Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Худеков  Аширмурат Худекович

Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 42-43-44. Предмет: Русский язык.        Класс: 7.             Дата: 16.12.2022 г.
Тема урока:
Имя прилагательное.  Качественные и относительные прилагательные. Сказание

«Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1 часть.
Цель урока: закрепление знаний, полученных на прошлом занятий; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:
Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты: Предметные:

Знать:

- что обозначают имена прилагательные,
- на какие вопросы отвечают имена прилагательные,
- с какой частью речи связаны имена прилагательные,
- с какой целью употребляют имена прилагательные в речи.

Уметь:
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи,
- образовывать имена прилагательные,
- правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
- высказывать свое предположение (версию).

Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт.

Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- уметь высказывать свое мнение,
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.
Оборудование урока,учебно-наглядные пособия,карточки с рисунками:
компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды, цифровые средство, карточки с заданиями, тематические вопросы , мультимедийный  проектор, слайды  к  уроку, таблица "Имя прилагательное как часть речи", иллюстрация Туркменистана, дидактический материал со словарными словами-иллюстрациями,  презентация «Имя прилагательное» иллюстрации, учебник  для 7 класса “Русский язык” -2016 г.       

Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой, межпредметный.

Ход урока:

I Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили на прошлом занятий.
а) проверка посещаемости учащихся и отметка в классном журнале.
б) запись новой темы
в) проверка обеспеченности учебными принадлежностями и готовности их к уроку.
Актуализация опорных знаний.

II Опрос домашнего задания: а) чтение текст «Горкут ата – памятник народного творчества» и ответить на вопросы:
 1. Какая книга является крупнейшим памятником народного творчества туркмен?
2. Сколько сказаний вошло в «Книгу моего деда Горкут ата»?

3. Кем стал для туркменской нации Горкут ата?
б) проверка письменных работ;

Задание 11. Перепишите словосочетания, заменяя выделенные слова именами прилагательными. Подчеркните суффиксы прилагательных.

Образец: шляпа из соломы – соломенная шляпа.

Изделие из железа, меч из стали, поле с картофелем, парк в городе, погода летом, сок из яблок, стол из дерева, ваза из стекла.
в) работа по карточкам.
Карточка №1. Найдите в тексте имена прилагательное и определите их род.
Гёроглы выращивает
крылатого скакуна Гырата, достаёт чудесную саблю и богатырский лук , и с помощью сорока храбрых джигитов начинает сражаться с врагами за родную землю, за священную Родину.
Карточка №2. От данных слов образуйте прилагательные и запишите их.

Страсть –страстный         честь –честный                     вкус -вкусный

власть - властный            интерес – интересный         счастье -счастливый  

небеса – небесный           совесть – совестливый         класс классный

чудеса –чудесный            ненастье – ненастный          добро - добрый

Карточка №3. Подберите к существительным подходящие по смыслу слова.

Река (сильная, бурная, страшная, горная, холодная, внимательная, ледяная), ветер (северный, злой, яростный, попутный, колючий, квадратный, резкий), погода (ветреная, дивная, дождливая, скверная, ненастная, доверчивая), человек (интересный, красивый, добрый, свежий, простой)

III Обобщение пройденной темы: а) ответы на вопросы;
1. Что такое имя прилагательное?
2. На какие разряды делятся имена прилагательное?
3. Какие прилагательные имеют краткую форму?
б) закрепление основных понятий пройденной темы и плавный переход к новой теме.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.

IV Новая тема: Имя прилагательное. “Горкут ата. Сказание «Песнь» об удалом Домруле»
а) вступительное слово учителя
;
1. Прочитайте первую часть сказания «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Кожи».

