Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Ратничкина Марина Николаевна

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_7_klass.doc100.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

Пояснительная записка

            Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач.

       Творческому  учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих практическую направленность обучения, стимулирующих творческую активность школьников и сохраняющих их физическое и психическое здоровье.

      Методические разработка  адресована учителям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, организующих учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию этих способностей.

     Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

           В каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?                                                                                

           Применение на уроках современных образовательных технологий -   один из путей к решению этой проблемы. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является технология индивидуализации и дифференциации обучения, так как индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащихся.                   Как я реализую это на практике?

В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. Без участия самого ученика правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно. Дети сами оценивают свои знания, свою самоорганизацию, ответственность и активность.

        Вторым, не менее важным, элементом урока является ведение индивидуальной тематической карты самоконтроля.                                                                         Учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Ученик является контролером своих знаний. Двойка за один вид работы не расстраивает ученика, что является гарантом его активной работы в течение всего урока, гарантом его психического здоровья. Подсчет баллов, полученных за урок, психологически создает ситуацию азарта, ситуацию успеха.

         Тематическую карту самоконтроля ученики заполняют на обобщающих уроках, после изучения определенной темы (например, в 6-ом классе после изучения темы «Местоимение»).

         Критерии – это ключевые моменты урока. Таблица помогает ученику увидеть, чего он не знает или не умеет.  Видит это и учитель. После анализа таблицы - выставление оценки, работа по формированию умений, индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

        По отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка (например, словарный диктант). Это оперативная помощь в процессе усвоения и закрепления материала, она формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья.

        Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. На уроке провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания - карточки и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.

        Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе домашнего задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.

Индивидуализация и дифференциация обучения способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе

Тема урока.                    Поговорим о местоимении. 

(Урок-семинар)

Цель  урока.               Повторение, обобщение и систематизация  сведений  о

                                      местоимении как части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

повторить, обобщить, систематизировать сведения о  местоимении как части речи;

совершенствовать знания учащихся о местоимении,   навыки правописания местоимений, правильного употребления их в устной и письменной речи.

Развивающие:

развивать творческую активность учащихся;  коммуникативные навыки;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать грамматический строй речи.

Воспитательные:

создавать положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения каждого в активную творческую деятельность;

воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Вид урока: урок-семинар.

Основные формы и методы работы:

методы: исследовательский, частично-поисковый, метод беседы, практический метод; проектная деятельность;

формы: словарная работа, индивидуальная работа, дифференцированные задания, тест, защита проекта, объяснительный диктант, работа со словарем.

Оборудование: словарь иностранных слов, карточки, раздаточный материал, мультимедийных проектор, мультимедийная презентация, творческие работы учащихся.

Технология: индивидуализация и дифференциация обучения.

                                                                           

                                               Ход урока.

I.Организационный момент. 

II. Вступительное слово учителя (сообщение темы, цели и задач урока).

    Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о местоимении, повторим и обобщим изученное, закрепим  навыки правописания местоимений, правильного употребления их в устной и письменной речи.  Изученная тема для кого-то из вас оказалась сложной, кому-то далась легко, и это наглядно показывает тематическая таблица. (Анализ тематической таблицы. Приложение 1.) Я рада, что каждый из вас, пусть и не с первого раза, понял материал по данной теме.

   Чтобы определить вид урока, найдем в словаре слово “семинар», познакомимся с его значением.

III. Словарная работа.

Учащиеся находят в словаре слово «семинар», записывают толкование его лексического значения.

     Семинар (лат. рассадник) - особая форма групповых занятий по какой-либо теме при активном участии учащихся.

1-ая группа составляет словосочетания со словом «семинар»,

2-ая - составляет предложения, используя местоимения.

Учитель. Ребята! Каждый из вас за урок получит оценку, которую поставит себе сам. Вы оцените свои знания теоретического материала по теме, умение находить местоимения  в тексте, правильно их писать, употреблять в устной и письменной речи.

Перед вами таблица, и в течение урока вы её будете заполнять. Желаю удачи!

Таблица самооценки знаний

Критерии оценки

Оценка

1.

Знание теоретического материала по теме

2.

Умение находить местоимения  в тексте

3.

Правописание местоимений

4.

Умение употреблять местоимения  в письменной речи

Итоговая оценка за урок

 Перед началом работы оцените, пожалуйста, свою подготовку к уроку. В конце урока вы сравните оценку, поставленную себе, и оценку, полученную за урок. Желаю успеха!

