Мастер-класс «Работа с детьми младшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки для задержки речевого развития»
методическая разработка

Котелянец Елена Геннадьевна

Мастер-класс

«Работа с детьми младшего дошкольного возраста,

имеющих предпосылки для задержки  речевого развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБДОУ «Золотой ключик»)

____________________________________________________________________________________

Мастер-класс

«Работа с детьми младшего дошкольного возраста,

имеющих предпосылки для задержки  речевого развития»

Подготовила:

Учитель-логопед

Котелянец Е.Г.


Мастер-класс «Работа с детьми младшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки для задержки  речевого развития»

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Интенсивное становление речевой активности происходит в возрасте от одного года до трёх лет. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает ту основу, которая ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. В связи с этим одним из направлений работы педагогов является профилактика задержки  речевого развития у младших дошкольников.

Основные направления работы:

1. РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ (пассивного словаря) = понимание (СЛАЙД): 

- понимание речи на уровне диалога

 - понимание инструкций

 - понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки

 - понимание фразовой речи

 - понимание и различия значений несложных грамматических конструкций

 - состояние фонематического восприятия.

Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Игры на развитие импрессивной речи направлены на выявление понимания различных частей речи  (существительных, глаголов, прилагательных) и фраз, понимание и различение грамматических конструкций (единственное и множественное число существительных, понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), различение слов, отличающихся одним звуком. Все инструкции  проговариваются с естественной интонацией, без скандирования (Приложение № 1).  (СЛАЙД)

2. РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ  РЕЧИ (активный словарь) = говорение (СЛАЙД):

- диалог (возможности речевого общения ребенка);

- активный словарный запас (звукоподражание, существительные, глаголы, прилагательные, наречия);

- объем и типы  предложений;

- грамматическое оформление речи;

- общее звучание речи (темп, ритм, выразительность);

- состояние голоса (сила, высота, тембр);

- состояние звукопроизношения.

Основная задача данного этапа – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Для этого используют различные игровые приемы, которые обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребёнка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой - маленький», «Чей домик?», «Детёныши животных», «Назови одним словом»» и др. позволяют усваивать лексико - грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей (Приложение № 2)

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

У себя в саду Андрейка поливал цветы из ...(лейки).        

Прицепившись к задней шине, мишка едет на ...(машине).

Мы купили кошке новые ...(сапожки).

Заявляем твёрдо, прямо лучше всех на свете (мама).

Помурлыкала немножко и  в клубок свернулась (кошка).

Место, там, где мы живём, называется наш (дом).

Поиграем в игру «Кто лучше похвалит» (цель: учить определять и называть признаки животных по образцу взрослого) -  взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинается игра: «У меня медведь. А у тебя?». Ребенок: «А у меня заяц».

«У медведя коричневая шубка» - «А у зайца белая шубка».

«У меня медведь большой» - «У меня заяц маленький».

«У медведя маленькие уши» - «А у зайца длинные уши». 

Артикуляционная гимнастика

Сформированные навыки правильного звукопроизношения являются одним из показателей правильного речевого развития ребенка.  Поэтому важный этап в профилактике возникновения нарушений речи — работа по подготовке артикуляционного аппарата.  Ребенку необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. В этом поможет артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3–5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме, сопровождается стихотворным текстом и повторяется 6–8 раз.

Для развития артикуляционного аппарата используют специально подобранные упражнения. Эффективным методом активизации речи детей является звукоподражание, цель которого уточнение звука или его вызывание по подражанию: петушок поёт ку-ка-ре-ку; поезд едет чух – чух – чух, змея шипит – ш – ш – ш. Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку.

Формирование просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Речевое дыхание – это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимый для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

Предлагаю выполнить упражнение «Снежинки». Комочек ваты нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушинка. Дети дуют на «снежинки», не давая им упасть, всё время поддерживая в воздухе. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. Выигрывает тот, кто удержал «снежинку» дольше других участников

Учитывая, что к просодической стороне речи относится не только правильное дыхание, но и умение регулировать ее темп, громкость,  можно использовать малые жанры фольклора: заклички, колыбельные, скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать.