  Cреди огузов жил муж по имени удалой Домрул, сын Духа-Кожи. Он построил мост через высохший ручей. Однажды у того моста остановилось кочующее семейство, у которых умер джигит. Большая скорбь была по тому джигиту; кто плакал по сыну, кто по брату. «О чём скорбите?» – спросил их Домрул. Они сказали: «У нас умер добрый джигит». Удалой Домрул говорит: «Скажите, кто убил вашего джигита?». Они сказали: «Краснокрылый Азраил взял душу того джигита». Удалой Домрул говорит: «Что за человек ваш Азраил, что берёт душу людей? Боже Всемогущий, дай показаться Азраилю, я хочу с ним сразиться, чтобы он не забирал души добрых джигитов». Когда удалой Домрул с сорока джигитами сидел за едой, вдруг явился Азраил. Светлые взоры удалого Домрула затмились, его сильные руки опустились; мир перед взорами удалого Домрула покрылся мраком. Удалой Домрул громким голосом заговорил: «Горе, что ты за страшный старец!». Когда он так сказал, Азраилем овладел гнев: «Негодный безумец, почему тебе не нравится, что мои глаза темны? Часто брал я души девушек-невест с синими глазами. Почему тебе не нравится моя белая борода? Часто брал я души белобородых и чернобородых джигитов; вот почему моя борода побелела. Негодный безумец, ты хвалился, говорил: если бы попался в руки краснокрылый Азраил я убил бы его, избавил бы из его

рук душу доброго джигита; теперь я пришёл взять твою душу; отдашь её или вступишь со мной в бой?». Удалой Домрул говорит: «Ты ли краснокрылый Азраил?». –«Да, я». «Ты ли берёшь души добрых джигитов?». «Да, я беру их». «Тогда я убью тебя, избавлю душу доброго джигита». Так сказав, Домрул обнажил свой чёрный меч и хотел ударить Азраила, но тот превратился в белого голубя, вылетел в окно и исчез.


Словарная работа:
кочу́ющее – goçüp-gonup ýörýän;  скорбь – gam-gussa;  взо́ры затми́лись –gözüniň oňi garaňkylady;  мрак – garaňkylyk;  гнев – gahar;  него́дный – ýaramaz adam; исче́з – gözden ýitdi


V
. Закрепление нового материала: а) чтение текста учащимися и ответы на вопросы по новой теме:

1. Кто жил среди огузов?  (Cреди огузов жил муж по имени удалой Домрул).
2. Почему Домрул решил бороться с Азраилем?  («Что за человек ваш Азраил, что берёт душу людей? Боже Всемогущий, дай показаться Азраилю, я хочу с ним сразиться, чтобы он не забирал души добрых джигитов»).
3. Что случилось с Домрулом при встрече с Азраилем? (Светлые взоры удалого Домрула затмились, его сильные руки опустились; мир перед взорами удалого Домрула покрылся мраком).
4. Что Домрул сказал Азраилю? (Удалой Домрул громким голосом заговорил: «Горе, что ты за страшный старец!»).
5. Что сказал Азраил о своей внешности? (краснокрылый Азраил).
6. Кто напал на Азраиля?        (Домрул напал на Азраиля).
7. В кого превратился Азраил?   (Азраил превратился на белого голубя).

б) усвоение грамматического материала;


в) выполнение закрепительных заданий по теме: «Качественные и относительные прилагательные».
Задание 3.
Выпишите из текста пять прилагательных. Определите их разряд.
1. Высохший ручей –         какой? М.р. ед.ч. И.п. качественный.
2. Кочующее семейство – какое? Ср.р. И.п. качественный.
3.
Большая скорбь -           какая? Ж.р. ед.ч. качественный.
4. Добрый джигит -           какой? М.р. ед.ч. качественный.
5. краснокрылый Азраил – какой? М.р. ед.ч. качественный.

Игра:  «Узнайте прилагательное»

Дети хлопают в ладоши, если услышат слово прилагательное:

Слова: Домрул, удалой, Азраил, краснокрылый, голубь, белый, ручей, высохший, осенний, зимний, зима, весна, весенний, класс, классный, камень, каменный, дерево, деревянный …


Задание 5. Прочитайте правило и выучите его.



VI
. Домашнее задание: а) Задание 4. От данных словосочетаний образуйте прилагательные с соединительными гласными о и е. С некоторыми из полученных прилагательных составьте предложения.

Образец: белая борода – белобородый.

