Методика работы при дизорфографии
статья

Даны упражнения и задания по работе с дизорфографией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika_korrektsii_dizorfografii.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

         Методика коррекции дизорфографии у младших школьников.

Комплексный подход предполагает  работу по коррекции дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Для этой цели  проводятся специально организованные логопедические занятия по исправлению недостатков фонетико-фонематической стороны речи, дислексии и дисграфии.

Учитывая психологическую структуру процесса усвоения правил правописания, формирование орфографического действия должно осуществляться при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и неречевых психических функций.Необходимо развивать моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии.

  Для закрепления формируемых ассоциаций между знаком (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (её названием) следует использовать схемы, таблицы, условные обозначения.  Задания должны включать различные виды речевой деятельности, развитие её устных и письменных форм, учитывать особенности становления операций порождения речевых высказываний. Создавать условия для освоения грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями применять их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля. Они являются компонентом «орфографического чутья»  и позволяют актуализировать имеющегося «орфографического поля». Проверочный вид самоконтроля использовать традиционно. Однако особое внимание следует уделить предварительному и текущему видам самоконтроля. Дети не умеют прогнозировать и определять «ошибкоопасные» места слов до их написания, поэтому формирование орфографических навыков необходимо направить прежде всего не на исправление, а на предупреждение ошибок.

Коррекционная работа со школьниками строится с учётом психологической структуры процесса овладения орфографией. У детей нужно формировать предпосылки успешного усвоения навыков правописания. Фонематические, морфологические и синтаксические обобщения усваиваются сначала на практическом уровне, в дальнейшем - на уровне осознания.

Формирование орфографически правильного письма у школьников предполагает не только устранение нарушений фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи и неречевых процессов. Оно направлено на практическое овладение сложными языковыми закономерностями и рядом мыслительных операций, усвоенными на уроках литературы, развития речи.

Дизорфография являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. С нозологической точки зрения, дизорфография являются разновидностью парциальных задержек психического развития, имеющих общее свойство - способность вызывать стойкие трудности при овладении письмом.

 Система логопедической работы по коррекции дизорфографии   включает:

1.Совершенствование звукопроизносительной и звукослоговой структуры слова:

работа над ударением  (определение ударного гласного звука, ударного слога, дифференциация ударных и безударных гласных в слове),

развитие фонематического восприятия (дифференциация звонких - глухих, твёрдых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение оппозиционных чередований);

формирование фонематического анализа и синтеза.

2.Формирование лексического компонента языковой способности:

обогащение словаря на материале слов из разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и т. д.);

закрепление учебной лингвистической терминологии,

формирование понятий о многозначности слова.

Этапы лексической работы:

1)знакомство с новым словом,

2) уточнение значения слова,

3)морфемный анализ слова,

4)уточнение семантической структуры слова,

5)включение слова в определённое семантическое поле.

3.Дифференциация категориального значения различных частей речи:

закрепление категориального значения существительных, глаголов, прилагательных и т. д.

4.Уточнение грамматического значения слов:

Существительных (число, род, падеж, одушевлённость - неодушевлённость, имя собственное - нарицательное);

Прилагательных (число, род, падеж);

Глаголов (настоящее, будущее ,прошедшее время; совершенный- несовершенный вид, лицо и т. д.)

5.Формирование словообразовательных моделей и работа в направлении словообразования:

При формировании словообразовательных моделей большое внимание уделяется сравнению родственных слов по значению и звучанию;

выделению и осознанию словообразующих аффиксов;

словообразованию по аналогии.

Характер заданий и речевой материал постепенно усложняется. Особое внимание уделяется словам-паронимам: рассматриваются паронимы, резко отличающиеся по смыслу (розан - розарий) и паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками ( висеть- виснуть).

6.Дифференциация родственных слов:

работа ведётся в направлении определения лексического значения родственных слов;

определения различий в значении родственных слов;

сопоставления родственных слов по значению и звучанию («поджог»  имя существительное и «поджёг» -глагол).

7.Развитие навыков морфемного и морфологического анализа:

выделение корневой морфемы;

выделение общих суффиксов;

выделение общих приставок;

определение морфемного состава слов;

определение морфологических критериев формы слов ( морфологический разбор).

