Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с РАС
рабочая программа

Витвенская Светлана Александровна

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с РАС. Направления и содержание КРР, диагностика и мониторинг, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras.docx73.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № ________

«____» ______________ 2020г.

«Согласовано»

на заседании Управляющего совета ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № ________

«______»_____________ 2020г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ ЦИО «Южный»

________________ Петрова Н.И.

Приказ № __________

«____» ___________________ 2020г.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

Центр инклюзивного образования «Южный»

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

с детьми дошкольного возраста с РАС

 

Автор:

Витвенская С. А

Москва

________________

2020 г.

ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя-дефектолога представляет собой документ, который регламентирует работу специалиста с детьми дошкольного возраста с РАС в условиях ГКОУ ЦИО «ЮЖНЫЙ» ДУО.

В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:

•        проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)";

•        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

•        приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;

•        Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с УО (одобрена на заседании педагогического совета ГКОУ ЦИО «Южный» решением от 05.06.2020 года, Протокол № 18)

•        постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Рабочая программа обеспечивает реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с РАС.

Данная программа определяет специфику, объем и порядок реализации коррекционно-развивающей работы, а также условия организации коррекционной помощи.

Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы, содержание коррекционно-развивающих курсов в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и требованиями адаптированной основной образовательной программы для детей с РАС.

Планируемые результаты освоения программы и содержание коррекционно-развивающих курсов зависит также от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.

Срок реализации рабочей программы 1 год

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ рабочей программы учителя-дефектолога – организация процесса коррекционно-развивающей поддержки процесса воспитания, обучения, развития детей с РАС дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого из воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с РАС;
  • Планирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с РАС;
  • Создание условий для возможности успешного овладения детьми с нарушениями слуха (глухота) целевыми ориентирами ДО в соответствии с АООП для детей дошкольного возраста с РАС;
  • Коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности и формирование структурных компонентов деятельности;
  • Осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и ППК.

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ

На протяжении всего времени реализации программы учителем-дефектологом ведется диагностическая работа и мониторинг, необходимые для определения уровня сформированности различных умений, навыков и развития ВПФ на различных этапах коррекционной работы. Диагностика так же помогает выявить особенности развития ребенка, определить его особые потребности, опираясь на которые, в последствии, составляется и по мере необходимости корректируется план индивидуальной работы.

В течение учебного года учитель-дефектолог проводит три этапа диагностики:

  • две недели в начале сентября;
  • одна неделя в январе;
  • две недели в конце учебного года в мае;

В зависимости от возможностей, психологических и коммуникативных особенностей ребенка, первичный диагностический период может продлиться до четырех недель. Это особенно касается вновь поступивших детей, испытывающих трудности адаптационного периода.

В ходе диагностики фиксируются показатели по следующим разделам:

  • Состояние общей моторики.
  • Состояние мелкой моторики.
  • Предметные действия.
  • Коммуникативные навыки.
  • Развитие речи.
  • Развитие когнитивной сферы.
  • Особенности поведения.

Результаты диагностики заносятся в карты дефектологического обследования на каждом из этапов. Все параметры развития ребенка оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов.  Каждый балл соответствует определенному уровню развития или этапу формирования.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Не сформирован

или отсутствует

Этап формирования

Требуется помощь

Сформирован

Этап закрепления

Закреплено

Обходится без помощи

Система баллов способствует отслеживанию результатов КРО, а также своевременному изменению или дополнению при необходимости плана индивидуальной работы с ребенком.

С помощью этих же баллов ведется и мониторинг результатов коррекционной работы.

Подсчет результатов происходит по формуле:

SХ100/SО

Где S – это сумма набранных по указанным в разделе показателям, SО – максимально возможная сумма баллов по всем показателям раздела.

Дефектологическая карта составлена так, что с ее помощью можно отследить динамику коррекционной работы на протяжении каждого учебного года и в течение всей коррекционной работы в периода с момента начала коррекционно-развивающей работы до перехода на следующий уровень обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВАМИ

АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде планируемых результатов дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений воспитанника с РАС к концу дошкольного образования.

Планируемые результаты дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Освоение Программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение воспитанником с РАС двух видов результатов: личностных и предметных. 

Личностные результаты освоения Программы включают:

Воспитанник соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе));

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; понимает речь взрослых; появляются игры, в которых воспитанник воспроизводит действия взрослого.

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.

Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Принимает помощь взрослого; допускает физический контакт во время игры с взрослым; удерживает зрительный контакт в течение короткого времени;

Положительно реагирует на взрослого во время простой контактной игры.

