Мастер-класс "Как работать со скороговоркой"
презентация к уроку

Лабузнова Татьяна Михайловна

Систематическая работа над скороговоркой учит управлять своей речью, развивает дикцию, корректирует произношение . Скороговорка полезна не только для детей, но и для взрослых. В презентации раскрываются основные правила и последовательность работы со скороговоркой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_so_skorogovorkoy_-_kopiya.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как работать со скороговоркой Лабузнова Т. М. учитель-логопед МБДОУ № 18 г. Курск

Слайд 2

Что такое скороговорка? Часто(чисто)говорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения(В. Даль) Искусственно, ради забавы придуманная фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь (С. И. Ожегов) Таким образом, скороговорка это специально подобранная фраза, шуточный стишок или прибаутка с труднопроизносимыми звуками.

Слайд 3

Какие бывают скороговорки? короткие и длинные рифмованные и нерифмованные логичные и абсурдные с повторами и без повторов «построенные» на одном звуке и их сочетаниях современные авторские и народные

Слайд 4

Зачем нужны скороговорки? Развивают речевой аппарат Делают речь более правильной, выразительной Учат вслушиваться в смысл высказывания Учат произносить фразы, не съедая окончания Развивают память и слуховое внимание

Слайд 5

Скороговорка для детей Систематическая работа со скороговорками учит ребенка управлять своим голосом, развивает скорость и четкость речи, корректирует неправильное произношение отдельных звуков. Даже, если у малыша нет очевидных дефектов речи, скороговорки сделают произношение более красивым и четким. Это, конечно же, поможет ребенку в общении и учебе. Кроме этого, скороговорки для детей как вид народного творчества делают язык малыша значительно богаче. Скороговорки для детей – настоящая находка для логопедов, педагогов. Запоминание скороговорок развивает память. Большой плюс скороговорок – их забавное содержание. Обычно дети с удовольствием работают со скороговорками, и даже неудачи в их произношении кажутся малышам смешными, а не обидными казусами. Не стоит игнорировать этот вид устного народного творчества, прошедший проверку своей эффективности многими веками!

Слайд 6

Правила работы со скороговорками

Слайд 7

Для работы с детьми важен правильный подбор скороговорок Начинать нужно с простых, коротких, рифмованных скороговорок Простые скороговорки, после их правильного повторения, можно усложнить (например, произнести скороговорку, а затем поменять местами начало и конец)

Слайд 8

Белые бараны били в барабаны. Били в барабаны белые бараны…

Слайд 9

Для маленьких детей следует использовать визуальные ориентиры: показывать иллюстрации к скороговоркам, мнемосхемы, демонстрировать игрушки.

Слайд 10

Важно з адать ребёнку несколько вопросов, например, кто нарисован на картинке, что он делает. Вопросы должны быть простыми и понятными. Незнакомые слова следует пояснить, чтобы был понятен смысл скороговорки. Если ребёнок уже умеет читать, можно написать скороговорку, отметить, какими буквами обозначается тот или иной звук в словах.

Слайд 11

Желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с забавным сюжетом.

Слайд 12

подбирая скороговорки для детей, нужно учитывать индивидуальные особенности речи Недопустимо использовать скороговорки, если у малыша отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Использовать лишь тогда, когда ребенок произносит звук правильно, но еще неуверенно (на этапе введения звука в речевую практику

Слайд 13

Искренне хвалите ребенка за успехи Поставьте перед ребенком реально достижимую цель. Возможно, малыш продемонстрирует свои достижения на утреннике в детском саду. Или красиво расскажет скороговорку Деду Морозу, заслужив соответствующий подарок.

Слайд 14

Никогда не заставляйте малыша заниматься скороговорками. Особенно – если они пока ему еще не очень удаются. В противном случае стеснительный, неуверенный в себе ребенок может совсем замкнуться в себе. Не ругайте и не наказывайте ребенка за неудачи. Лучше просто повеселитесь по этому поводу. Но и это следует делать осторожно: не задев самолюбия малыша.

Слайд 15

Работают над скороговорками в такой последовательности: Произнесите скороговорку быстро и четко. Ребенку должно понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чем она, все ли слова понятны. Еще раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке. Показать, в каком положении должны находиться органы речи при произношении отдельного звука. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребенком в медленном темпе. Затем, повторяем ее, только шепотом , с предельно четкой артикуляцией. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение все быстрее. Если у ребенка возникают трудности, остановитесь на комфортной для ребенка скорости произношения скороговорки.

Слайд 16

Предложите малышу произнести скороговорку : с разной громкостью (очень тихо, очень громко, беззвучно) С разной высотой голоса (тонким голосом (как лисичка), грубым голосом (как медведь) С разной интонацией (нежно, грозно, с вопросом, радостно, грустно)

Слайд 17

Совершенствование навыка: Работа над интонационной выразительностью

Слайд 18

Поиграем со скороговоркой Можно и поиграть! успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мяч; на каждое слово подбрасывать и ловить мяч; можно перебрасывать мяч из одной руки в другую; проговорить скороговорку, ритмично хлопая в ладоши. При этом говорить и хлопать надо сначала медленно, а затем ускорять темп и т.п. …Пропеть скороговорку… Поиграть с пальчиками, одновременно произнося скороговорку; Сочетать скороговорку с общими движениями.

Слайд 19

Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто расскажет скороговорку и не собьётся, Кто повторит скороговорку 3 раза и не ошибется кто знает больше всех разных скороговорок

Слайд 20

Испорченный телефон Правила игры Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает услышанное шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье. Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока. Для того, чтобы результат получился смешнее, игроки стараются говорить очень быстро и очень тихо. Для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу или скороговорку. При очень большой компании можно разделиться на две команды и устроить соревнование. В этом случае ведущий шепчет одинаковое слово каждой команде. Побеждает та команда, у которой результат получился наиболее похожим на заданное слово

Слайд 21

Скороговорки могут стать отличным средством развития не только дикции, но и творческих способностей; помогут при постановке театрализованных представлений в детском саду, если работать над ними весело и с фантазией.

Слайд 22

Пусть наши дети говорят красиво! Пусть совместные занятия принесут нам не только пользу, но и удовольствие!

Слайд 23

Литература Алифанова ЕА., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. М., 1990. Куликовская Т. Скороговорки и чистоговорки . (Практикум по улучшению дикции). М., 2000. Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. СПб., 1994. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1972. Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. Л., 1989. Смирнова М.В. 2500 скороговорок. М., 2003. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1993. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Расскажи скороговорку".

Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, значительно повышает его эффективность. Речь человека является его визитной ка...

Английские скороговорки

В материале в алфавитном порядке представлены различные английские скороговорки, которые можно использовать и на уроках, и на внеклассных занятиях...

скороговорки

скороговорки на разные звуки и звукосочетания...

скороговорки

в данной работе 45 скороговорок для тренировки различных звуков....

Урок работы со скороговоркой

Урок работы со скороговоркой...

Проектная работа «Зашифрованная скороговорка»

Проектная работа«Зашифрованная скороговорка»...