирование представления о числовом ряде, о составе числа из двух слагаемых;
  4. формирование умения выполнять арифметические действия, решать арифметические задачи в пределах 20, 100;
  5. формирование умения ориентироваться в пространстве, на плоскости;
  6. формирование представления о смене частей суток, неделе, временах года.

Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребёнком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадки семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодиться при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испечённых пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребёнок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объёмных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах. Их свойства пригодятся ребёнку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умение пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определённое количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

В учебном плане предмет представлен с расчётом по 2 часа в неделю. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике.

Материально- техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий; мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступны математических представлений.

Ожидаемые предметные   результаты

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления.
  2. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
  3. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
  4. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества, пересчитывать предметы в доступных пределах.
  5. Представления о количестве, числе, цифре, составе числа в доступных ребенку пределах, счет в пределах 20, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
  6. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  7. Умение обозначать арифметические действия знаками.

Рабочая программа рассчитана на 69 часов в год (2 часа в неделю) Продолжительность одного урока – 35 минут.

Календарно-тематическое планирование  

Математические представления (69 часов)

№ урока

Содержание

Кол-во часов

По плану

По факту

1

полугодие

2

полугодие

1 четверть

     1

Счет предметов. Название, обозначение чисел от 1 до 20. Нумерация

1

2.09

     2

Число следующее и предыдущее

1

3.09

3

 Сложение и вычитание в пределах 20

1

9.09

4

Сравнение чисел в пределах 20

1

10.09

5

Проверочная работа «Нумерация чисел в пределах 20»

1

16.09

6

Линии

1

17.09

7

Числа, полученные при измерении величин. Меры стоимости – копейка, рубль

1

23.09

8

Числа, полученные при измерении величин. Меры длины – см, дм

1

24.09

9

Числа, полученные при измерении величин. Мера массы - килограмм

1

30.09

   10

Числа, полученные при измерении величин. Мера ёмкости - литр

1

1.10

 11

Числа, полученные при измерении величин. Меры времени – час, сутки, неделя

1

7.10

 12

Проверочная работа «Числа, полученные при измерении величин»

1

8.10

13

 Пересечение линий

1

14.10

14

Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

15.10

   15

Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

21.10

16

Проверочная работа «Сложение и вычитание без перехода через десяток»

1

22.10

2 четверть

18

Сложение с переходом через десяток

1

11.11

19

Сложение с переходом через десяток

1

12.11

20

Сложение с переходом через десяток

1

18.11

21

Сложение с переходом через десяток

1

19.11

22

Проверочная  работа по теме «Сложение с переходом через десяток»

1

25.11

23

Углы

1

26.11

24

Вычитание с переходом через десяток

1

2.12

25

Вычитание с переходом через десяток

1

3.12

26

Вычитание с переходом через десяток

1

9.12

27

Вычитание с переходом через десяток

1

10.12

28

Проверочная работа по теме «Вычитание с переходом через десяток»

1

16.12

29

Выполнение арифметических действий на калькуляторе

1

17.12

30

Выполнение арифметических действий на калькуляторе

1

23.12

31

Выполнение арифметических действий на калькуляторе

1

24.12

3 четверть

32

Четырехугольники

1

13.01

33

Меры времени – год, месяц

1

14.01

34

Меры времени – год, месяц

1

20.01

35

Треугольники

1

21.01

36

Многоугольники

1

27.01

37

Последовательность месяцев в году

1

28.01

38

Шар, круг, окружность

1

3.02

39

Круглые десятки

1

4.02

40

Круглые десятки

1

10.02

41

Круглые десятки

1

11.02

42

Меры стоимости

1

17.02

43

Получение двузначных чисел в пределах 100 из десятков и единиц

1

18.02

44

Чтение и запись чисел в пределах 100

1

24.02

45

Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100 р., с помощью монет

1

25.02

46

Числовой ряд в пределах 100

1

3.03

47

Разрядная таблица

1

4.03

48

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 на основе десятичного состава чисел

1

10.03

49

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 на основе десятичного состава чисел

