«Проблемы и особенности формирования пространственных представлений. Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у обучающихся»
презентация к уроку по психологии на тему

Мехнина Татьяна Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_01.pptx2.43 МБ
Файл tekst_vystupleniya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблемы и особенности формирования пространственных представлений. Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у обучающихся» В старших классах К аждый школьник Изучает треугольник. Три каких-то уголка, А работы — на века.

Слайд 2

Пространственные представления представления о величине, форме, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве, а также об их перемещении и трансформации во время движения.

Слайд 3

Периоды формирования зрительно-пространственных представлений Младенчество. Восприятие собственного тела (ощущение напряжения-расслабления мышц ) Возрастной период 3-4 года. Созревает телесная схема (складывается представление о правом и левом ). Возрастной период 4-6 лет. Завершается процесс формирования различения правой и левой частей тела, но ещё низкий уровень овладения глазомерными действиями . Младшие школьники 6-7 лет. Ситуативность восприятия ( опредмечивание геометрических форм; в привычном виде узнают, в изменённом – нет ). Возрастной период 7-11 лет. Установление первых связей пространства, времени, количества (синтез-анализ-синтез)

Слайд 4

Первичные математические представления у детей

Слайд 5

Использование предлогов: «на», «под», «в», «за», «между», «перед»

Слайд 6

Различение «Право», Лево», «Верх», «Низ»

Слайд 7

Проблемы в формировании пространственных представлений Индивидуальные особенности: 1 тип оперирования пространственными образами (врождённая способность человека с определённой степенью успешности решать задачи на мысленное создание пространственных образов и трансформацию этих образов в соответствии с определёнными условиями, требованиями, целями деятельности . Низкий уровень развития пространственного мышления - 8% всех людей. Преодолеть это затруднение в процессе обучения можно , если детям предложить материальные модели.

Слайд 8

Индивидуальные особенности: 2 тип оперирования пространственными образами могут в сравнительно невысоком темпе мысленно изменять и структуру, и пространственное положение пространственного образа в соответствии с требованиями геометрической, практической задачи. Второй тип оперирования пространственными образами имеют около 72 % всех людей. Проблемы в формировании пространственных представлений

Слайд 9

Индивидуальные особенности: 3 тип оперирования пространственными образами - в высоком темпе мысленно выполняют серии трансформаций пространственного образа объекта как по структуре , так и по положению в пространстве. Обладателей третьего типа оперирования пространственными образами около 20% всех людей. Проблемы в формировании пространственных представлений

Слайд 10

Первые шаги в развитии мозга У подавляющего большинства людей доминирует левополушарное мышление, поэтому правое требует дополнительной стимуляции, чтобы мозг функционировал гармонично

Слайд 11

При недостаточности фантазии и образности мышления рекомендуется: -посещение картинных галерей, музеев и других творческих мероприятий. Развитие правого полушария головного мозга стимулирует написание различных рассказов или стихотворений, рисование (также есть методика «зеркального» изображения, когда рисунок воспроизводится одновременно двумя руками). Правша для развития правого полушария может выполнять повседневные дела, задействовав, в основном, левую половину тела (для левши такое упражнение не подходит). Самые простые упражнения для развития правого полушария мозга

Слайд 13

1. Разделите круглый сыр тремя разрезами на 8 частей . 2.Из шести спичек сложите четыре правильных треугольника так, чтобы стороной каждого была целая спичка. 3 . Расположите 5 одинаковых монет так, чтобы каждая из них касалась четырех остальных .

Слайд 14

Майнд-фитнес как средство развития психических процессов Упражнение «Орлиный глаз» Упражнение «Цифры» Упражнение «Цвета» Упражнение «Пишем»

Слайд 15

Вопросы: 1. Сколько детей живет в этом лагере? 2. На чём юные туристы сюда приехали? 3. Как давно они сюда приехали? Сегодня или раньше? 4. Далеко ли от лагеря до ближайшего населенного пункта? 5. Мальчика по имени Шура на картинке не видно. Куда он ушел? 6. С какой стороны дует ветер? Северной или южной? 7. Какое сейчас время дня? Утро, полдень или вечер? 8. Назовите имя мальчика, который дежурил вчера. 9. Назовите число и месяц, в которые происходят события на картинке.

