Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.
учебно-методическое пособие на тему

Положенцева Елена Геннадьевна

Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в  работе с детьми дошкольного возраста.  Данная система согласно ФГОС ДО должна быть отражена через построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого – возрастные  и индивидуальные возможности и склонности, создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. ФГОС ДО фиксирует не само содержание образовательной программы, а результаты деятельности. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. В России системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие личности определяется характером организации его деятельности. Концепцию «учения через деятельность» также предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов воспитанников; учение через обучение действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей, т.е. свободная творческая работа и сотрудничество.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения таковы:

  1. имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;еятельностный обучение
  2. использует в работе интеграцию видов детской деятельности, образовательных областей;
  3. организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;
  4. организует сотрудничество детей при решении проблемных задач;
  5. владеет способами организации рефлексии, осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности;
  6. создает условия для преобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных ценностей.

Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения поставленной проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Системно – деятельностный подход в работе с детьми раннего возраста позволяет:

  • развивать мышление ребенка через обучение деятельности:
  • формировать систему культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формировать целостную картину мира, адекватную современному мировоззрению.

Работа с детьми раннего возраста направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования.  При этом в своей работе мы опираемся на сказку, как пример отношения человека к миру, через решение творческих задач. Сказка – это одно из литературных направлений, где не стоит искать прямых, на поверхности лежащих нравоучений. Правильно прочитанная и поданная ребенку сказка сама по себе является задачей. Из содержания любой сказки вытекает проблемный вопрос. Также стоит отметить, что в  настоящее время прослеживается наступление эпохи увлечения зарубежными мультфильмами и компьютерными играми, не всегда понятного содержания. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Обращение к русским народным сказкам, прошедшим проверку временем, может стать первой ступенькой в воспитании нравственно – волевых качеств личности: способность управлять своими действиями, сопереживать, ценить дружбу, помогать окружающим. Она учит детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельные решения в жизни, находить самые непредсказуемые решения в нетрадиционных ситуациях. Сказка расширяет сознание ребёнка, совершенствует его взаимодействия с окружающим миром, отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

  Использование сказки в работе с детьми раннего возраста даёт педагогу возможность выстроить воспитательно – образовательный процесс в единой сюжетной линии.

 Данное методическое пособие описывает опыт работы педагогов работающих с детьми раннего возраста. В основу всего воспитательно – образовательного процесса ставится сюжет сказки.

 Цель данного пособия: систематизация, обобщение и распространение опыта работы с детьми раннего возраста в результате использования в воспитательно – образовательном процессе  сказки.

       Задачи:

  1. знакомство педагогов с научно-методическим и практическим обеспечением;
  2.  развитие интереса к практическому применению представленного опыта.

 

      При проведении работы со сказкой используются следующие педагогические  технологии, реализуемые через различные формы работы:

- игровая реализуется через введение  дидактических, подвижных, музыкальных, хороводных, строительно-конструктивных игр, дидактических игр с элементами движения и др.)

-здоровьесберегающая реализуется через введение  утренней гимнастики, физкультминуток, игр и упражнений с речевым сопровождением,  пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, подвижных игр и др.)

- обучение в сотрудничестве реализуется в подгрупповой работе с детьми (конструирование, лепка, рисование, элементы аппликации, коммуникативные игры, совместная трудовая деятельность и др.)

- опытно- исследовательская включает в себя рассматривание с обсуждением, элементарное экспериментирование, игры с речевым сопровождением, строительно – конструктивные игры и др.

- личностно – ориентированная раскрывается через элементарные поручения, ситуативный разговор, рассказывание…

- полисенсорная раскрывается в процессе организации дидактических, подвижных игр,  игры с правилами, строительно – конструктивные игры, рисование, лепка, элементарные поручения и др.)

- театрализованные игры (подвижные игры, элементы театрализации, инсценировки, музыкальные игры с введением элементов драматизации).

     В работе с детьми сказка прослеживается также и через все виды детской деятельности:

 


 

Вид деятельности

задачи

Решение задач:

Формы и методы работы

игровая

Развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения между людьми

- развитие умения играть вместе;

- знакомство с героями сказок, через разнообразные задания (с разрезными картинками, силуэтами, игрушками персонажей);

- развитие интереса к игровым действиям героев;

- побуждение к театрализованной игре, дидактической, подвижной

 Игры с правилами (дидактические, подвижные, музыкальные) конструктивно-строительные, игры с природным материалом, игровая ситуация, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, использование разного вида театров (силуэтный на панно, пальчиковый, би-ба-бо, маски, настольный театр…)

коммуникативная

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

- рассказывание, прочтение сказки;

- рассматривание иллюстраций (состояние персонажей – грустят, радуются, переживают…).  Рассказы о персонажах (их повадках, хитростях). Находить персонажей по словесному указанию взрослого, выполнение различных поручений - дающих возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Звукоподражание персонажам, ответы на поставленные вопросы  словом и предложением, развитие речи детей в процессе диалога со взрослыми и сверстниками

Словесная игра (сюжетная, с правилами, настольно –печатная), речевая проблемная ситуация, ситуативный разговор, дидактическая игра,  диалог, разучивание, проговаривание стихов, потешек, пальчиковые игры, описательное рассказывание по картине, элементарные поручения.

