Нейроигры в коррекционной работе логопеда
консультация

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология.

 На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в освоении речи, появляются поздноговорящие дети. Количество таких детей увеличивается из года в год.

Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.    

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе.

При истощаемости, снижении интереса к деятельности, апатии, расторможенности, трудностях запоминания,  неусидчивости можно использовать: дыхательные упражнения, ритмические удары, массаж лица, пальцев с пропеванием гласных.

При нарушении переработки зрительно-пространственной информации (зеркальное письмо, трудности срисовывания), нарушение слоговой структуры слова можно использовать такие игры, как:

Тактильные и кинестетические процессы: «Повтори позу», «Повтори серию поз», «Телесные фигуры и буквы», «Рисунки на теле», «Распознай буквы – получи слово», «Тактильное домино», «Где были мы покажем», «Буквенные дорожки», «Волшебный мешочек с буквами», артикуляционная гимнастика, чистоговорки.

Зрительный гнозис: «Разрезные картинки/ буквы», «Дорисуй до целого предмет/букву», «Фигура и тень», «Лабиринты» (сначала из окружающих предметов, из геометрических форм, затем пальцем по бумаге, карандашом и в конце глазами), «Письмо в воздухе» (взрослый рисует в воздухе предметы/ буквы/слова, а ребенок опознает; вместе прописывают, ребенок самостоятельно).

Пространственные представления формируются постепенно:

- освоение телесного пространства (использовать внешние опоры, которые помогают ребенку убедиться в существовании левой и правой стороны, верх, низ – это неизменно);

- освоение внешнего пространства: все игры с мячом,  «Прятки», «Выше ноги от земли», игры со скакалкой, резиночкой. Организация движений в нижней зоне, средней и вверхней: «Сначала покажи змею, затем зайца, в конце орла», «Робот», «Изломанный робот», «Диспетчер и самолет», «Капризный фотограф», «Зеркало»;

При нарушении фонематических процессов и слухоречевой памяти:

Слуховой гнозис: неречевые звуки и бытовые шумы (соотнести звук, картинку, игрушку), чувство ритма («Звук по кругу», «Звук - хвосты», «Звук - эстафета»), звуковое различение («Да и нет», «Съдобное-несъедобное», «Летает – не летает», «Где живет твое имя?», Глухие телефончики», «Запрещенный звук», игры в рифмы, «Найдите все с заданным звуком»,  «Живые слова».

Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

- Двуручное рисование;

- Межполушарная доска.

– Упражнение «Колечко»

 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

- «Нейроскакалка»

Развивает  межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге.

 Кинезиологические упражнения. 

 Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р —  кулак, звук Л —  ладонь и т.д.).

«Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. 

Упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

Игра: «Хлоп-Топ-Тук»

Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

 «Зеркальное рисование»:

 - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими). 

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук  С левой;

-Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;

-Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;

Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

Балансир

Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача ребенка – удержаться на доске. Следует придерживать его за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром+ автоматизировать звуки и т.д. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

Что делает коррекционную работу логопеда здоровьесберегающей?

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи является насущной проблемой в логопедии. Сама коррекционная работа логопеда уже является здоровьесберегающей. На логопедических ...

"Поиски оптималбных форм совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя речевой группы"

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заклбчается в  логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и д...

Совместная коррекционная работа логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.

Разработка коррекционной работы логопеда и воспитателя в речевой группе детского сада....

Алгоритмы в коррекционной работе логопеда

Рабрта логопеда редко можно подогнать под какой-нибудь шаблон. Он работает от симптоматики речевых проявлений у ребенка. Но некоторые алгоритмы в работе просто пригодятся....

Нейроигры в коррекционной работе логопеда

Виды нейропсихологических игр в работе логопеда...