Возможности игровой терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях кабинета коррекции
статья

Бедрина Елена

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_terapiya_v_korrektsionno-razvivayushchey_rabote.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности игровой терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях кабинета коррекции»

Бедрина Елена

Учитель-дефектолог КППК района Тереңкөл

Павлодарская область

Казахстан

Игровая терапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить взаимоотношения с окружающим миром.

Игра оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка младшего возраста. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством для становления предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности ребенка, развития восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов, на формирование представлений системы сенсорных эталонов.

К таким игрушкам относятся:

  • для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);
  • для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
  • для прокатывания;
  • образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
  • разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.

При организации игр с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

1) посильность требований;

2) постепенность усложнения.

Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия с ребенком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

Необходимо учить ребенка слушать.

Игры, включающие слушание помогают детям:

  • сконцентрироваться на одном чувстве – слухе;
  • расширить представление об окружающем мире;
  • научиться отличать один звук от другого;

В своей работе я использую игры разной направленности. Это игры, направленные на познавательное развитие, на формирование предметных, предметно-игровых действий, на социальное развитие. Занятие обычно начинаю с игр, позволяющих вызвать эмоциональный контакт с ребенком: «Ладушки», «Носик к носику», «Едем-едем», «Испечем оладушки», «Ку-ку, а вот и я». Эти игры, направлены на установление положительного эмоционального отношения между взрослым и ребенком. При проведении их, не нужно забывать, что самым сильным эмоциональным раздражителем для малыша является сам взрослый – его улыбка, прикосновения, ласковый голос, общение.

Приобщение к предметному миру на моих занятиях происходит через игры с водой («Буль-буль», «Подуй на кораблик», «Поймай-ка»), с крупами («Прячем ручки», «Разложи по тарелочкам»), песком, прищепками («Оденем солнышко», «На лесной полянке»), игры с бусинами, с геометрическими телами. В своей работе использую как классический Монтессори-материал, так и его элементы, и вариации, адаптируя, учитывая индивидуальные возможности ребенка. Конечно, эти игры доступны не всем детям, с которыми я работаю. В силу своих психофизических возможностей не каждый из них может справится с такими, на первый взгляд простыми действиями. В этом случае использую игры, в которых мы идем в тесном контакте с ребенком, буквально «рука в руке». Это музыкальные игры («Послушные ручки», «Веселые игрушки», «Маленькие ладушки»), игры-потешки («Ветер», «Котик»), пестушки, пальчиковые игры. Они включают в себя игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Ведь уже доказано, что существует связь между развитием рук и развитием мозга.

Необходимым условием формирования предметной и игровой деятельности детей с нарушением интеллекта является организация пространственно-развивающей среды. Для занятий по коррекционно-развивающей игротерапии в нашем кабинете создана особая предметно-развивающая среда, состоящая из игровой зоны и театральной зоны. В игровой зоне оборудован кукольный уголок, в котором имеются игрушки, сделанные своими руками, для проведения игр-забав. В театральной зоне находится стол-сцена, полки с различными видами театра, где собраны различные его виды: настольный, пальчиковый, театр плоскостной на фланелеграфе. Во время коррекционно-развивающих занятий использую “звуковой дизайн”.

Двухлетний Юра С. пришел ко мне, сидя у мамы на руках. Поведение характеризовалось неадекватными действиями и усугублялось процессом возбуждения на фоне дефекта физического развития. Отсутствовала речь, игровая деятельность.  Выбор игрушки определялся первой попавшейся на глаза. Ребенок хватал игрушку, застревал на манипуляции с ней, или же сразу отбрасывал в сторону.

Не было стремления действовать вместе со взрослым, вместе радоваться процессу игры и действиям с различными предметами. Тогда еще не в полной мере используя игротерапию, определив индивидуальную программу развития, я начала работу с этим малышом. Мне как молодому специалисту было сложно определиться с формой работы. Но уже к концу первого цикла коррекционных занятий был, пусть очень не совсем заметный, но все-таки результат. Появились манипуляции с предметами, переходящие в целенаправленные действия, которые, конечно, были разрозненные, но свидетельствующие о начале предметной деятельности. Ребенок стал прислушиваться к моему голосу, звучанию игрушек, появились ощупывающие движения при встрече с любимым предметом, при прикосновении старался задержать мою руку и, что самое главное появилась потребность в общении, которая проявлялась в сиюминутных моментах внимания, в активных вокализациях разного характера в зависимости от ситуации.