Слайд 16

Жили были 6 сестер . Маша выращивала цветы, Катя играла в шахматы , Света вышивала, Юля мыла посуду, Оля читала книги. Вопрос : чем занималась Вика? Маша Катя Оля Света Юля Вика

Слайд 17

Источники: https :// www.youtube.com/watch?v=G8E7_Q34y8o https:// sprashivalka.com/q/1035514612 https:// ru.fenikssfun.com/stati/poprobuy-dat-otvety-na-9-voprosov-k-etoy-kartinke-1044 http:// dereksiz.org/kak-razvivate-prostranstvennoe-voobrajenie-obuchayushihsya.html http://rodnaya-tropinka.ru/igry-s-det-mi-uchimsya-orientirovat-sya-v-prostranstve / http:// tonusmozga.ru/mozg/razvitie-pravogo-polushariya.html Е . А. Ермак «РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ». Учебное пособие, 2014г.



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2. Таким образом, пространственные представления являются продуктами сознания человека. В свою очередь, сознание не может быть полностью оторванным от реального мира, в котором живёт человек. В пространственных представлениях находят отражение свойства объектов реального мира, такие как форма, отношения элементов и ряд других свойств, описываемых, прежде всего, на языке геометрии. Поэтому роль геометрии в развитии пространственных представлений любой категории обучающихся трудно переоценить.

СЛАЙД 3. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела - руки, ноги, голова и соответствующих им пространственных направлениях: голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения, а «выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

СЛАЙД 4. Формирование и развитие первичных математических представлений начинается задолго до того момента, когда ребенок перешагнет порог школы. это представление о форме, цвете, размере.

СЛАЙД 5. Это и использование в речи предлогов, определяющих место нахождения предмета в пространстве.

СЛАЙД 6. Это и определение направлений: право, лево, верх, низ. Причем, право-лево и в зеркальном отражении. В младшем подростковом возрасте ребёнок становится способным конструировать в своём сознании «цепочки» выводов, выполнять простейшие рассуждения, его логическое мышление приобретает возможность развиваться. Это обеспечивает органичное сочетание в любом пространственном представлении двух его компонентов: образного и логического.

СЛАЙД 7. Пространственное мышление человека обладает не только возрастными, но и индивидуальными особенностями, причём некоторые из них определены врождёнными качествами восприятия человеком пространства и взаимодействия с ним при осуществлении той или иной деятельности.  Одни из индивидуальных особенностей пространственного мышления обучающихся проявляются в таких характеристиках, которые являются устойчивыми по отношению к влиянию обучения, другие — «гибкими», восприимчивыми по отношению к этому влиянию.

Важнейшей из устойчивых характеристик пространственного мышления человека психологами признан тип оперирования пространственными образами. Эта характеристика тесно взаимосвязана с врождённой способностью человека с определённой степенью успешности решать задачи на мысленное создание пространственных образов и трансформацию этих образов в соответствии с определёнными условиями, требованиями, целями деятельности. Первым типом оперирования пространственными образами (и, соответственно, обусловленным врождёнными особенностями человека, низким уровнем развития пространственного мышления) обладают те из людей, которые в принципе не способны мысленно изменить имеющийся в их сознании пространственный образ по структуре, но могут мысленно изменить его положение в пространстве. Первый тип оперирования пространственными образами имеют около восьми процентов всех людей. Они, как правило, сами говорят, что «ничего не видят в пространстве», что геометрия даётся им с большим трудом, кроме чисто логических либо строго алгоритмических задач.

СЛАЙД 8. Обладатели второго типа оперирования пространственными образами (и, соответственно, средних способностей в области пространственного мышления) могут в сравнительно невысоком темпе мысленно изменять и структуру, и пространственное положение пространственного образа в соответствии с требованиями геометрической, практической задачи. Именно обучающимся, имеющим второй тип оперирования пространственными образами, в настоящее время адресовано подавляющее число учебников, задачников, пособий по геометрии. Второй тип оперирования пространственными образами имеют около 72 % всех людей.

