Перспективный план использования дидактических игр для развития фонематического слуха у детей 5-6 лет
методическая разработка

Денисова Наталья Николаевна

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Особые трудности в усвоении грамоты испытывают дети с тяжелыми нарушениями речи. Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Золотой ключик» города Георгиевска»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

материал приготовила

учитель-логопед Денисова Н.Н.

г. Георгиевск

СЕНТЯБРЬ

ЦЕЛЬ:  Развитие слухового восприятия

I неделя                                                        “Скажи что ты слышишь?”

 Предложить детям закрыть глаза и внимательно послушать и назвать, что они слышат вокруг себя.

II неделя                                                          “Будь внимательным”

 Оборудование: речевой материал, придуманный воспитателем. Воспитатель в медленном темпе                                       называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”).

III неделя                                                             “Доскажи словечко”

Оборудование: речевой материал в кабинете логопеда.

IV неделя                                                                     «Белиберда»

Оборудование: речевой материал слов имеющих смысл и не имеющих его (крамс, брам, врен и т.п.)

Воспитатель называет вразнобой слова, имеющие смысл (сумка, стол, ковер, школа); слова не существующие и предлагает детям определить есть такие слова в жизни или нет.

ОКТЯБРЬ

ЦЕЛЬ: Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в дифференциации на слух          и в произношении свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж)

I неделя                                                   “Разложи картинки мишке и снеговику и определи, где стоит звук”

 (дифференциация звуков “с”,”и”,”ш” и определение позиции звука)

Оборудование: игрушки мишки и снеговика, предметные картинки, в названиях есть звуки “с”, “и”, “ш”., полоски – схемы, изображающие позицию звука в слове.

II неделя                                                  “Разложи картинки жуку и комарику и определи, где стоит звук”

(дифференциация звуков “з”,”и”,”ж” и определение позиции звука)

 Оборудование: игрушки или картинки с изображением жука и комарика, предметные картинки со звуком “з”, “и”, “ж”, полоски-схемыизображающие позицию звука в слове.

III неделя                                                             “Кто быстрее соберет вещи в чемодан”

(дифференциация звуков “с”,”ш”, игра в кабинете логопеда)

Оборудование: два плоскостных чемодана, предметные картинки, в названии которых есть звуки “с”,”ш”.

IV неделя                                                                     «Зоопарк»

Цель: дифференциация звуков «з», «ж»

Оборудование: фланелеграф, животные со звуками «з», «и», «ж».

НОЯБРЬ

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различии звуков по звонкости-глухости (на слух с-з, ш-ж, т-д, к-г.

I неделя                                                   “Кто в домике живет”

 (различие “с”-“з”)

Оборудование: два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “с” и “з”.

II неделя                                                  “Кто в домике живет”

(различие “ш”-“ж”)

 Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками “ш” и “з”

III неделя                                                    “Кто в домике живет”

(различие “т”-“д”)

Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками “т” – “д”

IV неделя                                                       «Кто в домике живет»

(различие звуков “к”-“г”)

Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками «к» – «г».

ДЕКАБРЬ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове.

I неделя                                                   “Кто больше назовет слов на звук…”

 Оборудование: разноцветные фишки, которые раздаются за правильный ответ.

II неделя                                                  “Неделя Какой звук есть во всех словах и где он стоит в слове”

 Оборудование: полоски-схемы, изображающие позицию звука в слове,фишки.

Рекомендуемые слова: “С” – сани, сом, нос, носки; “З” – зуб, музыка, коза; “Ш” – кошка, шуба, мышь; “Ж” – жук, художник, жираф, жаба; “Щ” – щетка, щипцы, ящик, плащ.

III неделя                                                    “Придумай слово со звуком”

“д” и “дъ”

Оборудование: схемы-полоски, фанты.

IV неделя                                                       «Придумай слово на «т» и «тъ»

Оборудование: схемы-полоски, фанты.

ЯНВАРЬ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей придумывать слова с заданным звуком

I неделя                                                   “Художники”

 Оборудование: доска, мел, фишки

Предложить детям нарисовать дом. Воспитатель мелом рисует стены, потолок. А дети должны дорисовать те части, дома, в названии которых есть звуки “р” и “ръ” (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог,чердак, чердачное окно.

  • из какого материала будет построен наш дом? (деревянный или кирпичный)
  • в какой цвет он будет покрашен? (серый, красный, коричневый, оранжевый, розовый).

II неделя                                                  “Художники”  (продолжение)

 Оборудование: доска, мел, фишки

Дети вспоминают какой дом они рисовали и получают новое задание: назовите предметы и мебель со звуками “р” “ръ”, которые могут быть дома. (шифоньер, сервант, телевизор, торшер, проигрыватель и т.д.)

III неделя                                                    “Построим дом”(продолжение игры «художники»)

Оборудование: фишки

Задание детям: 1. Кто может жить в доме со звуками “р” и “ръ”: родители, ребята.