Произнесите закличку:

Солнышко, появись! Красное нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!

Здесь используют такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!». Разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает театрализованная деятельность. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.

Развитие слухового внимания, восприятия,  фонематического слуха.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые). Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:

  • нахождение и узнавание источника звука;
  • дифференциация звуков:

– по способу воспроизведения («Барабан — погремушка», «Хлопки - притопы»);

– по темпу («Дождик»);

– по силе звучания («Громко-тихо»);

– по длительности звучания («Дорожки»).

Виды игр:

– игры на угадывание не речевых звуков.

«Угадай, что звучит» - дети слушают разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

– игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками).  Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».

«Птичий двор» - дети подражают звукам птиц: утки, гуся, цыпленка, петуха. В процессе подражания  задействуется их речевое дыхание.

Поиграем в игру «Хлопни, когда верно» - показываем ребенку картинку и называете предмет, заменяя первый звук (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и т.д.). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

Поиграем в игру «Исправь ошибки»

К нам в окно залетел Лук (жук).                                Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кот (кит)                                        Орехи в дупло несет булка (белка)

Спит на заборе кит (кот)                                        Над чайником шар (пар)

У слона вместо носа робот (хобот)                                В лесу течет печка (речка)

Развитие мелкой моторики.

Известно, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики используются игры с различными предметами: «Нанизывание бусинок на веревку», «Сложи в коробку», «Собери цветочек», «Мозаика»   и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особое удовольствие. Очень хорошо развивает мелкую моторику  биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.

Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Предлагаю выполнить такое упражнение «Дятел»

Тук-тук-тук,                постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой

Тук-тук-тук,                постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой

Раздаётся чей-то стук.        напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне        соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Долбит клювом по коре.         напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Су - Джок терапия – в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа, т.е. это воздействие на биологически активные точки. Такие упражнения способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь. Массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной  «Ежик и зайка»

Ежик, ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок                 (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)

Встал с утра, и в лес – гулять,        (прокатывать мяч по правой руке вперед – назад)

Чтоб друзей всех повидать.        (прокатывать мяч по левой руке вперед – назад)

Ежик топал по тропинке                (постучать мячом по внешней стороне ладони)

И грибочек нес на спинке.                 (постучать мячом по внешней стороне другой ладони)

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.                 (прокатывать мяч между ладонями с внешней стороны  по кругу)

А навстречу скачет зайка,                (постучать мячом по внутренней стороне ладони)

Длинноухий Попрыгайка,                 (постучать мячом по внутренней стороне другой ладони)

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косой морковку!         (прокатывать мяч в ладонях по кругу)

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения способствуют  синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Выполнение таких упражнений формирует у ребенка быстроту нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.

Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии:

«Ягоды»

Ягодка росла в лесу.                 кулак одной руки лежит на ладони

Я домой её несу.                         другой - меняем.

Солнце ягодку согрело,                 пальцы ласково гладят по щекам

Наша ягодка поспела.                 делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большими, одновременно на двух руках. Называем ягоды.

«Внимательный мишка»

По полянке мишка шёл                 пальцы одной руки шагают по ладони другой.

И в бочонке мёд нашёл.                 царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой.

Лапкой мёд он доставал,                 надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки

Язычком его лизал.                        круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки

Нету мёда                                 крепко зажать кулаки

Где же мёд?                         выпрямить напряжённые пальцы

Ищет мишка – не найдёт.                 ладони на щеках, качаем головой

Нужно обязательно                 указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы.

Мишке быть внимательным.

