Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"
рабочая программа на тему

Иванова Ивана Ивановна

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_variant_1.docx60.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«УЧАСТИЕ»

129327, г. Москва ул. Ленская, 4 Тел/Факс 471-02-81,470-67-01

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

 

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития.

Составители (педагоги-дефектологи):

Епанчинцева Инна Валерьевна, Пришивалко Ирина Дмитриевна,Сазонова Елена Михайловна

Москва

2015

СОДЕРЖАНИЕ

1.

 Пояснительная записка ............................................................................3

2. Календарно-тематический план        

3. Содержание программы        

4. Механизм отслеживания результатов        

5. Условия реализации программы.        

6. Список литературы.        

7. Приложение.        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время педагоги образовательных организаций, групп кратковременного пребывания все чаще сталкиваются с проблемами воспитания и обучения детей, развитие которых несколько отстает от возрастной нормы. Такие дети на рубеже второго и третьем году жизни слабо владеют речью, у них недостаточно развиты средства коммуникации. Им трудно сотрудничать со взрослыми и взаимодействовать с детьми. Они в поведении часто проявляют неадекватные реакции в элементарных ситуациях, бывают конфликтны, настойчивы в удовлетворении своих капризов. Речь взрослого для таких детей не является регулятором их поведения и деятельности. Познавательный интерес у них снижен, наблюдаются недостатки общей и тонкой ручной моторики, отмечается задержка в сенсорно-перцептивной деятельности. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности. Способы ориентировки в окружающем мире у этих детей недостаточно сформированы. Они мешают им овладевать приемами изменения окружающей реальности, что проявляется в детской деятельности (игровой, изобразительной). Внимание таких детей трудно привлечь и удержать.

Поэтому важно, на ранних этапах, пока отставание не столь заметно, применить меры специального коррекционно-педагогического воздействия, чтобы в дальнейшем избежать проблем развития.

В основе данной рабочей программы положены следующие методики и технологии:

  • С.Г. Якобсон,Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова «Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования  
  • «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под ред. Е.А. Екжановой
  • «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» Е.О Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова
  • Г.А. Мишина «Формы коррекционно-развивающей работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития»

Нормативно-правовая база программы:

  1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.) с учётом поправок, внесённых законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08г. п.6 -ФКЗ и от 30.12.08г. п.7 ФКЗ.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. П.273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4,1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  4. Федеральный        государственный        образовательный        стандарт   дошкольного бразования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 и вступивший в силу с 01.01. 2014.
  5. Федеральные        государственные        требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. № 16299.

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013 года. 
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).
  3. Устав ГБОУ ЦДиК «Участие».
  4. Должностные инструкции учителя-дефектолога.

Целью нашей программы является-формирование познавательной деятельности у детей третьего года жизни, помощь семье в создании благоприятных условий воспитания ребенка.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать представления об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать познавательную активность, инициативное целеполагание и целенаправленность выполнения действий.

2. Формировать представления о цвете, геометрических формах, о величине, количестве и пространственных отношениях.

3. Формировать крупномоторные и мелкомоторные движения

4. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения

5. Формировать предпосылки наглядно-действенного мышления, зрительное, тактильное, слуховое восприятие, воображение

6. Формировать способы ориентировки в новых видах деятельности и ее продуктивные виды (рисование, лепка, аппликация)

Воспитательные:

1.Формировать межличностные отношения и предпосылки коммуникативных компетенций

Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по программе «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет), имеющими неярко выраженные отклонения в развитии».

Чаще всего у таких детей наблюдается задержка речевого развития (ЗРР) или задержка психоречевого развития (ЗПРР).

У детей с неярко выраженными отклонениями в развитии фразовая речь, как правило, не сформирована. В общении они пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у этих детей резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. Понимание речи также затруднено. Дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий.

Познавательная активность у таких детей снижена, интерес к обследованию предметов может отсутствовать. В предметной деятельности используются в основном неспецифические манипуляции с предметами. Самостоятельность и настойчивость в решении предметных задач, как правило, у таких детей, отсутствует. Они не нацелены на результат деятельности.

Процессуальная игра у детей с ЗПРР либо отсутствует, либо носит однообразный характер, с малой вариативностью игровых действий. Она не длительна по времени, ребенок не использует-предметы заместители.

В общении со взрослым может быть активным, требовательным, но при этом не откликаться на инициативу партнера. Или наоборот малоинициативным, пассивным. Речь взрослого при этом не будет регулятором поведения и деятельности ребенка. Дети с ЗПРР имеют, как правило, ограниченный репертуар средств общения. Мимика может быть однообразной, эмоции маловыразительными. Речь в общении со взрослым может полностью отсутствовать.

Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на один учебный год, общая продолжительность составляет 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 30 минут. Используется групповая форма работы. Занятия проводятся совместно с родителями или лицами их заменяющими.

Структура занятия:

Основная часть занятия с участием ребенка (20-25 мин.):

1. Организационная часть (1-2 мин.)

Каждое занятие начинается с приветствия. После приветствия проводится блок пальчиковых и жестовых игр. Такие игры формируют подражательную деятельность, развивают речь и моторику рук.

2. Сообщение темы и целей занятия (1 мин.)

Этот момент может быть организован с помощью поисковой задачи («Посмотри вокруг, что нового появилось у нас в комнате?» в различных доступных для поиска местах расположены предметные или сюжетные изображения, соответствующие теме занятия) или вводной игры-подсказки, или прочтением сказки или стихотворения.

3. Актуализация опорных навыков и умений детей (2-3 мин.)

Предлагаются упражнения и игровые задания, необходимые как опора для освоения нового материала.

4. Начальная мотивация деятельности (1-2 мин.)

На данном этапе мы стремимся вызвать у детей заинтересованность в изучении и освоении данной темы с помощью постановки проблемной задачи или привлечения внимания ребенка к подготовленным наглядным пособиям.

5. Освоение нового материала (5-10 мин.)

Этот этап последовательного изложения по принципу «от простого к сложному» с использованием наглядных пособий, игр-презентаций PowerPoint, в которых детям предлагаются простые задания на закрепление (выбор из 2-5 картинок). Далее предлагается предметно-практическая деятельность за столом (графические задания, аппликация, дидактические игры, конструктивная деятельность).

6. Обобщение и систематизация нового материала (5-6 мин.)

