ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.
статья (6 класс)

Любовь Евгеньевна Шилкина

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования пространственного гнозиса детей с интеллектуальными нарушениями в школе. Описываются дефекты у детей с умеренной УО и пути решения. Представлена характеристика ребенка с умственной отсталостью. Применение дидактических игр и упражнений в обучении детей с УО.

Ключевые слова. Гнозис; пространственные представления; умственная отсталость; дидактические игры; упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shilkina_l.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

№ секции 25. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

УДК. 376.42

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

Шилкина Л.Е.,

Учитель-дефектолог

МКОУ «Школы-интернат»

Россия, Московская обл., г. Ступино;

е-mail: lyubov.gorya4ewaa@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования пространственного гнозиса детей с интеллектуальными нарушениями в школе. Описываются дефекты у детей с умеренной УО и пути решения. Представлена характеристика ребенка с умственной отсталостью. Применение дидактических игр и упражнений в обучении детей с УО.

Ключевые слова. Гнозис; пространственные представления; умственная отсталость; дидактические игры; упражнения.

Одной из ключевых задач современного инклюзивного образования является социализация детей с ограниченными возможностями, в частности, с интеллектуальными нарушениями, в общество. При работе  с обучающимися с умственной отсталостью педагогами большое внимание уделяется формированию жизненных (социальных) навыков. И развития навыков определяют сформированность пространственного гнозиса.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются проблемы с пространственным восприятием, координацией движений, скоростью и ловкостью выполнения задач, а также с ритмизацией и различением параметров движений рук и ног.

Координационные способности важны для развития двигательных навыков у детей, включая пространственное восприятие и ориентацию. Детям может быть сложно формировать серии движений, необходимые для развития этих навыков. Возможны проблемы с дисграфией.

У детей с нарушениями пространственных представлений наблюдается низкий уровень зрительной памяти и неумение учитывать пространственные признаки предметов при деятельности. Они действуют силой, не способны проводить поисковую деятельность и пробовать различные способы достижения результата[7].

Дети с такими особенностями часто воспринимают информацию медленно и не полностью, что затрудняет работу различных чувств. важно развивать пространственные представления у детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации и обучения. Необходимо применять методы формирования пространственного гнозиса при работе с ними.

У детей с умственной отсталостью есть особенности в психофизическом развитии, которые влияют на их образовательные потребности. Обучение таких детей с умеренной, тяжелой, глубокой формами умственной отсталости требует особого подхода. Согласно ФАООП УО, для учащихся с умственной отсталостью разрабатывается индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая их образовательные потребности[5,6].

Пространственный гнозис - это понимание формы, размера, расположения и движения объектов в пространстве.

Исследователи, такие как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский и другие, занимались вопросами создания пространственных представлений. Они отмечают, что умение ориентироваться в пространстве формируется на основе восприятия окружающей среды и вербальной информации о пространственных отношениях[5].

Использование обучающих игр и упражнений помогает развивать пространственное мышление, самостоятельность и креативность учащихся.

Дидактические игры способствуют обучению, воспитанию и развитию детей, раскрывая перед ними мир и творческие способности личности. Игра необходима для полноценного умственного развития.

Дидактическая игра - это сложное педагогическое явление, которое помогает детям с умственной отсталостью учиться через игру. Включая особенного ребенка в игру, мы создаем благоприятную обстановку для их обучения[1].

Детей с интеллектуальными нарушениями можно научить пространственным представлениям через игры и упражнения. Важно, чтобы они активно участвовали в решении задач, сохраняли свою индивидуальность и имели доступ к соответствующим материалам.

Для разработки плана коррекционно-развивающей работы с ребенком с умственной отсталостью важно изучить его характеристику и заключение. Рекомендуется обратить внимание на таблицу №1.

Таблица №1

Характеристика обучающегося психолого-медико-педагогической комиссии.

Нуждается в создании специальных образовательных условий обучения и воспитания.

Ф.И.О. ребенка: Иванов Иван*

Класс: 5 «б» класс.

Диагноз: F71.1- умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения.

Образовательная программа: обучение по ФГОС О УО (Пр.т1599, вариант 2).

Форма обучения: ФАОП НОО (вариант 2), обучение по СИПР.

1. Внешний вид: опрятный, поддерживает в течение всего дня.

2. Состояние слуха: норма.

3. Состояние зрения: норма.

4. Краткий анамнез развития обучающегося: задержка темпов психического развития.

5. Окружающая социальная среда и условия развития: социальные условия благоприятные.

6. Эмоциональное реагирование в ситуации обследования:

•        в контакт вступает легко.

•        контакт избирательный.

•        заинтересованность проявляет.

•        реакция на одобрение адекватная: радуется одобрению, ждёт его.

•        реакция на замечание адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием.

