Специфика эмоционального выгорания у педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми
статья

Горбушин Игорь Константинович

Проблема эмоционального выгорания была и остается актуальной для различных профессиональных областей деятельности человека, так как оно влияет на результативность, профессиональное развитие субъекта труда, состояние здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_emotsionalnogo_vygoraniya_u_pedagogov.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика эмоционального выгорания у педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми

Проблема эмоционального выгорания была и остается актуальной для различных профессиональных областей деятельности человека, так как оно влияет на результативность, профессиональное развитие субъекта труда, состояние здоровья.

С точки зрения Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орел, Т.В. Темирова и др. данный вопрос особенно актуален для социально значимых профессий, к числу которых относятся педагоги, психологи, врачи, воспитатели, социальные работники, администраторы, менеджеры и другие.

Эмпирические исследования показывают, что учителя специальных (коррекционных) школ отличаются крайне низким показателем физического и психологического здоровья, характеризуются эмоциональным истощением, сниженной эффективностью и удовлетворенностью трудом, негативным отношением к деятельности (Р.О. Агавелян, 2000; Н.М. Назарова, 2000; А.Х. Пашина,1995; Т.И.Янданова,2001и др.).

H.B. Caмoyкина использовала определение «профессиональное выгорание» и трактовала как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведёт к истощению энергетических и эмоциональных ресурсов сотрудника, т.е. у человека накапливаются отрицательные эмоции, без использования необходимой «разрядки» или «освобождения» от них [70].

Симптоматика эмоционального выгорания

Учеными выделяются многообразные проявления симптомов синдрома эмоционального выгорания. C. Maslach, E. Maher, Ю.А. Юдчиц условно разделили симптомы эмоционального выгорания на три группы: физические, поведенческие и психологические. Среди физических симптомов отмечают:

  • чувства постоянной усталости;
  • ощущение физического истощения, слабости;
  • заторможенное сонливое состояние;
  • снижение активности и энергии;
  • беспричинная головная боль, расстройство желудочно-кишечного тракта;
  • резкое увеличение или потеря аппетита;
  • бессонница;
  • нарушение дыхания при физической нагрузке, отдышка;
  • снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (ухудшение зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильной чувствительности).

Следующая группа симптомов – психологические симптомы или социально-психологические. Они охватывают мотивационную, эмоциональную, интеллектуальные сферы личности.

В мотивационной сфере C. Maslach, E.Maher, Ю.А. Юдчиц, О.В. Хухлаевой выделяют следующие симптомы:

  • негативное отношение к предмету труда;
  • безразличие, пассивность;
  • болезненное реагирование на неудачи на работе.

В эмоциональной сфере выделяют:

  • чувство беспомощности, безнадежности;
  • повышенная раздражительность, тревога, депрессия;
  • чувства гиперответственности и страха, что что-то не получится или он не справится.  
  • негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

В интеллектуальной (когнитивной) сфере:

  • снижение интереса к новым идеям, методам, подходам в решении профессиональных задач;
  • недоверие и нежелание принимать участие в инновационных и экспериментальных формах работы;
  • консервативные взгляды на подходы в профессиональной деятельности;
  • желание снизить объем обязанностей, формальное их выполнение [55,81, 94, 95].

И наконец, группа поведенческих или социальных симптомов, на наличие которых также указывают C. Maclach, E. Maher, Ю.А. Юдчиц, О.Н. Кириченко, Н.Е. Водопьянова и др. Среди них наиболее ярко проявляются:

  • низкая социальная активность;
  • падение интереса к досугу, увлечениям,
  • увеличение или сокращение времени, посвящаемого работе;
  • появление дистанции от сотрудников;
  • неспособность принимать решения, невыполнение важных, приоритетных задач, застревание на деталях, трата времени на выполнение автоматических и элементарных действиях;
  • ограничение общения вне работы, непонимание других;
  • чувство недостатка поддержки от родных и близких;
  • злоупотребление психостимуляторами (кофе, алкоголь, никотин и т.п.) [15,55,94, 95].

Особенности педагогической деятельности с умственно отсталыми детьми

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания [37]. Эта сфера деятельности включает в себя разные виды профессий: учителя, педагоги дополнительного образования, логопеды, тренеры, воспитатели и другие [48].