На этом этапе мы часто используем игры-презентации в формате PowerPoint, в которых детям предлагаются простые задания на закрепление (выбор из 2-5 картинок). Далее предлагается предметно-практическая деятельность за столом (графические задания, аппликация, дидактические игры, конструктивная деятельность).

7. Итоговая часть занятия (1-2 мин.)

Подведение итогов занятия, рефлексия участников.

8. Сообщение домашнего задания (1-2 мин.)

Выполнение домашнего задания носит рекомендательный характер. Основные рекомендации и материалы высылаются по электронной почте. На данном этапе могут быть предложены дополнительные творческие задания, возникшие в результате рефлексии участников занятия в поддержку их творческой активности и личной инициативы.

9. Игра по выбору (3-5 мин.)

Это время мы отводим на самостоятельный выбор ребенком игр и игрушек, что способствует формированию у него дополнительной мотивации в деятельности, активной позиции на занятиях.

А Иметь представления об окружающем мире (о себе и близких людях; о домашних животных и их частях тела, как голос подает: кошка, собака, корова, лошадь, коза; о диких животных: заяц, медведь, лиса, волк; о птицах: курица, петух, утка, воробей; об овощах и фруктах: морковь, огурец, капуста, репа, яблоко, груша, апельсин, банан, лимон; о признаках зимы и лета, о посуде, еде: суп, каша, котлеты, чай, конфеты, молоко; об одежде, предметах мебели)

В1.Проявлять интерес к окружающему миру; интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

2.1 Cоотносить цвета, показывать 4 цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и называть их.

2.2 Уметь выделять, показывать круг, квадрат, треугольник и называть их. Ребенок при назывании цвета и формы может пользоваться опредметченными словами.

2.3 Различать по величине «большая и маленькая матрешки»

2.4 Различать количество предметов «один и много»

2.5 Ориентироваться в помещении кабинета, следовать за педагогом в определенном направлении, ориентироваться в частях тела и лица (голова, руги, ноги, пальцы рук, спинка, животик, глазки, ротик, носик, ушки)

3.Выполнять действия взрослых по подражанию и самостоятельно под речевое сопровождение

4.Проявлять интерес ко взрослому, как к интересному собеседнику, задавать вопросы с целью познания окружающего мира

5.Пытаться преобразовывать ситуацию с помощью практических действий (метода проб и ошибок)

Собирать разрезную картинку из 2-х частей

Различать на слух 3-4 музыкальных инструмента, голоса животных.

Различать предметы на ощупь по форме и материалу «Найди такой же» (шар, куб, ложка, машинка…)

6.Научиться правильно держать карандаш и проводить линии (горизонтальные, вертикальные, кривые и замыкать их в круг)

Взаимодействовать с пластической формой (пластилин): отщипывать, размазывать, создавать простые формы (колбаску, шар)

Создавать выразительные образы из рваной бумаги и приклеивать заготовленные формы

С Вступать в диалог, задавать вопросы, обращаться с просьбами, использовать вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо»)

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование тем

Всего часов

 1

Диагностическое занятие. Первичный инструктаж по технике безопасности.

1

 2

Знакомство с цветом (красный).

1

 3

Знакомство с формой (шар).

1

 4

Знакомство с фруктами (яблоко).

1

 5

Знакомство с цветом (желтый).

1

 6

Знакомство с овощами (морковка, репка). Сказка «Репка».

1

 7

Знакомство с формой (куб).

1

 8

Знакомство с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе (листопад).

1

 9

Знакомство с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе (дождик).

1

10

Различение предметов по форме.  «Катается – не катается».

1

11

Знакомство с животными (кошка, собака, лошадь).

1

12

Знакомство с лесными животными (заяц, еж, лиса). Сказка «Колобок».

1

13

 Выделение количества. Один и много.

1

14

Различение предметов по цвету, и форме. Знакомство с цветом (зеленый).

1

15

Знакомство с величиной.  Большой и маленький.

1

16

Знакомство с предметами одежды.

1

17

Знакомство с признаками зимы (снег).

1

18

Знакомство с матрешкой. Закрепление понятий: «большой-маленький», «один-много».

1

19

Знакомство с частями тела, лица.

1

20

Знакомство с игрушками (мяч, кукла, мишка, машинка, домик).

1

21

Знакомство с треугольной формой «крыша».

Сказка «Теремок».

1

22

Знакомство с посудой и продуктами питания.

1

23

Знакомство с домашними птицами. Петушок и его семья. Сказка «Курочка Ряба».

1

24

Знакомство с формой «кирпичик».

1

25

Знакомство с цветом (синий).

Сказка «Петух и краски».

1

26

Закрепление сенсорных эталонов. Цвет, форма, величина. Составление постройки из частей разной формы.

1

27

Закрепление знаний о посуде и продуктах питания. День рождения куклы.

1

28

Разрезные картинки. Формирование целостного восприятия.

1

29

Знакомство с понятием семья. Цветы к 8 марта.

1

30

Знакомство с весенними изменениями в природе (ручейки).

1

31

Развитие тактильного восприятия. Знакомство с разнофактурными материалами.

1

32

Закрепление знаний о животных. Кто что любит?

1

33

Чередование формы и цвета. Бусы для мамы.

1

34

Закрепление понятий цвета, формы, величины. Веселый поезд. Тематическое лото.

1

35

Знакомство с летними изменениями в природе.

1

36

Заключительное занятие.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Конспекты

Занятие № 1

Тема занятия: Диагностическое занятие. Первичный инструктаж по технике безопасности.

Тип занятия: Комбинированное занятие.

Форма занятия: Групповое занятие.

Цель: Диагностика развития познавательной деятельности детей.

Коррекционно-развивающие задачи: Определить уровень развития познавательной деятельности, выявить затруднения.

Обучающие задачи: Учить принимать задание педагога, выполнять его.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к занятиям, к  игрушкам и картинкам, желание действовать совместно.

Материалы и оборудование: желобок с шариком; три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одинакового цвета; две матрешки (три-составные); две пары предметных картинок; две пирамидки – из трех и четырех колец (кольца одного цвета); восемь цветных кубиков – по два красных, синих, желтых (белых), зеленых; десять плоских палочек одного цвета; тележка с кольцом, через которое продета тесемка; разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на 2 части; вторая пара – одна из картинок разрезана на 3 части; карандаши, бумага; мягкая игрушка, мяч

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Знакомство с детьми и их родителями (Р) или лицами их заменяющими (ЛИЗ). Проводится инструктаж по ТБ и ПП в центре.