•        отношение к неудачам: плаксивость.

7. Развитие общей моторики: при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы, графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо, недостаточная мелкая моторика, сохранная.

8. Понимание инструкции:

а) воспринятой на слух испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, необходимость интонационного акцентирования.

б) самостоятельно прочитанная инструкция: затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом.

9. Обучаемость

а) восприимчивость к помощи: ждет помощи.

б) способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем.

10. Математика:

•        сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован.

•        вычислительные навыки: не сформированы.

•        навык решения задач: испытывает трудности, требуется помощь.

11. Русский язык:

•        навык письма: на стадии формирования.

•        навык орфографического письма под диктовку: не сформирован.

•        списывание текста: испытывает трудности перекодировки печатных букв в прописные.

•        выполнение грамматических заданий: не выполняет задания.

12. Чтение: не владеет навыками чтения.

Смысл прочитанного не понимает.

На вопросы по прочитанному не отвечает.

13. Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций

Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью.

Стойкость интереса: проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес.

14. Темп работы снижен из-за слабой организованности.

15. Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): низкая, интеллектуальную нагрузку не выдерживает, быстрая истощаемость.

16. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка: не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей, не понимает понятия «старший, младший», не называет адрес проживания, забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных, не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте, не знает правила безопасного поведения на улице.

17. Сформированность пространственно-временных представлений не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время, время по часам не понимает, времена года не знает, времена года узнает на картинках, месяцы, их сезонную отнесенность не знает, месяцы, их сезонную отнесенность путает, дни недели путает.

18. Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз):

а) восприятие цвета: узнает и называет основные цвета.

б) восприятие величины: соотносит предметы по величине.

в) восприятие формы: различает геометрические формы.

19. Особенности внимания: недостаточно устойчивое, требуется время для переключения, не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности), длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

20. Особенности памяти: зрительная память наиболее сохранна, снижен объем слухоречевой памяти, наличие привнесений, снижена прочность запоминания.

21. Особенности мышления: мышление наглядно-образное, предметно-манипулятивное мышление, обобщение ситуативное или функциональное;, причинно-следственные связи не устанавливает.

Сформированность предпосылок словесно-логического мышления: уровень развития ниже возрастной нормы.

22. Особенности конструктивной деятельности действует по представлению, испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора.

23. Общая характеристика речевого развития: речь невнятная, нарушение произношения, словарь беден, низкая грамотность речи.

24. Уровень готовности к обучению: ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.

25. Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу): слабо выражена способность к волевому усилию, не использует рациональные способы действий, в случае неудачи не прибегает к другому варианту решения, затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются социальной и педагогической запущенностью.

26. Заключение: стойкое нарушение познавательной деятельности, специфические трудности формирования учебных навыков, наблюдается дефицитарность интеллектуального развития.

27. Направления коррекционной работы специалистов:

-психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие познавательных процессов, графомоторных навыков, пространственного гнозиса, пространственно-временных представлений, компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

28. Планируемые мероприятия специалиста: дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану. Рекомендован индивидуальный подход в обучении. Реализация програмы ФАООП ВАРИАНТ II с использованием СИПР.

Мониторинг направлен на изучение когнитивных навыков у школьников с умственной отсталостью. В рамках исследования определены состояние и уровень развития различных компонентов, таких как мышление, память, внимание, восприятие, знания, графомоторика, зрительно-пространственное восприятие, двигательные навыки, моторика и речь[4].

Была проведена нейропсихологическая диагностика, результаты которой помогли определить зону ближайшего развития ребенка. На основе этого был составлен план индивидуального сопровождения, обеспечивающий комплексное развитие с учетом индивидуальных особенностей детей с трудностями в обучении[5].

Необходимо определить этапы работы, которые отражают усложнение пространственных ориентировок в обучающих играх и упражнениях.

Первый этап - развитие пространственного мышления относительно своего тела: лево, право, вверх, вниз, вперед, назад.

На втором этапе развиваются пространственные представления с учетом ориентации от предмета и от другого человека.

На третьем этапе детям учат определять расположение объектов с помощью слов.

На четвертом этапе происходит развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве во время движения.

На пятом этапе обучения развиваются навыки ориентирования в двухмерном пространстве, таком как на бумаге.

На каждом этапе важно обращать внимание на различие между левой и правой рукой. При усложнении заданий следует увеличивать количество объектов и расстояние между детьми. Дети должны не только определять направление, но и воспроизводить ситуации самостоятельно. Игры помогут детям научиться ориентироваться в пространстве во время игры и в повседневной жизни.

Педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей создали множество дидактических игр, которые в том числе способствуют развитию пространственных представлений у деетей с интеллектуальными ннарушениями. Практика преподавания в коррекционной школе научила и показала, что для повышения качества обучения необходимо не только применять созданные игры, но и уметь разрабатывать дидактические игры и упражнения самостоятельно.