1

11.03

50

Решение простых и составных задач с числами в пределах 100

1

17.03

51

Проверочная работа по теме «Числа 21 -100

1

18.03

4 четверть

52

Мера длины – метр

1

31.03

53

Мера длины – метр

1

1.04

54

Мера длины – метр

1

7.04

55

Меры времени. Календарь

1

8.04

   56

Меры времени. Календарь

1

14.04

   57

Сложение и вычитание круглых десятков

1

15.04

58

Сложение и вычитание круглых десятков

1

21.04

   59

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд      

1

22.04

60

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд      

1

28.04

61

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд      

1

29.04

62

Сложение, вычитание чисел в пределах 100 с нулем

1

5.05

63

Центр, радиус окружности и круга

1

6.05

64

Числа, полученные при измерении величин двумя мерами

1

12.05

65

Числа, полученные при измерении величин двумя мерами

1

13.05

66

Меры времени – сутки, минута

1

19.05

67

Меры времени – сутки, минута

1

20.05

68

Итоговая проверочная работа

1

26.05

69

Повторение

1

27.05

Приложение к СИПР

Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий природный мир»

для обучающейся 7 класса

Волковой Елизаветы

Составитель

Ушакова Р. Н.,

учитель начальных классов

2020

Пояснительная записка

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР является расширение представления об окружающем их природном мире. Программный материал по «Окружающему природному миру» поэтапно и системно формирует у ребенка представления о природе, её многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.

 Задачи:

  1. формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  2. формирование временных представлений;
  3. формирование представлений о растительном и животном мире.

Программный материал представлен следующими разделами: «Сезонные изменения в природе. Осень», «Неживая природа», «Растения», «Сезонные изменения в природе. Зима», «Животные», «Сезонные изменения в природе. Весна», «Объекты природы. Космос», «Растительный мир», «Сезонные изменения в природе. Лето».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений.

Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.

Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: поливать растения, сажать овощи, ухаживать за комнатными растениями, кормить аквариумных рыбок и др.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом (например, гриб), его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект из нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/ несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в индивидуальной программе обучения: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы переработки грибов.

В учебном плане предмет представлен с примерным расчётом по 2 часа в неделю. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; огород, теплица и др.

 

Ожидаемые предметные результаты

  1. Узнавание (различение) частей суток; представление о сутках как о последовательности.
  2. Узнавание (различение) дней недели; представление о неделе как о последовательности 7 дней.
  3. Узнавание (различение) времен года по характерным признакам.
  4. Узнавание (различение) явлений природы: дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер.
  5. Умение рассказать о погоде текущего дня.
  6. Различение овощей (картофель, морковь, свекла, редис, тыква, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху); знание съедобных и несъедобных частей овоща; знание значения овощей в жизни человека; знание способов переработки овощей, фруктов.
  7. Узнавание (различение) домашних и диких животных.
  8. Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога).
  9. Узнавание (различение) детенышей домашних и диких животных, детенышей домашних птиц.
  10. Умение выполнять простые поручения по словесной инструкции.

Рабочая программа рассчитана на 69 часов в год (2 часа в неделю) Продолжительность одного урока – 35 минут.

Календарно-тематическое планирование

Окружающий природный мир (69 ч)

