Как подготовить руку ребенка к письму
статья

Зайруллина Екатерина Юрьевна

Подготовка руки ребенка к письму начинается за долго до школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx122.31 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить руку ребенка к письму

https://www.timeout.ru/img/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE.jpg

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Еще в детстве мы даем ребенку погремушки, играем с пальчиками малыша, делаем массаж кончиков пальцев. Дети рисуют каракули, лепка из пластилина, глины, теста.  Все это поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Самая главная задача научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

Учим правильно

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует процесс тренеровки. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказывание должно быть минимальным, с ее постепенным отказом. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится пять лет, чтобы иметь запас времени для коррекции перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.

Распознаем неправильный навык

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

- Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

- Кисть жестко фиксирована.

- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

- Тревожный звонок, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

Исправляем

На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

Развиваем мелкую мускулатуру рук

- Разминаем пальцами тесто, глину, пластилин.

- Катаем пальцами мелкие бусинки, камешки, шарики.

- Хлопаем в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

- Нанизываем бусинки, пуговки на нить. Завязываем шнурки на обуви.

- Штриховка, рисование, раскрашивание.

- Режем ножницами.

- Конструируем из бумаги.

- Делаем пальчиковую гимнастику.

- Рисуем узоры по клеточкам

- Занимаемся пальчиковыми эспандерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму

Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций,...

Статья «Подготовка руки ребенка к письму».

Статья «Подготовка руки ребенка к письму»....

"Подготовка руки ребенка к письму"

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и м...

Как подготовить руку к письму

Как подготовить руку к письму...

"Как подготовить руку дошкольника к письму?"

К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают, ...

Консультация для родителей «Как подготовить руку к письму?»

Многие родители знают, что очень важно подготовить руку ребёнка к письму. Ведь, чем лучше развита мелкая мускулатура ведущей руки, тем проще ребенку будет в школе овладеть навыком письмаНо при этом ва...