 чёрная борода - чернобородая;                            чёрные брови-чернобровые;
красные крылья - краснокрылые;                         быстрые крылья – быстрокрылые.
синие глаза - синеглазые;.
б) выучить правила.

VII. Итог урока: Обобщение урока: а) подведение итога урока; б) поурочный балл.

Подготовил учитель русского языка:                       Худеков  А.            
Примечание: _______________________________________________________
Завуч средней школы № 55.                                      Атаев  Ы.

Урок 43. Предмет: Русский язык.        Класс: 7.             Дата: 17.12.2022 г.
Тема урока:
Имя прилагательное.  Сравнительная степень прилагательных. Образование простой и сложной формы прилагательных. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 2 часть.
Цель урока: закрепление знаний, полученных на прошлом занятий; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:
Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты: Предметные:

Знать:

- как образуется сравнительная степень имен прилагательных,
- какие окончания имеют сравнительная степень,
- какие формы имеют сравнительная степень,
- с какой целью употребляют сравнительная степень прилагательных в речи.

Уметь:
- распознавать сравнительной степени имен прилагательных среди других имен прилагательных,
- образовывать сравнительной степени имен прилагательных,
- правильно употреблять в речи сравнительные степени имен прилагательных.

Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:  Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
- высказывать свое предположение (версию).

Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт.

Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- уметь высказывать свое мнение,
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.
Оборудование урока,учебно-наглядные пособия,карточки с рисунками:
компьютер, ноутбук, мультимедийный пректор, интерактивная доска, слайды, цифровые средство, карточки с заданиями, тематические вопросы , мультимедийный  проектор, слайды  к  уроку, таблица "Имя прилагательное как часть речи", иллюстрация Туркменистана, дидактический материал со словарными словами-иллюстрациями,  презентация «Имя прилагательное» иллюстрации, учебник  для 7 класса “Русский язык” -2016 г.       

Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой, межпредметный.

Ход урока:

I Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили на прошлом занятий.
а) проверка посещаемости учащихся и отметка в классном журнале.
б) запись новой темы
в) проверка обеспеченности учебными принадлежностями и готовности их к уроку.
Актуализация опорных знаний.

II Опрос домашнего задания: а) чтение сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» и ответить на вопросы:
1. Кто жил среди огузов?  (Cреди огузов жил муж по имени удалой Домрул).
2. Почему Домрул решил бороться с Азраилем?  («Что за человек ваш Азраил, что берёт душу людей? Боже Всемогущий, дай показаться Азраилю, я хочу с ним сразиться, чтобы он не забирал души добрых джигитов»).
3. Что случилось с Домрулом при встрече с Азраилем? (Светлые взоры удалого Домрула затмились, его сильные руки опустились; мир перед взорами удалого Домрула покрылся мраком).
4. Что Домрул сказал Азраилю? (Удалой Домрул громким голосом заговорил: «Горе, что ты за страшный старец!»).
5. Что сказал Азраил о своей внешности? (краснокрылый Азраил).
6. Кто напал на Азраиля?        (Домрул напал на Азраиля).
7. В кого превратился Азраил?   (Азраил превратился на белого голубя).
б) проверка письменных работ;
Задание 4. От данных словосочетаний образуйте прилагательные с соединительными гласными о и е. С некоторыми из полученных прилагательных составьте предложения.

Образец: белая борода – белобородый.

 чёрная борода - чернобородая;                            чёрные брови-чернобровые;
красные крылья - краснокрылые;                         быстрые крылья – быстрокрылые.
синие глаза - синеглазые;.
б) выучить правила.
Карточка №1. Найдите в тексте имена прилагательное и определите их род.
Однажды у того моста остановилось
кочующее семейство, у которых умер джигит. Большая скорбь была по тому джигиту; кто плакал по сыну, кто по брату. «О чём скорбите?» – спросил их Домрул. Они сказали: «У нас умер добрый джигит». Удалой Домрул говорит: «Скажите, кто убил вашего джигита?». Они сказали: «Краснокрылый Азраил взял душу того джигита».
Карточка №2. Допишите предложение так, чтобы получилось правило.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает …, отвечает на вопросы ….? ....?
Имена прилагательные изменяются по … , …, …, могут иметь … и… форму.
В предложении бывают …