Предметные результаты освоения Программы включают освоенные воспитанником знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

Воспитанник интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

У воспитанника развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Владеет альтернативными способами коммуникации (при необходимости); р

Реагирует на собственное имя, узнает себя в зеркале, на фотографии;

Уходит, подходит и садится по речевому требованию взрослого.

Фиксирует взгляд на понравившемся предмете; показывает понравившейся предмет; выражает доступным для себя способом свои основные потребности и желания (в том числе –при помощи навыков альтернативной коммуникации).

Принимает помощь взрослого; допускает физический контакт во время игры с взрослым; удерживает зрительный контакт в течение короткого времени; положительно реагирует на взрослого во время простой контактной игры.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КУРСОВ

Развитие познавательных способностей детей РАС дошкольного возраста происходит в процессе деятельности, направленной на сенсорное развитие, формирование предметно-практических действий, представлений об окружающем мире. В связи с этим, в рамках данной образовательной области выделяется три направления:

1) Общее сенсорное развитие (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое,

обонятельное) и формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

2) Формирование предметно-практических действий (ППД);

3) Представления об окружающем мире.

1) Общее сенсорное развитие (зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное) и формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. С учетом того, что для детей с повышенным риском формирования РАС свойственны различные уровни сензитивности, процесс накопление сенсорного опыта у детей требует особого внимания со стороны специалистов и родителей, и работа по сенсорному развитию должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей восприятия детей целевой группы.

Содержание направления включает 6 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса» и «формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».

|        Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Зрительное восприятие:

− стимулировать функцию прослеживания взором;

− создавать условия для накопления опыта реагирования на зрительные стимулы;

− создавать условия для фиксации взгляда ребенка на лице взрослого, находящегося на расстоянии вытянутой руки;

− стимулировать пространственное восприятие, развивая согласованные движения обоих глаз при использовании движущегося предмета (игрушки);

− стимулировать рассматривание предмета, захватывание ее рукой на доступном расстоянии для захвата;

− развивать концентрацию зрительного внимания ребенка на предметах, находящихся рядом с ребенком, а также на небольшом удалении;

− создавать условия для развития у ребенка зрительного восприятия с опорой на другие виды ощущений и восприятия;

− стимулировать развитие координации движений рук при обеспечении зрительного прослеживания в процессе действий с предметами различной формы (неваляшки, мячи, шары, кубики, пирамидки и др.), побуждать к действиям хватания, ощупывания и др.;

− совершенствовать прослеживание и возникновение связи «глаз-рука» (предпосылки зрительно-моторной координации);

− формировать зрительное восприятие разных предметов, учить дифференцировать предметы (игрушки), имеющие разные функциональное назначение (мяч, машинка, кубик и т.д.);

− формировать умение выделять изображение объекта из фона.

Слуховое восприятие:

− развивать слуховые ориентировочные реакции на звучащие стимулы (погремушки, колокольчики, шарманки);

− стимулировать проявления эмоциональных и двигательных реакций на звучание знакомых игрушек;

− побуждать прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и

грушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;

− замечать исчезновение из поля зрения звучащей игрушки, реагировать на звук или голос, подкрепляя демонстрацией игрушки, возможностью погреметь, сжать игрушку самостоятельно или совместно со взрослым;

− побуждать ребенка определять расположение звучащей игрушки, говорящего человека, находящегося сначала справа и слева, затем – спереди и сзади при постоянно увеличивающемся расстоянии;

− расширять диапазон узнаваемых звуков, знакомя с музыкальными звуками (дудочки, бубен, металлофон);

− активизировать возможность прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появления сначала в одном месте (за ширмой, из-под салфетки и т. д.), а затем в разных местах;

− привлекать внимание к быстрым и медленным звучаниям (погремушки, детского аккордеона, металлофона) и музыки, двигаться вместе с малышами в темпе звучания: хлопают ладошками малыша, покачивают на руках или на коленях, демонстрируют малышу низкое и высокое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией;

− создавать условия для накопления опыта восприятия различных звуков окружающего мира, фиксировать внимание на различных звуках в быту (стуке в дверь, телефонном звонке, шуме льющейся воды, звуке падающего предмета), называя соответствующие предметы и действия;

− расширять слуховое восприятие звуков природы (шум ветра, шум воды и др.), голосов животных и птиц, подражать им;

− совершенствовать слуховое восприятие через игры с музыкальными инструментами, учить дифференцировать их звучание (рояль, барабан; металлофон, шарманка; бубен, свирель), выполняя при этом действия с музыкальными инструментами (игрушками);

− учить узнавать и различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, голоса животных при использовании дидактических игр («Кто там?», «Кто пришел

вначале?», «Кто спрятался?» и др.);

− создавать условия для пространственной ориентировки на звук, используя звучания игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях, побуждая детей определять расположение звучащего предмета, бежать к нему, показывать и называть его.