познавательно – исследовательская

Развитие познавательных интересов и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие, расширение кругозора детей

Чтение сказки, обсуждение (растолковать непонятных слова – амбар, норушка, избушка, сусеки, лубяная и т.п.), узнавать в игрушках и на картинках животных и их детёнышей (узнавать), обыгрывать действия  (на фланилеографе, пальчиковыми персонажами, кукольными персонажами, игрушками из различных материалов), сооружение различных построек с использованием сюжетных игрушек

 

 

Игра ( сюжетная, с правилами, дидактическая), элементарное экспериментирование, конструирование, решение проблемной ситуации, наблюдение, работа в сенсорном уголке, пальчиковые игры.

восприятие художественной литературы

(восприятие художественной литературы  и фольклора)

Приобщение к словесному искусству, формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений, развитие литературной речи

Приучение детей к слушанью сказок; сопровождение чтения показом персонажей, иллюстраций; слушание сказок без наглядного сопровождения. Предоставление детям возможности договаривать слова и фразы; побуждать ребят отвечать на вопросы по содержанию изученного произведения

 

Чтение(слушание), чтение  с обсуждением, разучивание  стихов, потешек, присказок, ситуативный разговор, элементы инсценирования и драматизации, театрализованная игра с использованием разного вида теара, чтение с последующими отобразительными и имитационными играми, рассматривание иллюстраций.

продуктивная

(изобразительная деятельность, конструирование)

Развитие у детей способов рисования, лепки, аппликации; развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Закрепление сказки. Вызвать у детей желание помочь персонажам (покормить курочку, нарисовать колобку дорожку, слепить теремок и т.п.), развитие детского творчества, приобщение к искусству (рассматривание иллюстраций), развитие умения отвечать на вопросы по содержанию рисунков

 

Рисование, лепка, элементы аппликации, творческие задания, рассматривание и обсуждение, игровая ситуация, элементарное экспериментирование, портфолио детских работ.

двигательная активность

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) формирование потребности в двигательной активности

Закрепление движений персонажей (зайка прыгает, медведь шагает, лягушка скачет и т.п.), умение передавать простейшие действия персонажей (курочка пьет, клюёт зёрнышки, петушок шагает, лисичка крадётся …). Формирование умений действовать сообща, придерживаться определённого направления передвижения,  опираясь на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения в соответствии с указаниями педагога. Развивать стремление играть в игры с простым содержанием, с правилами.

 

Игровые упражнения с речевым сопровождением, подвижные игры ( с правилами, дидактические), физкультминутки, гимнастика, танцевальные упражнения.

трудовая

Формирование первичных представлений о труде и его роли в жизни каждого человека. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Привлечение к выполнению простейших трудовых действий ( из песка – строим Теремок, собираем (сгребаем) листья – сооружаем зимовье для зверей), привлечение внимания к тому, что и как делает тот или иной персонаж (топит печь, носит воду, сажает репку …) Поощрение желания помочь взрослым и сверстникам (расставить стулья, поставить посуду для  персонажей сказки «Три медведя….)

 

Элементарные поручения, задания, совместная трудовая деятельность, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры.

музыкально – художественная

(музыкальная)

Развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Развитие потребности слушать спокойные и бодрые песни, пьесы разного характера, понимать о ком (чем) поётся эмоционально реагировать. Формирование умения начинать движения с началом музыки и заканчивать с окончанием. Передавать образы (птичка летает, мишка шагает, лягушка прыгает)

Музыкально – ритмические упражнения, подвижные игры с музыкальным  сопровождением, музыкально – дидактические игры, музыкальная игра –драматизация, экспериментирование со звучащими предметами, элементы инсценировки, игровая ситуация.

Этапы введения сказки в работу с детьми раннего возраста

       Знакомство со сказкой и ее героями происходит  постепенно -  через  усложнение от простого к сложному. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком ставятся следующие, более сложные.  Усложняя задачу ребенок ставится в условия необходимости использования предмета – заместителя. С усложнением задач их решение также на последующих этапах усложняется:

а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;

б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

в) используется несколько заместителей;

В работе с детьми раннего возраста введение  предметов – заместителей возможно одновременно с введением персонажей кукольного театра.

 

Этап

Используемый предмет

Методы, приемы

Предполагаемые игры и ситуации с использованием сказок

 

Решаемые задачи

1

Знакомство детей с животными и птицами

Резиновые игрушки

Рассматривание, сортировка, дидактические игры.

«Кто где живёт? »

«Кто как разговаривает?(как собачка звала кошку в «Репке»)»

«Где, чей малыш»

«Кто лишний» и т.п

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование умения играть рядом, не мешая друг другу;

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно – исследовательской деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- приобщение к словесному искусству.

2

Знакомство с животными и птицами через иллюстрации

Изображения животных и птиц

Рассматривание с последующим обсуждением, обозначение характеров персонажей, дидактические игры, игры на соотношение.

«У кого что есть (части тела), для чего»

«Кто что умеет делать (летать, прыгать…)»

«Кто лишний»

«Большой, маленький (один, много)»

«Чей голос»

«Кто пришел из другой сказки»

«Кто какого цвета»

- приобщение детей к рассматриванию иллюстраций,

 - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

3

Персонажи кукольного театра

Пальчиковый, бибабо, плоскостной, силуэтный, настольный театры.

Обыгрывание, небольшие инсценировки.