                           2. Что мы нарисуем около дома? (деревья: береза; Кустарники: рябина, черемуха, смородина, крыжовник, сирень и т.д.  

                           3. Цветы: астра, георгин, роза и т.д.

IV неделя                                                       «Построим дом» (закрепление)

Оборудование: фишки

Задание: 1. Какие птицы прилетели к дому со звуками «р» и «ръ»?

                2. Какие животные со звуками «р» и «ръ» могут жить в домике?

ФЕВРАЛЬ

ЦЕЛЬ: Научить детей делить двухсложные, трехсложные слова на слоги (части). Произносить четко и медленно. Произносить каждый слог отдельно, показать детям последовательное звучание слогов в слове. Научить самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в трехсложные

I неделя                                                                                    “Отхлопай слово”

Деление слов, состоящих из двух открытых слогов и называние первого слога

Оборудование: предметные картинки (рыба, луна, коса, лиса, ваза, шуба, мама и другие).

II неделя                                                                           “Дирижер”  

Деление слов, состоящих из трех открытых слогов (проговаривая слово, на каждый слог выполняется движение рукой “дирижирования”)

 Оборудование: предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)

III неделя                                                    “Построим пирамиду”

Деление слов, состоящих из двух, трех и одного слогов.

Оборудование: предметные картинки (сом, дом, рак, лев, лук, жук, сыр. Рысь. Гусь. Шар, мак, мяч и слова, состоящие из двух и трех слогов (игра в кабинете логопеда).

IV неделя                             «Измени слово» (преобразование слов, состоящих из одного, из двух слогов в трехсложные)

Оборудование: предметные картинки кот-котик-котище; лук-лучок-луковка-луковица; пес-песик-собака; жук-жучок-жучище; шар-шарик-шарище; дом-домик-домище; мак-маки; лиса-лисенок; белка-бельчонок; ежик-ежата и т.д. (игра в кабинете логопеда).

МАРТ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей преобразовывать слова, состоящие из одного слога в слова двухсложные и трехсложные. Упражнять детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков (трех)

I неделя                                                                                    “Измени слово”

Оборудование: плоскостный телевизор, предметные картинки.

Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах-названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово . если оно будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет (рекомендуемые слова: кот, мак, шар, рак, ком).  

II неделя                                                                           “Включи телевизор” (звуковой синтез)  

 Оборудование: предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)

III неделя                                                                                “Включи телевизор”

Оборудование: плоскостный телевизор, предметные картинки (рекомендуемые слова: каша, рыба, лиса, сани и т.д.)

IV неделя                                                                                   «Собери слово»

Оборудование: карточки с наклеенными 3-4 предметными картинками.

На карточках дети определяют первый звук в словах и составляют из них получившееся слово. Если правильно составил слово, на обратной стороне карточки он увидит картинку-отгадку (игра в кабинете логопеда)

АПРЕЛЬ

ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов. Продолжать учить детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков.

I неделя                                                                                    “Построим пирамиду” (деление на слоги)

Оборудование: дом-пирамида, предметные картинки,в названии которых от одного до трех слогов. (Игра в кабинете логопеда).  

II неделя                                                                           “Как их зовут?” (звуковой синтез)  

 Оборудование: телевизор, картинки с изображением девочки и мальчика, предметные картинки.

III неделя                                                                                “Цветочный магазин» (деление на слоги)

Оборудование: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов, наборное полотно (игра в кабинете логопеда).

IV неделя                                                                                   «Отгадай мое слово» (звуковой синтез)

Оборудование: речевой материал: с-о-м, к-о-т, м-у-х-а, р-у-к-а, р-у-ч-к-а, м-о-ш-к-а и т.п.

Воспитатель называет детям слово, произнося звуки отрывисто, с небольшими паузами.

МАЙ

ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать предложения, состоящие из 2-3 слов (по игрушкам, сюжетным картинкам) умение делить предложение на слова, называть первое, второе, третье слово. Графически записывать предложение.

I неделя                                                                                    “Придумай предложение” (по игрушке)

Оборудование: игрушка, схемы предложений.

II неделя                                                                           “Придумай предложение” (по игрушке)  

 Оборудование: игрушка, схемы предложений.

III неделя                                 “Придумывание предложений по предложенным схемам» (по сюжетной картинке)

Оборудование: фланелеграф, доска, мел, готовая схема предложения, состоящая из 3-4 слов.

IV неделя                                      «Составление небольшого рассказа по картинке» (по сюжетной картинке)

Оборудование: несложная сюжетная картинка, тетради, карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет

фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

творческая работа по теме« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

семенар-практикум для педагогов по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха я...

Перспективный план использования дидактических игр для развития фонематического слуха у детей 6-7 лет

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фо...