Карточка №3. Определите род, число и падеж имён прилагательных

В древнем городе (…) чайной розой (…), белая ромашка (…), по широкому полю (… ), на царском троне (…) в хрустальной вазе (… ), ароматным пирогом (… ), грамотная речь (… ), солнечным зайчиком (… ), у синего моря (… )
III Обобщение пройденной темы: а) ответы на вопросы;
1. Что такое имя прилагательное?
2. На какие разряды делятся имена прилагательное?
3. Какие прилагательные имеют краткую форму?
б) закрепление основных понятий пройденной темы и плавный переход к новой теме.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.

IV Новая тема: Имя прилагательное.  Сравнительная степень прилагательных. Образование простой и сложной формы прилагательных. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 2 части.
1. Прочитайте вторую часть сказания «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Кожи».
  Удалой Домрул хлопнул в ладоши, громко захохотал и говорит: «Я так испугал взоры Азраила, что он бежал через узкое окно. Он стал птицей подобно голубю, но я не оставлю его, пока не заставлю моего сокола схватить его». Он сел на коня, взял в руки сокола и погнался за Азраилем; одного – двух голубей он убил и вернулся.
 Когда он направился к своему дому, перед глазами его коня показался Азраил; конь понёс Домрула и скинул его на землю. Его
чёрная голова согнулась, а на белую грудь, сдавив его, сел Азраил. «Пощади, Азраил. Я таким тебя не знал, не испытал, что ты можешь похитить душу… Я был опьянён вином, не чувствовал, что говорил… Не бери моей души, Азраил, пощади!». Азраил говорит: «Негодный безумец, что ты меня умоляешь? Умоляй Всевышнего Бога, я его слуга». Удалой Домрул говорит: «Тогда какой же ты господин. Уйди отсюда. Я буду говорить с Всевышним Богом».
   Удалой Домрул заговорил: «Боже, хочешь взять мою душу, возьми её, но не давай взять её Азраилу». Тут Всевышнему Богу слово
молодого Домрула понравилось; он прокричал Азраилу:

«Пусть, Азраил, молодой Домрул найдёт душу вместо своей души, а его душе быть свободной». Удалой Домрул говорит: «Как мне найти душу?…У меня есть старик-отец и старуха-мать, пойдём: может быть, кто-нибудь из них даст свою душу». Удалой Домрул пришёл к своему отцу. «Белобородый, дорогой, почтенный, душа моя, отец! Знаешь ли ты что случилось? Я произнёс слово неверия; Всевышнему Богу оно не понравилось; с небес он дал повеление краснокрылому Азраилю; тот прилетел, сдавив мою белую грудь, сел на неё, заставив меня хрипеть, хотел взять мою душу. Отец, я прошу у тебя души: отдашь ли ты её?». Отец сказал: «Сладка жизнь, дорога душа, душу не могу оставить, так и знай. Есть твоя мать, сын, иди к ней». Удалой Домрул ушёл от своего отца, не найдя в нём поддержки, пришёл к своей матери и говорит: «Знаешь ли ты что случилось? Я просил душу у отца, но он мне не дал; у тебя прошу души, мать! Дашь ли ты мне свою душу?». «Сын мой, сын! Сладка жизнь, дорога душа, душу не могу оставить, так и знай». Мать тоже не отдала своей души.__


Словарная работа: похи́тить – ogurlamak, talamak;  безу́мец – däli;  согну́лась – egildi;  умоля́ть – ýalbarmak;  захрипе́л – hyrkyldady

V. Закрепление нового материала: а) чтение текста учащимися и ответы на вопросы по новой теме:

1. Почему Домрул смеялся над Азраилем?  
2. Как Домрул решил наказать Азраиля?     (
3. Что случилось с Домрулом при встрече с Азраилем?

4. Почему Домрул просил Азраиля о пощаде?
5. У кого должен был просить пощады Домрул?
6. Какое условие поставил Всевышний перед Домрулом?

