Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка

Денисова Наталья Николаевна

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Особые трудности в усвоении грамоты испытывают дети с тяжелыми нарушениями речи. Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 (ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)  

Составил учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №41 «Золотой ключик»

г. Георгиевска»

Денисова Н.Н.

Сентябрь

Цель: развитие слухового восприятия

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

“Скажи, что ты слышишь?”

Предложить детям закрыть глаза и внимательно послушать и назвать, что они слышат вокруг себя.

II

“Будь внимательным”

речевой материал, придуманный воспитателем.

Воспитатель в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”).

III

“Доскажи словечко”

речевой материал в кабинете логопеда.

Воспитатель читает стихотворный текст, не договаривая последнее слово, которое должны проговорить дети хором или по – одному.

IV

«Белиберда»

 

речевой материал слов имеющих смысл и не имеющих его (крамс, брам, врен и т.п.)

Воспитатель называет вразнобой слова, имеющие смысл (сумка, стол, ковер, школа); слова не существующие и предлагает детям определить есть такие слова в жизни или нет.

Октябрь

Цель: Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в дифференциации свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж) на слух и в произношении

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

“Разложи картинки мишке и снеговику и определи, где стоит звук”

игрушки мишки и снеговика, предметные картинки, в названиях есть звуки «с»! и «з».,

Воспитатель выставляет на наборное полотно плоскостные картинки или игрушки медведя и снеговика и предлагает детям разложить картинки со звуком «С» - снеговику, а со звуком «Ш» - медведю.

II

“Разложи картинки жуку и комарику и определи, где стоит звук”

игрушки или картинки с изображением жука и комарика, предметные картинки со звуком “з”, и “ж”

                                                 

(дифференциация звуков “з” и ”ж” и определение позиции звука)

III

“Кто быстрее соберет вещи в чемодан”

два плоскостных чемодана, предметные картинки, в названии которых есть звуки “с”,”ш”.

(дифференциация звуков «с» и «ш» - игра в кабинете логопеда)

Или см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

IV

«Зоопарк»

 фланелеграф, животные со звуками «з», и «ж».

дифференциация звуков «з», «ж»

 

Ноябрь

Цель: Упражнять детей в различии звуков по звонкости-глухости (на слух с-з, ш-ж, т-д, к-г).

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

 

I

“Кто в домике живет”

два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “с” и “з”, буквы «С» и «З».

 Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «с» и «з» (различие “с”-“з”)

II

“Кто в домике живет”

два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “ш” и “ж”, буквы «Ш» и «Ж».

 Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «ш» и «ж» (различие “ш”-“ж”)

III

“Кто в домике живет”

два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “т” – “д”, буквы «Т» и «Д».

Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «т» и «д» (различие “т”-“д”)

 

IV

“Кто в домике живет”

два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками «к» – «г», буквы «К» и «Г».

Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «к» и «г» (различие звуков “к”-“г”)

 

Декабрь

Цель: Продолжать учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове.

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

“Кто больше назовет слов на звук…”

разноцветные фишки, которые раздаются за правильный ответ

Воспитатель предлагает детям придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку.

II

“Какой звук есть во всех словах и где он стоит в слове”

полоски-схемы, изображающие позицию звука в слове, фишки. Рекомендуемые слова или картинки: “С” – сани, сом, нос, носки; “З” – зуб, музыка, коза; “Ш” – кошка, шуба, мышь; “Ж” – жук, художник, жираф, жаба; “Щ” – щетка, щипцы, ящик, плащ.

 Воспитатель выставляет три полоски-схемы с определением позиции звука в слове, объясняя детям, что звуки в словах могут стоять в начале слова, в середине и конце слова. Называет выставленные картинки или игрушки с каким-то одним звуком и просит детей определить какой один и тот же звук  есть во всех словах. Затем дети раскладывают картинки или игрушки к полоскам – схемам с позицией звука.  

III

“Придумай слово со звуком «д» и дь”

схемы-полоски, фанты.

Воспитатель предлагает детям придумать слова на звуки «Д» и «Дь» за правильно придуманные слова дети получают фишки-призы

IV

«Придумай слово на «т» и «тъ»

схемы-полоски, фанты

Воспитатель предлагает детям придумать слова на звуки «Т» и «Ть» за правильно придуманные слова дети получают фишки-призы

Январь

Цель: Продолжать учить детей придумывать слова с заданным звуком, автоматизация звуков «Р» и «Рь»

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

“Художники”

доска, мел, фишки

Предложить детям нарисовать дом. Воспитатель мелом рисует стены, потолок. А дети должны дорисовать те части, дома, в названии которых есть звуки “р” и “ръ” (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.

  • из какого материала будет построен наш дом? (деревянный или кирпичный)
  • в какой цвет он будет покрашен? (серый, красный, коричневый, оранжевый, розовый).

II

“Художники”  (продолжение)

 доска, мел, фишки

Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: назовите предметы и мебель со звуками “р” “ръ”, которые могут быть дома (шифоньер, сервант, телевизор, торшер, проигрыватель и т.д.)

III

“Художники”  (продолжение)

фишки

Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: Задание: 1. Кто может жить в доме со звуками “р” и “ръ”: родители, ребята.

2. Что мы нарисуем около дома? (деревья: береза; кустарники: рябина, черемуха, смородина, крыжовник, сирень и т.д.).

