Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
учебно-методический материал
Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovaya_metodika_diagnostiki_ustnoy_rechi_starshih_shkolnikov_fotekova_t.a.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовая методика диагностики
устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
Инструкция | Оценка | ||
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи | |||
| |||
Инструкция: «Повторяй за мной слоги». | 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – напряженное или замедленное воспроизведение; 0, 25 балла – уподобление слогов с самокоррекцией; 0 баллов – уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ. | ||
Би-ба-бо- | Бо-ба-би | ||
Ма-на-на- | На-ма-на | ||
Ба-па- | Па-ба | ||
Са-ша- | Ша-са | ||
Ла-ра- | Ра-ла | ||
Жа-ща- | Ща-жа | ||
Па-па-ба- | Ба-па-ба | ||
Ча-ща-ча- | Ща-ча-ща | ||
За-за-жа- | Жа-за-за | ||
Ла-ра-ла- | Ла-ра | ||
2. Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики | |||
Инструкция: «Делай так, как я покажу»:
Инструкция: «Повторяй за мной движения»:
| 1 балл – точное и правильное выполение; 0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу; 0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации; 0 – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора). | ||
3. Исследование звукопроизношения | |||
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
| Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу: 1 балла - нормативное произношение всех звуков группы; 0,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы); 0,25 балла – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы; 0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все. | ||
4. Исследование сформированности слоговой структуры слова | |||
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
| 1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова; 0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры; 0,25 – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет согласного звука при стечении); 0 – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение. | ||
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа | |||
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на вопросы»:
| 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0 баллов – неверный ответ после стимулирующей помощи. | ||
Серия 3. Исследование грамматического строя речи. | |||
| |||
Инструкция: «Постарайся составить предложения из слов».
| 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного, двух членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса; 0,25 балла – негрубые аграмматизмы, использование развернутой помощи (составление предложения по опорным вопросам), упрощение структуры предложения; 0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. | ||
| |||
Инструкция: «Повторяй за мной как можно точнее».
| 1 балл –правильное выполнение; 0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск не более двух членов предложения; 0,25 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, упрощение синтаксической схемы предложения; 0 баллов –грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. | ||
3. Верификация предложений | |||
Инструкция: «Постарайся найти в предложении ошибку и исправить её».
| 1балл – правильное выполнение; 0,5 балла – использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки; 0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения; 0 баллов – ошибка не выявлена. | ||
4. Добавление предлогов в предложение | |||
Инструкция: «Попробуй найти и вставить пропущенное слово».
| 1балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 –коррекция после стимулирующей помощи; 0 баллов – неправильное выполнение даже после помощи или отказ. | ||
| |||
Инструкция: «Образуй множественное число существительных по образцу». Стул -…-…. Ухо - … -…. Зеркало -…. - …. Пальто - … - …. Платье -… - …. | 1 балл – форма образована правильно; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи; 0 баллов – неверная форма слова или отказ от выполнения. | ||
Серия 4. Исследование словообразовательных процессов | |||
| |||
Инструкция: «Образуй уменьшительную форму слова».
| 1 балл – правильная форма 0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте; 0 – неправильная форма слова или отказ. | ||
| |||
Инструкция: «Образуй прилагательные по образцу». Образец: бумага – бумажный.
| 1 балл – правильная форма 0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте; 0 – неправильная форма слова или отказ. | ||
| |||
Инструкция: «Образуй прилагательное по отношению к слову день».
| 1 балл – правильная форма 0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте; 0 – неправильная форма слова или отказ. | ||
4.Образование притяжательных прилагательных от существительных | |||
Инструкция: «Образуй прилагательные, отвечающие на вопрос чей».
