Методические рекомендации по формированию пространственных и временных представлений в профилактике оптической дисграфии.
методическая разработка на тему

Чубарова Оксана Игоревна

В работе отмечены основные трудности в формировании пространственных и временных представлений у детей с оптической дисграфией. Даны упражнения, направленные на профилактику и коррекцию данного нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniju_prostr.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию пространственных и временных представлений в профилактике оптической дисграфии

Подготовила: учитель-логопед

 О.И.Чубарова

Трудности формирования пространственных и временных представлений  у детей дошкольного возраста, создают препятствия в дальнейшем овладении грамотой:

  • неумение ориентироваться на тетрадном листе;
  • смешение букв по кинетическому сходству, ошибочные написания букв с совпадающим начертанием первого элемента;
  • смешение букв по оптическому сходству, состоящих из одинаковых или сходных элементов, по-разному расположенных в пространстве;
  • зеркальное написание букв;
  • неточность графической передачи букв – нарушения их высоты, соразмерности и пространственной ориентации элементов;
  • ошибки графического поиска буквы, связанные с колебаниями в выборе графического знака;
  • не ориентируются в возрастных отношениях, в обозначении времен.

При развитии пространственных отношений главной задачей будет формирование у ребенка пространственных представлений, восприятия и прочих речевых обозначений пространственных отношений. В процессе работы необходимо учитывать последовательность становления пространственных функций. Упражнения и задания должны даваться в следующей последовательности:

  • уточнение и развитие «схемы тела»,  (вверх, вниз, вперед, назад, справа, слева);
  • восприятие реального пространства (по отношению к собеседнику);
  • временное расположение предметов в пространстве, на плоскости.

Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Сначала формируются представления в отношении собственного лица, затем по отношению тела в целом, далее обозначается речевое оформление правой руки, потом левой руки. При развитии представлений о «схеме тела» важно определить ведущую руку.

          Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-вниз), затем вперед и назад, затем отношение объектов (справа или слева). При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения.

           

Работа предусматривает использование следующих методов и упражнений:

  1. Покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз;
  2. Закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью;
  3. Где у тебя плечи, левое плечо;
  4. Поднять «главную» руку (это левая либо правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария);
  5. Поднять вторую руку, определить ее название; поднять то левую, то правую руку;
  6. Соотнесение части тела с правой рукой, назвать их;
  7. Соотнесение части тела с левой рукой, назвать их;
  8. Показать: левой рукой, назвать части тела;
  9. Дорисуй портрет. Запиши, какие части лица ты дорисовал.
  10. Определи, какие предметы находятся слева, а какие справа на рисунке.

11.«Запомни и найди такую же». Ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такие же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой. Длина ряда от 3 – 7 в зависимости от возраста.

В дальнейшем выполняются задания по инструкции: положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги. Ответь на вопрос, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева; положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку.

Потом следует этап «оречевления»  пространственных отношений. Ребенок учится понимать и использовать предлоги и слова. На данном этапе хорошо использовать в работе картинки, а после уже геометрические формы.

  1. На рисунке, в полках находятся разные предметы. Покажи, что находится на третьей полке, а что находится выше машины, ниже, над ней, на ней, между ней и мячом.
  2. Назови геометрические фигуры. Скажи, как они расположены по отношению к прямоугольнику; скажи, что правее него, что левее, что справа, а что слева; какая фигура находится ближе к прямоугольнику, какая дальше.

Одним из важных направлений коррекционной работы является формирование моторных функций письма, включающее развитие статического и динамического праксиса. Задания направлены на формирование готовности руки как орудия графической деятельности к выполнению точных, сложно - координированных письменных  движений.

Развитие кинестетической основы движений включает упражнения на воспроизведение по подражанию определенных положений пальцев рук.

Для развития динамической организации движений применяются различные виды предметно – практической деятельности, пальчиковые игры. Данные задания направлены на развитие умения производить точные, целесообразные движения руки, производящей на бумаге произвольные линии, что обеспечивает успешность начертания графических знаков.

Предлагаются следующие игровые графические упражнения:

  1. Рисование от руки прямых вертикальных (столбы, заборчик и др.) и горизонтальных (провода, дорожки и др.) линий.
  2. Рисование наклонных (косой дождь, высокие горы и др.) и дугообразных (клубок, извилистые ручейки и др.) линий.
  3. Рисование замкнутых круговых линий (воздушные шары, колечки и др.)
  4. Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.
  5. Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.
  6. Обведи по точкам изображения геометрических фигур. Назови эти фигуры.
  7. Обведи предметы по точкам и назови их.
  8. Продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов («Дорисуй узор на ковриках» и т.д.).
  9. Раскрашивание, штриховка изображений в заданных направлениях.

