Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Павлова Ольга Робертовна

урок для учащихся 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Цели урока:1. Организовать наблюдение за    особенностями качественных прилагательных;

2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-грамматического анализа;

3.  Выяснить стилистические функции качественных имен прилагательных.

Задачи:

обучающие: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; познакомить с разрядами прилагательных;   дать понятие качественных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные;

 развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся

Тип урока: урок изучения новых знаний

Ход урока:

1.Организационный момент.  

Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем,

И к работе приступаем!

А чтоб легче всем училось,

Неприятность не случилась,

Подарите мне улыбку,

А ещё соседу, другу,

Я дарю улыбку вам,

И успех придёт к нам сам!

2.Введение в тему урока.

 Прослушайте стихотворение. Ответьте на мои вопросы.

Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный.

-Какие прилагательные вы услышали в тексте?

-На что они указывают?

-О каких прилагательных мы с вами будем говорить?

- Попробуйте сформулировать тему  урока.

- Попытаемся сформулировать цель  урока. О чём мы будем говорить? Что должны узнать  на уроке? (Дети отвечают)

- Запишите число, тему урока.

3.Объяснение нового материала. 

А) -По каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от  других разрядов по значению?

-Какова роль качественных имён прилагательных в речи?

-Как вы думаете, все ли имена прилагательные образуют степени сравнения,  краткую форму,  сложные прилагательные, сочетаются со словом очень?

-Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, выполним задание.

- Перед вами слова.                       

Добрый (человек)                                Осенний (дождь)

Ласковый (котёнок),                            медвежья (берлога)

Горячий (кофе).                                    степные  (животные)

- Докажите, что это имена прилагательные.

Б) Работа в парах.

1 пара: образуйте  краткую форму (Если возможно) имен прилагательных  

2 пара: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени  и простую форму превосходной степени прилагательных (если возможно)

3 пара: образуйте антонимические пары прилагательного  (если возможно)

-Какие прилагательные оказались лишними?

-Почему?

-На какой признак (качество) предмета  указывают остальные «нелишние»  прилагательные?

Добрый (человек) на внутренние качества человека;

Горячий (кофе) на температуру

Ласковый (котенок) на внутренние качества

Вывод:

Эти прилагательные обозначают:

 1.  различные   качества,

2. образуют степени сравнения,

3. сочетаются со словами очень, весьма,

4. образуют антонимические пары;

5. образуются сложные прилагательные путем повтора.

Итак, прилагательные, которые указывают на качество предмета, т.е. такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени, называются качественными.

- Ребята, по значению и грамматическим особенностям имена прилагательные делятся на три группы: качественные, относительные, притяжательные. Об этом мы с вами говорили.

- Сегодня мы говорим о признаках только качественных прилагательных качественных имен прилагательных.

 

В) Сравните с теоретическим материалом, представленным в вашем учебнике.  

4.Практическая работа. (Работа в группах)

1.Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.

1.Девочка – отзывчивая,…..

2. Мама - ласковая,….

3.Рассказ – увлекательный,…..

2. Художественные произведения в названиях которых присутствуют прилагательные?

5.Физминутка.

6.Работа с учебником упр. 326. (Проверка)

7. Повторение.

- Игра «Найди лишнего».

Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши,  если это качественное прилагательное.

 Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий, свежий, осенний.

-Игра -    «Подари предмету признак». Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше качественных прилагательных  к предложенным существительным.

1 –я группа: море

2-я группа: зима

3-я группа: настроение

- Работа с тестом  

В каком ряду все имена прилагательные в словосочетаниях относятся к разряду качественных?

1)  известный спортсмен, книжный шкаф, лисья нора;

2)  Высокий мальчик, трусливое поведение, горячий чай.

2. Какое имя прилагательное не сочетается со словами очень, весьма?

     1) высокий  

          2) пушистый

3) полный

4) медвежий

3. Какое имя прилагательное не имеет краткой формы?

    1) старый;

2) свежий;

     3) хитрый;

     4) горелый.

4. В названии  каких произведений есть качественные имена прилагательные?

1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)

     2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)

3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)

     4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)

8. Рефлексия

9.Домашнее задание (Оценки за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок русского языка по теме "Разряды имён числительных"

Данный урок разработан в рамках ФГОС ООО....

Урок русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению"

Обобщающий урок по теме "Разряды прилагательных по значению" предназначен для закрепления знаний по теме. Разработан в соответствии с УМК Бабайцевой....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Открытый урок русского языка по теме "Разряды имен прилагательных"

Цель урока: расширить представления учащихся  о разрядах имен прилагательных по значению,  отрабатывать умение распознавать разряды прилагательных, совершенствовать орфографические  и п...

Конспект урока русского языка по теме: "Разряды местоимений"

Конспект урока относится к разделу "Самостоятельные части речи" , предназначен для учащихся 10 класса, с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...