- сюжеты сказок,

- последовательности появления персонажей,

- диалоги между героями (вопросы, ответы),

«Кто в какой сказке живет»

«Что произойдёт если появится  другой персонаж (или кто - то не придёт)»

- развитие игровой деятельности детей;

- побуждение играть вместе небольшими группами;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

- поощрение проявлений самостоятельности;

- развитие компонентов устной речи детей;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

4

Чтение художественной литературы

Книги, персонажи сказок.

Чтение с рассматриванием иллюстраций и без наглядного сопровождения.

-«Продолжи предложение (доскажи слово, фразу)»

-«Кто как разговаривает» (звукоподражание «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», интонационное изменение голоса («Маша и три медведя», «Волк и козлята», «Колобок»)

- «Кто где живёт»

- формирование целостной картины мира;

- развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- приобщение к словесному искусству.

5

Обыгрывание эпизодов, закрепление последовательности

Ранее знакомые персонажи (различные виды театра)

Игровые действия на закрепление последовательностей сюжетов, обыгрывание небольших сценок.

- сюжеты сказок,

- «Кто сейчас появится (закрепление последовательностей),

- «Что произойдет если…»

- развитие компонентов устной речи;

- развитие  игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

6

Введение эпизодов сказки в художественно – эстетическую деятельность

Иллюстрации, музыкальное сопровождение, игровые предметы

Прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и предметов, рисование, лепка, элементы аппликации.

-рисуем дорожку, по которой колобок  покатится домой;

-какая мелодия подходит под характер того или иного персонажа, чем на него похожа;

- поможем зверятам построить домик (раскрашивание, аппликация);

- изготовим угощение для персонажа (лепка, аппликация)

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- удовлетворение потребности детей в самовыражении;

- развитие продуктивной деятельности;

- развитие детского творчества;

- приобщение к музыкальному искусству.

7

Введение эпизодов сказки в двигательную деятельность

Персонажи сказок, игровые предметы

Обыгрывание эпизодов сказок, закрепление движений персонажей

- прокати колобка между елочками;

- тянем репку (пример игры поезд);

- как девочка ходила в лесу (вокруг деревьев (макеты, кегли), перешагивала через ручеёк, перепрыгивала по камушкам речку, собирала грибочки); - как птички машут крыльями, клюют зерно.

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

8

Обыгрывание действий персонажей сказки в различных уголках группы

Предметно – пространственная среда группы

Элементы сюжетно – ролевой игры, театрализованные игры, строительно – конструктивные игры, режиссерские игры, элементарное экспериментирование, подвижные игры

-«Приготовим угощение для медведей (медведя)»

- построим Теремок (заборчик для курочки  и т.д)

- формирование начальных навыков ролевого поведения;

-  развитие интереса к игровым действиям сверстников.

 

9

Введение маски

Маски персонажей

Речетворчество (придумывание другой концовки, введение нового героя)

- «Что произойдёт если…»

-умение отображать характер персонажа;

- развитие интереса к подражанию движениям животных и птиц.

 

 

 Насыщение предметно – пространственной  среды при работе со сказкой

       Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.  При создании образовательного пространства группы создаются условия для игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой активности детей.  Насыщение предметно – пространственной среды предполагает возможность совместной и самостоятельной деятельности детей. При взаимодействии с предметно – пространственной средой ребенок должен иметь возможность самовыражаться.

       Воспитатель насыщая предметно-пространственную среду вводит не только игрушки, но и различные материалы, способствующие созданию замысла, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры. Вся игровая среда создается воспитателем группы раннего возраста с направлением на предпосылки перехода к сюжетно-ролевой игре.

 

Название уголка

Оснащение материалами

Задачи, реализуемые в уголке

Варианты возможных игр с использованием сюжета сказок

Спортивный уголок

Мячи, макеты деревьев (кегли, пирамидки, геометрические фигуры (имитация камушков, гнезд и т.д), ленты (ручейки))

- способствовать двигательной активности, развивать игровые навыки и умение выполнять определенные задания

- «Как колобок катился по дорожке (по прямой, по извилистой (обкатывание вокруг препятствий)»

- «Как девочка шла по лесу, перешагивая ручейки, обходя вокруг деревья …»

 

- тематические подвижные игры

Уголок для ролевых игр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посуда, кухонная утварь, муляжи выпечки, овощей, фруктов…, сказочные персонажи

- поддерживать инициативу вступать в речевой общение, вовлечение в сюжетно-отобразительную  игру;

- формирование игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры

- «Накрыть стол (приготовить угощение) для трёх медведей»

- «Напоить чаем зверят, после постройки теремка»

- «Помочь бабушке приготовить угощение для дедушки, так как колобок укатился» …

Сказочные персонажи, элементы игрушечной аптечки (градусник, грелка, микстура, витамины, салфетки, чашки)

«С персонажами сказок обыгрываются различные бытовые ситуации : пошёл дождь, звери промокли; заяц наелся снега –заболело горло, что делать; козлята баловались с ножницами (спичками) поранились…..