        Основным этапом коррекции является развитие зрительно – пространственного восприятия, обеспечивающего переработку пространственных характеристик зрительных образов букв, определение их топологических свойств. Работа начинается с актуализации зрительно – пространственных образов букв и ориентации элементов букв в пространстве, строке.

Задания могут быть следующими:

  1. Допиши знакомые тебе печатные и рукописные буквы.
  2. Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет.

А У И Ы Э М К Т П Ц Б

  1. Обведи в кружок только те буквы, которые написаны красным цветом.

укенгшзщзхымпрд

сюбтимлэъжщелнсх

  1. Рассмотри  буквы и зачеркни те из них, которые записаны неверно.

  1. Рассмотри буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.

водэчмншкюаяыйёфт

  1. Рассмотри буквы и назови их.

  1. Угадай «На что похожа буква»?

  1.  Назови «Какие буквы перепутались».
  2.  Рассмотри таблицу букв. Найди и соедини линиями буквы, сходные по начертанию.

  1.     Продолжи строку букв.

                   уиуииуиуии

  1. Пришел волшебный ластик и стер у букв перекладины. Прочитай, что получилось.

//у                          //а                            ///а                           //у///                        е//

///ы                       //я                            //о///                         ///а///                       //ё

  12.  В каждой строке найди две одинаковые буквы (более сложное задание найди два одинаковых слога).

При работе над обогащением и развитием временных представлений нужно рассматривать следующий круг вопросов:

  • умение оценивать продолжительность интервалов во времени (сравнение промежутков времени, осознание длительности);
  • знание периодов человеческого возраста;
  • уточнение представлений о последовательности, одновременности, цикличности каких – либо действий, событий;
  • развитие и умение пользоваться лексическими, лексико-грамматическими и синтаксическими средствами языка на основе понимания характеристик времени.

Определение времени суток:

  1. Разложи картинки соответственно времени суток.
  2. В какое время суток ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, спишь?
  3. Расскажи о своём режиме дня, что ты делаешь раньше, что позже.
  4. Что ты делаешь сначала, просыпаешься или встаешь с постели?
  5. Что бывает между ночью и днем? Между утром и вечером?

Определение дней недели:

1.Назови пропущенные дни недели.

       …       вторник          …           четверг       …         суббота      ….

2.Назови, что ты делал вчера, и будешь делать завтра, что делаешь сегодня.

3.Назови какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?

      Определение времен года:

  1. Отгадай загадки о временах года. Расставь их по порядку.
  2. Называние месяцев каждого времени года по порядку.
  3. Собери улетевшие листочки календаря, разложи их по порядку.(по возрасту)

                                                                                                                                                                       

  1. Послушай народные названия месяцев, объясни, почему их так называют.

Декабрь – студень, стужайло, лютень.

Август – жнивень, серпень, густарь.

Май -  травник, травень.

Октябрь – листобой, грязник, хлебник.

  1. Отгадай загадки. Когда это бывает?

Падают с ветки золотые монетки.

Убирает, веет, косит, урожай в амбары носит.

Как будто белой скатертью, он крышу застелил, в серебряные платьица деревья нарядил.

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.

     Формирование понятий о возрасте:  

  1. Расскажи о себе: сколько тебе лет, сколько будет через три года, через десять лет.
  2. Расскажи о своей семье, семье друга.
  3. Нарисуй «схему» своей семьи, используя рисунок дерева.
  4. Скажи, кто старше ты или папа, бабушка или мама, ты или дедушка.
  5. Послушай сказку «Репка», назови ключевые слова, которые помогут восстановить последовательность действий в сказке, расскажи сказку, используя ключевые слова.

Работа строится с учётом структуры дефекта каждого ребенка. Развитие временных представлений, важный этап анализа сформированности пространственных представлений.

Без обогащения представлений о времени и о пространстве, без своевременной их коррекции, нарушения речи приобретают стойкий характер.

При целенаправленной коррекционной работе постепенно симптоматика нарушений пространства и времени, сглаживаются, отмечаются значительные улучшения.

Все интересующие вопросы о нарушении и о способах развития пространственных и временных представлений можно найти в перечисленной ниже литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией.

Одной из причин такой неуспеваемости является недостаточная сформированность еще в дошкольном возрасте оптико-пространственных представлений, которая в младшем школьном возрасте проявляется в оптическ...

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

«Виды заданий, игр и упражнений для профилактики оптической дисграфии»

В методической разработке представлен широкий обзор материала для профилактики оптической дисграфии....

Методическая разработка по профилактике оптической дисграфии у дошкольников.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждения дисграфии у дошкольников....

Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...