IV. Самооценка знаний  (учащиеся оценивают свою подготовку к уроку).

V. Диагностика ЗУН обучающихся (входной контроль).

Тест

1. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая…

а) обозначает действие предмета;

б) обозначает порядок предметов при счёте;

в) которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их

2. Местоимения делятся на разряды:

а) притяжательные;

б) относительные;

в) качественные

3. Отметьте строку, в которой все слова являются местоимениями:

а) мой, он, себя, любой;

б) пятьсот, себя, я, ты;

в) она, самая, так, кто

4. В предложении местоимения могут быть:

а) подлежащим;

б) определением;

в) обстоятельством

5. Отметьте словосочетания с личными местоимениями:

а) люблю тебя;

б) их дом;

в) горжусь собой;

г) вижу их

  • Ключ к тесту (проецируется на экран)

1. в);

2. а), б);

3. а);

4. а), б);

5. а), г)

  • Заполнение таблицы самооценки знаний (п.1)

      (за каждый правильный ответ один балл)

Учитель. Я думаю, что все вы поняли, что тема трудная, но очень важная, потому что местоимения в нашей повседневной жизни необходимы. В этом мы сейчас убедимся.

  • Ученик читает сочинение-миниатюру о роли местоимений - домашнее индивидуальное задание).

                      Так что же такое местоимение?  

  • Связный рассказ о местоимении как части речи;
  • учащиеся рецензируют ответы одноклассников

VI. Объяснительный диктант.

Мы такой настойчивый народ, и никто с пути нас не собьёт.

- Найти местоимения;

- определить разряды местоимений;

- определить их синтаксическую роль.

VII.Физкульминутка

(Назвать местоимения из текста физкультминутки)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять.

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы зарядку делать будем

При любой погоде.          

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь мы приседаем,

Приседания считаем,

А когда закончим счет,

Захотим присесть ещё.         

А теперь давайте вместе

Пошагаем мы на месте.

А потом за парты сядем,

Ждут нас ручки и тетради.

VIII. Работа с текстом. (Умение находить местоимения в тексте).

              Кто из вас, друзья, не хочет стать сильным, смелым, ловким? Таких, пожалуй, не найдешь.

             Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от множества мелочей, которые окружают вас дома и в школе, в семье и в школьном коллектив….

            Начнем с совета. Во-первых, будьте вежливы. Отрицательные эмоции, конфликты в быту, в школе, в магазине, на транспорте дорого обходятся организму. Не бойтесь сами говорить  добрые, приветливые  слова.

           Во-вторых, самой главной проблемой современности является недостаток мышечной активности. Больше времени уделяйте спорту. Физкультура, спорт, утренняя зарядка - ваши первые помощники для укрепления вашего здоровья.

         Настораживает и нерациональность питания. Не слишком ли много мы едим сладкого, мучного, жирного?

         Не забывайте и о вреде курения. Остерегайтесь этого зла! Любые вредные привычки опасны.  

         Не приносят пользы организму изнеженность и незакаленность. Надежная защита от этого - разумное систематическое закаливание. Пусть помнит каждый об этом.

        Итак, ваше здоровье в ваших руках. Берегите его!                        

1. Учитель читает текст. (Текст проецируется на экран).

 - Озаглавить и доказать, что это текст.

 - Определить главную мысль текста.

 - К чему призывает автор?

 - Что из этого текста вы взяли полезного для себя? О чём раньше не знали или не задумывались?

 - Что посоветовали бы своим друзьям, близким?

 2. Работа по группам.

 а) 1-ая гр. – выписать притяжательные местоимения;

     2-ая гр.  – выписать личные местоимения;

     - назвать все местоимения, определить их разряд;

  • Заполнение таблицы самооценки знаний (п. 2)

б) Синтаксический разбор предложений:

1-ая гр. – Остерегайтесь этого зла!

2-ая гр. – Любые вредные привычки опасны.

Учитель. Ребята! Важно не только находить местоимения в предложении,  тексте, но и грамотно их писать. Много правил связано с правописанием местоимений. Выполнив следующие задания, вы сделаете вывод об их  правописании.

                                                           

IX.  Индивидуальная работа по карточкам (разноуровневые задания).

Карточка №1

Н…кто не услыш…т; н…кем не замен…шь; н…кого слушать; н…кого не слуша…т; н..кому верить; н…какое чудо не удивит.

Карточка №2

Кто(то), какой(то), что(либо), кое(какой), сколько(нибудь), кое(с)кем, кое(за)чем.

Карточка №3

Ни(к)кому, (не)с(кем), (ни)на(сколько), (не)от(чего), (ни)от(чьих) услуг, н…(к)каким преградам.

Карточка №4

1. Люблю того, кто (не)обид…т (н…)кого.

