Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.
тест на тему

Самойлова Ольга Николаевна

 

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для количественной и качественной оценки речевых нарушений, анализа структуры дефекта подтвердило объективность оценки уровня речевого развития с помощью предлагаемых заданий. Кроме того, данная методика позволяет визуально отразить полученные результаты в графиках и представить динамику развития речевой деятельности ребёнка.

Для использования данного материала мною был разработан протокол, который позволит педагогу, проводя обследование, быстро и легко фиксировать  полученные данные и осуществлять их обработку.

За основу взят сокращённый вариант экспресс-диагностики предложенной автором. Материал разделён на серии, к каждому заданию приложены не только сами пробы, но и инструкция (форма подачи). Подробно расписаны критерии оценки к каждому заданию, педагогу только остаётся сделать пометку в соответствующей графе.

В конце заданий и серий указывается количество набранных балов и в процентном содержании уровень успешности выполнения заданий.

Результаты обследования можно визуально представить в виде графика (Т. А. Фотековой предложен термин «Речевой профиль»), в котором отображены данные по четырём сериям проведённой методики:

  1. исследование сенсомоторного уровня (1-проверка фонематического восприятия, 2-исследование состояния артикуляционной моторики, 3-исследование звукопроизношения, 4-исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова;
  2. исследование грамматического строя речи;
  3. исследование словаря и навыков словообразования;
  4. исследование связной речи.

Предложенный протокол экспресс-диагностики устной речи позволяет педагогу достаточно легко фиксировать результаты обследования, а также оценить и анализировать состояние речевой деятельности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovaya_metodika_diagnostiki_ustnoy_rechi.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол тестовой диагностики устной речи.

Фамилии, имя________________________________________________________________________________________________________________

Группа (класс)________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследоания_____________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования.

Содержание

Критерии оценки

1 серия

Исследование сенсомоторного уровня речи.

1 задание

Проверка состояния фонематического восприятия.

1 балл

точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления

0,5 балла

первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому

0,25 балла

неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками

0 баллов

отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной  слоги как можно точнее.

Оценивается воспроизведение пробы в целом. Слоги предъявляются до первого воспроизведения.

  • ба-па          па-ба

  • са-ша         ша-са

  • ша-жа-ша        жа-ша-жа

  • ца-са-ца            са-ца-са

  • ра-ла-ра            ла-ра-ла

Всего:

2 задание

Исследование артикуляционной моторики.

1 балл

точное и правильное воспроизведение

0,5 балла

замедленное и напряжённое выполнение

0,25 балла

выполнение с ошибками

0 баллов

невыполнение движения

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

Нужно попросить ребёнка удерживать органы речи в нужном положении3-5 секунд, последние три упражнения выполнить по 4-5 раз.

  • «Улыбка»

  • «Лопатка»

  • «Иголочка»

  • «Маятник»

  • «Улыбка»-«Трубочка»

Всего:

3 задание

Исследование звукопроизношения

3 балла

правильное произношение всех звуков группы

2,5 балла

один или несколько звуков группы не достаточно автоматизированы

1 балл

в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

0 баллов

в любой позиции искажаются, заменяются несколько или все звуки группы

Инструкция: повторяй за мной слова.

  • собака-маска-нос
  • сено-василёк-высь
  • замок-коза
  • зима-магазин
  • цапля-овца-палец

  • шуба-кошка-камыш
  • жук-ножи
  • щука-вещи-лещ
  • чайка-очки-ночь

  • рыба-корова-топор
  • река-варенье-дверь

  • лампа-молоко-пол
  • лето-колесо-соль

  • остальные звуки

Всего:

4 задание

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

1 балл

точное и правильное воспроизведение

0,5 балла

замедленное послоговое воспроизведение

0,25 балла

Искажение звуко-слоговой структуры слова

0 баллов

невоспроизведение

Инструкция: повторяй за мной слова.

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

  • танкист

  • космонавт

  • сковорода

  • аквалангист

  • термометр

Всего:

Всего за серию:

Успешность выполнения серии  (%)

2 серия

Исследование грамматического строя  речи.

1 задание

Повторение предложений.

1 балл

точное и правильное воспроизведение

0,5 балла

пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения

0,25 балла

пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено

0 баллов

невоспроизведение

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

  • Птичка свила гнездо.

  • В саду было много красных яблок.

  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

  • Петя сказал, что он не пойдёт гулять, потому что холодно.