7. О чём просил Домрул отца и мать? Что они ему ответили?

б)
усвоение грамматического материала;

в) выполнение закрепительных заданий по теме: «Качественные и относительные прилагательные».
Задание 3.
Найдите во второй части текста прилагательные и определите их разряды.

чёрная голова- ж.р. (какая?),  белую грудь (какую?),  негодный безумец (какой?), молодого Домрула (какого?) , белобородый, дорогой, почтенный, душа моя, отец!(какой?), краснокрылому Азраилю (какому?), Сладка жизнь (каково?), дорога душа (каково?).

Задание 4. Выпишите из прочитанного текста качественные прилагательные. Образуйте от них формы сравнительной и превосходной степени сравнения.

Белый – белее , молодой – моложе, сладкий – слаще – дорогой – дороже- самый дорогой.  


Задание 5. От данных качественных прилагательных образуйте форму простой и составной сравнительной степени. Объясните, как образованы эти формы. Составьте с ними предложения.

Привлекательный- привлекательнее, спокойный-спокойнее, дорогой-дороже, приятный-приятнее, удобный-удобнее.


Задание 6. Образуйте прилагательные по образцу. Подчеркните окончания сравнительной степени -ее, -ей, -е. Составьте с некоторыми прилагательными предложения.

Образец: удачный – удачнее .
Интересный - интереснее, удивительный -удивительнее, беспечный -беспечнее, свободный -свободнее, мрачный -мрачнее, долговечный -долговечнее, белый -белее, широкий, умный -умнее, короткий -короче, старший -старше, тёплый -теплее.


Игра «Аукцион»

В игре побеждает тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее…

Цвет (белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый…);

Вкус (солёный, сладкий, горький, кислый, терпкий…);

Размер (большой, маленький, высокий, узкий, длинный…);

Температуру (холодный, горячий, тёплый, летний, зимний…);

Качества характера (добрый, злой, весёлый, умный, щедрый…)

VI. Домашнее задание: а) Задание 8. От данных прилагательных образуйте сравнительную степень. Укажите, какие согласные основы корня чередуются.

Образец: дорогой – дороже.

Твёрдый -тверже, низкий -ниже, крепкий -крепче, короткий -короче, тихий -тише, простой -проще, узкий -уже.

б) выучить правила.

VII. Итог урока: Обобщение урока: а) подведение итога урока; б) поурочный балл.

Подготовил учитель русского языка:                       Худеков  А.            
Примечание: _______________________________________________________
Завуч средней школы № 55.                                      Атаев  Ы.

Урок 44. Предмет: Русский язык.        Класс: 7.             Дата: 22.12.2022 г.
Тема урока:
Имя прилагательное.  Сравнительная степень прилагательных. Образование простой и сложной формы прилагательных. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 3 часть.
Цель урока: закрепление знаний, полученных на прошлом занятий; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:
Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты: Предметные:

Знать:

- как образуется сравнительная степень имен прилагательных,
- какие окончания имеют сравнительная степень,
- какие формы имеют сравнительная степень,
- с какой целью употребляют сравнительная степень прилагательных в речи.

Уметь:
- распознавать сравнительной степени имен прилагательных среди других имен прилагательных,
- образовывать сравнительной степени имен прилагательных,
- правильно употреблять в речи сравнительные степени имен прилагательных.

Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:  Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
- высказывать свое предположение (версию).

Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт.

Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- уметь высказывать свое мнение,
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.
Оборудование урока,учебно-наглядные пособия,карточки с рисунками:
компьютер, ноутбук, мультимедийный пректор, интерактивная доска, слайды, цифровые средство, карточки с заданиями, тематические вопросы , мультимедийный  проектор, слайды  к  уроку, таблица "Имя прилагательное как часть речи", иллюстрация Туркменистана, дидактический материал со словарными словами-иллюстрациями,  презентация «Имя прилагательное» иллюстрации, учебник  для 7 класса “Русский язык” -2016 г.       

Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой, межпредметный.