Педагог специального (коррекционного) образования – особая педагогическая профессия, которая выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Современное специальное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих специальностей, в число которых входит олигофренопедагогика — с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых [17].

В основе олигофренопедагогики лежат те же источники, что и в общей педагогике. Поэтому своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, вытекающее из учета особенностей их развития, равно как и дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагогических принципов [1].

Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) [51].

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

E.M. Ивaнoва, Б.Ф. Ломов, Г.В. Суходольский, В.Д. Щадриков выделяют три составляющих психологической структуры любой профессии:

  • конкретные виды деятельности;
  • профессиональные действия;
  • умения и навыки [75].

Опишем подробно по вышеописанным уровням профессиональную деятельность олигофренопедагогов.

Целью деятельности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание и обучение детей с умственной отсталостью. Предметом труда специального педагога выступает процесс обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Для реализации достаточно сложной цели педагог должен осуществлять ряд задач:

  • раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка;
  • изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
  • разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.

Разнообразие профессиональных задач педагог специального (коррекционного) учреждения решает при помощи различных видов деятельности: проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных патриотических ценностей; планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике; проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении и семье.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особого педагогического мастерства. Кроме педагогических знаний учитель должен хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальные разделы. В первую очередь необходимо знание общих закономерностей психического развития ребенка. Существует множество разных форм олигофрении, не только врожденная, но умственная отсталость, возникшая в результате различных видов заболеваний мозга, перенесенных в дошкольном возрасте. Глубокое знание этих различных групп умственно отсталых детей помогает найти дифференцированные пути коррекции и компенсации патологии их психического развития. Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития. Нужна осведомленность учителя в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей. Также необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой, в том числе свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы.

Как уже было отмечено ранее, олигофренопедагогика является частью общей педагогики, она использует все основные принципы педагогической науки. Следовательно, уделяя внимание исследованиям факторов синдрома психического выгорания, мы можем рассматривать их в контексте педагогики в целом. В пункте 1.3 мы рассмотрели две группы факторов: организационные и индивидуальные. Теперь рассмотрим подробно по этим факторам профессиональную деятельность олигофренопедагогов. В группу организационных факторов включают условия материальной среды, содержание работы, социально-психологические условия деятельности.

Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня приводят к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению, в дальнейшем к развитию выгорания. Профессия специального (коррекционного) педагога подпадает под эти параметры. У специального педагога такие же условия труда, характеризуются рабочими перегрузками, дефицитом воспитателей и помощников учителя, слабой материальной базой (недостаток современного специального оборудования для вспомогательных школ, нехватка методического обеспечения и т.д.) [12, 13, 43, 64].

Трудности социально-психологического характера обнаруживаются   из-за информационных перегрузок, высокой профессиональной ответственности, стрессогенности деятельности; в виду односторонней перспективы профессионального продвижения (ограниченные возможности профессионального роста, низкая социальная заинтересованность в повышении профессионального уровня); в связи с преобладанием административного подхода в выборе образовательных программ; из-за недостаточной профессиональной подготовки педагогов к инновационной педагогической деятельности; в связи с низким статусным положением профессии в обществе [43].

Отметим, что наибольшие трудности педагоги вспомогательных школ указывают в сфере коммуникации: трудности во взаимодействии педагогов с родителями детей, имеющих интеллектуальные нарушения, в переубеждении родителей относительно используемых ими средств воздействия на ребенка, в создании и поддержании единой системы требований к ребенку и т.д. Для родителей это серьёзное испытание. Им бывает трудно примириться с тем, что их ребёнок имеет особые образовательные потребности, что он не такой, как все. Поэтому работа с родителями имеет приоритетное значение в коррекционной деятельности [1].

Индивидуальные факторы определяются особенностями личности самих педагогов: социально-демографическими характеристиками, личностными чертами, особенностями мотивационной и поведенческой сферы.

Согласно накопленным психологической наукой данным относительно роли социально-демографических характеристик в развитии психического выгорания, установлено, что значение имеют гендерные особенности, стаж профессиональной деятельности, уровень образования [17].