| 1 балл – правильная форма 0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте; 0 – неправильная форма слова или отказ. | ||
Серия 5. Исследование связной речи | |||
| |||
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и приготовься его пересказывать». Галка и голуби. Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвети влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби всё поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те её так же не признали и выгнали. По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько понят смысл ситуации:
|
5 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего; 2,5 балла – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов; 1 балл – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов; 0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи. 2)Критерий возможности построения текста: 5 баллов – рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения; 2,5 балла – недостаточная последовательность в изложении, отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов; 1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные, необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер простого перечисления или состоит из речевых штампов. 3)Критерий грамматического оформления: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сюжетных и разнообразных грамматических конструкций; 2,5 балла – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов; 1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (наблюдение грамматических обязательств); 0 баллов – множественные аграмматизмы. 4)Критерии лексического оформления 5 баллов – адекватное использование вербальных средств; 2,5 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 1– выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие); 0 –далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. | ||
Серия 6. Исследование понимания логико-грамматических отношений | |||
Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».
| 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – перебор вариантов, поиск с нахождением правильного ответа; 0 баллов – неверный ответ. |
Уровни успешности:
IV уровень — 100 - 85%
III уровень — 84,9 - 70%;
II уровень — 69,9 - 55%;
I уровень - 54,9% и ниже.
Тестовая методика диагностики
письменной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
Серия 1. Исследование навыков письма | |
Инструкция: «Напиши под диктовку предложения».
| 45 баллов- не болле 1 орфографической или пунктуационной ошибки; 30 – 2-3- погрешности недисграфического характера; 15 – до 5 орфографических, пунктуационных ошибок, пропуски слов или до 2 дисграфических ошибок; 0 - более 2 дисграфических ошибок или более 5 других. |
Серия 2. Исследование навыка чтения |
«Неблагодарная ель»
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, (8)
росла ель. Маленькую ёлочку поражала красота белых (15)
цветков, которые распускались весной на терновнике. (21)
Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда (30)
ели понравились его синие плоды. Когда ель стала (38)
взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы (46)
в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие. (55)
Однажды она сказала: « Слушай, терновник, убери свои (62)
кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы (71)
прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным (78) ростом». – « и это ты мне за всю защиту от ветра и плохой (90) погоды?» - жалобно спросил терновник. Ель молчала и (97)
только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился (103)
и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу (112)
обратились все ветви терновника, но ни одна не (120)
прикоснулась к ели. И ель росла, росла… (127)
Во время первых зимних метелей в лес пришли (135)
лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала (143)
ель просить терновника, чтобы он ее спрятал. Но было (152)
уже поздно просить. Все ветки терновника летом (159)
повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться (168)
к ели. Она заплакала: « Ведь меня топором убьют!» - (176)
« И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и (186) неблагодарной», - ответил терновник. « Да, неблагодарная (191)
гордость не принесет пользу» - заплакала ель. (197)
Едва она это сказала, как перед ней уже стояли люди и (208) восхищались её красотой. Её срубили. Ель упала в объятия (217) терновника и навсегда распрощалась с лесом. (223)
Оценка производится по трем критериям:
Критерий скорости чтения
15 баллов – высокая скорость чтения 120 слов в минуту и выше;
10– средняя - от 100 до 119 слов в минуту;
5– низкая – от 70 до 99 слов в минуту;
0 – очень низкая скорость чтения, менее 69 слов в минуту.
Критерий правильности чтения
15 баллов – не более 2 ошибок с самокоррекцией;
10 – 3-4 ошибки на уровне слова с самокоррекцией;
5– 5-6 ошибок, большая часть из которых замечена и исправлена;
0 – более 6 ошибок при чтении.
Критерий понимания прочитанного
15 баллов – исчерпывающие ответы на все вопросы по тексту;
10 – полный ответ после стимулирующей помощи;
5- неточность или неполнота понимания;
0-фрагментарность понимания или полное непонимания смысла прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
Речевая карта по Фотековой Т.А....
Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.
В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...
Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти
Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...
Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников Т.А. Фотекова
Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение....
Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников».
Диагностический инструментарий уровня речевого развития обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья...
Протокол обследования речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
Протокол обследования речи старших школьников (Т.А. Фотекова)...
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...