Важным аспектом работы с детьми по профилактике задержки речевого развития является создание условий  для их  речевого развития. В игровой комнате должна быть насыщенная предметно-развивающая среда. Все игрушки расположены по соответствующим центрам, легко, доступны детям для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир с помощью органов чувств, поэтому мы необходимы центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:

- наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);

- наборы парных картинок (предметные) для сравнения;

- разрезные картинки из двух (3-4) частей по прямой;

- серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой), крупного формата;

- разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;

- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

- уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используют разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности; необходимо поощрение двигательной и познавательной активности  детей, постоянные разговоры с детьми в процессе игры.

Уважаемые коллеги, сегодня продемонстрировала вам разнообразные методы  и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы успешно используются в работе. И можем с уверенностью сказать, что они будут оказывать положительное воздействие на речевое развитие детей.


Приложение № 1

Игры на развитие импрессивной речи детей третьего года жизни

1. Давай познакомимся

 Цель: повысить уровень понимания ребенком обращенного к нему высказывания взрослого.

 Наглядный материал: игрушки (мяч, кукла, машина, кубики).

 Устная инструкция: Хочешь посмотреть игрушки? Иди ко мне.

 Игрушка тебе понравилась? Возьми ее и по играй с ней.

2. Ушки слушают, ручки делают

 Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

 Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик, карандаш, бумага, коробка).

Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый).

Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.

3. Покажи палочкой картинку

Цель: учить понимать существительные, глаголы, прилагательные.

Наглядный материал:         

десять предметных картинок (бабушка, мишка, мышка, ложка, чашка, кошка, дерево, стул, помидор, машина);

десять сюжетных картинок с изображениями различных действий (рисует, читает, прыгает, идет, сидит, стирает, лежит, пьет, пишет, причесывает)

два мяча разного размера (большой и маленький);

картинки с изображениями ладоней рук (чистые и грязные)

кубики разных цветов (красный, зеленый, синий, желтый);

 две игрушки машинки;

 два воздушных шарика.

 Устная инструкция:

Перед ребенком кладут по две-три картинки с изображениями предметов и предлагают показать названную взрослым картинку.

Перед ребенком кладут две-три картинки с изображениями действий и предлагают показать названную взрослым картинку.

Перед ребенком кладут два предмета (или картинки) и предлагают показать (сделать) то, что просит взрослый.

Например:

Ребенку предлагается показать сначала большой, потом маленький мяч; чистые и грязные руки; шар названного цвета.

Две игрушечные машинки располагают перед ребенком так, чтобы одну она могла легко достать, а другую - нет, и предлагают показать, какая из машинок находится близко от него, а какая - далеко.

Два шарика располагают на разной высоте от ребенка и предлагают показать, какой из них висит низко, а какой - высоко.

 4. Закрой ладошкой картинку

Цель: учить ребенка понимать предложения.

Наглядный материал: сюжетные картинки (Мальчик уходит. У девочки цветы. Девочка пишет в тетради. Мальчик рисует кисточкой. Мальчик играет с собакой).

Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две-три картинки и закрыть ладошкой ту, о которой рассказывает взрослый.

5. Переверни картинку

Цель: учить ребенка различать существительные единственного и множественного числа.

Наглядный материал: игрушки (или предметные картинки): книга - книги, гриб - грибы, машина - машины, кубик - кубики.

Устная инструкция:  ребенку предлагают рассмотреть две картинки и перевернуть ту, которую называет взрослый: книга (книги) и другие.

6. Подарим картинки большой кукле и маленькой куколке

Цель: учить ребенка понимать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Наглядный материал: предметные картинки или игрушки (дом - домик, сумка - сумочка, стул - стульчик).

Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и подарить большой кукле - дом, а маленькой куколке - домик и т.п.

7. Покажи картинку маме

Цель: учить ребенка различать слова, отличающихся одним звуком (состояние фонематического восприятия).

Наглядный материал: предметные картинки ( лак - рак).

Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и показать маме ту, которую называет взрослый.


Приложение № 2

Игры на развитие экспрессивной речи детей третьего года жизни

1. «Веселое общение»

Цель: развивать вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.

Наглядный материал: пирамидка.

Устная инструкция: Как тебя зовут? С кем ты? Поиграем: составим пирамидку.