  •  Р или ЛИЗ садятся с детьми в круг (дети могут сидеть рядом со взрослым или на коленях). Педагог представляется от имени игрушки (Например, я Мишка Топтыжка) и предлагает назвать имя тому, к кому покатится мячик (если ребенок не может назвать свое имя, то взрослый представляет ребенка).
  •  Педагог знакомит с правилами поведения в центре.

2. Первичная психолого-педагогическая диагностика.

Проводится психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой. Уровень общения и предметной деятельности оценивается по методике Е.О. Смирновой.

Каждому ребенку дается задание, по выполнению этих заданий они ими обмениваются.

3.Физкультминутка.

4. Заключительная часть. Прощание и сообщение о домашнем задании.

  • Взрослые с детьми садятся в круг, а педагог прощается с каждым ребенком от имени игрушки (Например, «До свидания, Маша!») А взрослый совместно с ребенком прощается с игрушкой.
  • Р или ЛИЗ выдается  первичная анкета для родителей (Приложение 1) для заполнения ее дома. На следующее занятие она приносится.

Литература:

  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей» / под ред. Стребелевой Е.А.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009-164с.
  • Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю Диагностика психического развития детей от рождени до 3 лет-М.: АНО «ПЭБ», 2007.-128с.

 

Занятие №2

Тема занятия: Знакомство с цветом (красный)

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Познакомить с сенсорным эталоном (красный цвет)

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать произвольность.
  • Развивать понимание последовательности действий с игрушками и предметами.
  • Активизировать  речь детей.

Обучающие задачи: 

  • Научить выделять и называть красный цвет, находить предметы красного цвета среди других и на картинках.
  • Научить формировать игровые действия и цепочки.
  • Научить конструировать дорожку путем прикладывания кирпичиков.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать желание играть вместе. Воспитывать внимание, умение слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Материалы и оборудование: Игрушки красного цвета (машинки, мячики, кубики, пирамидки; мягкая игрушка «Мишка Топтыжка» в одежде красного цвета; волшебный мешочек; деревянный конструктор с кирпичиками красного цвета; диск с песнями-инсценировками Железновой, компьютер.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие. Обучение детей вежливому слову «Здравствуйте».

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний.

Создание положительного эмоционального настроя. Знакомство с красным цветом. Активизация речи (называние цвета и игрушки). Развитие целенаправленного восприятия и внимания.

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. Мишка Топтыжка пришел с прогулки. Педагог обращает внимание, что на нем одето (красная шапочка, красная кофточка, красные штанишки), а затем предлагает посмотреть, что он принес.
  • Получение новых знаний: игра «Волшебный мешочек» (с игрушками красного цвета). Дети по очереди достают предмет и называют цвет (Например, «Красная машинка»). Игрушки располагаются в центре круга. Затем педагог интересуется, кто какую игрушку достал:

-Маша, ты какую игрушку достала?

-Красную машинку.

-Какого, дети, цвета машинка?

-Красного.

И так далее

Педагог обобщает, что все игрушки красного цвета.

3. Физкультминутка.

«Паровозик» (Песни с мамой№ 5 Железновой Е.С.)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Конструирование «Красная дорожка для машинки».

Закрепление полученных знаний. Обучение детей построению дорожки путем прикладывания кирпичика к кирпичику.

В углу комнаты лежит строительный материал. Педагог берет кирпич красного цвета, предлагает взять каждому точно такой же. Затем он предлагает построить дорожку для машинки. Педагог кладет свой кирпич на пол, затем предлагает детям по очереди присоединить свои кирпичики, чтобы получилась дорожка. Дорожка обыгрывается. Каждому ребенку дается возможность покатать машинку по дорожке.

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия. Обучение вежливому слову «До свидания!»

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.

Занятие №3

Тема занятия: Знакомство с формой (шар)

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Познакомить с формой шар.

Коррекционно-развивающие задачи:  

  • Развивать зрительное и тактильное восприятие.
  • Формировать сенсорный эталон – шар.
  • Формировать произвольность.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Активизировать  речь детей.

Обучающие задачи: 

  • Учить выделять и называть  форму - шар, находить красный по цвету шар.  
  • Учить «обследовать» круглую форму пальцами.
  • Учить создавать форму шар из пластилина методом раскатывания круговыми движениями между ладоней.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к игрушкам и к лепке.
  • Развивать эстетическое чувство.

Материалы и оборудование: Красный шары (мячики пластмассовые),мячи резиновые, коробка,  пластилин, диск с песнями-инсценировками №5, музыка с мамой №3 Железновой Е.С, компьютер, мягкая игрушка «Мишка Топтыжка», влажные салфетки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие. Обучение детей вежливому слову «Здравствуйте».

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний.

Создание положительного эмоционального настроя. Знакомство с формой-шар. Активизация речи (называние формы). Развитие тактильного и зрительного восприятия, внимания, целенаправленности этих процессов. Обучение определенным действиям с мячом (катить в определенном направлении). Развитие игровых навыков.

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. «Отгадайте, что я принесла?» Детям на ощупь предлагается потрогать предмет, принесенный в коробке.
  • Получение новых знаний: Педагог называет предмет (шар) и обращает внимания на его форму (круглый).

Игра «Что я спрятала?» Дети и взрослые сидят в кругу. Педагог прячет шар к коробку и спрашивает, что спрятано в коробке.

Игра «Покатаем шарик». Дети катают шарик друг другу со словами: «Катись шарик к Маше, Теме и т.п.»

Игра «Найди красный шарик» Детям предлагается собрать в коробку все красные шары.

Игра «Забей гол»

3. Физкультминутка.

«Мячик» (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Лепка «Красный шарик».

Закрепление полученных знаний. Обучение детей раскатывать шар круговыми движениями ладоней.

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия. Обучение вежливому слову «До свидания!»

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.-М.:ИД «Цветной мир», 2014.-144с.

Конспект №4

Тема занятия: Знакомство с фруктами (яблоко, апельсин)

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое задание

Цель: Формирование первичного знания о фруктах, обучение узнаванию фруктов- яблоко и апельсин.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительное и тактильное восприятие.
  • Формировать произвольность.
  • Развивать мышление.
  • Активизировать речь детей.