8.Формирование синтаксического компонента языка:

все виды работы с текстом;

работа над структурой простого и сложного предложения на практическом уровне;

определение характера предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, распространённое и т.д.

 Комплексы упражнений при коррекции дизорфографии:

«Словесное лото» - ребенок читает слово и закрывает им картинку с изображением предмета.

«Магазин» - ребёнок читает название товаров и развешивает карточки - названия под соответствующими предметами или картинками.

«Собери в дорогу друга» - дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые зайчику, кукле, Буратино и т. д.

В речевой работе использую модули: например, грамматические модули:

слово-предмет (что это? кто это?)

слово – действие (что делает?)

слово – признак ( какой? какое? какая? какие?)

словосочетания со словами «много; мой , моя, моё, мои».

словосочетания со словами « один, два, три, четыре, пять»

Особую трудность при формировании орфографической грамотности вызывают у детей неподдающиеся проверке слова с безударными гласными, так называемые «словарные слова». Поэтому работа над «словарными словами» – это неотъемлемая часть успешного формирования навыка грамотного письма. Многочасовые упражнения, диктанты не всегда дают положительный результат.

Учитывая психологию детей в начальной школе (преобладание образной памяти) для запоминания словарных слов можно использовать ассоциации и слова - подсказки:

На завтрак – рак, кри, Ура!’’

Дед в деревне.

Дети дежурные.

Завтра на завод.

Машина у Маши.

Пенал моют пеной.

Костя в костюме, а Павел в пальто.

Дети лучше запоминают «слова», если сами участвуют в формировании ассоциативных связей. Вот примеры подбора детьми слов по ассоциации:

сапоги - рыбалка,

кровать - сон,

магазин – мама сама,

газета – папа.

Работа над безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Упражнение 1.

Прочитай, подумай, почему первое слово в каждой группе однокоренных слов будет проверочным для других слов этого ряда.

Ночь – ночевать, ночной;

зелень – зелёный, зеленеть;

звон – звоночек, звонок, звонить;

лес – лесной, лесистый, лесник;

море – морской, моряк;

даль – далеко, далёкий,

боль – больной, больница, болеть;

корм – покормить, кормушка.

Задания.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах. Обозначь ударение. Поставь точку под гласными, которые требовали проверку при письме. Составь предложения со словами любой группы однокоренных слов. Напиши эти предложения.

Упражнение 2.

Подумай, какие гласные надо написать в каждой группе однокоренных слов. Подбери к ним проверочные слова.

(…), к.тёнок, к.тята, к.ты;

(….), т.грёнок, т.грята, т.грица;

(….), гр.чи, гр.чиха, грачата;

(….), сл.нёнок, сл.нята, сл.ниха, сл.ны ;

(..), .жи, .жиха, .жата;

(……), л.бедёнок, л.бёдушка;

(….), с.ва, с.вёнок.

Задания.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждой группой однокоренных слов пиши в скобках проверочное слово. Поставь точку под безударными гласными, которые ты проверял.

Упражнение 3.

Прочитай каждую группу однокоренных слов. Подумай, в каких словах гласную в корне нужно проверять при письме и какое слово будет проверочным.

Зверёк, звериный, зверь;

ленивый, лентяй, лень;

постареть, старый, старик;

мир, помирить, примирение;

далеко, далёкий, дальний;

глядеть, взгляд, подглядывать;

удивляться, диво, дивный;

сор, насорить, соринка;

грязнить, грязный.

При работе над проверяемыми безударными гласными в корне структурно - сопоставительный анализ принимает такие формы:

1.Подобрать родственные слова с корнем «СТОЛ» – или с корнем «СОЛ». Выделить корень в каждом «гнезде» родственных слов, сравнить их произношение и написание.

2.Дополнить предложения.

В слове  БОЛЬНОЙ корень БОЛЬ, такой же корень в словах (болеть, болезнь, боль, заболел, больно, больничный, приболел).

В слове ВОЛНА корень ВОЛН, такой же корень в словах ( волнение, волноваться, взволноваться, волнистый, разволноваться).

В слове ГОВОРИТЬ корень ГОВОР, такой же корень в словах (разговор, разговаривать, говори, говорун, говорливый, отговорить).

Записать родственные слова, выделить корень.