Не настаивая на том, чтобы малыш все время двигался вперед, пробовал осваивать все новые и новые вещи, я старалась удовлетворить его потребность в возврате к знакомым предметам и занятиям, в свободе от какого-либо давления. И, думаю, тем самым дала ему возможность учиться в процессе игры.

Продолжая использовать игротерапию в своей работе с детьми не только раннего возраста, я пришла к выводу, что ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад.

Дети, занимающиеся у меня на занятиях, большую его часть обычно проводят за игрой. Нередко родители, которые присутствуют на занятиях, спрашивают, почему игре отдается так много времени. Не лучше ли было бы посвятить его более четко организованной цели?

Конечно, не стану отрицать, что при виде малыша, увлеченного игрой, испытываешь чувство облегчения. Но необходимо осознавать, что игра приносит ребенку пользу. Игра важна сама по себе, ничуть не меньше, чем все остальное в моей работе.

Дети играют ради удовольствия, но в процессе игры они еще и учатся. Чем младше ребенок, тем труднее отделить одно от другого. Малыш вряд ли представляет себе игру как отдельную часть жизни. Игра - это его основное занятие.

Большинство навыков, которые я формирую у ребенка, можно представить, как игровые. Эти навыки помогают малышу научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, помогает освоить новые умения, то есть в этом процессе одно способствует развитию другого.

Потребность в общении - одна из главных человеческих потребностей, и наверно никому не нужно объяснять, насколько важно ребенку научиться этому. Малышу, с проблемами развития, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, поможет войти в большой мир. Это будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем. И, конечно, что как не игра будет являться сильнейшей опорой в формировании речи. Ребёнок не умея говорить, уже «кулюкает», «гугукает», улыбается во весь рот, реагируя на потешки матери или бабушки. Играя, почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей, предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакты с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор, радуется жизни.

Целью данного вида деятельности является – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного "Я" ребёнка.

Рекомендации по проведению игр с детьми раннего возраста

      Подбор игрового материала:

  • Подбирать игрушки в специализированных магазинах
  • Игрушки должны быть не слишком крупного размера, но и не очень маленькие
  • Игрушка по своему внешнему виду должна быть близка к реальному объекту
  • Перед проведением игры игрушку внимательно осмотреть (чтобы игрушка не распадалась на мелкие детали)

Проведение игр:

  • Не предлагайте малышу слишком большое количество игрушек.
  • Дайте ребенку подержать, потрогать игрушку, произвести с ней действия по желанию.
  • Во время игры с ребенком (в качестве образца действия) произведите действие с игрушкой медленно и спокойно.
  • Разговаривайте с ребенком во время игры легко, четко называя каждый из предметов и действия с этими предметами. Не произносите слишком длинных фраз.
  • Помогайте ребенку в случае затруднения. Но при этом старайтесь не выполнять полностью все действия за него.
  • Выполняйте задания в определенной последовательности, чтобы не запутать ребенка и себя.
  • Не ругайте ребенка, если он что-то выполняет не правильно или бросает игрушку.

Проанализировав свой опыт работы, я пришла к выводу: игротерапию можно и нужно использовать как средство реабилитации детей с нарушением интеллекта, так как с помощью игры взрослый может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.

Главное сделать ребенка счастливым!

Список литературы:

  1. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989. С. 325.
  2. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А.В. Запорожца. М.: просвещение, 1976. С. 315.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"...

Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка.

Обследование уровня нервно-психического развития детей. Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование в Доме ребенка проводится на основе диагностики нервно-психического дете...

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями

Методическое пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 1)

Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с предложенными обучающимся рекомендациями ПМПК. ...