Обучающие задачи: 

  • Учить узнавать и называть фрукты – яблоко и апельсин, находить яблоко и апельсин среди других и на картинках.
  • Закреплять знание о шаре.
  • Учить приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

 Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к цвету предметов и игрушек,
  • Развивать эстетическое восприятие, учить замечать красоту.

Материалы и оборудование: Корзинка с красными яблоками и апельсинами,  готовые формы – яблоки из бумаги красного цвета, клей-карандаш, тряпочки нарисованное большое дерево, музыка с мамой №3 Железновой Е.С, компьютер, мягкая игрушка «Мишка Топтыжка», влажные салфетки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний.

Создание положительного эмоционального настроя. Знакомство с фруктами-яблоко, апельсин цветом. Активизация речи (называние фрукта, его цвета, формы). Развитие зрительного, тактильного,  восприятия, внимания и мышления.

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. «Отгадайте, что принес Мишка Топтыжка?»  
  • Получение новых знаний: игра «Волшебный мешочек» (с фруктами). Дети по очереди достают фрукт и вместе с педагогом называют его.

П:-Маша, ты какой  фрукт достала?

Р:-Яблоко.

П:-Ребята, какой фрукт Маша достала?

Д:-Яблоко.

И так далее

Педагог обобщает, что Мишка Топтыжка принес яблоки и апельсины.

Игра «Мы делили апельсин». Дети выполняют движения под стихотворение:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька-для бобра,

A для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!! 

Разбегайтесь кто-куда…

Игра «Отгадай на вкус». Детям предлагается с закрытыми глазами определить на вкус какой фрукт.

Примечание:

 1.Заранее выясняется есть ли аллергия у детей на какой- либо из этих фруктов. Дети с аллергией в игре не участвуют.

2. Фрукты заранее помыты, очищены и порезаны на кусочки. Предлагаются на тарелочке, в каждый кусочек фрукта вставлена шпажка.

Игра «Разложи фрукты». Предлагается погрузить яблоки в одну коробку, а апельсины в другую и на поезде их отвезти в лес к мишкиным друзьям.

3. Физкультминутка.

«Паровозик» (Песни с мамой№ 5 Железновой Е.С.)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Коллективная аппликация «Яблоня».

Закрепление полученных знаний. Обучение детей приклеиванию готовых вырезанных бумажных форм, создавая при этом выразительный образ яблони.

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия.

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.-М.:ИД «Цветной мир», 2014.-144с.

Конспект №5

Тема занятия: Знакомство с желтым цветом

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Познакомить с сенсорным эталоном (желтый цвет) 

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительное и тактильное восприятие.
  • Формировать эталон желтого цвета.
  • Формировать произвольность.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Активизировать  речь детей.

Обучающие задачи: 

  • Научить выделять и называть желтый цвет, соотносить реальный предмет с нарисованным.
  • Учить выполнять определенную последовательность действий во время игры.
  • Учить получению силуэтных изображений из пластилина методом выдавливания, создавать выразительный образ.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к разнообразию окружающих нас предметов.
  • Развивать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: игрушки и картинки желтого цвета, мячи, волшебный мешочек, заготовка из пластилина желтого цвета, формочки для выпечки, музыка с мамой №3 Железновой Е.С, компьютер, мягкая игрушка «Мишка Топтыжка», влажные салфетки.

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний.

Создание положительного эмоционального настроя. Знакомство с желтым цветом. Активизация речи (называние цвета, нарисованного предмета и игрушки). Развитие целенаправленного восприятия и внимания.

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. Мишка Топтыжка приносит картинки, раздает их детям и говорит, что они необычные, их покрасил желтый карандаш.
  • Получение новых знаний:

Игра «Назови, что нарисовано». Дети по очереди называют, что нарисовано на их картинке, называя цвет и изображенный предмет (Например, «Желтая машинка»).

Игра «Волшебный мешочек» (с желтыми игрушками). Дети по очереди достают и называют предмет, который достали.

П:-Маша, ты какую игрушку достала?

Р:-Желтую машинку.

П:-Какого, дети, цвета машинка?

Д:-Желтого.

И так далее

Педагог обобщает, что все игрушки желтого цвета.

Игра «Подружи картинку с игрушкой». Картинки с нарисованными на них желтыми игрушками лежат на столе. А желтые игрушки педагог расставляет в комнате по разным местам. Дети находят игрушку и ставят на подходящую ей картинку.

3. Физкультминутка.

«Мячик» (песни –инсценировки №3 Железновой Е.С.)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Лепка «Вкусное печенье».

Закрепление полученных знаний. Получение силуэтных изображений из пластилина путем выдавливания формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками.

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия.

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.-М.:ИД «Цветной мир», 2014.-144с.

Конспект №6

Тема занятия: Знакомство с овощами (репка, морковка)

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Познакомить детей с овощами (репой и морковкой).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительное и тактильное восприятие.
  • Развивать мышление
  • Формировать произвольность.
  • Развивать понимание последовательности действий в играх.
  • Активизировать речь детей.

Обучающие задачи: 

  • Учить узнавать и называть репку и морковку.
  • Закреплять желтый цвет и форму шар.
  • Учить детей слушать небольшие произведения.
  • Учить детей выразительно передавать образ сказочных персонажей.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к разнообразию окружающих нас предметов.
  • Развивать эстетическое восприятие.
  • Воспитывать интерес к сказкам и играм.

Материалы и оборудование: картинки  и муляжи овощей (морковки и репки); гимнастический мяч желтого цвета; сарафан и платок для бабки, шапка для дедки; маски для собачки, мышки, кошки; волшебный мешочек;  музыка с мамой №3 Железновой Е.С, компьютер, мягкая игрушка «Мишка Топтыжка», влажные салфетки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний. Развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, мышления и целенаправленности этих процессов

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. Педагог переодевается в бабку (сарафан и платок) и заходит к детям с корзинкой овощей (морковкой и репой).
  • Получение новых знаний: Педагог обращает на принесенные им овощи, называет их, у репки обозначает форму и цвет, обращаясь к детям.

Игра «Волшебный мешочек» (с овощами). Дети по очереди достают и называют овощ, который достали.

П:-Маша, ты какой овощ достала?

Р:-Морковку.

П:-Дети какой овощ у Маши?

Д:-Морковка.

И так далее

Игра «Разложи овощи по корзинкам». Детям раздается по одному овощу(картинке), по команде педагога они должны положить свой овощ в специально отведенную для него корзинку: морковку- в красную, репку- в желтую.