Ход урока:

I Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили на прошлом занятий.
а) проверка посещаемости учащихся и отметка в классном журнале.
б) запись новой темы
в) проверка обеспеченности учебными принадлежностями и готовности их к уроку.
Актуализация опорных знаний.

II Опрос домашнего задания: а) чтение 2 части сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» и ответить на вопросы:
1. Почему Домрул смеялся над Азраилем?  
2. Как Домрул решил наказать Азраиля?     (
3. Что случилось с Домрулом при встрече с Азраилем?

4. Почему Домрул просил Азраиля о пощаде?
5. У кого должен был просить пощады Домрул?
6. Какое условие поставил Всевышний перед Домрулом?

7. О чём просил Домрул отца и мать? Что они ему ответили?
б) проверка письменных работ;
Задание 4. а) Задание 8. От данных прилагательных образуйте сравнительную степень. Укажите, какие согласные основы корня чередуются.

Образец: дорогой – дороже.

Твёрдый -тверже, низкий -ниже, крепкий -крепче, короткий -короче, тихий -тише, простой -проще, узкий -уже.
в) выучить правила (сравнительная степень прилагательных).
Карточка №1. Найдите в тексте имена прилагательное и определите их род.
«
Белобородый, дорогой, почтенный, душа моя, отец! Знаешь ли ты что случилось? Я произнёс слово неверия; Всевышнему Богу оно не понравилось; с небес он дал повеление краснокрылому Азраилю; тот прилетел, сдавив мою белую грудь, сел на неё, заставив меня хрипеть, хотел взять мою душу. Отец, я прошу у тебя души: отдашь ли ты её?». Отец сказал: «Сладка жизнь, дорога душа, душу не могу оставить, так и знай. Есть твоя мать, сын, иди к ней». Удалой Домрул ушёл от своего отца, не найдя в нём поддержки, пришёл к своей матери и говорит: «Знаешь ли ты что случилось? Я просил душу у отца, но он мне не дал; у тебя прошу души, мать! Дашь ли ты мне свою душу?». «Сын мой, сын! Сладка жизнь, дорога душа, душу не могу оставить, так и знай». Мать тоже не отдала своей души.
Карточка №2. Переписать текст, поставив имена прилагательные в скобках в нужную форму, выделите их окончания.

После (короткий) дождя выглянуло (яркий) солнышко. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. Теперь воздух (чистый) и (свежий). В (густой) кустах защебетали (весёлый) птички

Карточка №3. Распределите имена прилагательные в два столбика: 1 – в полной форме,
2 – в краткой.

Красивое, недобр, высокая, низок, зол, богатая, светла, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткое, красив.
Образец: красивое – красив.
III Обобщение пройденной темы: а) ответы на вопросы;
 1. Что такое имя прилагательное?
2. На какие разряды делятся имена прилагательное?
3. Какие прилагательные имеют краткую форму?
4. Какие окончания имеют сравнительная степень прилагательных?
 
б) закрепление основных понятий пройденной темы и плавный переход к новой теме.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.