Кинестетическое восприятие:

− активизировать позитивные эмоциональные реакции на прикосновение, поглаживание и другие тактильные стимулы улыбкой, ласковыми словами;

− вызывать спокойные реакции на контакт руками и оказание физической помощи (рука в руке, рука на локте, плече и т.д.);

− вызывать спокойные реакции на соприкосновение с различными материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);

− развивать тактильно-кинестетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений в результате давления на поверхность тела, изменения положения тела, его отдельных частей;

− развивать тактильно-кинестетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений на исходящую от объектов вибрацию;

− развивать тактильно-кинестетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений и восприятий путем обследования различной предметной среды, предлагатьребенку для захватывания, сжимания предметы разной формы, цвета, фактуры;

− различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

− формировать умения дифференцировать игрушки (предметы) на основе тактильного восприятия их разных свойств (раскладывать мячики в две коробочки – колючие и мягкие, опираясь на их тактильные свойства);

Восприятие вкуса:

− различать продукты по вкусовым качествам (сладкий, горький, кислый, соленый);

− узнавать знакомые продукты на вкус (шоколад, груша и др.).

Восприятие запаха:

− вызывать спокойные реакции на запахи (продуктов, растений).

− узнавать объекты по запаху (лимон, банан, какао и др.).

Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

− обогащать опыт манипулятивной деятельности ребенка с предметами различной формы, величины, разного цвета;

− формировать ориентировку на внешние свойства и качества предметов, их отличие (по цвету, форме, величине) с использованием зрительного, тактильно-двигательного восприятия;

− учить сравнивать внешние свойства предметов («такой – не такой», «дай такой»);

− формировать способы сравнения разных свойств предметов (путем наложения и прикладывания).

2) Формирование предметно-практических действий (ППД)

Предметно-практические действия являются ведущей деятельностью ребенка в

раннем возрасте и начинаются на уровне неспецифических манипуляций. Для детей группы повышенного риска формирования РАС действия с отдельными предметами нередко становятся стереотипными. В этой связи ребенку необходима специальная коррекционно-обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Данное направление включает три раздела: действия с материалами, действия с

предметами и количественные представления. Дети знакомятся с различными предметами и материалами, их свойствами и осваивают действия с ними. В процессе освоения формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. В процессе деятельности с различными материалами формируются предпосылки базовых представлений о количестве: «один - много».

Действия с материалами:

− формировать умения: сминать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать различный материал;

− знакомить со свойствами отдельных материалов (мягкий, твёрдый, текучий, сыпучий, пластичный и др.)

Действия с предметами:

− развивать манипулятивные действия с предметами;

− формировать умения захватывать, удерживать, отпускать предмет;

− учить толкать предмет от себя и тянуть предмет по направлению к себе;

− формировать умения вращать, нажимать, сжимать предмет

− формировать умения вынимать / складывать предметы из ёмкости / в ёмкость, перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;

− учить вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить;

− активизировать ППД (хватания, бросания, нанизывания, вращения и др.) при

использовании совместных или подражательных действий (NB! Опасность формирования стереотпий!);

− формировать способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции);

− учить действовать целенаправленно с предметами-инструментами, учитывая их функциональное назначение и способы действия (ложкой, лейкой, молоточком, маркером, сачком, тележкой с веревочкой и др.);

− создавать условия для развития познавательной активности ребенка через выделение предметов из окружающей среды;

− учить действовать целенаправленно с игрушками и другими предметами по подражанию в процессе предметно-игровых действий со взрослым (вставить фигурки в

пазы; расставить матрешки в свои домики и т.д.);

− учить действовать целенаправленно с игрушками на колёсах (катать каталку, катать коляску с игрушкой, и др.).