  • На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Всего:

2 задание

Верификация предложений

1 балл

выявление и исправление ошибки

0,5 балла

выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов)

0,25 балла

ошибка выявлена, но не исправлена или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки

0 баллов

ошибка не выявлена

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

  • Собака вышла в будку.

  • По морю плывут корабль.

  • Дом нарисован мальчик.

  • Хорошо спиться медведь под снегом.

  • Над большим деревом была глубокая яма

Всего:

3 задание

Составление предложений из слов

предъявленных в начальной форме.

1 балл

предложение составлено верно

0,5 балла

нарушен порядок слов

0,25 балла

наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности

0 баллов

смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложения.

  • мальчик, открывать, дверь

  • сидеть, синичка, на, ветка

  • груша, бабушка, внучка, давать

  • Витя, косить, трава, кролики, для

  • Петя, купить, шар, красный, мама

Всего:

      4 задание

Добавление предлог в  предложение.

1 балл

правильный ответ

0,5 балла

правильный ответ после стимулирующей помощи

0,25 балла

правильный ответ после помощи второго вида

0 баллов

Неэффективное использование  помощи как первого, так и второго вида

Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нём пропущено.

  • Лена наливает чай … чашки.

  • Почки распустились … деревьях.

  • Птенец выпал … гнезда.

  • Щенок спрятался … гкрыльцом.

  • Пёс сидит … конуры.

Всего:

                                   5 задание

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

1 балл

правильный ответ

0,5 балла

правильный ответ после стимулирующей помощи

0,25 балла

форма образована неверно

0 баллов

невыполнение

Инструкция: один – дом, а если их много, то это - дома.

  • один – стол, а много – это …

  • стул –

  • окно –

  • звезда –

  • ухо –

Инструкция: один – дом, а много чего? - Домов.

  • один – стол, а много чего?  –…

  • стул –

  • окно –

  • звезда –

  • ухо –

Всего:

Всего за серию:

Успешность выполнения серии  (%)

3 серия

Исследование словаря и навыков словообразования.

1 балл

правильный ответ

0,5 балла

самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи

0,25 балла

форма образована неверно

0 баллов

невыполнение

 1 задание

Образование существительных-названий детёнышей животных.

Инструкция: у кошки – котята, а у ….

  • козы-                                          

  • волка-

  • утки-

  • лисы-

  • льва-

  • собаки-

  • курицы-

  • свиньи-

  • коровы-

  • овцы-

2 задание

Образование прилагательных от существительных:

относительных прилагательных;

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

  • шляпка из соломы-                                          

  • горка изо льда-

  • варенье из вишни-

  • варенье из яблок-

  • варенье из сливы-

  • кисель из клюквы-

  • салат из моркови-

  • суп из грибов-

  • лист дуба-

  • лист осины-

3 задание

качественных прилагательных;

Инструкция: если днём жара, то день – жаркий, а если …

  • мороз-

  • солнце-

  • снег-

  • ветер-

  • дождь-

4 задание

притяжательных прилагательных;

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …

  • кошки-

  • волка-

  • льва-

  • медведя-

  • лисы-

Всего за серию:

Успешность выполнения серии  (%)

3 серия

1 задание

Исследование связной речи.

критерий смысловой целостности

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5)

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности

допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев

выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён

отсутствует описание ситуации

критерий лексико-грамматического оформления высказывания

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств

Рассказ оформлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление

Наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств

Рассказ не оформлен

критерий самостоятельности выполнения задания

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

Самостоятельно выложены картинки и составлен рассказ

Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно

Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам

Задание недоступно даже при стимулирующей помощи

Пересказ прослушанного текста

Инструкция: я прочту тебе рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

2 задание

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

критерий смысловой целостности

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

Воспроизведены все основные смысловые звенья

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, не связующих звеньев

Пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации

Невыполнение

критерий лексико-грамматического оформления высказывания

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

Пересказ без нарушений лексико-грамматических норм

Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные замены

Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов

Пересказ не доступен.

критерий самостоятельности выполнения задания

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

Самостоятельный пересказ после первого предъявления

Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения

Пересказ по вопросам

Пересказ недоступен даже по вопросам

Всего за серию:

Успешность выполнения серии  (%)

Всего за тест:

Успешность выполнения теста  (%)

Уровень успешности

I

(0-25%)

II

(26-50%)

III

(51-75%)

IV

(76-100%)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика устной речи младших школьников

С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...

Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...

Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников Т.А. Фотекова

Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение....

Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников».

Диагностический инструментарий уровня речевого развития обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья...

Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...