IV Новая тема: Имя прилагательное.  Сравнительная степень прилагательных. Образование простой и сложной формы прилагательных. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 3 части.
1. Прочитайте третью часть сказания «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Кожи».
    Азраил пришёл взять душу удалого Домрула. Удалой Домрул говорит: «Пощади, Азраил !». Азраил говорит: «Какой ещё тебе пощады, негодный безумец? Ты пошёл к своему белобородому отцу, он не дал души; ты пошёл к своей матери серокудрой, она не дала души; кто же теперь дал бы?». Домрул говорит: «У меня есть жена, от неё у меня двое мальчиков; у меня есть завет: им я поручу его, потом ты возьмёшь мою душу». Удалой Домрул пришёл к своей жене и говорит: «Знаешь ли ты, что случилось? Краснокрылый Азраил, сдавив мою белую грудь, сел на неё, хотел взять мою сладостную душу. Я сказал отцу: дай душу, он не дал; я пошёл к своей матери, она не дала души; сладка жизнь, сладостна душа, сказали они. Теперь пусть мои холодные воды будут тебе питьём; пусть табуны моих быстрых коней будут тебе для езды, пусть моё жилище даёт тебе тень; пусть ряды моих верблюдов будут тебе для вьюков; пусть стада моих белых баранов будут тебе пищей. Если твоё сердце кого полюбит, выходи за него; не оставляй двух мальчиков сиротами». Тут женщина заговорила: «Да будет моя душа жертвой за твою душу!». Так она сказала, проявила готовность. Азраил пришёл взять душу женщины. Домрул не мог покинуть свою подругу. Он стал молиться Всевышнему: «Ты выше всего высокого; никто не знает, каков ты, светлый Боже! Много глупцов ищут Тебя в небесах, хотят найти на земле; ты – в сердцах самих верующих; когда увижу голодного, накормлю ради Тебя; когда увижу нагого, одену его ради Тебя. Хочешь, возьми души вместе; хочешь оставь души нам обоим». Богу Всевышнему слово удалого Домрула понравилось. Он дал повеление Азраилу: «Возьми души отца и матери удалого Домрула; тем двум супругам я дал сто сорок лет жизни». Азраил отнял дыхание и души отца и матери Домрула; удалой Домрул ещё сто сорок лет прожил со своей подругой.


Словарная работа:
гото́вность – taýýarlyk; же́ртва – sadaka, gurban; глупе́ц – akmak; повеле́ние – höküm etme, buýruk berme

V. Закрепление нового материала: а) чтение текста учащимися и ответы на вопросы по новой теме:

1. Зачем Азраил пошёл к Домрулу?
2. Что сказал Азраил Домрулу?

3. Какие слова сказал Домрул жене?
4. Кто согласился отдать свою душу за Домрула?
5. Что спросил Домрул у Всевышнего?
6. Какое повеление дал Всевышний Азраилу?
7. Как поступил Азраил?

б) усвоение грамматического материала;

в) выполнение закрепительных заданий по теме: «Качественные и относительные прилагательные».
Задание 4. Составьте предложения со словосочетаниями: удалой Домрул; краснокрылый Азраил; верная жена; долгая жизнь.

Богу Всевышнему слово удалого Домрула понравилось. Он дал повеление краснокрылому Азраилу: «Возьми души отца и матери удалого Домрула; тем двум супругам я дал сто сорок лет жизни». Азраил отнял дыхание и души отца и матери Домрула; удалой Домрул ещё сто сорок лет прожил со своей подругой.

Задание 5. Запишите отдельно синонимы и антонимы.

Неожиданное обстоятельство – ожидаемое событие; прекрасный – ужасный; расхаживать – ходить; воскликнуть – громко сказать; заметаться – замереть; велите – прикажите; ловить – отпустить;

изумиться – удивиться; робкий голос – смелый голос.

Задание 6. Запишите предложения. Подчеркните прилагательные в сравнительной степени как члены предложения.

Образец: Дуб крепче берёзы.

1. Река Амударья длиннее реки Мургаба. 2. Зимой в пустыне ветер сильнее и холоднее. 3. Солнце ярче луны. 4. Новый музей просторнее и светлее. 5. Сегодняшнее задание труднее вчерашнего.

Игра «Составь словосочетание»

Подбери имена прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их в роде и числе.

Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (чёрная)

VI. Домашнее задание: а) Задание 7. Найдите в данных предложениях прилагательные в форме составной сравнительной степени. Докажите, что второе слово изменяется по родам, числам и падежам.

1. Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля. 2. Приблизился я к реке, смотрю – журавли, должно быть, напились уже и выходят из реки на более сухое место.

VII. Итог урока: Обобщение урока: а) подведение итога урока; б) поурочный балл.

Подготовил учитель русского языка:                       Худеков  А.            
Примечание: _______________________________________________________
Завуч средней школы № 55.                                      Атаев  Ы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные"...

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Урок русского языка для 6 класса на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федераль...

Конспект урока русского языка «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные».

Урок на тему " Разряды прилагательных . Качественные прилагательные " проведен в 6 классе...