Взаимосвязь движения и речи. Приёмы работы над двигательной сферой у младших школьников с нарушениями речи.
материал

Тупикова Елена Сергеевна

В данном материале описана взаимосвязь движения и речи, а также приведены практические приемы коррекционной работы.  Материал будет полезен для логопедов, которые работают как с дошкольниками, так и со школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_dvizheniya_i_rechi.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь движения и речи. Приёмы работы над двигательной сферой у младших школьников с нарушениями речи.

       В последнее время количество детей с речевыми нарушения растет, и часто бывает, что традиционные методы работы не дают желаемого результата. Для того, чтобы коррекционная работа была более продуктивной, нужно вспомнить про взаимосвязь движения и речи.

       Лев Семенович Выготский дал такое определение речи. Речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов.

      Так же особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает знание о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием (Ипполитова М. В., Кольцова М.М., Мастюкова Е.М.)

Если у ребенка есть нарушения в моторной сфере, то коррекционную логопедическую работу целесообразно будет начать с развития общей и мелкой моторики.

       В наше время сформировалось новое направление в науке – моторное планирование. Это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями. Моторное планирование - это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия. Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача. Поэтому для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.

        Ребенку с моторными дисфункциями, речевыми нарушениями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки.
     Таким образом, постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков и для переключения с одной артикуляционной позы на другую

      Упражнения на развитие общей моторики:
1. перешагивание, махи руками и ногами под музыку, счет, а также, сопровождаемые речью;

2. прыжки, маршировка в различном темпе;

3. разнообразные игры с мячом;

      Упражнения на развитие переключения:

1. прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания, проползания и др.);

2. чередование движений: шагнуть правой ногой – хлопнуть в ладоши перед собой, шагнуть левой ногой-хлопнуть в ладоши над головой.

      Упражнения на развитие мелкой моторики:

Развитию мелкой моторики рук младших ш способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

      Все эти упражнения способствуют развитию не только моторной сферы (общая, мелкая и артикуляционная моторика), но и помогают развивать психологические процессы. Включение таких упражнений в структуры логопедического занятия позволяет ускорить процесс развития и коррекции нарушений, а также создает благоприятный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью

В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять  кинезиологические  упражнения, ...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с раз...

Использование различных приёмов работы в коррекции дисграфии у младших школьников

У детей младшего школьного возраста часто наблюдаются нарушения письменной речи - дисграфия. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок.Коррекция недостатков письма и ч...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксиче...

План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2020-2021 учебный год

План работы учителя – логопеда   с детьми дошкольного возраста и                                  ...