Предпосылки количественных представлений

- создавать условия для накопления детьми опыта практических действий с предметами и материалами;

− учить выделять, различать множества по качественным признакам;

− формировать практические способы ориентировки, сравнения (наложение, использование мерки);

− учить выделять «один – много»;

3) Представления об окружающем мире (социальном, природном)

Представления об окружающем мире начинают активно формироваться у ребенка в первый год жизни. Данное направление развития детей группы повышенного риска

формирования РАС должно способствовать как познавательному развитию ребенка, так и созданию основы для формирования у него социальных компетенций. В силу различных особенностей развития дети с РАС испытывают серьёзные трудности в осознании социальных явлений, понимания взаимосвязей в окружающем мире. В связи с этим с раннего возраста важно проводить работу, направленную на осмысленное восприятие социальной действительности, на формирование у детей интереса к окружающему миру, базовых представлений о нем.

Направление «Представления об окружающем мире» включает два раздела: «Окружающий (ближайший) социальный мир» (семья, дом, детский сад, игрушки и

предметы быта) и «Окружающий природный мир» (растения, животные, птицы, объекты и явления природы, временные представления.).

− Учить различать и узнавать близких взрослых (маму, папу, братьев, сестёр и др.);

− создавать условия для накопления опыта положительного реагирования на игрушки, другие окружающие предметы (в т.ч. бытовые приборы, такие как фен, пылесос и др.);

− развивать интерес к игрушкам и другим предметам, действиям с ними;

− учить использовать игрушки соответственно их функциональному назначению;

− развивать интерес ребенка к изучению своей квартиры, дома, двора (например, подносить его к окну, проговаривая: «Это окно. Там двор. Во дворе деревья, кусты и т. п.»), входить с ребенком в другие комнаты, сопровождая немногословными речевыми комментариями то, что он видит;

− создавать условия для ознакомления ребенка с окружающей действительностью: на улице держать ребенка на руках, комментировать на доступном ребёнку уровне, чётко, кратко и эмоционально, то, что попадает ребенку в поле зрения;

− активизировать на прогулке внимание ребёнка: стимулируя наблюдение за людьми (например: «смотри, дядя идет», «тетя идет»; «дети играют» и т.д.); наблюдение вместе с ребенком за различными техническими объектами, называя их звучания (например: «Машина едет: би-би». «Самолет гудит: у-у-у»); за птицами, животными (например: «птичка полетела», «кошка сидит», «собачка бегает, лает» и т.д.);

− обращать внимание ребёнка на явления природы: дождь, снег, ветер, ночь – темно, день – светло и т.д.;

− создавать условия для стимуляции познавательной активности ребенка через выделение предметов из фона, пробуждая ориентировку «Что это?», «Что там?» (берут

ребенка на руки, поднимают для лучшего обозрения окружающего, указывают на различные предметы, приближают один из предметов к ребенку и дают действовать с ним);

− учить использовать указательный жест для ознакомления с предметами и объектами окружающей действительности, применяя совместные действия, подражание для выделения определенных предметов или объектов окружающей действительности;

− создавать условия для расширения кругозора представлений детей об окружающем мире в ходе наблюдений за людьми, различными объектами неживой и живой природой на прогулках (за действиями людей, за повадками животных и птиц и др.)

КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ

1

ОБСЛЕДОВАНИЕ

2

ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

ИГРУШКИ

Большой, маленький

Один и много

4

ИГРУШКИ

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звучащих игрушек: погремушки, говорящая кукла, ксилофон, дудочка, барабан, машинка.

Пирамидки, стаканчики вкладыши

ОКТЯБРЬ

1

ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА

ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Большой, маленький

Один и два

2

СЕМЬЯ

Звуки речи. Различение, узнавание, определение мужского, женского, детского голосов.

Кубики

3

ОСЕНЬ

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков природы: дождь, ветер, шорох листвы

Много, мало

4

ОСЕНЬ. ФРУКТЫ

Форма предметов

Игрушки типа «сортировщик»

5

ОСЕНЬ. ОВОЩИ

Форма предметов

Много, мало

НОЯБРЬ

1

ЦВЕТА КРАСОК

Цвет предметов

Звуки речи. Восприятие на слух названия цвета

2

ЦВЕТА КРАСОК

Цвет предметов

Раскрашивание с соблюдением контура

3

ОДЕЖДА

Часть-целое

Один и два

4

ОБУВЬ

Один и два

Различные виды застежек.

ДЕКАБРЬ

1

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Звуки речи. Восприятие на слух названия предметов

Больше, меньше: сравнение по величине.

2

МЕБЕЛЬ

Форма предметов

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения бытовых звуков

3

ЗИМА. ЁЛКА. ДЕД МОРОЗ

Высокий, низкий

Открывание и закрывание различных видов коробок

4

НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ.

Форма и цвет предметов

Счет до трех.

5

НОВЫЙ ГОД

Звуки речи. Различение, узнавание, определение мужского, женского, детского голосов.

