Размышления о прилагательных
статья

Третьяк Наталья Ильинична

статья об усвоении прилагательных младшими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshleniya_o_prilagatelnyh.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

           «Размышления о прилагательных»

Убеждена, что грамматические понятия нельзя  механически заучить, их надо осознать и усвоить. А  чтобы усвоить  ребенок должен ознакомиться с их существенными признаками, которые и отличают одно грамматическое понятие от других, и каждый из этих  отличительных признаков необходим.

      Признаки таких понятий, как «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «подлежащее», «сказуемое» и др., учащиеся усваивают постепенно на протяжении ряда лет. В 1-ом классе вырабатывается навык ставить вопросы: кто? что? какой? что делает?. Во 2-м классе они знакомится с понятием «предмет», «признак», «действие», а в 3-м – формируется первоначальное общее понятие об этих частях речи.

       В первую очередь, можно отметить несформированность самого понятия «имя прилагательное» (без употребления термина) в сознании учащихся. Словарь прилагательных детей беден как в количественном, так и в качественном отношении. В активном словаре прилагательных  у многих детей крайне низкая способность подбирать соответствующие прилагательные к существительным. Мало развито воображение, задания чаще  выполняются после подсказки о предполагаемой форме, цвета, качественных характеристик предмета.

      Хочется обратить внимание на системность усвоения прилагательных и системность подачи материала.  Ведь необходимо не только описать  хорошо знакомый̆ предмет или героя сказки по основным признакам (большой̆, круглый̆, маленький, оранжевый, вкусный̆ апельсин), но и правильно употреблять в речи словосочетания существительных с прилагательными в мужском, женском и среднем роде (старая рукавица,  старый дедушка и т.д.). и числе. Происходит развитие описательной̆ речи. Дети учатся подбирать к прилагательным антонимы (большой̆ - маленький̆, широкий̆ - узкий̆, длинный̆ - короткий) и синонимы (веселый-задорный, глупый-недалекий), усваивают признаки предметов по материалу (ледяной, меховой бумажный, деревянный, стеклянный и др.).  Замечено, что дети легче подбирают антонимы, чем синонимы. Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. Этапом ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов - названий признаков предметов и действий. Изначально подбираются пары предметов с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, цвету, размеру и т. д. Интонационно подчеркивается их качественная противоположность.

         Школьники учатся правильному построению предложений с прилагательными, обозначающими признаки предметов по весу, возрасту, качеству (молодой - старый, легкий - тяжелый, мокрый - сухой, грязный - чистый).  

       Усвоение материала происходит сперва на примере словосочетаний. Начинается работа со словосочетанием̆ существительных с прилагательными женского рода единственного числа.

Прилагательные женского рода имеют меньше разнообразия в окончаниях, чем прилагательные мужского рода. Здесь две формы окончаний: -ая, -яя. Кроме того, в самом вопросе к прилагательным женского рода «какая?» уже есть окончание имени прилагательного «- ая».  Затем берутся словосочетания с именами прилагательными мужского рода,  в которых так же наблюдается соответствие окончания вопроса и окончания прилагательного. (теремок (какой?) большой).                                                                                        

     

    Следующими в работу вводятся словосочетания с прилагательными мужского рода сначала с окончанием, «-ый», потом «-ый» (красный, круглый, маленький мяч). В этой группе словосочетаний проводится дифференциация прилагательных, имеющих разные окончания: «-ый»- «-ий», «-ой»-«-ый»-«-ий»( колобок веселый,  волк хитрый,  медведь добрый).

       

     Учитывая, что самыми трудными для учащихся являются словосочетания с прилагательными среднего рода, им необxодимо уделить на уроках особое внимание. Сначала работу вводятся прилагательные с ударным окончанием «-ое»: яблоко (какое?) большое. Затем - с безударным окончанием «-ое»: яблоко (какое?) маленькое. И далее - прилагательные с окончанием «-ее»: небо (какое?) синее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.

Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...