Приведу несколько примеров дидактических игр и упражнений, способствующих развитию и коррекции когнитивных навыков, пространственных представлений, оптико-кинестетической организации движений.

  1. Дидактическое упражнение «Назови целиком»

Цель: развитие целостного зрительного восприятия предметов.

Задача- улучшить способность видеть объекты в целом.

Ход: Ученикам предоставляются с карточки с недорисованным изображением предметов. Детям необходимо по указанию взрослого назвать предмет.

  1. Дидактическое упражнение «Направление движения»

        Цель: развитие пространственных представлений, оптико-кинестетической организации движений.

  Ход: На полу в учебном классе расположена дорожка в виде стрелочек. Стрелочки направлены по две параллельно для двух ног. Каждая пара стрелок направлена «Прямо вверх», «Вниз влево», «Вниз право», «Вверх влево», «Вверх вправо», «Прямо вниз» и др. Задача ребенка по команде учителя двигаться прыжком по стрелочкам меняя положение тела в пространстве. При выполнении действий ученик называет направление стрелок куда передвигается сам.

  1. Дидактическая игра «Добавь слово»

Цель: развивать умение в правильном обозначении положении предмета по отношению к себе, развивать пространственный гнозис.

Ход: Учитель организует пространство так, чтобы предметы располагались с разных сторон от ученика: спереди, сзади, слева, справа.

Сначала учитель проводит разминку на актуализацию знаний, на нахождение правой и левой руки. После учитель называет несколько предметов из одной области (положения) и задает вопрос: «Где находятся предметы?». Учение должен ответить, если допускается ошибка, учитель дотрагивается до верной руки, объясняет положение и просит ребенка прикоснуться к предмету.

Правила игры: Сначала определить положение 1-го предмета. Учить определять пространственные соотношения между предметами по образцу:

 -уточнить расположение двух предметов и их отношение с себе;

- уточнить расположение трех и более предметов и их отношение к друг другу.

  1. Дидактическая игра с логическими блоками Дьенеша.

Оборудование: комплект «Логические блоки Дьенеша», карточка с напечатанным полем: таблица квадратов 3х3 для проведения задания.

Цель: формировать зрительное восприятие формы и величины предметов, их пространственное положение на плоскости.

Ход: Перед учеником кладется «поле» и 10 фигур из комплекта различные по цвету, форме и величине. Ребенку по заданию учителя необходимо расположить названную фигуру учителем на поле. «, Например,: Возьми маленький синий треугольник и положи слева вверху на поле; возьми красный большой прямоугольник и положи справа от синего треугольника, где оказался красный прямоугольник». И так далее, пока не заполним поле.

Вывод: Эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной умственной отсталостью подтверждается количественным и качественным анализом полученных результатов итогового мониторинга. У 60 % детей в результате коррекционной работы с применением игр и упражнений на развитие пространственного гнозиса были компенсированы нарушения ВПФ и речи. У детей скорректированы: зрительно-моторная координация, увеличилась способность к синтезу, анализу зрительно-визуальной информации и дифференциации зрительного восприятия; улучшились показатели сенсомоторной координации, пространственного восприятия, оптико-кинестетической организации движений.

Список литературы:

  1. Бородина В. Н. Роль игры в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста [текст] / В. Н. Бородина, Е. В. Певнева// Развитие человека в современном мире. – 2015. – С. 178-186.
  2. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, /А.С. Воронин // М. 2006. – 223с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. –Москва: АСТ: Астрель: Люкс, 2015. – 671 с.
  4. Забрамная С.Д., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. [текст] / C.Д. Забрамная, О. В. Боровик // Методические рекомендации. - М.: Владос.- 2003. - 32 с.
  5. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми испытывающими трудности в обучении / Под ред.Ж. М. Глозман.-4-е изд.-М.:Генезис, 2023.-336 с.
  6. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). / ФГОС ОВЗ / М-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение-2021.- 78 с.
  7. [Электронный ресурс] / Формирование зрительно-пространственных представлений. – Режим доступа: https://ananeva-ds48kar.educhel.ru/articles/post/3027933, свободный (Дата обращения:15.01.2025г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по учебному курсу «География», для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) по теме: "Климат. Растительный и животный мир тундры".

Урок по учебному курсу "География" , изучаемого на базовом уровне адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) 7 класс....

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...

Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а

Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством  реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...

Выступление на педагогическом совете "Результаты адаптации обучающихсяс умеренной умственной отсталостью, посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана (« игра, игрокоррекция»)

Выступление на педагогическом совете "Результаты адаптации обучающихсяс умеренной умственной отсталостью, посредством  реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...

«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»

Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...