Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
статья

 Кожевникова Елена Владимировна

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим

научить его читать и писать. Да, от того, как будет

чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку

лестницы познания, что он будет переживать,

 зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

 В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим

научить его читать и писать. Да, от того, как будет

чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку

лестницы познания, что он будет переживать,

 зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

 В. А. Сухомлинский

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Коррекционно-развивающая среда в специальных коррекционных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ. На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

На современном этапе реализации федерального государственного стандарта очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, не только приобрели практические умения и навыки, но и могли реализовать себя в современном мире.  Для того,   чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно организовать комфортную предметно- развивающую среду для приобретения необходимых социально-адаптированных знаний, умений и навыков, так как организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, являющаяся фактором коррекционно-развивающего воздействия на психофизическое развитие детей. 

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Поэтому среда имеет важное значение для развития детей, а особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Итак, что же входит в понятие предметно-развивающая среда.

                        Предметно-развивающая среда — это пространство, которое, во-первых,        побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития. В педагогике существуют определенные установленные правила и принципы, которые помогут создать правильную предметно-развивающую среду. 

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития в соответствии с требованиями ФГОС.
            Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
            Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Требования к предметно-развивающей среде

Существуют конкретные, вытекающие из многолетнего мирового педагогического опыта критерии, которые, согласно ФГОС, предъявляются к предметно-развивающей среде.

Содержательная насыщенность

Этот критерий означает, что развивающая среда должна быть наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети смогут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития. Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, должны позволять детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе действиями, направленными на развитие крупной и мелкой моторики). Содержательные компоненты развивающей среды должны предоставлять возможность для самовыражения детей и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Вариативность

В основе принципа вариативности лежит важнейшая идея о том, что ребенку должна быть предоставлена свобода выбора. Это значит, что все материалы и обучающие средства должны быть разнообразными и предлагать возможность для самых разных видов активности. И, конечно, поскольку определенная предметно-развивающая среда поддерживает развитие детей определенного возраста, с ростом детей среда должна дополняться и меняться. Как минимум один раз в полгода необходимо дополнять пространство средствами и материалами.

Трансформируемость

Оборудование предметно-развивающей среды должно быть достаточно мобильным, чтобы педагоги могли видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей.

Полифункциональность

Полифункциональность материалов предметно-развивающей среды предполагает, что одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций. Другими словами, за предметами, содержащимися в развивающей среде, не должна быть закреплена единственная конкретная функция.

Доступность

Все предметы должны находиться в зоне доступа детей. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.   

Безопасность 

Все предметы должны быть пригодны к использованию, не представлять опасности здоровью и жизни детей, соответствовать требованиям безопасности.

Зонирование предметно-развивающей среды

Любое пространство должно быть разделено на функциональные зоны. Такое пространство естественным образом подсказывает ребенку, что во всем может присутствовать порядок и организованность. Как правило, при создании предметно-развивающей среды выделяют следующие зоны.

В предметно - развивающую среду могут входить следующие зоны:

  • учебная зона
  • игровая зона
  • коррекционная  зона
  • зона творчества

Коротко рассмотрим, что входит в данные зоны.

УЧЕБНАЯ        ЗОНА должна включать в себя меловую магнитную доску, интерактивную доску, компьютер, принтер, комплекты «парта-стул», рабочее место учителя. Парты должны быть расположены так, чтобы их можно было легко переставить, объединить или отодвинуть.  Учебная зона должна быть насыщена дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах. Должна предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

В учебной зоне можно выделить информационную зону. Она может быть представлена различными стендами, таблицами, где отражается вся значимая для детей информация.

ИГРОВАЯ ЗОНА  предназначена для организации предметных , сюжетно-ролевых, строительных, развивающих игр,  игр с готовым содержанием и правилами, театрализованных и других игр. Конечно, доминантный вид деятельности в образовательном учреждении - учебная деятельность. Но, как известно, для детей с ОВЗ преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Дети с ОВЗ очень длительно и проблематично перестраиваются на учебную деятельность, а в некоторых случаях,  игровая остаётся у детей ведущей. Поэтому именно игровая зона будет также наиболее приемлема.

             Пол игровой зоны должен быть застелен ковром, поэтому дети могут играть сидя. В этой зоне может быть уголок для мальчиков и уголок для девочек. На полках могут размещаться  различные игрушки: машинки, куклы, кукольная мебель, наборы инструментов, конструкторы и т.д. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Больница», «Магазин», «Школа» и игровая зона должна предоставить им такую возможность.  В игровой зоне также может быть расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, то есть своеобразная зона отдыха. Дети с удовольствием могут проводить время отдыхая. Организация и использование зоны отдыха является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья обучающихся с ОВЗ.

           В свободное время ребята могут  посидеть в игровом уголке с книжкой, поиграть в лото, домино, шашки и т.д. Также в игровой зоне можно проводить различные уроки, например, речевую практику, коррекционные  и внеурочные занятия. Проведение уроков и занятий в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время.

В КОРРЕКЦИОННУЮ ЗОНУ  входят: игры на развитие сенсорных процессов, дидактические игры, шнуровки, мозаики, пазлы. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке. Также в коррекционную зону может входить подбор детской художественной литературы (сказки, стихи, потешки).

        ЗОНА ТВОРЧЕСТВА  предназначена для творческих занятий детей по интересам (лепка, рисование и т.д.) Может представлять собой выставку детских поделок и рисунков. Создание данной зоны помогает ребенку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

Подобное зонирование является классическим, но не единственно возможным. Исходя из целей и задач конкретного учреждения, педагоги могут выделять и оснащать и другие специальные зоны.

Создавая предметно-развивающую  среду необходимо помнить:

1.        Она должна выполнять образовательную, развивающую,

воспитывающую,        стимулирующую, организованную,         коммуникативную        функции,        работать        на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.        Она должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.        Необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, а также показатели эмоционально - потребностной  сферы.

4.        Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

5.        Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

6.        Материалы, оборудование должны меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Исходя из этого, коррекционно-развивающее пространство должно быть организованно так, чтобы каждый воспитанник имел возможность заниматься любимым делом. Необходимо сделать его информативно богатым, системным, что обеспечивает разнообразие тематики, многообразие дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающего пространства должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивая развитие у воспитанников становления их социальной компетентности в играх, занятиях, общения со сверстниками, взрослыми.

Итак, как мы видим, что на сегодняшний  уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО. Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия и становится современный учебный кабинет.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН – ответственный и трудоемкий участок деятельности педагога.

На основе выше сказанного можно сделать следующий вывод, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда должна вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной учебной деятельности.

Свое выступление хотелось бы закончить вот такими словами:

      «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

                                                         Е. И. Тихеева.  

ГБОУ РМ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ДОКЛАД

НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

                                         ПОДГОТОВИЛА:

                              КОЖЕВНИКОВА Е.В.

ИНСАР 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Презентация на тему: "Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II"

Презентация на тему: "Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II"...

Рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.

В данную рабочую программу входит описание содерания курса, личностных и предметных результатов обучения, а также тематическое планирование. Данная программа адресована учителям природоведения, обеспе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования....