Педагогическая симптоматика трудностей обучения письму и причины возникновения ошибок.
консультация

Весельева Людмила Николаевна

В таблице приведены примеры ошибок на письме и педагогические причины их возникновения у детей  начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая симптоматика трудностей обучения письму и причины возникновения ошибок.

Педагогическая симптоматика трудностей

Причины

Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”)

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

Несформированность звуко-буквенных ассоциаций

Недостатки в произношении

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава”, “кродил” вместо “крокодил”)

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Неустойчивость внимания

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. “василки” вместо “васильки”, “кон” вместо “конь”, “смали” вместо “смяли”)

Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа

Не развито умение дифференцировать гласные 1 и 2 ряда

Не усвоены правила правописания

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

Несформированность фонетико-фонематического анализа.

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.

Недостатки в развитии вербального анализа.

Трудности  различения звуков в слове, выделении только акустически сильных

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Недостаточность звукового анализа

Затруднение при определении последовательности звуков в слове

Недостатки в развитии звукового анализа

Слабое развитие слуховой памяти

Трудности  различения при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.)

Недостаточность зрительного анализа

Несформированность анализа пространственных отношений

Недоговаривание, добавление звуков

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Недостаточность процессов звукового анализа

Недостатки в артикулировании

Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава”, “клюкива” вместо “клюка”, “кувашин” вместо “кувшин”)

Несформированность звуко-буквенного анализа

Неустойчивость произвольного внимания

Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял”, “пеперисал” вместо “переписал”, “уманя” вместо “умная”)

Недостаточность зрительного анализа

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Неустойчивость произвольного внимания

При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. “виситнастне”, “подорожке”, “при летели”, “в зела” вместо “взяла”, “жи вёт” вместо “живёт”, “жвлсу” вместо “живёт в лесу”, “послдаж” вместо “после дождя”)

Несформированность вербального анализа

Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

“Зеркальное” написание букв, неузнавание букв в перевёрнутом виде

Недостаточность зрительного анализа

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п)

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Недостаточность зрительного анализа

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки

Слабо развита тонкая моторика руки

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Не усвоено понятие “рабочая строка”

 Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца

Не сформирована направленность считывания слева на право

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки)

Недостаточность развития анализа пространственных отношений.

Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз

Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр

Недостаточность зрительного анализа

Недоразвитие микромоторики

Несформированность зрительно-двигательных координаций

Несформированность дифференцированных зрительных образов букв

Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)

Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно “надавливать” на ручку или карандаш

Недоразвитие макро- и микро- моторики

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности

Очень медленный темп письма

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Недоразвитие микромоторики

Трудности в произвольном управлении движениями

Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв

Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа

С ошибками списывает с доски

Несформированность процессов зрительного анализа

Неустойчивость произвольного внимания

Неумение поэлементно воспроизводить образец

Слабое развитие кратковременной зрительной памяти

Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Несформированность звуко-буквенного анализа

Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы

Не усвоены понятия “звук” и “буква” и их соотношение

Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)

Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти

Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании

Недостатки в развитии произвольного внимания

Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв)

Недостаточность развития процессов зрительного анализа

Недостаточная дифференциация зрительных образов печатных и письменных букв

Недостаточное развитие зрительной памяти

Тремор (дрожание руки) при письме

Трудности в произвольном управлении микромоторикой

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций

Появление или возрастание ошибок к концу работы

Постепенное ослабление самоконтроля

Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции

Ослабление процессов произвольного внимания

 

Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. “бабабушка”, “ш” вместо “и”, “п” вместо “т”, “ т” вместо “т”)

Недостаточность зрительного анализа

Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение)

Плохо ориентируется в пространстве листая тетради

Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ)

Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля

Трудности в усвоении алфавита

Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти

Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию

Несформированность звуко-буквенного анализа

Затруднения в употреблении заглавных букв

Недостатки в развитии вербального анализа.

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Не усвоено соответствующее правило

Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений

Несформированность вербального анализа

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)

Трудности при определении слова как части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие)

Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)

Недостаточность операции абстрагирования

Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы – часовой, жарко – жаркий, светает - свечка)

Конкретность мышления

Недостаточность мыслительной операции обобщения

 Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что “жи – ши” пишется с буквой “и”, пишет “сидел на крышы”)

Недостаточность операции абстрагирования

Несформированность операции сравнения

Недостатки в развитии мыслительной операции анализа

Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму)

Недостатки в развитии слухового вербального анализа

Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала

Несформированность звукового анализа

Недоразвитие зрительной памяти

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Недостатки в развитии самоконтроля

Недостаточное артикулирование слов при письме

Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой

Недостатки в развитии фонематического восприятия

Недостаточность развития процессов произвольного внимания

Неправильная постановка точки при письме

Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)

Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст)

Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)

Педагогическая симптоматика трудностей обучения русскому языку и причины возникновения ошибок на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Консультирование родителей является важной составляющей работы учителя-логопеда...

Презентация. Выступление на родительском собрании 2012-2013 "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."

Выступление на родительском собрании в 2012-2013 учебном году. "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."...

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе

План выступления:Предпосылки для овладения чтением. Взаимосвязь чтения и письма.Освещение типичных ошибок на письме, их причины.Определение системы взаимодействия между учителем-логопедом и родителями...

Педагогическая симптоматика трудностей письменной речи.

Материал для учителей-логопедов начальной школы...