Исследование, проведенное Ю.Н. Дмитриевой на выборке педагогов, показало, что существует определенная закономерность проявления синдрома выгорания, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. По мнению автора, синдром выгорания более выражен в группе педагогов, переживающих кризис 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Отдельные симптомы, такие, как «редукция профессиональных обязанностей», «загнанность в клетку», «симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования» начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте старше 30 лет.

Отдельные личностные черты могут выступать в качестве факторов, детерминирующих развитие психического выгорания: нейротизм, экстраверсия, открытость, добросовестность, тревожность и др. [84].

Н.В. Гришина отмечает, что выгорание является платой не за сочувствие людям, а за нереализованные ожидания, т.е. особенности мотивационной сферы личности педагога играют важную роль в противостоянии психическому выгоранию. В частности, представители помогающих профессий имеют хорошую возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения. Наличие потребностей самореализации в профессиональной деятельности будет сдерживать развитие выгорания. Особым фактором, по мнению Н.В. Гришиной, является компонент ценностно-мотивационной сферы – психологическая готовность к деятельности [20].

Факторы психического выгорания в деятельности педагогов специальных (коррекционных) учреждений являются областью, мало изученной современной психологической наукой. Незначительное количество исследований в данной сфере, обрывочность и противоречивость представляемых результатов указывают на теоретическую и практическую востребованность работ, восполняющих пробелы в заявленной области психологического знания.

Вывод

Эмоциональное выгорание определяется как негативное психологическое явление, возникающее у человека в связи с его профессиональной деятельностью, прежде всего среди специалистов, главной особенностью профессиональной деятельности которых является интенсивное общение в эмоционально насыщенной атмосфере. Эмоциональное выгорание – это динамический процесс, возникающий поэтапно, и имеющий три фазы: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Это синдром представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения и включает в себя три основных составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личностных движений.  

Эмоционально выгорание обуславливается комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические (внутренние) и организационные (внешние) факторы.

Профессия специального педагога высоко социально значима, поскольку направлена на коррекцию и развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность педагогов, работящих с умственно отсталыми детьми отличают: большие психоэнергетические затраты при обучении и воспитании, обусловленные сложностью педагогических ситуаций, осознанием ответственности за детей с нарушениями развития, понимание непредсказуемой судьбы таких детей, сложный и неоднородный контингент учащихся, могут привести к разочарованию в своей профессии, эмоциональному выгоранию.

Литература

1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10, 19.00.01 / Агавелян Р.О. - Новосибирск, 2000. - 405 с.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. -18 с.

3. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб, 2008.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2010.

5. Гнедова, С.Б. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» у специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Б. Гнедова // Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции. – Курск, 2007. – С. 35-38.

6. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. — 519 с.

7. Орёл В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала / В.Е. Орёл // Сибирский психологический журнал. – 2006. – № 23. – С. 33-39.  

8. Орёл В.Е.,   Рукавишников А.А.  Исследование влияния факторов рабочей   среды на   феномен   психического   выгорания   в   профессиях   социальной сферы // Социальная психология XXI век. Ярославль, 1999. Т.2. С. 164-167.

9. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г.

10. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. – 2-е издание. – СПб: Питер, 2004. – 224 с.

11. Строгова H.A. К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1. С. 59-63.

12. Темиров, Т.В. Психическое выгорание как деструктивный механизм деятельности педагога / Т.В. Темиров // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С.

13. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами / О.В. Хухлаева. М.: Изд-во «Генезис», 2008.

14. Maher E.L.  Burnout and commitment: A theoretical alternative //Personnel and Guidance Journal, 1983. Vol.61. P.390 - 393.

15. Maslach C.A. Multidimentional Theory of Burnout [Тext] / C.A. Maslach / Theories of Organizational Stress. Oxford, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эмоциональное выгорание у педагогов

рекомендации педагогам о сохранению психологического здоровья...

«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов в работе районного методического объединения средствами деловой игры»

Реферат  о проблеме профилактики эмоционального «выгорания» учителей. Актуальность темы   требует осуществления комплексных мер. Методическое объединение может включиться в решение проб...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Презентация "Эмоциональное выгорание у педагогов"

Презентация предназначена для учителей школ, рассказывает о симптомах "эмоционального выгорания" и способах его преодоления....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.

Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....