2. «Веселые болтушки»

Цель: расширять объем и качественный состав активного словарного запаса ребенка.

Наглядный материал: игрушечные животные (или изображение), часы, предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).

3. «Кто как говорит» (звукоподражание)

Устная инструкция: ребенку задают вопрос (при необходимости используются игрушечные животные или изображения животных):

Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как хрюкает свинья?

4. «Веселые картинки»

Наглядный материал: предметные картинки (существительные: бабушка, жук, ложка, стол, собака, рыба, мяч, машина, цветы, яблоко).

Устная инструкция: ребенку предлагают назвать десять предметных картинок.

5. «Веселые движения»

Наглядный материал: предметные картинки (глаголы: спит, ест, летит, падает, едет, плывет, рисует, плачет, прыгает, одевает).

Устная инструкция: ребенку предлагают ответить на вопросы по сюжетными картинками: Что делает мальчик (девочка и т.д.)?

6. «Веселый Незнайка»

Наглядный материал: разноцветные мячи и кубики, большая и маленькая куклы, предметные картинки (чистые и грязные руки).

Устная инструкция: ребенку предлагают ответить на вопросы по предлагаемым предметными картинками, сравнивая предметы по величине или другими параметрами:

 Какого цвета кубики?

 Какая кукла (большая или маленькая)?

 Какие руки (чистые или грязные)?

7. «Веселые игрушки» (наречия: близко, далеко, высоко, низко)

Наглядный материал: машина, шарики.

Устная инструкция: с помощью просьб и вопросов ребенка побуждают к выполнению действий и речевых ответов.

Где машина (близко или далеко)?

Достань шарик. Где шарик (низко или высоко)?

8. «Посмотри и назови»

Цель: учить ребенка  использовать фразовую речь.

Наглядный материал: сюжетные картинки (Мальчик рисует. Зайчик ест морковку. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой).

Устная инструкция: ребенку предлагают назвать, кто нарисован на сюжетных картинках и что он делает.

9. «А что у тебя?" (Образование формы именительного падежа множественного числа существительных)

Устная инструкция: взрослый называет одну картинку: «У меня кукла, а у тебя что?" Ребенку предлагают назвать другую картинку - куклы (стол - столы, зонтик - зонты, кубик - кубики, конфета - конфеты).

10. «Что купили в магазине?" (Образование формы винительного падежа существительных)

Устная инструкция: ребенку предлагают достать игрушку из сумки и сказать, что купили в магазине (машину, куклу, морковку, книгу).

11. «Дай кукле задачи» (глаголы второго лица повелительного наклонения)

Устная инструкция: ребенка знакомят с куклой и предлагают дать кукле задачи (попросить ее): «Иди» (до медвежонка), «Принеси» (мячик) и другие.

12. «Подарим куклам игрушки»

Цель: определить возможности ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Наглядный материал: предметы или предметные картинки.

Устная инструкция: взрослый называет большой предмет и дарит его большой кукле, а ребенку предлагается назвать маленький предмет и подарить его маленькой кукле (мяч - мячик, шапка - шапочка, ложка - ложечка).

13. «Назови, что видишь вокруг»

Цель: учить ребенка воспроизводить в речи слова различной слоговой структуры.

Наглядный материал: предметы и игрушки (мяч, стул, окно, кубики, зеркальце, пирамида).

Устная инструкция: Ребенку предлагают назвать предметы, находящиеся в групповой комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Элементарное музицирование с детьми младшего дошкольного возраста"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией по музыкальному развитию.Ссылка на презентацию   http://files.mail.ru/7A5B8BAFC3B346C5BAF2667F5A340217...

"Веселые цыплятки". Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 47 комбинированного вида Красногвардейского района   «Веселые цыплятки».Образовательная о...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Методическое пособие)

Методическое пособие «Система коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»  направлено на достижение оптимальных психолого — педагогических условий вос...

МАСТЕР - КЛАСС: "Работа учителя - дефектолога с детьми дошкольного возраста с РДА".

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. « КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ». Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования ...

Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...