Уголок театрализованной деятельности

Сказочные персонажи из различных материалов, предметы обозначающие различных героев (ушки, жилеточки и др.) , маски персонажей

- развитие элементов игровой деятельности;

- пробуждение интереса к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем

- разыгрывание небольших сцен с использованием сказочных персонажей;

- создание игровой (проблемной) ситуации и решение её («Что произойдёт если…»)

Книжный уголок

Художественные произведения – сказки в различном оформлении (плотные (картонные), бумажные, различных форматов, объемные) Иллюстрации к сказкам

- приучать детей к слушанию;

- развивать у детей способность понимать содержание произведения без наглядного сопровождения;

- формировать умение следить за рассказом воспитателя, добавлять слова, заканчивать фразы;

- формировать умение соотносить текст с игровым действием или изображенной ситуацией

Восприятие произведений в процессе чтения взрослыми, рассматривание иллюстраций, самостоятельное «чтение» (проговаривание) детьми

Познавательно – исследовательский уголок

Природный материал, песок, вода, предметы различной текстуры

- Развивать умение и поощрять интерес к различным играм с природным материалом,

- закрепление свойств различных материалов

(тонет – не тонет, сухой – влажный, подуть летает, сжать мнётся, холодный – тёплый и др.)

- «Из чего звери могли построить теремок»

- « Из чего птички строят гнёзда»

-«Какая избушка была у зайца, у лисы»

- «Чем можем покормить курочку (сортировка пшено и бобы (жёлуди))»

Конструктивно  - строительный уголок

Строительные материалы (напольные и настольные), сказочные персонажи

- Развитие умения сооружать элементарные постройки,

- поддерживать желания детей строить что-то самостоятельно,

- формировать представления о пространственных соотношениях

- «Построим теремок»

-  «Смастерим мебель для медведей, что бы не сердились на Машу»

- «Смастерим заборчик для курочки»

-

 

 

Работа с семьей

     Одной из важных форм взаимодействия детского сада и семьи является совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для того чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, надо знать его во всех отношения.  В решении данного вопроса нам могут помочь семьи наших воспитанников. Мы сможем в полной мере узнать ребенка, если познакомимся с его семьей, особенностями семейного воспитания. Знакомство с семьей особенно важно для воспитателей групп раннего возраста, поскольку развитие ребенка раннего возраста обусловлено отношениями внутри семьи.  В своей работе воспитатели используют различные формы взаимодействия с семьей:

Вид взаимодействия

Цель взаимодействия

Формы работы

Изучение семьи

-создания в саду условий для успешного целостного развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и потребностями.

Анкетирование

Беседы

встречи

Информирование родителей

-построение взаимодействия с родителями путём сотрудничества и информирования, организации конструктивного взаимодействия.

Родительские собрания

Фотоотчеты

Доска объявлений

День открытых дверей

Советы родителям

Консультирование семьи

-взаимоинформирование об особенностях ребенка, его возможностях, достижениях.

Первые визиты в детский сад

Консультации

Фотовыставка

Просвещение и обучение семьи

-обогащение знаниями и привлечение внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения путём практических и наглядных методов.

Библиотека интересных книг

Папка-передвижка

Творческая группа родителей

Выставка рисунков/поделок

Консультации

Родительское собрание

Семейный клуб

Игровой семинар

Просмотр видеофрагментов

Тематические встречи

Совместные мероприятия с семьей

-преодоление препятствий в общении взрослых и детей;

-развитие у родителей способности понимать эмоциональное состояние и чувства ребенка.

Театральные постановки

Праздник/утренник

Выставка семейных рисунков/поделок

Проекты

Семейная мастерская

 


 

        Русская народная сказка в отличие от простой истории о недавних событиях, ставит перед слушателем какую-то реальную проблему, подталкивает к размышлениям о жизни, ставит задачу сделать некий вывод из повествования. Это служит неплохим показателем для успешной адаптации ребёнка в мире взрослых.

        Таким образом, сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка данного возраста: 1. Потребность в автономности (в каждой сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решения);

2. Потребность в компетентности (герой сказки способен преодолеть все препятствия и, как правило, достигает успеха);

3. Потребность в активности (герой сказки всегда активен, находится в действии);

 

 

«Если ребенок не научился сам ничего творить,

                                             то в жизни он всегда будет только подражать,

                                        копировать, так как мало таких, которые бы,

                                             научившись копировать, умели сделать

                                           самостоятельное приложение этих сведений».

                                                                                             Л.Н. Толстой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:                                                         

 

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комровой, М.А. Васильевой.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез,2011.

2. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004..
3.   Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2008. – 2008 с., ил.
4. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5.Маханёва М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.  - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова.- М.:Мозаика-Синтез, 2013.

7. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Педагогический альманах. Вып. 1:»Сказка в жизни ребёнка». – СПб.: «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост»», 2005.

8.  Петрова И.М. Театр на столе. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. – 144 с. + цв. вкл.
9. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

10.  Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988.

11. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
12. Хазиева Р.К. 55 развивающих игр для малышей от года до трёх. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.  – (серия Первые шаги)
13. Дерягина Л.Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.– (серия Первые шаги)
14. Фесюкова Л.Б. Конспекты для организации развивающей деятельности в течение дня в группах раннего возраста (2 -3 года) – Харьков, 2010

15. Теплюк с.Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.

16. Гербова В.В Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

17. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

18. Народное искусство в воспитании дошкольников/Учебное пособие к программе «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Педагогическое общество России, 2005.


 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno_-_deyatelnostnyy_podkhod_sayt.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

              ГБДОУ ЦРР детский сад № 60                                                                                                                                            Красносельского района г.Санкт-Петербурга        

Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.

