Перспективный план использования дидактических игр для развития фонематического слуха у детей 5-6 лет
методическая разработка
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Особые трудности в усвоении грамоты испытывают дети с тяжелыми нарушениями речи. Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Золотой ключик» города Георгиевска»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
материал приготовила
учитель-логопед Денисова Н.Н.
г. Георгиевск
СЕНТЯБРЬ
ЦЕЛЬ: Развитие слухового восприятия
I неделя “Скажи что ты слышишь?” Предложить детям закрыть глаза и внимательно послушать и назвать, что они слышат вокруг себя. |
II неделя “Будь внимательным” Оборудование: речевой материал, придуманный воспитателем. Воспитатель в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”). |
III неделя “Доскажи словечко” Оборудование: речевой материал в кабинете логопеда. |
IV неделя «Белиберда» Оборудование: речевой материал слов имеющих смысл и не имеющих его (крамс, брам, врен и т.п.) |
Воспитатель называет вразнобой слова, имеющие смысл (сумка, стол, ковер, школа); слова не существующие и предлагает детям определить есть такие слова в жизни или нет.
ОКТЯБРЬ
ЦЕЛЬ: Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в дифференциации на слух и в произношении свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж)
I неделя “Разложи картинки мишке и снеговику и определи, где стоит звук” (дифференциация звуков “с”,”и”,”ш” и определение позиции звука) Оборудование: игрушки мишки и снеговика, предметные картинки, в названиях есть звуки “с”, “и”, “ш”., полоски – схемы, изображающие позицию звука в слове. |
II неделя “Разложи картинки жуку и комарику и определи, где стоит звук” (дифференциация звуков “з”,”и”,”ж” и определение позиции звука) Оборудование: игрушки или картинки с изображением жука и комарика, предметные картинки со звуком “з”, “и”, “ж”, полоски-схемыизображающие позицию звука в слове. |
III неделя “Кто быстрее соберет вещи в чемодан” (дифференциация звуков “с”,”ш”, игра в кабинете логопеда) Оборудование: два плоскостных чемодана, предметные картинки, в названии которых есть звуки “с”,”ш”. |
IV неделя «Зоопарк» Цель: дифференциация звуков «з», «ж» Оборудование: фланелеграф, животные со звуками «з», «и», «ж». |
НОЯБРЬ
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различии звуков по звонкости-глухости (на слух с-з, ш-ж, т-д, к-г.
I неделя “Кто в домике живет” (различие “с”-“з”) Оборудование: два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “с” и “з”. |
II неделя “Кто в домике живет” (различие “ш”-“ж”) Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками “ш” и “з” |
III неделя “Кто в домике живет” (различие “т”-“д”) Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками “т” – “д” |
IV неделя «Кто в домике живет» (различие звуков “к”-“г”) Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками «к» – «г». |
ДЕКАБРЬ
ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове.
I неделя “Кто больше назовет слов на звук…” Оборудование: разноцветные фишки, которые раздаются за правильный ответ. |
II неделя “Неделя Какой звук есть во всех словах и где он стоит в слове” Оборудование: полоски-схемы, изображающие позицию звука в слове,фишки. Рекомендуемые слова: “С” – сани, сом, нос, носки; “З” – зуб, музыка, коза; “Ш” – кошка, шуба, мышь; “Ж” – жук, художник, жираф, жаба; “Щ” – щетка, щипцы, ящик, плащ. |
III неделя “Придумай слово со звуком” “д” и “дъ” Оборудование: схемы-полоски, фанты. |
IV неделя «Придумай слово на «т» и «тъ» Оборудование: схемы-полоски, фанты. |
ЯНВАРЬ
ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей придумывать слова с заданным звуком
I неделя “Художники” Оборудование: доска, мел, фишки Предложить детям нарисовать дом. Воспитатель мелом рисует стены, потолок. А дети должны дорисовать те части, дома, в названии которых есть звуки “р” и “ръ” (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог,чердак, чердачное окно.
