Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
учебно-методический материал

Афанасенко Лада Сергеевна

Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестовая методика диагностики

устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)

Инструкция

Оценка

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: «Повторяй за мной слоги».

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – напряженное или замедленное воспроизведение;

0, 25 балла – уподобление слогов с самокоррекцией;

0 баллов – уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Би-ба-бо-

Бо-ба-би

Ма-на-на-

На-ма-на

Ба-па-

Па-ба

Са-ша-

Ша-са

Ла-ра-

Ра-ла

Жа-ща-

Ща-жа

Па-па-ба-

Ба-па-ба

Ча-ща-ча-

Ща-ча-ща

За-за-жа-

Жа-за-за

Ла-ра-ла-

Ла-ра

2. Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция: «Делай так, как я покажу»:

  • Надуть щеки;
  • Надуть одну щеку;
  • Надуть другую щеку;
  • Упереть язык в правую щеку.

Инструкция: «Повторяй за мной движения»:

  • Губы «Трубочкой»;
  • Язык «Лопаткой»;
  • Поместить язык между верхними зубами и верхней губой;
  •  «Маятник»;
  • «Качели»;
  • Чередование «Улыбка» - «Трубочка».

1 балл – точное и правильное выполение;

0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации;

0 – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • собака, маска, нос;  
  • сено, косить, высь;  
  • замок, коза;
  • зима, магазин;
  • цапля, овца, палец;
  • шуба, кошка, камыш;
  • жук, ножи;
  • щука, вещи, лещ;
  • чайка, очки, ночь;
  • рыба, корова, топор;
  • река, варенье, дверь;
  • лампа, молоко, пол;
  • лето, колесо, соль.
  • бант, собака.
  • палка, капуста, укроп.
  • том-дом, удочка-уточка, кот.
  • губы, вагон, попугай.
  • коза, банка, паук.
  • хобот, ухо, петух (мухи, духи).
  • юбка, майка, дай.

Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

1 балла - нормативное произношение всех звуков группы;

0,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

0,25 балла – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

4. Исследование сформированности слоговой структуры слова

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • баскетбол;
  • перепорхнуть;
  • аквалангист;
  • термометр;
  • достопримечательность.

1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова;

0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,25 – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет согласного звука при стечении);

0 – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение.

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на вопросы»:

  • Сколько слов в предложении: «Около дома росла высокая береза».
  • Какое третье слово в предложении?
  • Сколько слогов в слове: дождь, аквариум?
  • Какой второй слог в слове  «аквариум»?
  • Сколько звуков в слове: дождь, диктант?
  • Какой четвертый звук в слове «диктант»?
  • Сколько согласных звуков в слове «диктант»? (назвать по порядку).
  • Какой звук следует после «д» в слове «диктант»?

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция;

0,25 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0 баллов – неверный ответ после стимулирующей помощи.

Серия 3. Исследование грамматического строя речи.

  1. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция: «Постарайся составить предложения из слов».

  • Миша, косить, трава, кролики, для.
  • Сын, купить, шар, красный, мама.
  • Солнце, земля, освещаться.
  • Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.
  • Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного, двух членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

0,25 балла – негрубые аграмматизмы, использование развернутой помощи (составление предложения по опорным вопросам), упрощение структуры предложения;

0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

  1. Повторение предложений

Инструкция: «Повторяй за мной как можно точнее».

  • Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.
  • После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
  • Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.
  • В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

1 балл –правильное выполнение;

0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск не более двух членов предложения;

0,25 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, упрощение синтаксической схемы предложения;

0 баллов –грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

3. Верификация предложений

Инструкция: «Постарайся найти в предложении ошибку и исправить её».

  • Зима пришла, потому что река замерзла;
  • Мама довольна сыну;
  • Самолет разбился, хотя мотор был неисправен;
  • Все старики когда-то будут молодыми;
  • Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.

1балл – правильное выполнение;

0,5 балла – использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;

0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;

0 баллов – ошибка не выявлена.

4. Добавление предлогов в предложение

Инструкция: «Попробуй найти и вставить пропущенное слово».

  • Лодка плывет … озеру;
  • Чайка летит … водой;
  • Молодая трава выглядывает … снега;
  • … конуры сидит пес.
  • Большая толпа собралась … театром.

1балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция;

0,25 –коррекция после стимулирующей помощи;

0 баллов – неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

  1. Образование множественного числа существительных

Инструкция: «Образуй множественное число существительных по образцу».

Стул -…-….

Ухо - … -….

Зеркало -…. - ….

Пальто - … - ….

Платье -… - ….

1 балл – форма образована правильно;

0,5 балла – самокоррекция;

0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи;

0 баллов – неверная форма слова или отказ от выполнения.

Серия 4. Исследование словообразовательных процессов

  1. Образование уменьшительной формы существительных

Инструкция: «Образуй уменьшительную форму слова».

  • дерево – …
  • лес – …
  • улица – …
  • ухо – …
  • слово - …

1 балл – правильная форма

0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

0 – неправильная форма слова или отказ.

  1. Образование относительных прилагательных от существительных  

Инструкция: «Образуй прилагательные по образцу».

Образец:  бумага – бумажный.

  • солома – …
  • лед – …
  • вишня – …
  • слива – …
  • черника – …
  • клюква - …
  • ель – …
  • масло – …
  • лен – …
  • суп - …

1 балл – правильная форма

0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

0 – неправильная форма слова или отказ.