Игра «Отгадай на вкус». Детям предлагается с закрытыми глазами определить на вкус какой овощ.

Примечание:

 1.Заранее выясняется есть ли аллергия у детей на какой- либо из этих овощей. Дети с аллергией в игре не участвуют.

2. Овощи заранее помыты, очищены и порезаны на кусочки. Предлагаются на тарелочке, в каждый кусочек овоща вставлена шпажка.

3. Физкультминутка.

«Паровозик» (Песни с мамой№ 5 Железновой Е.С.)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Чтение и инсценировка сказки «Репка».

Закрепление полученных знаний. Обучение детей слушать небольшие произведения. Развитие творческих и театральных способностей ребенка.

Посадил дед репку

Мальчик делает вид, что капает землю лопатой и сажает семечко

Выросла репка большая-пребольшая

Перед ребенком кладется большой желтый мяч

Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может

Мальчик берется за мяч и делает вид, будто тянет его

Позвал дед на помощь бабку

Ребенок кричит: «Бабка!» Приходит девочка-бабка

Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут

Девочка держится за талию мальчика и помогает тащить репку

И так далее

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия.

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.

Конспект № 7

Тема занятия: Знакомство с формой (куб)

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Познакомить с сенсорным эталоном (куб)

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • Развивать зрительное восприятие.
  •      Закреплять знания о цвете (красный, желтый).    
  •      Развивать моторику.
  •     Активизировать  речь детей.

Обучающие задачи: 

  •   Учить выделять и называть  форму «куб», находить желтый  и красный по цвету куб.  
  • Учить «обследовать»  форму куба пальцами.
  • Учить слушать инструкцию педагога и выполнять ее.
  • Учить создавать постройку из 4-х кубиков методом «кубик на кубик».
  • Учить создавать выразительный образ из заранее заготовленных бумажных форм.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к разнообразию окружающих нас предметов,  в том числе  по форме.
  • Воспитывать интерес к конструктивной и изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование: кубики красного и желтого цвета, грузовик, бумага белая, квадраты красного и желтого цветов в комплекте 3 шт. на каждого ребенка, клей-карандаш, тряпочки, музыка с мамой №3, 5 Железновой Е.С, компьютер, мягкая игрушка «Мишка Топтыжка», влажные салфетки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний. Развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, мышления и целенаправленности этих процессов

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. Мишка Топтыжка привозит игрушечный грузовик с кубиками и говорит, что хочет в них поиграть с ребятами.
  • Получение новых знаний: Педагог показывает и называет предметы из грузовика, обращая не только на форму, но и на цвет предметов.

Игра «Какого цвета кубик?». Учит соотносить по цвету, действовать в соответствии с заданным правилом.

Детям раздается по два квадрата желтого и красного цвета. Педагог показывает кубик, дети должны поднять карточку такого же цвета.

Игра «Спрячь кубик». Учит действовать по словесной инструкции педагога и соотносить слово с предметом.

Дети по команде педагога прячут за спину кубик определенного цвета.

Конструирование «Башенка». Обучение постройке «башенка» из 4-х кубиков методом приставления сверху «кубик на кубик».

3. Физкультминутка.

«Кубик» (Песни с мамой№ 5 Железновой Е.С.)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Аппликация «Башенка для мишки».

Закрепление полученных знаний. Создание определенной картинки из готовых бумажных форм (4-х квадратов).

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия.

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.-М.:ИД «Цветной мир», 2014.-144с.

 

Конспект № 8

Тема занятия: Знакомство с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе (листопад).

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Познакомить детей с элементарными осенними изменениями в природе (листопад).

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • Формировать представления об осенних изменениях в природе (листопад).
  •  Развивать мышление, способность группировать.
  • Закреплять названия сенсорных эталонов – красный и желтый цвет.

 

  • Активизировать речь по теме.

Обучающие задачи: 

  • Учить узнавать явление природы – листопад.
  •  Учить группировать предметы (листья).
  • Учить технике живописи методом обмакивания пальцев в краску и нанесения отпечатков на бумагу.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к природе, к ее многообразию.
  • Развивать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: Вырезанные из картона красные и желтые листья, красная и желтая вазочки, музыка с мамой №3, 5 Железновой Е.С, компьютер, мягкая игрушка «Мишка Топтыжка», влажные салфеток, краски, заготовленные изображения,  осенних деревьев, мячи.

Ход занятия: 

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний. Развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, мышления и целенаправленности этих процессов

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. Мишка Топтыжка приходит с букетом из осенних листочков и рассказывает, что пока шел к ребятам, то видел, как эти листочки с деревьев падают.
  • Получение новых знаний: Педагог показывает видео Листопад. Оркестр для малышей С. Дерды Получение новых знаний. Педагог обращает внимание на то, что листики с деревьев падают осенью.

Игра «Листопад». Учит выполнять выразительные движения, умению слушать небольшие произведения.

Листопад, листопад 

Листья падают, летят

Листья жёлтые кружатся,

И на землю все ложатся 

Игра «Собери листочки». Учит действовать по инструкции педагога, развивает внимание и учит группировать по цвету.

Педагог предлагает собрать букеты в красную вазочку-красные листья, в желтую вазочку-желтые листья.

3. Физкультминутка.

«Мячик» (Песни с мамой№ 5 Железновой Е.С.)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Рисование «Листики падают».

Закрепление полученных знаний. Обучение технике живописи методом обмакивания пальцев в краску и нанесения отпечатков на бумагу. Развитие чувства цвета, ритмичности движений и мелкой моторики.

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия.

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.-М.:ИД «Цветной мир», 2014.-144с.

Конспект №9

Тема занятия: Знакомство с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе (дождик).

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Познакомить детей с элементарными осенними изменениями в природе (дождик).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (дождик).
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • Развивать произвольное внимание и предметную деятельность.
  • Развивать  крупную и мелкую моторику.
  • Активизировать речь.