Составитела:

Положенцева Е.Г.-воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад №60 Красносельского района г.Санкт-Петербурга:

                                 г. Санкт-Петербург  2013г.

Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в  работе с детьми дошкольного возраста.  Данная система согласно ФГОС ДО должна быть отражена через построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого – возрастные  и индивидуальные возможности и склонности, создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. ФГОС ДО фиксирует не само содержание образовательной программы, а результаты деятельности. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. В России системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие личности определяется характером организации его деятельности. Концепцию «учения через деятельность» также предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов воспитанников; учение через обучение действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей, т.е. свободная творческая работа и сотрудничество.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. 

Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения таковы:

  • имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;еятельностный обучение
  • использует в работе интеграцию видов детской деятельности, образовательных областей;
  • организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;
  • организует сотрудничество детей при решении проблемных задач;
  • владеет способами организации рефлексии, осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности;
  • создает условия для преобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных ценностей.

Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения поставленной проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Системно – деятельностный подход в работе с детьми раннего возраста позволяет:

  • развивать мышление ребенка через обучение деятельности:
  • формировать систему культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формировать целостную картину мира, адекватную современному мировоззрению.

Работа с детьми раннего возраста направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования.  При этом в своей работе мы опираемся на сказку, как пример отношения человека к миру, через решение творческих задач. Сказка – это одно из литературных направлений, где не стоит искать прямых, на поверхности лежащих нравоучений. Правильно прочитанная и поданная ребенку сказка сама по себе является задачей. Из содержания любой сказки вытекает проблемный вопрос. Также стоит отметить, что в  настоящее время прослеживается наступление эпохи увлечения зарубежными мультфильмами и компьютерными играми, не всегда понятного содержания. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Обращение к русским народным сказкам, прошедшим проверку временем, может стать первой ступенькой в воспитании нравственно – волевых качеств личности: способность управлять своими действиями, сопереживать, ценить дружбу, помогать окружающим. Она учит детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельные решения в жизни, находить самые непредсказуемые решения в нетрадиционных ситуациях. Сказка расширяет сознание ребёнка, совершенствует его взаимодействия с окружающим миром, отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

  Использование сказки в работе с детьми раннего возраста даёт педагогу возможность выстроить воспитательно – образовательный процесс в единой сюжетной линии.

 Данное методическое пособие описывает опыт работы педагогов работающих с детьми раннего возраста. В основу всего воспитательно – образовательного процесса ставится сюжет сказки.

 Цель данного пособия: систематизация, обобщение и распространение опыта работы с детьми раннего возраста в результате использования в воспитательно – образовательном процессе  сказки.

       Задачи:

  1. знакомство педагогов с научно-методическим и практическим обеспечением;
  2.  развитие интереса к практическому применению представленного опыта.

      При проведении работы со сказкой используются следующие педагогические  технологии, реализуемые через различные формы работы:

- игровая реализуется через введение  дидактических, подвижных, музыкальных, хороводных, строительно-конструктивных игр, дидактических игр с элементами движения и др.)

-здоровьесберегающая реализуется через введение  утренней гимнастики, физкультминуток, игр и упражнений с речевым сопровождением,  пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, подвижных игр и др.)

- обучение в сотрудничестве реализуется в подгрупповой работе с детьми (конструирование, лепка, рисование, элементы аппликации, коммуникативные игры, совместная трудовая деятельность и др.)

- опытно- исследовательская включает в себя рассматривание с обсуждением, элементарное экспериментирование, игры с речевым сопровождением, строительно – конструктивные игры и др.

- личностно – ориентированная раскрывается через элементарные поручения, ситуативный разговор, рассказывание…

- полисенсорная раскрывается в процессе организации дидактических, подвижных игр,  игры с правилами, строительно – конструктивные игры, рисование, лепка, элементарные поручения и др.)

- театрализованные игры (подвижные игры, элементы театрализации, инсценировки, музыкальные игры с введением элементов драматизации).

     В работе с детьми сказка прослеживается также и через все виды детской деятельности:

 


Вид деятельности

задачи

Решение задач:

Формы и методы работы

игровая

Развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения между людьми

- развитие умения играть вместе;

- знакомство с героями сказок, через разнообразные задания (с разрезными картинками, силуэтами, игрушками персонажей);

- развитие интереса к игровым действиям героев;

- побуждение к театрализованной игре, дидактической, подвижной

 Игры с правилами (дидактические, подвижные, музыкальные) конструктивно-строительные, игры с природным материалом, игровая ситуация, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, использование разного вида театров (силуэтный на панно, пальчиковый, би-ба-бо, маски, настольный театр…)

коммуникативная

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

- рассказывание, прочтение сказки;

- рассматривание иллюстраций (состояние персонажей – грустят, радуются, переживают…).  Рассказы о персонажах (их повадках, хитростях). Находить персонажей по словесному указанию взрослого, выполнение различных поручений - дающих возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Звукоподражание персонажам, ответы на поставленные вопросы  словом и предложением, развитие речи детей в процессе диалога со взрослыми и сверстниками

Словесная игра (сюжетная, с правилами, настольно –печатная), речевая проблемная ситуация, ситуативный разговор, дидактическая игра,  диалог, разучивание, проговаривание стихов, потешек, пальчиковые игры, описательное рассказывание по картине, элементарные поручения.

