Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Особые трудности в усвоении грамоты испытывают дети с тяжелыми нарушениями речи. Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
Составил учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №41 «Золотой ключик»
г. Георгиевска»
Денисова Н.Н.
Сентябрь
Цель: развитие слухового восприятия
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры |
I | “Скажи, что ты слышишь?” | Предложить детям закрыть глаза и внимательно послушать и назвать, что они слышат вокруг себя. | |
II | “Будь внимательным” | речевой материал, придуманный воспитателем. | Воспитатель в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”). |
III | “Доскажи словечко” | речевой материал в кабинете логопеда. | Воспитатель читает стихотворный текст, не договаривая последнее слово, которое должны проговорить дети хором или по – одному. |
IV | «Белиберда»
| речевой материал слов имеющих смысл и не имеющих его (крамс, брам, врен и т.п.) | Воспитатель называет вразнобой слова, имеющие смысл (сумка, стол, ковер, школа); слова не существующие и предлагает детям определить есть такие слова в жизни или нет. |
Октябрь
Цель: Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в дифференциации свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж) на слух и в произношении
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры |
I | “Разложи картинки мишке и снеговику и определи, где стоит звук” | игрушки мишки и снеговика, предметные картинки, в названиях есть звуки «с»! и «з»., | Воспитатель выставляет на наборное полотно плоскостные картинки или игрушки медведя и снеговика и предлагает детям разложить картинки со звуком «С» - снеговику, а со звуком «Ш» - медведю. |
II | “Разложи картинки жуку и комарику и определи, где стоит звук” | игрушки или картинки с изображением жука и комарика, предметные картинки со звуком “з”, и “ж” |
(дифференциация звуков “з” и ”ж” и определение позиции звука) |
III | “Кто быстрее соберет вещи в чемодан” | два плоскостных чемодана, предметные картинки, в названии которых есть звуки “с”,”ш”. | (дифференциация звуков «с» и «ш» - игра в кабинете логопеда) Или см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» |
IV | «Зоопарк» | фланелеграф, животные со звуками «з», и «ж». | дифференциация звуков «з», «ж» |
Ноябрь
Цель: Упражнять детей в различии звуков по звонкости-глухости (на слух с-з, ш-ж, т-д, к-г).
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры
|
I | “Кто в домике живет” | два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “с” и “з”, буквы «С» и «З». | Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «с» и «з» (различие “с”-“з”) |
II | “Кто в домике живет” | два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “ш” и “ж”, буквы «Ш» и «Ж». | Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «ш» и «ж» (различие “ш”-“ж”) |
III | “Кто в домике живет” | два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “т” – “д”, буквы «Т» и «Д». | Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «т» и «д» (различие “т”-“д”)
|
IV | “Кто в домике живет” | два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками «к» – «г», буквы «К» и «Г». | Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «к» и «г» (различие звуков “к”-“г”) |
Декабрь
Цель: Продолжать учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове.
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры |
I | “Кто больше назовет слов на звук…” | разноцветные фишки, которые раздаются за правильный ответ | Воспитатель предлагает детям придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку. |
II | “Какой звук есть во всех словах и где он стоит в слове” | полоски-схемы, изображающие позицию звука в слове, фишки. Рекомендуемые слова или картинки: “С” – сани, сом, нос, носки; “З” – зуб, музыка, коза; “Ш” – кошка, шуба, мышь; “Ж” – жук, художник, жираф, жаба; “Щ” – щетка, щипцы, ящик, плащ. | Воспитатель выставляет три полоски-схемы с определением позиции звука в слове, объясняя детям, что звуки в словах могут стоять в начале слова, в середине и конце слова. Называет выставленные картинки или игрушки с каким-то одним звуком и просит детей определить какой один и тот же звук есть во всех словах. Затем дети раскладывают картинки или игрушки к полоскам – схемам с позицией звука. |
III | “Придумай слово со звуком «д» и дь” | схемы-полоски, фанты. | Воспитатель предлагает детям придумать слова на звуки «Д» и «Дь» за правильно придуманные слова дети получают фишки-призы |
IV | «Придумай слово на «т» и «тъ» | схемы-полоски, фанты | Воспитатель предлагает детям придумать слова на звуки «Т» и «Ть» за правильно придуманные слова дети получают фишки-призы |
Январь
Цель: Продолжать учить детей придумывать слова с заданным звуком, автоматизация звуков «Р» и «Рь»
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры |
I | “Художники” | доска, мел, фишки | Предложить детям нарисовать дом. Воспитатель мелом рисует стены, потолок. А дети должны дорисовать те части, дома, в названии которых есть звуки “р” и “ръ” (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.
