Конспект урока русского языка «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ахмадиева Фирая Мансуровна

Урок на тему " Разряды прилагательных . Качественные прилагательные " проведен в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 6 классе по теме: «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные».

Подготовила: Ахмадиева Ф.М.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной  категории

                               

Тема: Разряды имен прилагательных по значению. Качественные  прилагательные.

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;

2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-грамматического анализа;

3.  Выяснить  стилистические функции качественных имен прилагательных.

Задачи:

обучающие:  продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи;  познакомить с разрядами прилагательных;   дать понятие качественных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные;

 развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся

Тип урока: урок « открытия»  новых знаний

Методы: исследовательский, частично-поисковый, здоровьесбережение, ИКТ.

Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение.

Формы деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Начнем урок русского языка.

2.  Актуализация знаний.

1.Слово учителя.

2.Чтение стихотворения Ивана Сурикова  «Зима».

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

- Как замечательно автору удалось передать зимнюю картину. Назовите встретившиеся в тексте имена прилагательные (белый, пушистый, темный).

Какие прилагательные вы услышали в тексте?

На что они указывают?

О каких прилагательных мы с вами будем говорить? (о качественных)

- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Чему вы должны научиться на уроке?( ответы детей: научиться определять качественные прилагательные, находить их в тексте, определять роль качественных прилагательных в тексте)

Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению.

-  Ребята, запишите сегодняшнее число, тему, классная работа. Выпишите из данного предложения прилагательные и образуйте от них простую и  составную  формы сравнительной и превосходной степени

Белый (белее, более белый; белейший, самый белый)

Пушистый (пушистее, более пушистый; самый пушистый)

Темный (темнее, более темный, темнейший, самый темный)

Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, все ли имена прилагательные образуют степени сравнения,  краткую форму,  сложные прилагательные , сочетаются со словом очень?

 Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, проведем  небольшое исследование.

                 - Перед вами слова.                        ( Слайд №

                Добрый (человек)                                Осенний (дождь)

                Ласковый (котёнок),                            Медвежья ( берлога)

                 Горячий (кофе).                                    Степные  (животные)

- Докажите, что это имена прилагательные.

Ответы детей: Имена прилагательные употребляются с именами существительными и согласуются с ними, т.е. ставятся в том же роде, числе  и падеже, что и определяемое существительное. Согласуясь с существительными, они изменяются по числам, а в единственном числе и по родам; в обоих числах изменяются по падежам

Работа в парах .

1 пара: образуйте  краткую форму (Если возможно) имен прилагательных  

2 пара: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени  и простую форму превосходной степени прилагательных (если возможно)

  1. пара: образуйте антонимические пары прилагательного  (если возможно)

     Работа в парах .

           Какие прилагательные оказались лишними?

  • Почему?
  • На какой признак (качество) предмета  указывают остальные «нелишние»  прилагательные?

Добрый (человек) на внутренние качества человека;

Горячий (кофе) на температуру

Ласковый (котенок) на внутренние качества

Вывод:  

Эти прилагательные обозначают:

 1.  различные   качества,

2. образуют степени сравнения,

3. сочетаются со словами очень, весьма,

4. образуют антонимические пары;

5. образуются сложные  прилагательные путем повтора.

Итак, прилагательные, которые указывают на качество предмета, т.е. такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени, называются качественными.

- Ребята, по значению и грамматическим особенностям имена прилагательные делятся на три группы: качественные, относительные, притяжательные. Об этом мы с вами говорили.

Но  наша задача – уточнить признаки только качественных прилагательных качественных имен прилагательных.

 - Послушайте рассказ о разрядах прилагательных (сообщение ученицы)

Сравните с теоретическим материалом, представленным в вашем учебнике.(чтение теории подготовленным учеником) стр 16 п.58

-Какая  информация для вас новая  ?

Практическая деятельность.

Работа в группах

Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.

1.Девочка – отзывчивая,…..

2. Мама - ласковая,….

3.Рассказ – увлекательный,…..

Проверь себя

Девочка – отзывчивая, добрая, трудолюбивая, умная, смелая, аккуратная, добросовестная, ловкая, вежливая, веселая.

Мама – ласковая, нежная, красивая, заботливая, добрая, выносливая, беспокойная, бодрая, внимательная.

Рассказ – увлекательный, интересный, занимательный, юмористический, трогательный, содержательный, замечательный.

5.Первичное закрепление .

                                         Зимний лес

            Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые  косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой. Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том  месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют здесь круг-

лые листья грушанки, вереска.

 

             Задание.

Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное+ существительное (главное слово) и объясните правописание окончаний имен прилагательных.

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Оцените работу соседа, поставьте оценку

«5» - 6-7 словосочетаний;

«4» -  4-5 словосочетаний;

«3» - 2-3 словосочетания.

Поэтическая страничка (    Кто больше назовет…

Художественные произведения

  • 2. Сказки
  • 3. Картины художников
  • 4. Кинофильмы

в названиях которых присутствуют прилагательные?

6.Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы нам его достать , нужно на носочки встать

Практическая (Слайд №  

Самостоятельная работа (с проверкой)

 ( упражнение 326 учебник)

1.Прочитайте текст

2.О чем говорится в тексте? Какова тема?

Как можно озаглавить текст? (Морозное утро..)

3.Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните имена прилагательные как члены предложения

4.Каким членом предложения являются имена прилагательные?

5. Синтаксический разбор предложения у доски

     

        Вспомните, как  называется разбор под цифрами 1,2,3 (снег1, морозец2, шапкой 3 Один ученик выполняет синтаксический разбор предложения(повест., невоскл., простое, распростр.)

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

 Работа с тестом

     

  • В каком ряду все имена прилагательные в словосочетаниях относятся к разряду качественных?
  • 1)  известный спортсмен, книжный шкаф, лисья нора;
  • 2)  Высокий мальчик, трусливое поведение, горячий чай.
  • 2. Какое имя прилагательное не сочетается со словами очень, весьма?
  • 1) высокий  
  • 2) пушистый
  • 3) полный
  • 4) медвежий
  • 3. Какое имя прилагательное не имеет краткой формы?
  • 1) старый;
  • 2) свежий;
  • 3) хитрый;
  • 4) горелый.
  • 4. В названии  каких произведений есть качественные имена прилагательные?
  • 1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)
  • 2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)
  • 3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)
  • 4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)

8.Рефлексия

              О чем мы говорили сегодня на уроке?

  • Что обозначают качественные прилагательные ?
  • Перечислите отличительные признаки качественных имен прилагательных.

Домашнее задание (Оценки за урок)

Опишите какой – либо уголок вашей местности (упр.342)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных"

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных" с ЭОР для 6 класса...

Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"

Урок-объяснение нового материала с презентацией...

Конспект Урока русского языка "Разряды наречий"

Современный урок в стиле социальной сети ВК...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...

Конспект урока русского языка по теме "Окончания имён прилагательных среднего рода"

Цель: познакомить с окончаниями имён прилагательных среднего рода.Задачи:- Формировать умение  находить в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;  задавать...