Конспект Урока русского языка "Разряды наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Безрукова Татьяна Александровна

Современный урок в стиле социальной сети ВК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_avtosohranennyy.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5  Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Разряды наречий.

Класс:

Дата: 18.12.2015

Учитель: Безрукова Татьяна Александровна


ТЕМА: РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; разряды наречий и их смысловые группы.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Презентация.
  2. Таблицы разрядов наречиях.
  3. Карточки дифференцированных заданий.
  4. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, карта оценивания.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Самоопределение к деятельности (организационный момент). 2 мин.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений 3 мин.
  3. Постановка учебной задачи. 3 мин.
  4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). 7 мин.
  5. Реализация построенного проекта (решение УЗ) 5 мин
  6. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) 17 мин.
  7.  Самостоятельная работа (закрепление способа действия) 5 мин.
  8. Рефлексия. Домашнее задание. 2 мин.
  9. Оценивание. 1 мин.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, самоконтроль, взаимоконтроль.

        3.  Итоговый по теме (тест)

ХОД УРОКА

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ).

- Прослушайте стихотворение Осипа Беленького

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –

Пломбирны, восхитительны и сладки!

 - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

 - Чувством радости, счастья, восторженности!

- Я вам желаю такого же настроения на протяжении всего урока.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Обратимся к первой строфе стихотворения и определим, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.

Замедленнопочти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

 - Наречие

- Назовите их.

- Назовите словосочетания с наречиями, задайте вопрос.

 На слайде: плывут (как?) замедленно, плывут (как?) на весу, на весу (в какой степени?) почти, плывут (как?) тихо, беззаботно, они (где?) повсюду, трогают (как?) щекотно.

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Давайте посмотрим, что обозначает каждое из наречий. Можем ли мы их объединить? По какому принципу? Попробуйте сформулировать тему.

- РАЗРЯДЫ@наречий (запись в тетрадь) – Это наш логин

- Поможет изучить новую тему социальная сеть ВК

- Сформулируйте цель урока по заданному началу..

- Для того чтобы разгадать пароль необходимо вспомнить, что мы знаем о наречии. Если вы согласны  с утверждением ставим 1, если не согласны 0.

(работают самостоятельно)

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.(1)
  2. Наречие – служебная часть речи.(0)
  3. Наречие не имеет окончания.(1)
  4. Наречие – неизменяемая часть речи.(1)
  5. Наречие обозначает признак предмета по действию (0)
  6. Наречие обозначает признак действия.(1)
  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.(1)
  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько? (1)

- Какая часть речи называется наречием?

- Оцените себя. 10110111

- Заходим в сеть Вконтакте

4. «ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ» (ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ).

- На нашей странице есть две непросмотренные новости

- 1 новость – таблица. Но она заполнена не до конца. В третьем столбике записаны наречия, сформулируйте самостоятельно вопросы и догадайтесь как может называться смысловая группа, к которой они могут относиться.

Работаем в группах по 4 человека на карточках.

Разряд

Смысловая группа

Вопросы

Примеры

Обстоятельственные

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Определительные

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

вдвое, слишком, мало.

Наречия образа действия Качество действия

Как?

Весело, красиво шёпотом.

Проверка по таблице в презентации.

- Оцените свою групповую работу

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА (РЕШЕНИЕ УЗ)

- К какому разряду относиться каждая смысловая группа, мы узнаем, прочитав правило (на слайде)

-  Расскажите по таблице о разрядах наречий

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (УСВОЕНИЕ НОВОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

А) - 2 непрочитанная новость.

- Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

- 2 новость - вы можете попробовать определить разряд наречий и смысловую группу, выполняя упр. 227

УПР. 227 (на 2 столбика: определительные и обстоятельственные)+ определить смысловую группу.

Работаем по цепочке у доски

Обстоятельственные                                        Определительные

Пр..сутствовать (когда?) иногда (время)

явиться (когда?)тотчас (время)

к..снуться (зачем?) невзначай (цель)

(не)разобрать (почему?) спросонья (причина)

обидеть (почему?) сгоряча (причина)

гулять (до каких пор?) дотемна (время)

произрастать (с каких пор?) издавна (время)

расположиться (где?) вблизи (место)

остановиться (где?) здесь (место)

наткнуться (почему?) сослепу (причина)

разорвать (зачем?) назло (цель)

сломать (зачем?) нарочно (цель)

Разг..раться (как?) медленно (обр.дейст.)                      

шагать (как?) размашисто (обр.дейст.)

пытаться (сколько?) трижды (мера)

волноваться (в какой мере?) очень(мера)

тренироваться (сколько?) мало (мера)

увеличить нагрузку (во сколько?) вдвое (мера)

изменить (в какой степени?) слегка (мера)

запустить болезнь (в какой мере?) слишком (мера)

выздороветь (в какой степени?) совершенно (мера)

сделать ( сколько?) много (мера)

-Проверка по эталону.

-Оцените себя.

ФИЗМИНУТКА

Руку влево. Руку вправо.

 Руки вверх. Руки вниз.

 На носочки поднимись,

 И на пятки опустись.

Вправо, влево повернись,

А потом вперёд нагнись,

Вниз присядь, вверх потянись.

А потом за стол садись.

Б) КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (15мин)

- Посмотрите, нам предлагают вступить в сообщество. Зайдем на страницу сообщества и просмотрим записи.

1)Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усея(нн,н)ому к...мнями. 2)Справа и слева отвес...но в...дымались ч...рные стены. 3) Вверху в...днелась д...лёкая п...лоска с...не...щего неба. 4)В ущель... было свежо, но скоро мальчикам стало очень жарко. 5)Они, т...жело дыша, упорно шли вперёд, т...р...пясь засв...тло добрат...ся до лагеря.

6) «Берегитесь, ребята!» -  неожиданно(о.д.) крикнул Никита. 7)Толстая змея с блестящей чешуёй скользнула навстречу(места) мальчикам. 8)НЕдалеко (места) от них она замерла, потом (время) чуть-чуть(меры и степени) пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув  розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. 9)Раздвоенный язычок её беззвучно(о.д) метался в пасти.

10)Никита быстро швырнул в змею камень. 11) Она резко метнулась в его сторону. 12) Он ________ успел отбежать. 13) Ребята, спотыкаясь и падая, бросились в разные стороны, но бежали они по камням стремительно.

(А змея и  не собиралась их преследовать.

Отдышавшись,  друзья снова стали карабкаться вверх.)

(По В. Губареву)

Работаем индивидуально на листочках

Задание на стене сообщества

1. Определите тему текста. Озаглавьте.

2. Назовите тип текста

3. Назовите стиль текста

4. Вставьте орфограммы в слова  1-го абзаца (фронтально)

5. Подчеркните наречия как члены предложения, определите смысловую группу,  расставьте знаки препинания  во 2-м абзаце (объяснение с места)

6. В 3-м абзаце вставьте подходящие по смыслу наречия

7. Выполните словообразовательный разбор выделенных наречий

8.  Из предложений 2-4 выпишите наречия места (справа, слева, вверху, вперед)

9. Из предложений 1-5 выпишите наречие меры и степени (очень)

10. Закончите текст 3-5 предложениями, используя наречия

-Оцените себя (цвет)

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ЗАКРЕПЛЕНИЕ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ) 

- Сообщение: Если вы в полной мере изучили тему: «Разряды наречий». Можете пройти по ссылке и выполнить задание на выбор.

1 вариант

1. Какие разряды по значению выделяются у наречий?

a) Определительные и обстоятельственные; 
 b) Дополнительные и определительные; 
 c) Служебные и главные.

2. Что обозначают обстоятельственные наречия?

 a) Меру и степень; 
 b) Признак предмета и явления; 
 c) Время и место.

3. Найдите предложение, в котором есть обстоятельственные наречия:

 a) В воде маленьким детям было свежо и прохладно; 
 b) Вчера мы поздно легли спать, а сегодня рано проснулись; 
 c) Мы полностью разделяем ваши опасения.

4. Что могут обозначать определительные наречия?

 a) Цель и место; 
 b) Причину и следствие; 
 c) Меру и степень.

5. Выберите предложение, в котором есть определительное наречие:

 a) Я лишь слегка толкнул его плечом; 
 b) Я никогда больше не буду так делать; 
 c) Каждый человек умеет найти дорогу домой.

Вариант 2

- Образец записи в тетради:  Быстро (о.д.)

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Бок о бок

рядом

наречие места

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

- Проверьте друг друга по образцу (взаимопроверка)

- Взаимооценка. Оцените дуг друга

7. РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 МИН)

- По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу.

1. Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту…

А вот каким я увидел...

2.Упр. 228

- Закончите фразу…..(на слайде)

  1. ОЦЕНИВАНИЕ (ГРУППОВОЕ, УЧИТЕЛЕМ)

- Поставьте лайк тому ученику, который по вашему мнению отлично работал на уроке, давал правильные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Употребление наречий"

Это урок обобщения изученного о наречии, в котором представлены задания по подготовке к ГИА....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка " Наречие как часть речи" построен согласно  технологии "Лекция - гипертекст". Конспект урока или его элементы могут быть использованы в качестве подготовки к уроку молодыми у...

План-конспект урока русского языка "Наречие. Обобщение." 7 класс

Конспект урока разработан к учебнику 7 класса по программе Т.А. Лодыженской. Предназначен для итогового занятия...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Дефис в наречиях"

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием презентации, интерактивных тестов....