познавательно – исследовательская

Развитие познавательных интересов и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие, расширение кругозора детей

Чтение сказки, обсуждение (растолковать непонятных слова – амбар, норушка, избушка, сусеки, лубяная и т.п.), узнавать в игрушках и на картинках животных и их детёнышей (узнавать), обыгрывать действия  (на фланилеографе, пальчиковыми персонажами, кукольными персонажами, игрушками из различных материалов), сооружение различных построек с использованием сюжетных игрушек

Игра ( сюжетная, с правилами, дидактическая), элементарное экспериментирование, конструирование, решение проблемной ситуации, наблюдение, работа в сенсорном уголке, пальчиковые игры.

восприятие художественной литературы

(восприятие художественной литературы  и фольклора)

Приобщение к словесному искусству, формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений, развитие литературной речи

Приучение детей к слушанью сказок; сопровождение чтения показом персонажей, иллюстраций; слушание сказок без наглядного сопровождения. Предоставление детям возможности договаривать слова и фразы; побуждать ребят отвечать на вопросы по содержанию изученного произведения

Чтение(слушание), чтение  с обсуждением, разучивание  стихов, потешек, присказок, ситуативный разговор, элементы инсценирования и драматизации, театрализованная игра с использованием разного вида теара, чтение с последующими отобразительными и имитационными играми, рассматривание иллюстраций.

продуктивная

(изобразительная деятельность, конструирование)

Развитие у детей способов рисования, лепки, аппликации; развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Закрепление сказки. Вызвать у детей желание помочь персонажам (покормить курочку, нарисовать колобку дорожку, слепить теремок и т.п.), развитие детского творчества, приобщение к искусству (рассматривание иллюстраций), развитие умения отвечать на вопросы по содержанию рисунков

Рисование, лепка, элементы аппликации, творческие задания, рассматривание и обсуждение, игровая ситуация, элементарное экспериментирование, портфолио детских работ.

двигательная активность

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) формирование потребности в двигательной активности

Закрепление движений персонажей (зайка прыгает, медведь шагает, лягушка скачет и т.п.), умение передавать простейшие действия персонажей (курочка пьет, клюёт зёрнышки, петушок шагает, лисичка крадётся …). Формирование умений действовать сообща, придерживаться определённого направления передвижения,  опираясь на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения в соответствии с указаниями педагога. Развивать стремление играть в игры с простым содержанием, с правилами.

Игровые упражнения с речевым сопровождением, подвижные игры ( с правилами, дидактические), физкультминутки, гимнастика, танцевальные упражнения.

трудовая

Формирование первичных представлений о труде и его роли в жизни каждого человека. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Привлечение к выполнению простейших трудовых действий ( из песка – строим Теремок, собираем (сгребаем) листья – сооружаем зимовье для зверей), привлечение внимания к тому, что и как делает тот или иной персонаж (топит печь, носит воду, сажает репку …) Поощрение желания помочь взрослым и сверстникам (расставить стулья, поставить посуду для  персонажей сказки «Три медведя….)

Элементарные поручения, задания, совместная трудовая деятельность, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры.

музыкально – художественная

(музыкальная)

Развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Развитие потребности слушать спокойные и бодрые песни, пьесы разного характера, понимать о ком (чем) поётся эмоционально реагировать. Формирование умения начинать движения с началом музыки и заканчивать с окончанием. Передавать образы (птичка летает, мишка шагает, лягушка прыгает)

Музыкально – ритмические упражнения, подвижные игры с музыкальным  сопровождением, музыкально – дидактические игры, музыкальная игра –драматизация, экспериментирование со звучащими предметами, элементы инсценировки, игровая ситуация.

Этапы введения сказки в работу с детьми раннего возраста

       Знакомство со сказкой и ее героями происходит  постепенно -  через  усложнение от простого к сложному. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком ставятся следующие, более сложные.  Усложняя задачу ребенок ставится в условия необходимости использования предмета – заместителя. С усложнением задач их решение также на последующих этапах усложняется:

а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;

б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

в) используется несколько заместителей;

В работе с детьми раннего возраста введение  предметов – заместителей возможно одновременно с введением персонажей кукольного театра.

Этап

Используемый предмет

Методы, приемы

Предполагаемые игры и ситуации с использованием сказок

Решаемые задачи

1

Знакомство детей с животными и птицами

Резиновые игрушки

Рассматривание, сортировка, дидактические игры.

«Кто где живёт? »

«Кто как разговаривает?(как собачка звала кошку в «Репке»)»

«Где, чей малыш»

«Кто лишний» и т.п

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование умения играть рядом, не мешая друг другу;

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно – исследовательской деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- приобщение к словесному искусству.

2

Знакомство с животными и птицами через иллюстрации

Изображения животных и птиц

Рассматривание с последующим обсуждением, обозначение характеров персонажей, дидактические игры, игры на соотношение.

«У кого что есть (части тела), для чего»

«Кто что умеет делать (летать, прыгать…)»

«Кто лишний»

«Большой, маленький (один, много)»

«Чей голос»

«Кто пришел из другой сказки»

«Кто какого цвета»

- приобщение детей к рассматриванию иллюстраций,

 - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

3

Персонажи кукольного театра

Пальчиковый, бибабо, плоскостной, силуэтный, настольный театры.

