ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»
статья

Дрянцева Татьяна Николаевна

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксические и морфологические обобщения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_abramova_i.v._dryantseva_t.n.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксические и морфологические обобщения. По мнению А. Н. Гвоздева, в долговременной памяти ребенка хранится от 30 до 60 звуковых элементов, отобранных и зафиксированных там, в результате неоднократного подкрепления. Это так называемый системный фонд нашей речи, из элементов которого могут быть составлены слова для разных сообщений [1]. Звуковая система формируется в раннем детстве, и определяет дальнейшее развитие речевой функции человека. Поэтому в рамках оказания логопедической помощи на школьном логопункте развитие фонетической стороны речи детей представляет особый интерес.

Фонетически неправильная речь создает препятствия не только для общения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, но и для освоения основных учебных предметов. Недостатки произношения обучающихся следует рассматривать как одно из проявлений общего речевого недоразвития детей, свойственных им фонетико-фонематических нарушений, которые обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затрудненности звукового анализа слов. Определенное значение имеют и недостатки работы артикуляционного аппарата, в которых проявляется моторное недоразвитие детей рассматриваемой категории. Многие звуки в речи таких школьников отсутствуют или неправильно произносятся [2].

В связи с этим требуется целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию фонетико-фонематических навыков у детей с речевыми нарушениями. Эффективность такой работы, как отмечает Г. К. Селевко, обеспечивается применением современных наглядных и технических средств обучения, в частности, специализированных компьютерных программ [3].

Внедрение компьютерных технологий в обучение разных категорий детей с отклонениями в развитии – приоритетное направление модернизации российского образования. При создании специализированных компьютерных программ учитываются не только особенности развития таких детей, но и необходимость обеспечить им пошаговое развивающее обучение.

Традиционно знакомы и используются логопедами компьютерная программа «Видимая речь», компьютерная программа «Решение задач на движение», специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном», специализированная компьютерная среда «Календарь», программа «В городском дворе», компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Для формирования произношения у детей с нарушениями речи разработан электронный альбом-пособие «Произношение. Мир звуков».

Альбом «Произношение. Мир звуков» является частью учебного комплекса по произношению для обучающихся с нарушениями речи. Основное предназначение – представить школьникам и педагогу разнообразный дополнительный вариативный материал для усвоения содержания учебника [4].

Наглядный материал в альбоме расположен в соответствии с основными ступенями усвоения звуковой стороны речи: звук → слог → слово → словосочетание → предложение → текст.

Альбом состоит из 2 разделов.

Раздел 1 включает наглядный материал, необходимый для разнообразных упражнений по отраженному проговариванию слов с переходом на самостоятельное произнесение и формированию фонематического восприятия звуков и специально организованном, облегченном фонетическом контексте. Фонетические особенности соответствуют последовательности их усвоения и коррекции.

В электронном пособии представлено более 750 предметных картинок, названия которых содержат звуки в различных позициях. При подборе картинок исключена возможность произнесения звуков и букв, еще не пройденных на уроках произношения. Предусмотрено постепенное усложнение звуко-слоговой структуры слов.

Целесообразно использовать набор предметных картинок для автоматизации звуков в разных фонетических позициях, для их дифференциации в разного вида занимательных упражнениях, играх, лото и др. Систематическое их применение значительно увеличивает объем речевой практики учащихся и предоставляет учителю более широкие возможности для индивидуального подхода к детям с разной степенью фонетико-фонематического недоразвития.

В этом разделе предусмотрен постепенный переход к самостоятельному составлению микротекстов с опорой на сюжетную картинку или несложные серии таких картинок.

Наглядная организация текста облегчает процесс автоматизации звуков в связном высказывании. При этом учитель обращает внимание не только на правильность произношения, но и на все звуковое оформление текста: плавность, силу голоса, темп речи, интонацию.

Раздел 2 предназначен для автоматизации усвоенных навыков правильного произнесения и опознавания изученных на уроках звуков в словосочетаниях, предложениях и текстах с опорой на наглядный материал. Основная задача – практическое усвоение звукового строя языка, автоматизация произносительных навыков путем усвоения произношения звуков в их различных сочетаний в потоке речи (включая так называемые «конфликтные», т. е. провоцирующие смешения и замены близких по акустико-артикуляционным признакам звуков).

Сюжетные картинки используют для описания изображенных на них предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. Это дает возможность ввести в активную речь наиболее частотную лексику, использовать ее в конкретных ситуациях общения по телефону, в общественных местах. Серии сюжетных картинок позволяют составлять рассказы-описания изображенной на картинке ситуации в динамике, не выходящей за пределы содержания картинки.

При подборе лексического материала есть особые ограничения, обусловленные в первую очередь спецификой формирования фонетической стороны речи. Основное внимание уделяется доступности воспроизведения фонетического «каркаса» слова. Тем не менее при выборе тематики картинок учитываются структурно-семантические отношения, их соотнесенность с различными частями речи, коммуникативная целесообразность введения того или иного слова в активный словарь. Решается также задача уточнения произношения знакомых слов, группируемых по тематическому принципу, обогащения словаря в пределах общеупотребительной лексики (обобщающие понятия, противопоставления, сравнения и др.)