  1. Образование качественных прилагательных от существительных

Инструкция: «Образуй прилагательное по отношению к слову день».

  • Мороз -…
  • Снег -…
  • Дождь -…
  • Солнце -…
  • Ветер -….

1 балл – правильная форма

0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

0 – неправильная форма слова или отказ.

4.Образование притяжательных прилагательных от существительных

Инструкция: «Образуй прилагательные, отвечающие на вопрос чей».

  • волк -…
  • медведь -…
  • лев -…
  • птица -…
  • орел -…
  • мать -….
  • отец -…
  • брат -…
  • дед -…
  • дочь -…

1 балл – правильная форма

0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

0 – неправильная форма слова или отказ.

Серия 5. Исследование связной речи

  1. Пересказ текста

Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и приготовься его пересказывать».

Галка и голуби.

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвети влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби всё поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те её так же не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько понят смысл ситуации:

  • Почему галку не узнали свои?
  • Какая мораль у этой истории?
  1. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:

5 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

2,5 балла – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

1 балл – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

2)Критерий возможности построения текста:

5 баллов – рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

2,5 балла – недостаточная последовательность в изложении, отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов;

1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные, необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер простого перечисления или состоит из речевых штампов.

3)Критерий грамматического оформления:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сюжетных и  разнообразных грамматических конструкций;

2,5 балла – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;

1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (наблюдение грамматических обязательств);

0 баллов – множественные аграмматизмы.

4)Критерии лексического оформления

5 баллов – адекватное использование вербальных средств;

2,5 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

1– выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);

0 –далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Серия 6. Исследование понимания логико-грамматических отношений

Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».

  • Покажи ключ, карандаш;
  • Покажи карандашом ключ;
  • Покажи карандаш ключом;
  • Нарисуй круг под крестом;
  • Нарисуй крест под кругом;
  • Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?
  • Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?
  • Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  • Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  • Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0,25 балла – перебор вариантов, поиск с нахождением правильного ответа;

0 баллов – неверный ответ.

Уровни успешности:

IV уровень — 100 - 85%

III уровень — 84,9 - 70%;

II уровень — 69,9 - 55%;

I уровень - 54,9% и ниже.

Тестовая методика диагностики

письменной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)

Серия 1. Исследование навыков письма

Инструкция: «Напиши под диктовку предложения».

  • В саду за высоким забором росли яблони;
  • На опушке леса охотник убил волка;
  • Милиционер остановил велосипедиста;
  • Маленькие котята целый день возятся и играют друг с другом.

45 баллов- не болле 1 орфографической или пунктуационной ошибки;

30 – 2-3- погрешности недисграфического характера;

15 – до 5 орфографических, пунктуационных ошибок, пропуски слов или до 2 дисграфических ошибок;

0 - более 2 дисграфических ошибок или более 5 других.

Серия 2. Исследование навыка чтения

«Неблагодарная ель»

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей,                 (8)

росла ель. Маленькую ёлочку поражала красота белых         (15)

 цветков, которые распускались весной на терновнике.         (21)

Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда         (30)

ели понравились его синие плоды. Когда ель стала                 (38)

 взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы     (46)

 в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие.          (55)

 Однажды она сказала: « Слушай, терновник, убери свои       (62)

кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы             (71)

прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным   (78) ростом». – « и это ты мне за всю защиту от ветра и плохой   (90)    погоды?» - жалобно спросил терновник. Ель молчала и          (97)

только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился          (103)

и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу         (112)

обратились все ветви терновника, но ни одна не                       (120)

 прикоснулась к ели. И ель росла, росла…                                 (127)

Во время первых зимних метелей в лес пришли                       (135)

 лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала      (143)

ель просить терновника, чтобы он ее спрятал. Но было            (152)

уже поздно просить. Все ветки терновника летом                      (159)

повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться       (168)

к ели. Она заплакала: « Ведь меня топором убьют!» -                (176)

« И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и             (186)      неблагодарной», - ответил терновник. « Да, неблагодарная       (191)

гордость не принесет пользу» - заплакала ель.                            (197)

Едва она это сказала, как перед ней уже стояли люди и             (208)      восхищались её красотой. Её срубили. Ель упала в объятия      (217)  терновника и навсегда распрощалась с лесом.                             (223)

Оценка производится по трем критериям:

Критерий скорости чтения

15 баллов – высокая скорость чтения 120 слов в минуту и выше;

10– средняя  - от 100 до 119 слов в минуту;

5– низкая – от 70 до 99 слов в минуту;

0 – очень низкая скорость чтения, менее 69 слов в минуту.

 

Критерий правильности чтения

15 баллов – не более 2 ошибок с самокоррекцией;

10 – 3-4 ошибки на уровне слова с самокоррекцией;

5– 5-6 ошибок, большая часть из которых замечена и исправлена;

0 – более 6 ошибок при чтении.

Критерий понимания прочитанного

15 баллов – исчерпывающие ответы на все вопросы по тексту;

10 – полный ответ после стимулирующей помощи;

5- неточность или неполнота понимания;

0-фрагментарность понимания или полное непонимания смысла прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...

Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...

Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников Т.А. Фотекова

Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение....

Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников».

Диагностический инструментарий уровня речевого развития обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья...

Протокол обследования речи старших школьников (Т.А. Фотекова)

Протокол обследования речи старших школьников (Т.А. Фотекова)...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...