№ урока

        Содержание

Кол-во часов

По плану

По факту

1

полугодие

2

полугодие

Сезонные изменения в природе. Осень

1

Признаки осени. Осенние месяцы

1

3.09

2

Растения осенью

1

4.09

3-4

Животные осенью

2

10.09

11.09

5-6

Занятия людей осенью

2

17.09

18.09

7

Сентябрь – ранняя осень

1

24.09

8

Октябрь – «золотая» осень

1

25.09

9

Ноябрь – поздняя осень

1

1.10

Неживая природа

10

Солнце в разные времена года

1

2.10

11

Восход и закат солнца

1

8.10

12-13

Календарь

2

9.10

15.10

14

Воздух. Значение воздуха

1

16.10

15

Термометр

1

22.10

16

Ветер. Направления ветра

1

23.10

2 четверть

Растения

18

Сравнение растений. Части растений

1

  12.11

19-20

Растения сада

2

13.11

19.11

21

Лес

1

20.11

22

Плоды, семена

1

26.11

23

Грибы

1

27.11

24

Травы

1

3.12

Сезонные изменения в природе. Зима

25

Признаки зимы

1

4.12

26

Зимние месяцы

1

10.12

27-28

Растения зимой

2

11.12

17.12

29-30

Животные зимой

2

18.12

24.12

31

Занятия людей зимой. Проверка знаний

1

25.12

3 четверть

Животные

32

Животные. Дикие и домашние животные

1

14.01

33

Дикие животные. Лось

1

15.01

34

Дикие животные. Кабан

1

21.01

35

Дикие животные. Заяц

1

22.01

36

Домашние животные. Свинья

1

28.01

37

Домашние животные. Кролики

1

29.01

38

Домашняя свинья и дикий кабан

1

4.02

39

Заяц и домашний кролик

1

5.02

40

Птицы. Строение тела птиц

1

11.02

41

Перелетные птицы

1

12.02

42

Зимующие птицы

1

18.02

43

Хищные птицы

1

19.02

44

Певчие птицы

1

25.02

Сезонные изменения в природе. Весна

45

Признаки весны

1

26.02

46

Весенние  месяцы

1

4.03

47-48

Растения и  животные весной

2

5.03

11.03

49

Занятия людей весной

1

12.03

Объекты природы. Космос

50

Небесные тела (планета, звезда)

1

18.03

51

Изображение Земли из космоса

1

19.03

4 четверть

52-53

Глобус – модель Земли

2

1.04

2.04

54-55

Изображение земной поверхности на карте

2

8.04

9.04

56

Знаменитые космонавты

1

15.04

Растительный мир

57

Лиственные и хвойные деревья

1

  16.04

58

Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья)

1

22.04

59-60

Деревья (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна)

2

23.04

29.04

61

Значение деревьев в природе и жизни человека

1

30.04

62-63

Правила поведения в лесу

2

6.05

7.05

Сезонные изменения в природе. Лето

64

Признаки лета

1

13.05

65

Летние  месяцы

1

14.05

66

Растения и  животные летом

1

20.05

67

Занятия людей летом

1

21.05

68

Режим школьника летом

1

27.05

69

Проверка знаний

1

28.05

Приложение к СИПР

Рабочая программа

по учебному предмету

«Человек»

для обучающейся 7 класса

Волковой Елизаветы

Составитель

Ушакова Р. Н.,

учитель начальных классов

2020

Пояснительная записка

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Человек» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи:

  1. знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  2.  формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.  
  3.  формирование доброжелательного и заботливого отношения к  окружающим, спокойный приветливый тон.
  4. формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Рабочая программа составлена с учётом  особенностей познавательной  деятельности обучающейся, уровня её  общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.  Программа представлена следующими разделами: «Правила здорового образа жизни», «Моя семья», «Профессии людей», «Представления о себе», «Страна», «Традиции, обычаи».

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

Специфика работы по программе «Человек» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, поликлиника, библиотека, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование.

Ожидаемые предметные результаты

  1. Представления о мире, созданном руками человека.
  2. Интерес к объектам, созданным человеком.
  3. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме.
  4. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
  5. Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
  6. Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход), правилах поведения при переходе через дорогу.
  7. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.
  8. Развитие межличностных и групповых отношений.
  9. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  10. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

Рабочая программа рассчитана на 67 часов в год (2 часа в неделю) Продолжительность одного урока – 35 минут.

Календарно-тематическое планирование  

Человек (67 ч)

№ урока

Содержание

Кол-во часов

По плану

По факту

1

полугодие

2

полугодие

1 четверть

Правила здорового образа жизни

1

Правила здорового образа жизни. Режим дня

1

1.09

2

Мой весёлый будильник

1

2.09

3

Полезные привычки

1

8.09

4

Режим дня. Составление предложений по картинкам

1

9.09

5

Режим дня. Моделирование ситуаций

1

15.09

6

Сон

1

16.09

7

Моделирование жизненных ситуаций. Проветривание комнаты

1

22.09

8

Прогулка. Одежда и обувь для прогулки

1

23.09

9

Занятия физической культурой

1

29.09

10

Правила личной гигиены в течение дня 

1

30.09

11

Профилактика болезней. Витамины круглый год

1

6.10

   12

Ежедневные гигиенические процедуры

1

7.10

13

Средства личной гигиены. Экскурсия в магазин 

1

13.10

14

Рот. Зубы. Чистка зубов

1

14.10

15

Практическая работа «Волшебная зубная паста и щетка»

1

20.10

16

Моделирование жизненных ситуаций. Если заболели зубы

1

21.10

2 четверть

17

Врач-стоматолог. Стоматологический кабинет. Экскурсия в больницу

1

10.11

18

Правильная осанка человека

1

11.11

19

Моделирование ситуаций «Правильная посадка за партой»

1

17.11

20

Повторяй за учителем. Комплекс упражнений на осанку

1

18.11

21

Закаливание организма. Зарядка

1

24.11

22

Полезные продукты. Аппликация «Витаминный стол»