3. Подобрать однокоренные слова к словам КРОВЬ, БЕРЕГ, КОЛОТЬ, СЕСТРА, записать их.

Слова для записи:

Кровный, кровинка, бескровный;

бережок, береговой, прибрежный, набережная;

осколок, наколоть, расколоть;

вожу, приводить, уводить, вождь, отводить, заводить;

сестрёнка, сестрица, сестричка.

В формировании навыков морфологического анализа использую «морфемный конструктор». Он имеет вид таблиц и раздаточного материала в конвертах: приставки – зелёного цвета; корни слов – чёрного цвета; суффиксы – синего цвета; окончания слов – красного цвета.

Приставки : в, за, по, на, от, вы, до, у, пере, над, под.

Корни : лёт, ход, дар, брос , прыг, рез, хват, сид , кат, дум, син .

Суффиксы : е, и, л, н, к, ик , и, а, о, л, у.

Окончания: ть , а, о, е, ие, ые, ым, яя, ый, ое.

Особое внимание необходимо с самых первых коррекционных занятий уделять работе с текстом, с предложением.

Текстовый материал может быть в форме:

незаконченного текста с пропущенными в нём словами, словосочетаниями, фразами;

деформированного текста с переставленными предложениями или поменявшими места частями;

текста с введёнными в него словами, предложениями, абзацами ,которые необходимо исключить по тем или иным признакам;

текста, который следует дополнить определёнными языковыми категориями.

Упражнения по работе с текстом.

1.Прочитай предложения:

1.За мамой - слонихой топал слонёнок.

2.За мамой – лосихой крался лосёнок.

3.За мамой – ежихой катился ежонок.

4.За мамой-медведицей шёл медвежонок.

Устно: сократи каждое предложение так, чтобы оно состояло из двух слов и подходило к схеме:

Кто? Что делал?

Прочитай, какие предложения у тебя получились. Запиши эти предложения.

ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Был у белки день рожденья,

Напекла она печенья

Для медведя,

Для зайчихи,

Для сердитой кабанихи,

Для синички, для ежа,

Для добрейшего ужа.

Не тяни, ответь скорей,

Сколько белка ждёт гостей?

1).Восстановление текста по смыслу.

Тема: Предложение.

Предлагается запись текста без деления его на слоги.

Тюленята со дня рождения лежат на голом льду но они не болеют мамы кормят их жирным молоком за месяц детёныши тяжелеют в пять раз

Задание 1. Прочитайте запись. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание к упражнению: (Надо выделить все предложения в этом тексте.  Их должно быть четыре.)

Задание 2. Назовите словарное слово, в котором три слога. ( Молоком.)

Задание 3. Спишите текст.

2.Восстановление текста по первым буквам первого слова каждого предложения, идущим по алфавиту.

Задание 1. Сформулируйте задание: возможный вариант: надо написать предложения, ориентируясь на первые буквы первого слова каждого предложения. Они должны идти по алфавиту.

Задание 2. Расскажите об особенностях написания слов, в которых звуков меньше, чем букв. (Слова с мягким знаком на конце).

Задание 3. Спишите текст.

3.Восстановление текста через нахождение предложения, выражающего обобщённую мысль в частных подтверждениях.

Предложения в исходном тексте пишутся не по порядку, каждое - с новой строки. В качестве дополнительной записи используется схема.

Белуги кричат чибисом.

Морской петух кукует кукушкой.

Часто голоса рыб схожи с птичьими.

Ставриды кричат дроздом.

Морской карась крякает.

Задание 1. Прочитайте текст, исключите из него предложения, в которых нет прилагательных. Спишите текст.

Задание 2. Составьте цепочку из трёх слов с разными орфограммами. (Шубка, кедровые ,большие.)

Задание 3. Назовите слова с одинаковым количеством букв, но разным количеством слогов. (Ест - его; тигр – реки; шубка - оленя.)

ОРФОГРАММА Ь ЗНАК НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Коррекция дизорфографии должна быть ранней, направленной как на развитие орфографической зоркости, так и на развитие речи ребёнка в целом. Устранение дизорфографии возможно только при использовании интегративного подхода к коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с текстом

Контрольные вопросы для проверки качества составления конспекта...

Методика работы над исследовательским проектом

Методы работы над исследовательским проектом...

Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)

Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....

Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...

Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.

Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....