Обучающие задачи: 

  • Научить узнавать зрительно и на слух дождик.
  • Продолжать знакомить с техникой живописи методом обмакивания пальцев в краску и нанесения отпечатков на бумагу.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к природе, к ее многообразию.
  • Развивать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: Краски, бумага, музыка с мамой №3, 5 Железновой Е.С, компьютер, мягкая игрушка «Мишка Топтыжка», влажные салфеток, видео «Послушаем дождик»

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

Упражнение «Приветствие». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

2. Этап получения новых знаний. Развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, мышления и целенаправленности этих процессов

  • Сюрпризный момент: Дети и взрослые сидят в кругу. Мишка Топтыжка приходит с зонтиком и рассказывает, что пока шел к ребятам, то попал под дождик. Интересуется у ребят: «Не попали ли они под дождик?»

Получение новых знаний: Педагог показывает видео «Послушаем дождик» Игра «Спрячемся под зонтик». Развивает слуховое внимание и выполнять инструкцию педагога.

Дети бегают по комнате, как только педагог скажет «Дождик» Все прячутся под зонтики. Взрослые стоят с зонтиками своих детей.

Чтение песенок-потешек про дождик. Учит детей слушать произведения

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе гущи,

Пойду на крылечко,

Дам огуречка, 

Дам и хлебца каравай

Сколько хочешь поливай!

3. Физкультминутка.

«Дождик» (Песни с мамой№ 5 Железновой Е.С.)

4. Этап закрепления полученных знаний.

Рисование «Дождик».

Закрепление полученных знаний. Обучение технике живописи методом обмакивания пальцев в краску и нанесения отпечатков на бумагу. Развитие чувства цвета, ритмичности движений и мелкой моторики.

5. Прощание и сообщение о домашнем задании.

Создание спокойного эмоционального настроя на конец занятия.

Упражнение «Прощание». (Железнова Е.С. Музыка с мамой№3)

Литература: 

  • Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)
  • Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.-М.:ИД «Цветной мир», 2014.-144с.
  • http://ladushki.ru/poteshki/poteshki-pro-dozhdik-i-solnyshko/
  • http://yandex.ru/video/search?p=2&filmId=fjJKiIOIgQI&text=мультики%20для%20самых%20маленьких%20про%20дождик&_=1439495653129&safety=1

Конспект 10

Тема занятия: Различение предметов по форме – « Катается – не катается»

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления. Закрепление сенсорных эталонов по  форме – куб и шар.  Развитие предметной деятельности и мелкой моторики. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное и тактильное восприятие. Закреплять знание сенсорных эталонов – шар и куб. Развивать произвольность. Развивать моторику. Активизировать  речь детей.

Обучающие задачи: Научить обследовать предмет на ощупь. Научить  умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов (шар и куб), находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к разнообразию окружающих нас предметов,  в том числе  по форме. Развивать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование:  Шарики, кубики, бусинки, шнурок, игрушечные ворота, волшебный мешочек

Ход занятия: «Катается, не катается», «Отгадай на ощупь», «Нагрузим машинки» (дифференциация по форме), «Прокати в воротца», «Нанизывание бусин»

Подведение итогов.

Литература: 

Конспект №11

Тема занятия: Знакомство с животными – кошка, собака, лошадь.

Тип занятия: Комбинированное занятие:

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Формировать элементарные представления о животных - кошке, собаке, лошади. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие целенаправленности движений. Развитие моторики. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Формировать произвольность. Развивать моторику. Активизировать  речь детей.

Обучающие задачи: Научить узнавать зрительно и на слух голоса домашних животных – кошки, собаки, лошади. Научить находить домашних животных среди других и на картинках. Научить рисовать прямые линии.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к животному миру.

Материалы и оборудование: Реалистические фигурки животных, картинки с изображениями животных, стихи о животных, ширма

Ход занятия: «Кто тебя позвал», «Кто спрятался», рисование «Помоги животным добраться до дома», подвижная игра «Веселые зверушки»

Подведение итогов.

Литература:

Конспект № 12

Тема занятия: Знакомство  с лесными животными – зайцем, ежом, лиой, медведем. Сказка «Колобок»

Тип занятия: Комбинированное занятие:

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:  Формировать элементарные представления о лесных животных - зайце, волке, лисе, медведе. Развитие зрительного восприятия, мышления. Закрепление сенсорного эталона – шар. Развитие целенаправленности движений. Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие задачи: Формировать элементарные представления о лесных животных - зайце, волке, лисе, медведе. Развивать зрительное и тактильное восприятие, мышление. Развивать целенаправленность движений. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Научить узнавать лесных животных - зайца, волка, лису, медведя, находить лесных животных среди других и на картинках. Научить собирать целую картинку из частей. Научить лепить «Колобка». Научить соблюдать правила игры.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к животному миру. Воспитывать интерес к сказкам.

Материалы и оборудование: Деревянный конструктор «животные», пластилин, волшебный мешочек, деревянные фигурки (сказка «Колобок»)

Ход занятия: «Собери животное», интерактивная игра по сказке «Колобок», лепка «Колобок», «Найди колобка», подвижная игра «Убежим от лисы»

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №13

Тема занятия: Выделение количества - один и много

Тип занятия: Комбинированное занятие:

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Формирование умения выделять количество – один и много. Формирование умения определять расположения предметов в пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие элементарных математических представлений и понятий. Развитие зрительного восприятия. Развитие мышления. Активизация речи.  

Обучающие задачи: Научить мыслительным операциям. Научить пониманию отношений между предметами (количественных).  Научить выделять количество – один и много. Научить определять расположение предметов в пространстве. Научить элементарному математическому словарю.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать внимание, умение слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Материалы и оборудование: Картинки с животными, счетный материал (морковки, грибочки), игрушки - ежик, зайчик, елочки.

Ход занятия: «Угощение для зверушек», лепка «Морковка для зайчика», «Где один, где много?»,  «Дай один», «Собери много».

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №14

Тема занятия: Знакомство с цветом – зеленый. Различение предметов по цвету и форме.

Тип занятия: Комбинированное занятие:

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия, слуховой памяти. Развитие мышления. Формирование сенсорного эталона - зеленого цвета.  Формирование произвольности. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное и слуховое  восприятие, слуховую память. Развивать мышление. Формировать сенсорный эталон - зеленый цвет. Формировать воображение. Развивать произвольность. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Научить выделять и называть зеленый цвет, находить предметы зеленого цвета среди других и на картинках. Учить подбирать предметы на основании одного признака  (цвета, формы). Учить приемам сопоставления двух предметов: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать внимание, умение слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Материалы и оборудование: Зеленые елочки,  зеленые яблоки и груши, огурчики, мелкие предметные игрушки  основных цветов: машинки

Ход занятия: «Дай то, что я скажу», «Отгадай по описанию», Компьютерная игра «На что похоже», «Дружба по цвету», «Дружба по форме»

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №15

Тема занятия: Знакомство с величиной.  Большой  и  маленький.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Развитие зрительное восприятия величины. Развитие мышления. Формирование умения определять размер предметов.  Развитие произвольности и предметной деятельности. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное восприятие величины. Формировать умение определять размер предметов. Развивать произвольность и предметную деятельность. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Научить определять и выделять величину как один из основных отличительных признаков, указывать размер предметов (большой — маленький) при сравнении,  находить предметы разной величины вокруг себя и на картинках. Научить приемам сопоставления двух предметов по размеру: уравниванию по одной линии при определении размера.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать внимание, умение слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Материалы и оборудование: Одноименные игрушки разной величины – большая и маленькая куклы, неваляшки, мячики,  кубики, машины, вклыдыши – «Большие и маленькие башмаки», «Цыплята», большая и маленькая чашка, блюдце, шапочки.

Ход занятия: «Неваляшки пришли в гости», «Напои кукол чаем»,                   « Поставь башмаки на нужную полку», «Позовем цыплят», «Кубик на кубик», «Где чей мячик?», «Где чья шапочка», «Нарисуем большие и маленькие мячики».

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №16

Тема занятия: Знакомство с предметами одежды

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Формирование элементарных представлений о предметах одежды. Развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления. Развитие предметно-практической деятельности. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Формировать элементарные представления о предметах одежды. Развивать зрительное и тактильное восприятие, мышление. Развивать предметно-практическую деятельность. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Учить узнавать и находить предметы одежды среди других и на картинках. Учить узнавать и сравнивать изображения предметов одежды. Учить соблюдать последовательность событий, правила в сюжетной игре.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование:  Кукольная одежда (платье, шапка, брюки, туфли, шарф), бумажная кукла и ее одежда, лото «Одежда»

Ход занятия:  «Одень куклу Катю», «Игра с бумажной куклой», лото «Одежда», раскрашивание одежды.

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №17

Тема занятия: Знакомство с признаками зимы. Снег.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Формирование элементарных представлений о времени года – зиме, о признаках зимы – снеге. Закрепление темы – одежда. Развитие зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, мелкой моторики. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Формировать элементарные представления о времени года – зиме, о признаках зимы – снеге. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Научить определять время года  (зима) по признаку – снег, по зимней теплой одежде. Научить рисовать снежинки, лепить снежок (из бумаги). Научить сравнивать предметы (варежки).

Воспитательные задачи: Воспитывать  любовь к природе. Воспитывать интерес к стихам и потешкам. Воспитывать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: Кукла в зимней одежде, картинки с изображением зимы, варежки  разного цвета. Компьютерная игра «Учись говорить правильно», цветная и белая  бумага, белая гуашь, бумажные снежинки, потешки о зиме

Ход занятия: «Послушаем зиму»  (компьютер), «Рисуем снег»,  «Сугроб»,                      « Слепим снежки»  (бумагопластика), «Найди одинаковые варежки».

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №18 

Тема: Знакомство с матрешкой. Закрепление понятий:

          «большой-маленький», «один-много».

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Развитие предметно-практической деятельности, развитие понимания отношений между предметами (по величине), развитие зрительного и слухового восприятия. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать предметно-практическую деятельность. Развивать понимание отношений между предметами (по величине и по количеству). Развивать зрительное и слуховое восприятие. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Обучать разбирать и собирать матрешку.  Закрепить умение сравнивать предметы по величине и по количеству,  выделять величину как один из основных отличительных признаков,  находить предметы разной величины вокруг себя и на картинках

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к игрушкам и картинкам, воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование: Матрешка 3-х местная, картинки  и игрушки к сказке «Три медведя», машинки, мячи  разной величины, розовая башня из набора Монтессори-питер.

Ход занятия: «Разбери и собери матрешку», «Поставь матрешек по порядку», инсценировка сказки «Три медведя», «Найди предметы для трех медведей», «Матрешки едут в гости», «Розовая башня»

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №19

Тема занятия: Знакомство с частями тела, лица.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Формирование элементарных представлений о частях тела, лица. Развитие пространственных ориентировок. Развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления.  Развитие предметно-практической деятельности. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать представления ребенка о частях тела и лица человека. Развивать пространственные ориентировки. Развивать  крупную и мелкую моторику. Активизировать речь и обогащать словарь по теме «Человек»

Обучающие задачи: Учить показывать и называть части тела, ориентироваться на собственном теле. Показывать части тела на кукле, находить  на картинке. Учить с помощью взрослого дополнять незаконченное изображение. Учить слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать интерес к человеку.

Материалы и оборудование: Кукла, картинка с изображением человека, картинка с изображением лица, игрушка-трансформер, конструктор «Лего», разрезные картинки (из 2-х частей) девочки и мальчика.

Ход занятия: «Собери картинки», «Назови части тела и лица», «Покажи части тела у куклы Кати», «Покажи части тела и лица у себя»,  конструктор «Лего»

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №20

Тема занятия: Знакомство с игрушками – мяч, кукла, мишка, машинка,

                         домик.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Формирование представления об игрушках. Развитие понимания и употребления  слова «игрушки», понимания, что оно может относиться к разным предметам. Развивать зрительное и тактильное, слуховое восприятие, мышление.  Развитие предметно-практической  деятельности. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Формировать представления об игрушках. Развивать зрительное и тактильное, слуховое восприятие, мышление. Развивать предметно-практическую деятельность. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Учить узнавать игрушки, находить игрушки среди других и на картинках. Учить понимать и употреблять  слово «игрушки».  Понимать, что оно может относиться к разным предметам. Учить узнавать и сравнивать изображения. Учить соблюдать последовательность событий, правила в сюжетной игре.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к игрушкам, к играм. Воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование: Мяч, кукла, мишка, машинка, кукольный домик, разрезные картинки « Игрушки»,  вкладыши « Игрушки», лото «Игрушки», стихи про игрушки

Ход занятия: « Кто в домике живет», лото «Игрушки», сюжетная игра с Мишкой и куклой  (играют в мяч, катают машинки, строят башню)

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №21

Тема занятия: Знакомство с треугольной формой «крыша».

                          Сказка «Теремок».