1

25.11

23

Виртуальная экскурсия «Продуктовые ярмарки»

1

1.12

24

Проверка знаний по разделу: «Правила здорового образа жизни»

1

2.12

Моя семья

25

Моя семья. Мама, папа

1

8.12

26

Моя семья. Бабушка, дедушка

1

9.12

27

Моя сестра

1

15.12

28

День рождения

1

16.12

29

Обязанности в семье. Практическая работа «Влажная уборка в комнате»

1

22.12

30

Проверка знаний по разделу: «Моя семья»

1

23.12

3 четверть

Представления о себе

31

Я и мои одноклассники 

1

12.01

32

Я и мои друзья

1

13.01

33

Проверка знаний

1

19.01

34

Положительные качества человека

1

20.01

35

Способы проявления дружеских отношений (чувств)

1

26.01

36

Выражение своего интереса к другому человеку

1

27.01

37

Я – один дома. Опасности в быту

1

2.02

38

Будь осторожен. Встреча с незнакомым человеком

1

3.02

39

Правила обращения за помощью. Служба спасения

1

9.02

40

Проверка знаний по разделу: «Представления о себе»

1

10.02

Традиции. Обычаи

41

Масленица. Традиции и обычаи

1

16.02

42

Традиции и атрибуты праздника 23 февраля (День Защитника Отечества)

1

17.02

43

Пасха. Традиции и обычаи

1

24.02

44

Традиции и атрибуты праздника 8 марта

1

2.03

45

Проверка знаний по разделу «Традиции. Обычаи»

1

3.03

Профессии людей

46

Профессии людей

1

9.03

47

Профессии людей, работающих в школе

1

10.03

48

Сельскохозяйственные профессии

1

16.03

49

Профессии людей, работающих на транспорте

1

17.03

4 четверть

50

Медицинские профессии

1

30.03

51

Проверка знаний по разделу: «Профессии людей»

1

31.03

Страна

52

Россия – государство, в котором мы живем

1

6.04

53

Президент РФ – В. В. Путин

1

7.04

54-55

Государственные праздники

2

13.04

14.04

56-57

Государственная символика (герб, флаг, гимн)

2

20.04

21.04

58

Москва – столица России

1

27.04

59-60

Достопримечательности столицы (Кремль). Виртуальная экскурсия

2

28.04

4.05

61

Традиции и символы праздника День Победы

1

5.05

62-63

Достопримечательности столицы (Красная площадь). Виртуальная экскурсия

2

11.05

12.05

64

Документы, удостоверяющие личность гражданина России (свидетельство о рождении)

1

18.05

65

Документы, удостоверяющие личность гражданина России (паспорт)

1

19.05

66

Проверка знаний по разделу: «Страна»

1

25.05

67

Итоговая проверочная работа

1

26.05

        

Приложение к СИПР

Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

для обучающейся 7 класса

Волковой Елизаветы

Ушакова Р. Н.,

учитель начальных классов

2020

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с ОВЗ. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств.

Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

 Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

  1. обучение доступным приёмам работы с различными материалами,  изображению (изготовлению) отдельных элементов;
  2. формирование умения пользоваться инструментами;
  3. развитие интереса к изобразительной деятельности, художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Во время занятий изобразительной деятельности необходимо вызывать у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребёнок учится уважительно относится к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям.

Ожидаемые предметные результаты

  1. Умение использовать инструменты и материалы с прямой помощью взрослого в процессе доступной изобразительной деятельности;
  2. Получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;
  3. Формирование доступных сенсорных эталонов;
  4. соблюдение последовательности действий при работе с красками;
  5. Знание основных цветов (красный, синий, зелѐный, жѐлтый);
  6. Различение инструментов (стека, карандаш, ножницы, кисти, краски, фломастеры).

Рабочая программа рассчитана на 69 часов в год (2 часа в неделю) Продолжительность одного урока – 35 минут.

Календарно-тематическое планирование

Изобразительная деятельность (69 ч)

№ урока

Содержание

Кол-во часов

По плану

По факту

1

полугодие

2

полугодие

1 четверть

1

Вводный урок. Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения

1

1.09

2

Лето. Осень. Дует сильный ветер.