Счет до трех.

ЯНВАРЬ

1

ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ

2

ЗИМА

Понятия тепло-холодно

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков природы: д, ветер, скрип снега

3

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Звуки речи. Восприятие на слух названия предметов

Рисование прямых и волнистых линий

4

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения бытовых звуков

Больше, меньше: сравнение по количеству

ФЕВРАЛЬ

1

ПОСУДА

Часть-целое

Набор посуды

2

ПОСУДА

Контуры предметов

.

Счет до четырех

3

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Силуэты

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков природы: голоса птиц

4

ПРОЩАНИЕ С ЗИМОЙ

Контуры предметов

Раскрашивание с соблюдением контура

МАРТ

1

МАМИН ПРАЗДНИК

Форма и цвет предметов

Больше, меньше: сравнение по величине.

2

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Часть - целое

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков природы: журчание воды, капель.

3

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Контуры объектов.

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков природы: голоса птиц.

4

ВЕСНА

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков природы: голоса животных.

Мозаика по образцу

5

ДИКИЕ ПТИЦЫ

Контуры объектов

Счет до пяти

АПРЕЛЬ

1

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Часть - целое

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков природы: голоса животных.

2

ТРАНСПОРТ

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков транспорта

Порядковый счет.

3

ТРАНСПОРТ

Звуки окружающего мира. Развитие навыков различения звуков транспорта.

Разрезные картинки.

4

ДЕРЕВЬЯ

Высота предметов

Больше, меньше: сравнение по величине

МАЙ

1

НАСЕКОМЫЕ

Цвет, силуэт.

Рисование различных видов линий

2

ЦВЕТЫ

Контуры, цвет предметов.

Раскрашивание с соблюдением контура

3

Обследование

4

Обследование

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.

Расписание непосредственной образовательной деятельности в группах, которые посещают дети с РАС, является нормативным локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.

        Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

        Продолжительность организованной образовательной деятельности:

для детей 4-го года жизни – не более 15 мин;

для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;

для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;

для детей 7-го года жизни – не более 30 мин.

С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут.

Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня:

в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно;

в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в первой половине дня, для детей среднего и старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера.

Коррекционно-развивающая работа проводится по индивидуальным планам работы с детьми. Форма работы индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В летний период жизнь детей максимально перемещается на детские площадки на участке детского сада, где, согласно, рекомендациям СанПиН 2.4.1.3049-13, проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, экскурсии. Время прогулки в летний период увеличивается.

Примерная организация коррекционно-развивающей деятельности в течение учебного года:

с 01.09 – 15.09 – диагностический период;

с 16.09 – 31.12 – учебный период;

с 01.01 – 15.01 – диагностический период;

с 16.01 – 15.05 – учебный период;

с 16.05 – 30.05 – диагностический период.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье

Общие родительские собрания. Проводятся администрацией.

Задачи:

- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп по мере необходимости.

Задачи:

- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- определение оценки родителями работы ДОО.

Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).

Задачи:

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;

- информация о графиках работы администрации и специалистов.

Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.

Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов.

Задачи: активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.

Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей.

Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.

При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ

  • Совместная разработка и составление индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста с РАС.
  • Составление комплексных календарно-тематических планирований.
  • Участие в методических объединениях специалистов и воспитателей.
  • Устное консультирование воспитателей по вопросам обучения и развития детей с РАС.
  • Рекомендации воспитателям по коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС посредством тетради взаимосвязи.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

  1. График работы.

  1. Журнал учета рабочего времени.

  1. Список детей, включенных в работу.

  1. Расписание индивидуальных занятий.

  1. Примерное календарно-тематическое планирование.

  1. Дефектологическая папка ребенка, в которую входят:
  • Дефектологическая карта с мониторингом.
  • Копия протокола ЦПМПК.
  • Характеристики, которые составляются по запросу родителей для прохождения ВТЭК или ЦПМПК.
  • Бланки индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
  1. Учебная папка ребенка с выполняемыми заданиями.

  1. Тетради взаимодействия с воспитателями и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Целевые ориентиры и планируемые результаты, диагностика и мониторинг результатов,направления и содержание КРР, примерное календарно-тематическое ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с НОДА

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с НОДА. Диагностика и мониторинг, планируемые результаты, направления и содержание КРР, комплексное календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с УО.

Цели и задачи программы. Содержание и направления КРР. Диагностика и мониторинг результатов. Планируемые результаты работы. Примероное клендарно-тематическое планитрование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...