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия. Формирование сенсорного эталона - треугольника. Развитие мышления. Развитие  моторики. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное и тактильное восприятие. Формировать сенсорный эталон – треугольник. Развивать мышление. Развивать  моторику. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Учить выделять и называть  треугольную форму – «крыша». Учить «обследовать» треугольную форму пальцами. Учить находить предметы треугольной формы среди других и на картинках. Учить конструировать домик. Учить слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование: Конструктор « Теремок», деревянные фигурки к сказке, плоский треугольник, треугольники и квадраты из цветной бумаги

Ход занятия: «На что похоже?», игра-инсценировка по сказке «Теремок», конструирование « Теремок», аппликация «Домик»

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №22

Тема занятия: Знакомство с посудой и продуктами питания.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Формирование элементарных представлений о посуде и продуктах питания. Развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления. Развитие предметно-практической деятельности. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Формировать элементарные представления о посуде и продуктах питания. Развивать зрительное и тактильное восприятие, мышление. Развивать предметно-практическую деятельность. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Учить узнавать и называть посуду и продукты питания, находить посуду и продукты питания среди других и на картинках. Учить узнавать и сравнивать изображения посуды и продуктов питания. Учить соблюдать последовательность событий, правила в сюжетной игре.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование: Игрушечная посуда, игрушечные продукты питания, кукла, мишка, лото

Ход занятия: «Накроем на стол», « Приготовим обед»,  С.Капутикян « Маша обедает»

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №23

Тема занятия: Знакомство с домашними птицами. Петушок и его семья.

                          Сказка «Курочка Ряба»

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:  Формирование элементарных представлений о домашних животных. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие мелкой моторики. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Формировать элементарные представления о домашних животных. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Учить узнавать и называть домашних животных, находить домашних животных среди других и на картинках. Учить сравнивать изображения посуды и продуктов питания. Учить соблюдать последовательность событий, правила в сюжетной игре.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование:  Компьютерная игра «Птичий двор», деревянные фигурки к сказке « Курочка ряба», деревянные фигурки домашних птиц и животных, пластилин.

Ход занятия: Игра-инсценировка по сказке « Курочка Ряба» с подговариванием, « Птичий двор», «Кто тебя позвал», «Вышла курочка гулять», лепка «Петушок».

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №24

Тема занятия: Знакомство с формой «Кирпичик»

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления. Знакомство с формой «Кирпичик». Развитие  мелкой моторики. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное и тактильное восприятие, мышления. Знакомить с формой «Кирпичик». Развивать  мелкую моторику. Активизировать речь.

Обучающие задачи:  Учить выделять и называть форму – «Кирпичик». Учить «обследовать»  форму «Кирпичик». Учить находить предметы формы «Кирпичик» среди других и на картинках. Учить конструировать домик. Учить слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование: Конструктор деревянный, мелкие предметы разной формы, прямоугольники и круги из цветной бумаги.

Ход занятия: «Построим дорожку», «Построим домик», «Найди кирпичики», « На что похоже» (компьютерная игра). «Геометрический комод» (Монтессори-Питер). Аппликация «Узор на коврике».

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №25

Тема занятия: Знакомство с цветом. Синий.

                          Сказка «Петух и краски»

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Развитие зрительного восприятия, формирование сенсорный эталон синего цвета. Формирование произвольности. Развитие моторики. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное восприятие, формировать сенсорный эталон синего цвета. Развивать произвольность. Развивать моторику. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Научить выделять и называть синий цвет, находить предметы синего цвета среди других и на картинках. Учить подбирать предметы на основании признака – синий цвет.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать  умение слушать инструкцию педагога и выполнять ее. Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к сказкам.

Материалы и оборудование: Картинки к сказке В.Сутеева «Петух и краски», игрушка - петушок, петушок из картона, цветная гуашь, мелкие одноименные  предметы синего цвета, набор картинок «Небо», «Синее море», синие машины, разноцветные рыбки.

Ход занятия: «Петух и краски» (с раскрашиванием),  «Дай такой же»,            «Найди синий», «Рыбки в синем море».

Подведение итогов.

Литература:

Конспект №26

Тема занятия: Закрепление сенсорных эталонов. Цвет, форма, величина.

                          Составление постройки из частей разной формы.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель: Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Развитие мышления. Развитие произвольности, моторики. Развитие предметно-практической деятельности. Активизация речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Закреплять сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Развивать мышление. Развивать произвольность, моторику. Развивать предметно-практическую деятельность. Активизировать речь.

Обучающие задачи: Научить выделять и называть цвета, формы, размер.. Учить находить предметы определенного цвета, формы, величины среди других и на картинках. Учить конструировать. Учить слушать инструкцию педагога и выполнять ее.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес. Воспитывать умение замечать многообразие окружающих предметов и явлений.

Материалы и оборудование: Деревянный конструктор, конструктор « Лего»,               « Геометрический комод», «Розовая башня», мелкие игрушки для обыгрывания  построек.

Ход занятия: «Розовая башня», «Построим домик», «Построим гараж для машин», «Геометрический комод», компьютерная игра «На что похоже», «Разноцветные города»  (В красном городе красные дома, машина, дороги и т.д., «Цветные дорожки», «Цветные квадраты», «Построй так же, как я», аппликация «Разноцветные коврики».

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №27

Тема занятия: День рождения куклы. Закрепление знаний о посуде и продуктах питания.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №28

Тема занятия: Разрезные картинки. Формирование целостного восприятия.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №29

Тема занятия: Знакомство с понятием семья. Цветы к 8 марта.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №30

Тема занятия: Знакомство с  весенними изменениями в природе. Ручейки.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №31

Тема занятия: Развитие тактильного восприятия.

                          Знакомство с разнофактурными материалами.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №32

Тема занятия: Встречаем гостей (закрепление знаний о животных).

                          Кто что любит?

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №33

Тема занятия: Чередование формы и цвета. Бусы для мамы.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №34

Тема занятия: Веселый поезд. Тематическое лото. Закрепление понятий

                          цвета, формы, величины.

                         

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №35

Тема занятия: Знакомство с летними изменениями в природе.

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:

Конспект №36

Тема занятия: Заключительное занятие

Тип занятия: Комбинированное занятие

Форма занятия: Групповое занятие

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи:

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Подведение итогов:

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.

Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в  работе с детьми дошкольного возраста....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИПР

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым го...

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...