СЛАЙД 9. Третий тип оперирования пространственными образами (и, соответственно, выдающиеся способности в области пространственного мышления) имеют те люди, которые могут в высоком темпе мысленно выполнять серии трансформаций пространственного образа объекта как по структуре, так и по положению в пространстве. Обладателей третьего типа оперирования пространственными образами около двадцати процентов всех людей. Каждый пятый из обучающихся (школьников, студентов) от природы способен достигать в области пространственного мышления, в решении геометрических задач высоких результатов, демонстрировать на практике одарённость в области конструирования в своём сознании и изменения в соответствии с требованиями практической, профессиональной, творческой задачи пространственных образов тех или иных объектов.

СЛАЙД 10. ПОЧЕМУ ЖЕ ТАК ПРОИСХОДИТ и ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

У подавляющего большинства людей доминирует левополушарное мышление, поэтому правое требует дополнительной стимуляции, чтобы мозг функционировал гармонично.  

Ответы:

1. В лагере живет 4 мальчика. Это можно определить по количеству тарелок и ложек на скатерти.

2. На лодке. К дереву приставлены весла.

3. Мальчишки поселились в лагере достаточно давно. За один день паук не успел бы свить паутину.

4. Лагерь расположен близко от селения, потому что на картинке видно домашнюю курицу.

5. Шура ушел ловить бабочек. За палаткой виднеется его сачок для ловли насекомых.

6. Ветер дует с юга. Стороны света можно определить по еловым веткам. С южной стороны ветви деревьев длиннее, чем с северной. Значит, на этой картинке слева находится юг, а справа — север. Судя по флажку на палатке и по пламени костра, ветер дует с южной стороны.

7. Сейчас утро. В прошлом вопросе мы определили стороны света. Мальчик с поварешкой стоит грудью в северном направлении. Значит, по левую руку у него будет запад, а по правую — восток. Тень от мальчика обращена в западную сторону, а это означает, что солнце находится на востоке и сейчас утро.

8. Вчера дежурил Коля. Мы уже знаем имена всех четверых мальчиков. Это Шура, Коля, Петя и Вася (имена троих последних написаны на листке дежурств). Как мы уже знаем, Шура ловит бабочек. Можно заметить, что рюкзаки мальчиков подписаны заглавными буквами их имен. Коля что-то ищет в своем рюкзаке с буквой «К». В рюкзаке с буквой «В» виден штатив для фотоаппарата. Значит, мальчика с фотокамерой зовут Вася, а у костра дежурит Петя. Согласно графику дежурств, за день до Пети дежурил Коля.

9. Восьмое августа. Судя по числам на графике понятно, что сегодня 8 число. Месяц можно определить по арбузу. Конечно же, сейчас арбузы можно встретить и в июле или сентябре. Однако не забывайте, что эта картинка-загадка была нарисована еще в советские времена, когда таких скороспелых арбузов еще не было. А в сентябре дети уже должны ходит в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика формирования пространственных представлений у умственно осталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временных и пространственных предстажвлений на уроках истории в схпециальной (коррекционной) школы VIII вида...

Методические рекомендации по формированию пространственных и временных представлений в профилактике оптической дисграфии.

В работе отмечены основные трудности в формировании пространственных и временных представлений у детей с оптической дисграфией. Даны упражнения, направленные на профилактику и коррекцию данного наруше...

Методические рекомендации по формированию толерантного поведения у обучающихся общеобразовательного учреждения

Основная цель курса заключается в формировании культуры миро­творчества и воспитании толерантной личности, характеризующейся толе­рантным сознанием, толерантным отношением и толерантным поведе...

Рабочая программа психологического сопровождения "Формирование пространственных представлений" для обучающихся с речевыми нарушениями (1-й класс)

Представлена рабочая программа психологического сопровождения обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, вариант 5.1) "Формирование пространственных п...

Методические рекомендации к организации работы по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем в современном мире.  Безусловно, особое внимание должно уделяться развит...

Рекомендации для родителей младших школьников по развитию и формированию пространственных представлений

Предлагаю Вашему вниманию простые игры по формированию пространственных представлений, т.к. любая деятельность детей, так или иначе, связана с ориентировкой в пространстве....