Формирование представлений о времени у детей с ОВЗ
учебно-методический материал

Бондаренко Людмила Владимировна
Время - наиболее сложная категория для познания. А ведь детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени: определять, измерять его, правильно обозначая в речи, чувствовать длительность, чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Это умение создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-formirovanie_predstavleniy_o_vremeni.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

        Проблемы интеллектуального развития выражаются прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. У детей с отставанием в развитии снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании с новым материалом, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими. Узость объема и общая пассивность восприятия затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью.

        Время - наиболее сложная категория для познания. А ведь детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени: определять, измерять его, правильно обозначая в речи, чувствовать длительность, чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Это умение создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в дальнейшем.

        В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по развитию временных представлений в детском саду. Этому посвящены работы педагогов, ученых, методистов: А. М. Леушиной, Т. Д. Рихтерман, Т. А. Мусейибовой, О. А. Фунтиковой и др.

        На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности (игра, труд, обучение); художественные средства (картины, фотографии, художественная литература); общественные и природные явления окружающей действительности. При этом основными методами и приемами выступают: наблюдение, беседа, объяснение, показ, художественное слово, упражнения, дидактические игры.

        На своих занятиях, при ознакомлении детей с понятием сутки, новые сведения даются с учетом того, что дети уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Закрепить представления о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети, занятые различными видами деятельности в разное время дня; это дидактические игры: «Наш день», «Продолжай», «Наоборот»; словесные дидактические игры, в которых дети придумывают слова, предложения, рассказы со словами, обозначающими время. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. В игре « Когда это бывает?» детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. Я предлагаю рассмотреть их, после чего называю определенное время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующие изображения, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный ответ ребенок получает фишку.

        В процессе обучения дети узнают, что один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке и  эта последовательность неизменна. Для закрепления и уточнения знаний проводятся игры: «Назови следующий день недели», « Назови соседей». В игре «Веселые гномики» можно использовать стихотворения П. Башмакова:

В понедельник я стирала,                        чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,                        а в субботу торт купила,

в среду я пекла калач                                всех подружек в воскресенье

весь четверг искала мяч.                        позвала на день рождения.

Я рассказываю, что дружные гномики делают то же самое, что и девочка, про которую написано стихотворение. Картинки помогают детям запомнить стих, и выучить последовательность дней недели.

Но практика показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего дети запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

        На занятиях для закрепления и углубления временных понятий лучше использовать различные игры. Ребята с интересом узнали о старинном способе освоения времени. Я принесла веревку с несколькими завязанными узлами. Каждый день развязывали один узел, когда все узлы были развязаны, наступили выходные.

        Кроме того, важно раскрыть содержание понятий быстро, медленно, которые формируются у детей  в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц, и др. Например: гусеница ползает медленно, воробей прыгает быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, двигаются быстро, а другие медленно. Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени.

        Также проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используется наглядный и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы. С временами года лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень.

Мною был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявить уровень развития временных представлений у детей. Сначала я выявила у них умение определять части суток. Для этого им было предложено упражнение: «части суток». В  качестве материала использовались четыре картинки с изображениями ночи, утра, дня и вечера. Я прочитала детям стихотворение про сутки:

Малышам у мамы утки, хочется узнать про сутки.

Говорят, что день да ночь, почему-то сутки прочь.

Целый день мы спорим с братцем и не можем разобраться:

в сутках только день и ночь?- спрашивает маму дочь.

Утро, день, вечер, ночь - вот тогда и сутки прочь,

- объясняет мама-утка любознательным малюткам.

Утром солнышко проснется и заглянет к нам в оконце-

значит, всем пора вставать, новый день свой начинать.

Быстро день пролетает. Вот и вечер наступает,

и ложимся мы в кровать, скоро ночь-пора всем спать.

Результаты ответов заносились в таблицу. Потом я выявляла у детей умение понимать «быстро - медленно», используя наглядный материал с изображением черепахи и лошади, велосипедиста и пешехода и т. д. на следующем этапе я отмечала, как сформировано у детей понятие «раньше, сначала - позже, потом». Ребятам было предложено несколько картинок. Они должны были установить последовательность. При обследовании сформированности знаний о временах года ребята работали с картинками, отображающими сезонные изменения. Чтобы проверить знания детей значения слов «вчера, сегодня, завтра» детям были предложены картинки с одинаковым пейзажем, но в разное время. Затем я объяснила детям, что вчера была дождливая погода, сегодня дождь закончился, а завтра будет солнечно. Дети должны были установить правильный порядок картинок. В таблицу также были занесены знания детей о днях недели и их последовательности. Дети прослушали стихотворение, а затем ответили на поставленные вопросы:

Мама хрюшка рано встала, деткам строго наказала:

-хватит бегать, веселиться. Вам пора уже трудиться.

Дней в неделе ровно семь, м работы хватит всем.

В первый день-понедельник самый старший варит братьям, сестрам кашу.  

А во вторник, день второй, ты, толстушка, сушишь во дворе подушки.

В третий день недели, в среду, овощи нарвет к обеду наша умная малышка, лишь потом читает книжку.

А когда четверг придет, день четвертый, наш спортсмен цветы польет.

Утром в пятницу, день пятый, певица принесет домой водицы. День шестой, в субботу, ты чистюля, моешь чашки и кастрюли.

И того, кто не ленился, хорошо в свой день потрудился, в воскресенье, день седьмой, праздник ждет - в цирк он с папою пойдет.

Для оценки знаний использовались условные знаки: 1 балл-ребенок не ответил, 2 балла - ребенок использовал подсказку, 3 балла - ребенок ответил правильно, самостоятельно. На основе этих результатов была разработана и осуществлена программа формирующего эксперимента, которая была направлена на оказание помощи детям для лучшего усвоения временных представлений. Были использованы групповые и индивидуальные формы работы. К каждому разделу были подобраны игры и игровые упражнения. Через полгода мною был проведен контрольный эксперимент. Целью которого было выявление уровня сформированности временных представлений после проделанной формирующей работы и сравнить его с предыдущим уровнем констатирующего эксперимента. Эксперимент проводился подобно констатирующему, но на другом материале. Результаты были помещены в сводную таблицу. Сравнивая их был установлен значительный рост уровня представлений детей о времени, было отмечено, что знакомство детей с единицами времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на особенности восприятия в дошкольном возрасте.

Литература

1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений времени у дошкольников. С-Пб.: Детство – Пресс, 2003.

2. Катаева А.А., Стреблева Е.А., «Дидактические  игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»-М.: Владос 2001.

3. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.  - М.: Просвещение, 1991.

5. Смоленцева, А.А. Формирование  временных представлений  у дошкольников. Конспекты занятий.  Дошкольная  педагогика, 2005г, №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о времени у детей со сложным дефектом.

Формирование представлений о времени у детей со сложным  дефектом....

Формирование представлений и понятий исторического времени (из опыта работы).

Школа для детей с нарушением интеллекта воспитывает учеников способных ориентироваться в настоящем, знать прошедшее и представлять перспективы ближайшего будущего. Обучение истории занимает большое ме...

Методические рекомендации по формированию пространственных и временных представлений в профилактике оптической дисграфии.

В работе отмечены основные трудности в формировании пространственных и временных представлений у детей с оптической дисграфией. Даны упражнения, направленные на профилактику и коррекцию данного наруше...

Формирование представлений о себе у детей с нарушениями интеллекта.

Материал предназначен для работы с детьми с умственной отсталостью...

Формирование представлений о времени (утро- день- вечер- ночь) у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о частях суток необходимы  жизненный опыт ребёнка, многократное повторение  данных понятий и терпение родителей. Д...