Обыгрывание, небольшие инсценировки.

- сюжеты сказок,

- последовательности появления персонажей,

- диалоги между героями (вопросы, ответы),

«Кто в какой сказке живет»

«Что произойдёт если появится  другой персонаж (или кто - то не придёт)»

- развитие игровой деятельности детей;

- побуждение играть вместе небольшими группами;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

- поощрение проявлений самостоятельности;

- развитие компонентов устной речи детей;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

4

Чтение художественной литературы

Книги, персонажи сказок.

Чтение с рассматриванием иллюстраций и без наглядного сопровождения.

-«Продолжи предложение (доскажи слово, фразу)»

-«Кто как разговаривает» (звукоподражание «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», интонационное изменение голоса («Маша и три медведя», «Волк и козлята», «Колобок»)

- «Кто где живёт»

- формирование целостной картины мира;

- развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- приобщение к словесному искусству.

5

Обыгрывание эпизодов, закрепление последовательности

Ранее знакомые персонажи (различные виды театра)

Игровые действия на закрепление последовательностей сюжетов, обыгрывание небольших сценок.

- сюжеты сказок,

- «Кто сейчас появится (закрепление последовательностей),

- «Что произойдет если…»

- развитие компонентов устной речи;

- развитие  игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

6

Введение эпизодов сказки в художественно – эстетическую деятельность

Иллюстрации, музыкальное сопровождение, игровые предметы

Прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и предметов, рисование, лепка, элементы аппликации.

-рисуем дорожку, по которой колобок  покатится домой;

-какая мелодия подходит под характер того или иного персонажа, чем на него похожа;

- поможем зверятам построить домик (раскрашивание, аппликация);

- изготовим угощение для персонажа (лепка, аппликация)

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- удовлетворение потребности детей в самовыражении;

- развитие продуктивной деятельности;

- развитие детского творчества;

- приобщение к музыкальному искусству.

7

Введение эпизодов сказки в двигательную деятельность

Персонажи сказок, игровые предметы

Обыгрывание эпизодов сказок, закрепление движений персонажей

- прокати колобка между елочками;

- тянем репку (пример игры поезд);

- как девочка ходила в лесу (вокруг деревьев (макеты, кегли), перешагивала через ручеёк, перепрыгивала по камушкам речку, собирала грибочки); - как птички машут крыльями, клюют зерно.

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

8

Обыгрывание действий персонажей сказки в различных уголках группы

Предметно – пространственная среда группы

Элементы сюжетно – ролевой игры, театрализованные игры, строительно – конструктивные игры, режиссерские игры, элементарное экспериментирование, подвижные игры

-«Приготовим угощение для медведей (медведя)»

- построим Теремок (заборчик для курочки  и т.д)

- формирование начальных навыков ролевого поведения;

-  развитие интереса к игровым действиям сверстников.

9

Введение маски

Маски персонажей

Речетворчество (придумывание другой концовки, введение нового героя)

- «Что произойдёт если…»

-умение отображать характер персонажа;

- развитие интереса к подражанию движениям животных и птиц.

 Насыщение предметно – пространственной  среды при работе со сказкой

       Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.  При создании образовательного пространства группы создаются условия для игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой активности детей.  Насыщение предметно – пространственной среды предполагает возможность совместной и самостоятельной деятельности детей. При взаимодействии с предметно – пространственной средой ребенок должен иметь возможность самовыражаться.

       Воспитатель насыщая предметно-пространственную среду вводит не только игрушки, но и различные материалы, способствующие созданию замысла, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры. Вся игровая среда создается воспитателем группы раннего возраста с направлением на предпосылки перехода к сюжетно-ролевой игре.

Название уголка

Оснащение материалами

Задачи, реализуемые в уголке

Варианты возможных игр с использованием сюжета сказок

Спортивный уголок

Мячи, макеты деревьев (кегли, пирамидки, геометрические фигуры (имитация камушков, гнезд и т.д), ленты (ручейки))

- способствовать двигательной активности, развивать игровые навыки и умение выполнять определенные задания

- «Как колобок катился по дорожке (по прямой, по извилистой (обкатывание вокруг препятствий)»

- «Как девочка шла по лесу, перешагивая ручейки, обходя вокруг деревья …»

- тематические подвижные игры

Уголок для ролевых игр:

Посуда, кухонная утварь, муляжи выпечки, овощей, фруктов…, сказочные персонажи

- поддерживать инициативу вступать в речевой общение, вовлечение в сюжетно-отобразительную  игру;

- формирование игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры

- «Накрыть стол (приготовить угощение) для трёх медведей»

- «Напоить чаем зверят, после постройки теремка»

- «Помочь бабушке приготовить угощение для дедушки, так как колобок укатился» …

Сказочные персонажи, элементы игрушечной аптечки (градусник, грелка, микстура, витамины, салфетки, чашки)

«С персонажами сказок обыгрываются различные бытовые ситуации : пошёл дождь, звери промокли; заяц наелся снега –заболело горло, что делать; козлята баловались с ножницами (спичками) поранились…..