|
II неделя “Художники” (продолжение) Оборудование: доска, мел, фишки Дети вспоминают какой дом они рисовали и получают новое задание: назовите предметы и мебель со звуками “р” “ръ”, которые могут быть дома. (шифоньер, сервант, телевизор, торшер, проигрыватель и т.д.) |
III неделя “Построим дом”(продолжение игры «художники») Оборудование: фишки Задание детям: 1. Кто может жить в доме со звуками “р” и “ръ”: родители, ребята. 2. Что мы нарисуем около дома? (деревья: береза; Кустарники: рябина, черемуха, смородина, крыжовник, сирень и т.д. 3. Цветы: астра, георгин, роза и т.д. |
IV неделя «Построим дом» (закрепление) Оборудование: фишки Задание: 1. Какие птицы прилетели к дому со звуками «р» и «ръ»? 2. Какие животные со звуками «р» и «ръ» могут жить в домике? |
ФЕВРАЛЬ
ЦЕЛЬ: Научить детей делить двухсложные, трехсложные слова на слоги (части). Произносить четко и медленно. Произносить каждый слог отдельно, показать детям последовательное звучание слогов в слове. Научить самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в трехсложные
I неделя “Отхлопай слово” Деление слов, состоящих из двух открытых слогов и называние первого слога Оборудование: предметные картинки (рыба, луна, коса, лиса, ваза, шуба, мама и другие). |
II неделя “Дирижер” Деление слов, состоящих из трех открытых слогов (проговаривая слово, на каждый слог выполняется движение рукой “дирижирования”) Оборудование: предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.) |
III неделя “Построим пирамиду” Деление слов, состоящих из двух, трех и одного слогов. Оборудование: предметные картинки (сом, дом, рак, лев, лук, жук, сыр. Рысь. Гусь. Шар, мак, мяч и слова, состоящие из двух и трех слогов (игра в кабинете логопеда). |
IV неделя «Измени слово» (преобразование слов, состоящих из одного, из двух слогов в трехсложные) Оборудование: предметные картинки кот-котик-котище; лук-лучок-луковка-луковица; пес-песик-собака; жук-жучок-жучище; шар-шарик-шарище; дом-домик-домище; мак-маки; лиса-лисенок; белка-бельчонок; ежик-ежата и т.д. (игра в кабинете логопеда). |
МАРТ
ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей преобразовывать слова, состоящие из одного слога в слова двухсложные и трехсложные. Упражнять детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков (трех)
I неделя “Измени слово” Оборудование: плоскостный телевизор, предметные картинки. Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах-названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово . если оно будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет (рекомендуемые слова: кот, мак, шар, рак, ком). |
II неделя “Включи телевизор” (звуковой синтез) Оборудование: предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.) |
III неделя “Включи телевизор” Оборудование: плоскостный телевизор, предметные картинки (рекомендуемые слова: каша, рыба, лиса, сани и т.д.) |
IV неделя «Собери слово» Оборудование: карточки с наклеенными 3-4 предметными картинками. На карточках дети определяют первый звук в словах и составляют из них получившееся слово. Если правильно составил слово, на обратной стороне карточки он увидит картинку-отгадку (игра в кабинете логопеда) |
АПРЕЛЬ
ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов. Продолжать учить детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков.
I неделя “Построим пирамиду” (деление на слоги) Оборудование: дом-пирамида, предметные картинки,в названии которых от одного до трех слогов. (Игра в кабинете логопеда). |
II неделя “Как их зовут?” (звуковой синтез) Оборудование: телевизор, картинки с изображением девочки и мальчика, предметные картинки. |
III неделя “Цветочный магазин» (деление на слоги) Оборудование: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов, наборное полотно (игра в кабинете логопеда). |
IV неделя «Отгадай мое слово» (звуковой синтез) Оборудование: речевой материал: с-о-м, к-о-т, м-у-х-а, р-у-к-а, р-у-ч-к-а, м-о-ш-к-а и т.п. Воспитатель называет детям слово, произнося звуки отрывисто, с небольшими паузами. |
МАЙ
ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать предложения, состоящие из 2-3 слов (по игрушкам, сюжетным картинкам) умение делить предложение на слова, называть первое, второе, третье слово. Графически записывать предложение.
I неделя “Придумай предложение” (по игрушке) Оборудование: игрушка, схемы предложений. |
II неделя “Придумай предложение” (по игрушке) Оборудование: игрушка, схемы предложений. |
III неделя “Придумывание предложений по предложенным схемам» (по сюжетной картинке) Оборудование: фланелеграф, доска, мел, готовая схема предложения, состоящая из 3-4 слов. |
IV неделя «Составление небольшого рассказа по картинке» (по сюжетной картинке) Оборудование: несложная сюжетная картинка, тетради, карандаши. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны советы и игровой материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....
игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет
фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»
творческая работа по теме« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
семенар-практикум для педагогов по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха я...
Перспективный план использования дидактических игр для развития фонематического слуха у детей 6-7 лет
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фо...