Главные вкладки

    Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
    учебно-методический материал по теме

    Батурина Ирина Михайловна

    Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.

    Приоритетной задачей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах,  в совместной деятельности взрослых и детей и использование педагогами электронных образовательных ресурсов.

             В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с речевыми нарушениями. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

    1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

     2. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

     3. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

            Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

    ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации

    Подразумевается использование:

    1. информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение
    2. информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти
    3. мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.
    4. аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора

    Контингент дошкольников, воспитывающихся в МБДОУ Д/С № 110, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Проблема, с которой я столкнулась, это мотивация. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

      Преодоление речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе информационных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

    По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в своей работе я  могу поделить на:

    использование ИКТ при организации коррекционно-образовательного процесса с детьми;

    использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями;

    использование ИКТ в работе с педагогами;

    использование ИКТ в процессе и организации методической работы.

     В таком направлении своей работы, как диагностика я пользуюсь офисными программами, что дает мне возможность:

    - создавать базы данных по итогам диагностики;

    - проводить мониторинг работы;

    - отслеживать динамику работы;

    - составлять графики и диаграммы.

    В направлении работы с детьми - коррекция речевых нарушений применяю  такие формы работы:  

    1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

    - электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

    - DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

    - специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

    2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

    - игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).

    3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в  Microsoft PowerPoint.

    4. Создание виртуальных экскурсий по различным темам «Наш город», «Наша страна- Россия», «Чусовая –история с древних времен» и др.

    5. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

    Работа в этом направлении позволяет мне достичь определенных результатов:

    - повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

    - улучшение речевого продуцирования;

    - расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

    - повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

    - повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

    - активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

    - формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

    - создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

    - реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

    - возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

    - совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

    - подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

    Все выше перечисленное конечно же повышает качество коррекционно - речевой работы логопеда.

    При использовании компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз провожу с ребенком зрительную гимнастику. По окончанию занятия повторяю с ребенком зрительную гимнастику.

     В работе с коллегами и с педагогами нашего учреждения применяются следующие формы использования ИКТ:

    1. Сетевое общение (создание собственного сайта, группы в соц. сети «Логопеды Нижнего Тагила»)

    2. Использование информационных интернет – ресурсов (festival.1september.ru, www.it-n.ru и другие).

    Это позволяет мне:

    - обмениваться  с коллегами информацией с помощью электронной почты;

    -участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

    - проходить обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

    Использование ИКТ в этом направлении повышает уровень моей профессиональной компетенции, что в дальнейшем качественно отразится на результатах работы.

    Работа с родителями

    Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями.

    С  использованием ИКТ в работе с родителями, качественнее и легче реализуется задача – повышение педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

    Мультимедийные презентации, созданные в программе MS PowerPoint, позволяют поместить фотоматериалы для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей на логопедических занятиях, по коррекции нарушений детей с различными формами речевых расстройств.

    Разработав компьютерную презентацию с материалом на закрепление поставленного звука, я рекомендую родителям для самостоятельного проведения занятия в условиях семьи. Благодаря использованной мною системе поощрений – компьютерные герои, наклейки с компьютерными героями, не только дают возможность провести занятие с ребенком в игровой форме, но и повысить его самооценку.

    Для связи с родителями используется сайт детского сада. Он используется с целью  информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг. На сайте  есть страничка учителя-логопеда, где размещаются консультации для родителей, а также разделы -обратная связь, форум, гостевая книга, где родители задают свои вопросы на любую интересующую их тему. В разделе фотоальбомы размещаются материалы с различных мероприятий.

    Совместно с педагогом –психологом на сайте нашего ДОУ для удобства родителей, размещается электронный вариант газеты, редактором которой я являюсь. Также эта газета выпускается в печатном виде.

    Методическая работа

    Использование ИКТ в методической работе это-

    -хорошая реализации творческих проектов.

    - удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации: оформление отчетной и  текущей документации;

    - использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);

    -создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

    - создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и прочее

    - создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

     Таким образом, практика показала, что  использование ИКТ в логопедической работе позволило мне:

    1. обеспечить доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи;
    2. систематизировать и повысить эффективность логопедической работы в направлении работы с родителями;
    3. привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе;
    4. распространить опыт работы среди специалистов дошкольных учреждений и продемонстрировать достигнутые результаты;

     В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

    Спасибо за внимание!!!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения. 2013г. Составила: учитель – логопед Батурина Ирина Михайловна МБДОУ ДС «МАЯЧОК» комбинированного вида детский сад № 110 комбинированного вида город Нижний Тагил

    Слайд 2

    Приоритетной задачей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и детей и использование педагогами электронных образовательных ресурсов.

    Слайд 3

    Инновационные технологии позволяют: поддержать мотивацию ребенка заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

    Слайд 4

    Задачи: 1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 2. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности. 3. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

    Слайд 5

    Использование ИКТ в логопедической работе позволяет: повысить эффективность коррекционного обучения ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

    Слайд 6

    Направления использования ИКТ в работе учителя - логопеда Методическая работа

    Слайд 7

    Диагностика - создание базы данных по итогам диагностики; - проведение мониторинга работы; - отслеживание динамики работы; - составление графиков и диаграмм.

    Слайд 8

    Формы работы: 1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике: - электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.); - DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

    Слайд 9

    Компьютерные игры

    Слайд 10

    2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов: - игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, («Доктор Айболит»). 3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.

    Слайд 11

    4. Создание виртуальных экскурсий по различным темам «Наш город», «Наша страна- Россия», «Чусовая –история с древних времен» и др. 5. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

    Слайд 12

    Результаты - повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); - улучшение речевого продуцирования; - расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

    Слайд 13

    - повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); - повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

    Слайд 14

    - активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; - формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития; - создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

    Слайд 15

    - реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); - возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

    Слайд 16

    - совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); - подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

    Слайд 17

    Зрительная гимнастика для детей

    Слайд 18

    Работа с коллегами и с педагогами ДОУ 1. Сетевое общение (создание собственного сайта, группы в соц. сети «Логопеды Нижнего Тагила») 2. Использование информационных интернет – ресурсов ( festival.1september.ru , www.it-n.ru , nsportal.ru/ и другие).

    Слайд 19

    Это позволяет мне - обмениваться с коллегами информацией с помощью электронной почты; - участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций; - проходить обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

    Слайд 20

    Использование ИКТ в работе с родителями Индивидуальные консультации Семинары – практикумы Родительские собрания

    Слайд 21

    Использование ИКТ в работе с родителями Для популяризация деятельности ДОУ и получения обратной связи с родителями в 2011 года создан сайт детского сада http://mbdou110.ucoz.ru /

    Слайд 22

    Электронная газета для родителей

    Слайд 24

    Использование ИКТ в методической работе учителя-логопеда использование сети Интернета для самообразования хранение информации реализация творческих проектов создание электронного банка данных создание своего электронного блога и интернет-сайта создание, копирование материала для занятий

    Слайд 25

    Использование ИКТ в логопедической работе позволило мне: обеспечить доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи; систематизировать и повысить эффективность логопедической работы в направлении работы с родителями;

    Слайд 26

    привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе; распространить опыт работы среди специалистов дошкольных учреждений и продемонстрировать достигнутые результаты;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

    Использование речедвигательной памяти в развитии устной и письменной речи у детей с нарушением зрения...

    Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

    Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

    Использование мнемотаблиц и схем в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

    Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.Связная речь не формируется стихийно, это «продукт&raqu...

    БУКЛЕТ "Применение игрового набора Ф.Фребеля в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ".

    Направления технологии: Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, ...

    Семинар - практикум для педагогов Дом ребенка: «Применение игрового набора Ф. Фрёбеля в образовательной коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

    Семинар – практикум для педагогов  5 марта 2020 года учитель – дефектолог Майсюк  А. М.  провела для педагогов  Дома ребенка семинар -  практикум на тему: &la...