3. Цветы: астра, георгин, роза и т.д.

IV

“Художники”  (продолжение)

Фишки

Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: Задание: 1. Какие птицы прилетели к дому со звуками «р» и «ръ»?

                2. Какие животные со звуками «р» и «ръ» могут жить в домике?

 

Февраль

Цель: Научить детей делить двухсложные, трехсложные слова на слоги (части). Произносить четко и медленно. Произносить каждый слог отдельно, показать детям последовательное звучание слогов в слове. Научить самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в трехсложные

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

 

I

“Отхлопай слово”

 предметные картинки (рыба, луна, коса, лиса, ваза, шуба, мама и другие).

Деление слов, состоящих из двух открытых слогов и называние первого слога

II

“Дирижер”  

предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)

Деление слов, состоящих из трех открытых слогов (проговаривая слово, на каждый слог выполняется движение рукой “дирижирования”)

III

“Построим пирамиду”

предметные картинки (сом, дом, рак, лев, лук, жук, сыр. Рысь. Гусь. Шар, мак, мяч и слова, состоящие из двух и трех слогов (игра в кабинете логопеда).

Деление слов, состоящих из двух, трех и одного слогов.

IV

                     «Измени слово» (преобразование слов, состоящих из одного, из двух слогов в трехсложные)

предметные картинки кот-котик-котище; лук-лучок-луковка-луковица; пес-песик-собака; жук-жучок-жучище; шар-шарик-шарище; дом-домик-домище; мак-маки; лиса-лисенок; белка-бельчонок; ежик-ежата и т.д. (игра в кабинете логопеда).

Воспитатель предлагает детям отхлопать (разделить на слоги) слово лук. Затем предлагает изменить слово так, чтобы в нём стало два слога (лучок), затем три слога (лу-ков-ка). Каждый слог отмечается условными обозначениями. Например, квадратами.

 

Март

Цель: Продолжать учить детей преобразовывать слова, состоящие из одного слога в слова двухсложные и трехсложные. Упражнять детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков (трех)

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

“Измени слово”

плоскостной телевизор, предметные картинки.

Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах-названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово, если оно будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет (рекомендуемые слова: кот, мак, шар, рак, ком).  

II

«Собери слово» (звуковой синтез)  

 предметные картинки или игрушки слов, в названии, которых два слога (лиса, кошка, мышка, кукла и др.)

Воспитатель предлагает детям отгадать слово, которое она будет произносить по слогам. Слово говориться медленно чётко с небольшими паузами: ли---са, затем предлагает отгадать какое слово получилось за правильный ответ ребёнок получает фишку

III

«Собери слово» (звуковой синтез)  

предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)

Воспитатель предлагает детям отгадать слово, которое она будет произносить по слогам. Слово говориться медленно чётко с небольшими паузами: ку---ри---ца, затем предлагает отгадать какое слово получилось за правильный ответ ребёнок получает фишку

IV

«Собери слово» (звуковой синтез)  

карточки с наклеенными 3-4 предметными карти нками.

На карточках дети определяют первый звук в словах и составляют из них получившееся слово. Если правильно составил слово, на обратной стороне карточки он увидит картинку-отгадку (игра в кабинете логопеда)

Апрель

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов. Продолжать учить детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков.

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

«Построим пирамиду»

(деление слов на слоги)

дом-пирамида, предметные картинки,в названии которых от одного до трех слогов. (Игра в кабинете логопеда).  

см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

II

“Цветочный магазин» (деление на слоги)

открытки с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов, наборное полотно (игра в кабинете логопеда).

см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

 

III

«Отгадай мое слово» (звуковой синтез)

речевой материал: с-о-м, к-о-т, м-у-х-а, р-у-к-а, р-у-ч-к-а, м-о-ш-к-а и т.п.

Воспитатель называет детям слово, произнося звуки отрывисто, с небольшими паузами.

IV

“Придумай предложение” (по игрушке)

игрушка, схемы предложений.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения.

Май

Цель: Учить детей придумывать предложения, состоящие из 2-3 слов (по игрушкам, сюжетным картинкам) умение делить предложение на слова, называть первое, второе, третье слово. Графически записывать предложение.

Неделя

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

“Придумай предложение” (по игрушке)

игрушка, схемы предложений.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения.

II

“Придумай предложение” (по игрушке)  

игрушка, схемы предложений.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения.

III

“Придумывание предложений по предложенным схемам»

фланелеграф, доска, мел, готовая схема предложения, состоящая из 3-4 слов.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схемы предложений и придумать по схеме своё предложение.

IV

«Составление небольшого рассказа по картинке»

несложная сюжетная картинка, тетради, карандаши.

Дети рассматривают сюжетную картинку. Придумывают по ней несложные предложения, состоящие из 2-3 слов. Придумывают рассказу название, затем записывают рассказ в тетрадь, например: Весна. Наступила весна. На улице стало тепло. Растаял снег. Прилетели птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Дипломная работа по теме "Влияние   дидактических игр  на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

·        Создать систему логопедических  игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

Дидактические игры для развития конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)

Коррекционно-развивающая работа с детьми с легкой умственной отсталостью в первую очередь направлена на формирование мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и становление элементов л...

Презентация "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фо...