2. Иного (н…)чем (не)удивишь, (н…)чем (не)насытишь.

Карточка №5

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы.

Перед отъездом в лагерь мне надо было (кое)что купить (кое)кому написать (кое)с(кем) встретиться сказал Володя.  

Карточка №6

Просклонять словосочетание сама мама.

Карточка №7

Просклонять словосочетание самая красивая.

  • Заполнение таблицы самооценки знаний (п. 3).

X. Проверка творческих работ (домашнее задание).

1-ая гр. – сочинения-миниатюры  с использованием местоимений на темы: «Моя семья», «Моя мама», «Моя бабушка», «Моя школа», «Мой папа»;

2-ая гр. - выписать пословицы с местоимениями;

                выписать загадки с местоимениями;

                работа с газетой Мичуринского района «Наше слово» - выписать предложения с местоимениями, определить разряды местоимений;

                текст поздравительной открытки.

               

Творческая группа - защита проекта «Роль местоимений в нравственном воспитании человека» (на примере русских пословиц). (Приложение 2.)

Заполнение таблицы самооценки знаний (п. 4)

XI.  Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Тест по теме «Местоимение».

Проверка теста (ключ к тесту - на экране).

1. Найдите неверный ответ

а) нечто - отрицательное местоимение

б) пятёрка - имя существительное

в) каждого - определительное местоимение

г) семеро - собирательное числительное

2. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки

а) ни кто

б) ни в чём

в) кто-нибудь

г) какойто

3. Отметьте предложения с относительными местоимениями.

а) Мама сразу поняла, кто разбил чашку.

б) Сколько на земле морей?

в) Охотник вышел на тропинку, которая вела к шоссе.

г) Детство - прекрасная пора.

Ключ к тесту

1. а)

2. а), г)

3. а), в)

 XII. Комментирование оценок. Сравнение с самооценкой. Ответы на вопросы учащихся.

Поощрение индивидуальных творческих достижений обучающихся.

Домашнее задание.     Индивидуальные задания (в соответствии с пробелами в знаниях учащихся, которые были выявлены при проверке таблицы самооценки знаний).

Литература

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык, 6 класс. М.:Просвещение, 2009.

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 6 класс/ Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

4. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – Ярославль, 1995.

5. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок. – М.: Сентябрь, 2006.

6. Унт И.Э., Границкая А.С. Технология индивидуали обучения. – М.: Педагогика, 1990.

7. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

8. Старинные русские пословицы и поговорки. – Москва, «Детская литература»,1994.

9. Intel® Обучение для будущего. 9-е издание, исправленное и дополненное, Москва, 2008.

Оценка эффективности урока с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

        Данный урок соответствует требованиям здоровьесбережения. С целью избежания утомления школьников учитель использовал число видов учебной деятельности, их среднюю продолжительность и частоту чередования соответственно  норме (опрос учащихся, письмо, ответы на вопросы, работа с текстом и др.)

        Учителем применены различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу и др. Использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (метод свободного выбора, свобода творчества, активные методы – семинар, ученик как исследователь; методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, общения, самооценки и др.), которые позволили учащимся реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию.

       Творческая активизация учащихся на уроке исключила вероятность появления у детей непродуктивного утомления.

        С целью визуализации материала, наглядности использовались ТСО, длительность применения которых соответствовала требованиям к их применению.

         Учитель следил за позами учащихся и их чередованием в зависимости от характера выполняемой работы.

         На уроке был создан  психологический комфорт, что поддерживало работоспособность детей в течение всего урока.

        Обязательной составной частью урока стали физкультминутка и физкультпауза.        

       В содержательную часть урока включены вопросы и текст, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, направленные на формирование отношения к человеку и его здоровью как к важнейшей ценности, на формирование потребности в здоровом образе жизни.

       У учащихся наблюдалась мотивация к учебной деятельности, интерес к занятиям, радость от активности, от успеха.

       На уроке отсутствовали микроконфликты между учителем и учащимися, был создан благоприятный психологический климат.

       Количество времени, затраченное школьниками непосредственно на учебную работу, соответствует норме (75 %).

       Темп урока деловой, умеренно быстрый. Завершение урока спокойное, учащиеся имели возможность подвести итоги своей работы, увидеть результаты, почувствовать успех, задать учителю вопросы. Многие учащиеся получили благодарность за индивидуальные творческие достижения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Данный урок содержит материал для изучения дефиса между частями слов в наречиях для 7 класса....

Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях

Урок русского языка в 7 классе. Цели:       познакомить с дефисным написанием наречий;формировать навык написания дефиса в нар повторить дефисное написание в существительных, прилагател...