Уголок театрализованной деятельности

Сказочные персонажи из различных материалов, предметы обозначающие различных героев (ушки, жилеточки и др.) , маски персонажей

- развитие элементов игровой деятельности;

- пробуждение интереса к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем

- разыгрывание небольших сцен с использованием сказочных персонажей;

- создание игровой (проблемной) ситуации и решение её («Что произойдёт если…»)

Книжный уголок

Художественные произведения – сказки в различном оформлении (плотные (картонные), бумажные, различных форматов, объемные) Иллюстрации к сказкам

- приучать детей к слушанию;

- развивать у детей способность понимать содержание произведения без наглядного сопровождения;

- формировать умение следить за рассказом воспитателя, добавлять слова, заканчивать фразы;

- формировать умение соотносить текст с игровым действием или изображенной ситуацией

Восприятие произведений в процессе чтения взрослыми, рассматривание иллюстраций, самостоятельное «чтение» (проговаривание) детьми

Познавательно – исследовательский уголок

Природный материал, песок, вода, предметы различной текстуры

- Развивать умение и поощрять интерес к различным играм с природным материалом,

- закрепление свойств различных материалов

(тонет – не тонет, сухой – влажный, подуть летает, сжать мнётся, холодный – тёплый и др.)

- «Из чего звери могли построить теремок»

- « Из чего птички строят гнёзда»

-«Какая избушка была у зайца, у лисы»

- «Чем можем покормить курочку (сортировка пшено и бобы (жёлуди))»

Конструктивно  - строительный уголок

Строительные материалы (напольные и настольные), сказочные персонажи

- Развитие умения сооружать элементарные постройки,

- поддерживать желания детей строить что-то самостоятельно,

- формировать представления о пространственных соотношениях

- «Построим теремок»

-  «Смастерим мебель для медведей, что бы не сердились на Машу»

- «Смастерим заборчик для курочки»

-

Работа с семьей

     Одной из важных форм взаимодействия детского сада и семьи является совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для того чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, надо знать его во всех отношения.  В решении данного вопроса нам могут помочь семьи наших воспитанников. Мы сможем в полной мере узнать ребенка, если познакомимся с его семьей, особенностями семейного воспитания. Знакомство с семьей особенно важно для воспитателей групп раннего возраста, поскольку развитие ребенка раннего возраста обусловлено отношениями внутри семьи.  В своей работе воспитатели используют различные формы взаимодействия с семьей:

Вид взаимодействия

Цель взаимодействия

Формы работы

Изучение семьи

-создания в саду условий для успешного целостного развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и потребностями.

Анкетирование

Беседы

встречи

Информирование родителей

-построение взаимодействия с родителями путём сотрудничества и информирования, организации конструктивного взаимодействия.

Родительские собрания

Фотоотчеты

Доска объявлений

День открытых дверей

Советы родителям

Консультирование семьи

-взаимоинформирование об особенностях ребенка, его возможностях, достижениях.

Первые визиты в детский сад

Консультации

Фотовыставка

Просвещение и обучение семьи

-обогащение знаниями и привлечение внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения путём практических и наглядных методов.

Библиотека интересных книг

Папка-передвижка

Творческая группа родителей

Выставка рисунков/поделок

Консультации

Родительское собрание

Семейный клуб

Игровой семинар

Просмотр видеофрагментов

Тематические встречи

Совместные мероприятия с семьей

-преодоление препятствий в общении взрослых и детей;

-развитие у родителей способности понимать эмоциональное состояние и чувства ребенка.

Театральные постановки

Праздник/утренник

Выставка семейных рисунков/поделок

Проекты

Семейная мастерская


        Русская народная сказка в отличие от простой истории о недавних событиях, ставит перед слушателем какую-то реальную проблему, подталкивает к размышлениям о жизни, ставит задачу сделать некий вывод из повествования. Это служит неплохим показателем для успешной адаптации ребёнка в мире взрослых.

        Таким образом, сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка данного возраста: 1. Потребность в автономности (в каждой сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решения);

2. Потребность в компетентности (герой сказки способен преодолеть все препятствия и, как правило, достигает успеха);

3. Потребность в активности (герой сказки всегда активен, находится в действии);

«Если ребенок не научился сам ничего творить,

                                             то в жизни он всегда будет только подражать,

                                        копировать, так как мало таких, которые бы,

                                             научившись копировать, умели сделать

                                           самостоятельное приложение этих сведений».

                                                                                             Л.Н. Толстой

Список литературы:        

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комровой, М.А. Васильевой.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез,2011.

2. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004..
3.   Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2008. – 2008 с., ил.
4. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5.Маханёва М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.  - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова.- М.:Мозаика-Синтез, 2013.

7. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Педагогический альманах. Вып. 1:»Сказка в жизни ребёнка». – СПб.: «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост»», 2005.

8.  Петрова И.М. Театр на столе. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. – 144 с. + цв. вкл.
9. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

10.  Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988.

11. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
12. Хазиева Р.К. 55 развивающих игр для малышей от года до трёх. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.  – (серия Первые шаги)
13. Дерягина Л.Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.– (серия Первые шаги)
14. Фесюкова Л.Б. Конспекты для организации развивающей деятельности в течение дня в группах раннего возраста (2 -3 года) – Харьков, 2010

15. Теплюк с.Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.

16. Гербова В.В Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

17. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

18. Народное искусство в воспитании дошкольников/Учебное пособие к программе «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Педагогическое общество России, 2005.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИПР

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым го...

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"...

Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка.

Обследование уровня нервно-психического развития детей. Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование в Доме ребенка проводится на основе диагностики нервно-психического дете...