|
II | “Художники” (продолжение) | доска, мел, фишки | Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: назовите предметы и мебель со звуками “р” “ръ”, которые могут быть дома (шифоньер, сервант, телевизор, торшер, проигрыватель и т.д.) |
III | “Художники” (продолжение) | фишки | Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: Задание: 1. Кто может жить в доме со звуками “р” и “ръ”: родители, ребята. 2. Что мы нарисуем около дома? (деревья: береза; кустарники: рябина, черемуха, смородина, крыжовник, сирень и т.д.). 3. Цветы: астра, георгин, роза и т.д. |
IV | “Художники” (продолжение) | Фишки | Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: Задание: 1. Какие птицы прилетели к дому со звуками «р» и «ръ»? 2. Какие животные со звуками «р» и «ръ» могут жить в домике? |
Февраль
Цель: Научить детей делить двухсложные, трехсложные слова на слоги (части). Произносить четко и медленно. Произносить каждый слог отдельно, показать детям последовательное звучание слогов в слове. Научить самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в трехсложные
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры
|
I | “Отхлопай слово” | предметные картинки (рыба, луна, коса, лиса, ваза, шуба, мама и другие). | Деление слов, состоящих из двух открытых слогов и называние первого слога |
II | “Дирижер” | предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.) | Деление слов, состоящих из трех открытых слогов (проговаривая слово, на каждый слог выполняется движение рукой “дирижирования”) |
III | “Построим пирамиду” | предметные картинки (сом, дом, рак, лев, лук, жук, сыр. Рысь. Гусь. Шар, мак, мяч и слова, состоящие из двух и трех слогов (игра в кабинете логопеда). | Деление слов, состоящих из двух, трех и одного слогов. |
IV | «Измени слово» (преобразование слов, состоящих из одного, из двух слогов в трехсложные) | предметные картинки кот-котик-котище; лук-лучок-луковка-луковица; пес-песик-собака; жук-жучок-жучище; шар-шарик-шарище; дом-домик-домище; мак-маки; лиса-лисенок; белка-бельчонок; ежик-ежата и т.д. (игра в кабинете логопеда). | Воспитатель предлагает детям отхлопать (разделить на слоги) слово лук. Затем предлагает изменить слово так, чтобы в нём стало два слога (лучок), затем три слога (лу-ков-ка). Каждый слог отмечается условными обозначениями. Например, квадратами. |
Март
Цель: Продолжать учить детей преобразовывать слова, состоящие из одного слога в слова двухсложные и трехсложные. Упражнять детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков (трех)
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры |
I | “Измени слово” | плоскостной телевизор, предметные картинки. | Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах-названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово, если оно будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет (рекомендуемые слова: кот, мак, шар, рак, ком). |
II | «Собери слово» (звуковой синтез) | предметные картинки или игрушки слов, в названии, которых два слога (лиса, кошка, мышка, кукла и др.) | Воспитатель предлагает детям отгадать слово, которое она будет произносить по слогам. Слово говориться медленно чётко с небольшими паузами: ли---са, затем предлагает отгадать какое слово получилось за правильный ответ ребёнок получает фишку |
III | «Собери слово» (звуковой синтез) | предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.) | Воспитатель предлагает детям отгадать слово, которое она будет произносить по слогам. Слово говориться медленно чётко с небольшими паузами: ку---ри---ца, затем предлагает отгадать какое слово получилось за правильный ответ ребёнок получает фишку |
IV | «Собери слово» (звуковой синтез) | карточки с наклеенными 3-4 предметными карти нками. | На карточках дети определяют первый звук в словах и составляют из них получившееся слово. Если правильно составил слово, на обратной стороне карточки он увидит картинку-отгадку (игра в кабинете логопеда) |
Апрель
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов. Продолжать учить детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков.
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры |
I | «Построим пирамиду» (деление слов на слоги) | дом-пирамида, предметные картинки,в названии которых от одного до трех слогов. (Игра в кабинете логопеда). | см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» |
II | “Цветочный магазин» (деление на слоги) | открытки с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов, наборное полотно (игра в кабинете логопеда). | см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
|
III | «Отгадай мое слово» (звуковой синтез) | речевой материал: с-о-м, к-о-т, м-у-х-а, р-у-к-а, р-у-ч-к-а, м-о-ш-к-а и т.п. | Воспитатель называет детям слово, произнося звуки отрывисто, с небольшими паузами. |
IV | “Придумай предложение” (по игрушке) | игрушка, схемы предложений. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения. |
Май
Цель: Учить детей придумывать предложения, состоящие из 2-3 слов (по игрушкам, сюжетным картинкам) умение делить предложение на слова, называть первое, второе, третье слово. Графически записывать предложение.
Неделя | Название игры | Оборудование | Ход игры |
I | “Придумай предложение” (по игрушке) | игрушка, схемы предложений. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения. |
II | “Придумай предложение” (по игрушке) | игрушка, схемы предложений. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения. |
III | “Придумывание предложений по предложенным схемам» | фланелеграф, доска, мел, готовая схема предложения, состоящая из 3-4 слов. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть схемы предложений и придумать по схеме своё предложение. |
IV | «Составление небольшого рассказа по картинке» | несложная сюжетная картинка, тетради, карандаши. | Дети рассматривают сюжетную картинку. Придумывают по ней несложные предложения, состоящие из 2-3 слов. Придумывают рассказу название, затем записывают рассказ в тетрадь, например: Весна. Наступила весна. На улице стало тепло. Растаял снег. Прилетели птицы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран практически...
Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Дипломная работа по теме "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).
Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
· Создать систему логопедических игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР
Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...
Дидактические игры для развития конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)
Коррекционно-развивающая работа с детьми с легкой умственной отсталостью в первую очередь направлена на формирование мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и становление элементов л...
Презентация "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фо...