Данное пособие представляет учителю возможность делать необходимые перестановки в последовательности иллюстративного материала в соответствии с динамикой усвоения фонетической системы отдельными обучающимися.

Порядок разработки заданий с применением электронного альбома-пособия «Произношение. Мир звуков» может быть следующим:

1) «программная задача» (анализ программных требований и этапа обучения согласно календарно-тематическому планированию, см. источник 4);

2) задача конкретного урока (определяется согласно теме урока и этапа обучения);

3) выбор упражнений для решения поставленной задачи;

4) отбор наглядно-иллюстративного материала электронного альбома-пособия для выполнения упражнения.

Приведем примеры подобной разработки по разделам пособия.

Раздел 1. Класс: 1. Тема занятия: Звук Ш.

1) «программная задача» – формирование навыков правильного произношение звуков и развитие фонематического восприятия;

2) задача конкретного урока – сформировать способность различать и правильно произносить звук Ш, выполнять звуко-буквенный анализ слов;

3) выбор упражнений для решения поставленной задачи – «Назови предмет. Что это? (шапка, машина, каштан, ...., душ)», «Какой первый (последний) звук в слове? (Ш)», «Четко произнеси первый звук в слове», «Сколько звуков в слове?», «Есть ли в этом слове звук А (Б, В, Г – отсутствующий или наличествующий)?», «Назови предмет. Чем отличаются названия предметов? (мишка–миска и т. д.)», «Посмотри на картинку. Перечисли все предметы в названиях которых есть звук Ш», «Посмотри на картинку. Перечисли все предметы, названия которых начинаются со звука Ш», «Составь предложения по картинке» и т. д.

4) отбор наглядно-иллюстративного материала электронного альбома-пособия для выполнения упражнения – наглядно-иллюстративный материал Раздела 1, вертикальная закладка слева Ш и все горизонтальные закладки на этой странице.

Раздел 2. Класс: 2. Тема занятия: Дифференциация звуков Ж–Ш.

1) «программная задача» – развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова (усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов; формирование навыков произношения слов и предложений);

2) задача конкретного урока – сформировать способность дифференцировать звуки Ж и Ш, составлять и правильно произносить предложения с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности;

3) выбор упражнений для решения поставленной задачи – 1) «Найди на картинке и назови слова, в которых есть звук Ж / Ш», 2) «Составь предложения по картинке», 3) «Назови звуки в словах по порядку. Определи место звуков Ш и Ж» и т. д.

4) отбор наглядно-иллюстративного материала электронного альбома-пособия для выполнения упражнения – наглядно-иллюстративный материал Раздела 2, 1) «Одежда», 2) «На лыжах», «Хоккей», 3) «На пляже».

Ход урока  по теме «Звук Ш» может быть представлен следующим образом:

1. Характеристика звука Ш.

2. Восприятие на слух; повторение и чтение слогов различной структуры.

3. Называние предметных картинок. Определение места звука Ш в словах. «Назови предмет. Что это? (шапка, машина, каштан, ...., душ)», «Какой первый (последний) звук в слове? (Ш)», «Четко произнеси первый звук в слове», «Посмотри на картинку. Перечисли все предметы в названиях которых есть звук Ш», «Посмотри на картинку. Перечисли все предметы, названия которых начинаются со звука Ш».

4. Звуко-буквенный анализ слова. «Сколько звуков в слове?», «Есть ли в этом слове звук О».

5. Чтение слов различной слоговой структуры с положением звука Ш в начале, середине, конце слова. «Прочитай слова», «Сколько букв», «Сколько гласных букв, сколько согласных».

6. Составление предложений по сюжетной картинке. «Составь предложения по картинке»

7. Работа над темпом речи, которую можно осуществить в процессе хорового чтения предложенной скороговорки — вначале в медленном, а затем в быстром темпе.

Неограниченные возможности представленного электронного альбома-пособия позволяют эффективно его применять для формирования фонетико-фонематических навыков у обучающихся с нарушениями речи. Благодаря включению данной специализированной компьютерной программы в логопедические занятия возможна более качественная работа по выработке навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, различения фонем и графем, их сопоставления, совершенствованию данных навыков на разнообразном речевом материале у детей рассматриваемо категории.

Список использованных источников

1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 471 с.

2 Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учебное пособие / под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 376 с.

3. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко // Школьные технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – С. 54–112.

4. Чиркина, Г. В. Мир звуков: Альбом-пособие для учителя-логопеда к учебнику Чиркиной Г. В., Российской Е. Н. «Произношение. Мир звуков» для специальных (коррекционных) школ V вида. 1-2 классы // Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. – М. : АРКТИ, 2003. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование творческих видов деятельности в формировании иноязычных речевых навыков у младших школьников»

в реферате можно найти информацию о психологических особенностях младших школьников, особенностях организации обучения младших школьников, фрагменты занятий....

Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников

В работе содержатся краткие характеристики вокально-хоровых навыков, формируемых у младших школьников....

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью....

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью....

"ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ"

Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразов...

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...