Рисование

1

4.09

3

Осень. Птицы улетают. Рисование

1

8.09

4

Аппликация «Бабочка»

1

11.09

5

Рисование «Бабочка»

1

15.09

6

Рисование «Бабочка и цветы»  

1

18.09

7

Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета

1

22.09

8

Изготовление аппликации «Птица» из засушенных листьев

1

25.09

9

Изготовление аппликации «Воробьи на ветках» из скорлупы грецких орехов

1

29.09

10

Аппликация  «Медведь» из обрывной бумаги

1

2.10

11

Одежда ярких и нежных цветов. Рисование

1

6.10

12

Рисование акварельной краской, начиная со светового пятна

1

9.10

13

Окантовка картона полосками бумаги

1

13.10

14

Изготовление картины на окантованном картоне

1

16.10

15

Работа с проволокой. Свойства проволоки. «Волна», «Спираль»

1

20.10

16

Приемы работы с проволокой. «Кольцо»,  «Прямой угол»

1

23.10

2 четверть

18

Чего не хватает. Человек идёт, стоит, бежит. Рисование, дорисовывание

1

10.11

19

«Паук» из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки

1

13.11

20

Свойства древесины. Экскурсия в школьную столярную мастерскую

1

17.11

21

Колышек для растений

1

20.11

22

Зимниие игры детей. Лепка из пластилина

1

24.11

23

Рисование выполненной лепки

1

27.11

24

Дети лепят снеговика. Рисунок цветной и черной гуашью

1

1.12

25

Изготовление объемных изделий из природных материалов.  «Птица из пластилина и сухой травы»

1

4.12

26

Изготовление объемных изделий из природных материалов. «Ежик»

1

8.12

27

Деревья зимой в лесу. Рисование цветной и черной гуашью

1

11.12

28

Познавательные сведения о металлоконструкторе

1

15.12

29

Соединение планок винтом и гайкой

1

18.12

30

Сборка из планок треугольника квадрата

1

22.12

31

Работа с проволокой. Изготовление из проволоки букв

1

25.12

3 четверть

32

Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки

1

12.01

33

Лошадка везѐт из леса дрова, сухие ветки. Рисунок

1

15.01

34

Натюрморт: кружка, яблоко, груша

1

19.01

35

Изготовление складных игрушек из бумажных полос. «Складная гирлянда»

1

22.01

36

Изготовление цепочки из бумажных колец

1

26.01

37

Изготовление карнавальной полумаски

1

29.01

38

Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идѐт по дорожке. Рисунок по описанию

1

2.02

39

Элементы косовской росписи. Рисование

1

5.02

40

Сосуды: вазы, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью

1

9.02

41

 Окантовка картона листом бумаги. Изготовление складной доски

1

12.02

42

Изготовление складной доски

1

16.02

43

Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование

1

19.02

44

Сказочная птица. Рисование

1

26.02

45

Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка

1

2.03

46

Работа с текстильными материалами. Прямой стежок

1

5.03

47

Работа с текстильными материалами. Косой стежок

1

9.03

48

Встречай птиц - вешай скворечники. Лепка. Рисунок

1

12.03

49

Работа с древесиной. Свойства древесины. Закрепление

1

16.03

50

Аппликация из древесных опилок «Собака»

1

19.03

4 четверть

51

Беседа на тему: «Красота вокруг нас». Посуда. Рисование элементов узора

1

30.03

52

Украшение изображений посуды узором. Аппликация

1

2.04

53

Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц. Рисование. Беседа на тему

1

6.04

54

Работа с текстильными материалами. Ткань. Виды работы с тканью. Экскурсия в швейную мастерскую

1

9.04

55

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки

1

13.04

56

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Цветок для мамы

1

16.04

57

Беседа на заданную тему : «Городецкая роспись» элементы городецкой росписи. Рисование

1

20.04

58

Кухонная доска. Рисование Украшение силуэта доски городецкой росписи

1

23.04

59

Объемные изделия из картона. «Коробка, склеенная с помощью клапанов»

1

27.04

60

«Коробка с бортами, соединенными встык»

1

30.04

61

Виды ручных стежков. Образец, прошитый строчкой прямого стежка в 2 приема

1

4.05

62

Закладка с вышивкой. Образец, прошитый строчкой косого  стежка в 2 приема

1

7.05

63

Закладка с вышивкой. Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка

1

11.05

64

Закладка с вышивкой. Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка

1

14.05

66

Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел. «Матрешка из конусов»

1

18.05

67

Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел. «Собака из цилиндров»

1

21.05

68

Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел. «Львенок»

1

25.05

69

Обобщающий урок

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D

По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями

В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....

СИПР

Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....