"Развитие познавательной деятельности на уроках истории, как средство активизации обучающихся с ОВЗ" - выступление по теме самообразования
статья

Мартиросян Ольга Геннадьевна

Выступление на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Московская область городской округ Лобня

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

141730, г.о. Лобня Московской области, ул. Павлика Морозова, дом 1б, телефон 8 (495) 577-10-02

Выступление по теме самообразования: «Развитие познавательной деятельности на уроках истории, как средство активизации обучающихся с ОВЗ».

Подготовила

 учитель высшей категории:

 О.Г. Мартиросян

г.о. Лобня, 2021 год

Тяжело в учении  - легко в бою!». Применима ли данная мысль к обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе? На мой взгляд, деятельность учителя заключается в создании условий, при которых детям учиться будет интересно.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

Технологический процесс подготовки урока современного типа  сводится к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся с ОВЗ, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.  Причем деятельность обучающегося представлена в  трех аспектах: познавательной,   коммуникативной и регулятивной.  Дифференцировка заданий помогает в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.

В начале урока  на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как  фантастическая добавка «Машина времени», элемент театрализации и постановка проблемы от лица исторического персонажа. Эти приёмы позволяют замотивировать, привлечь интерес учащихся к теме.

Для актуализации уже имеющихся знаний по данной проблеме, применяется такой наглядный пример, как «Рюкзак в дорогу». «Берём с собой» ленту времени, опорные картинки, иллюстрации к историческим событиям, «приглашаем в попутчики» уже известные нам исторические персонажи.

Опора на наглядный материал помогает припомнить пройденный материал учащимся с низким уровнем развития памяти.

Хорошо зарекомендовал себя способ проверки домашнего задания по «Своей шпаргалке». Дети дома самостоятельно изготавливают шпаргалку на листе А4, единственное условие – вся информация представляется отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга. Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей. Изготовление таких шпаргалок создаёт условия для обучения  детей с ОВЗ «сворачиванию и разворачиванию» информации.

На этапе открытия нового знания необходимо привлечь внимания учащихся к противоречиям, показать такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографий, исторических событий. Умение видеть связи между явлениями и событиями помогает развивать мыслительные процессы учащихся.

Привлечение учащихся с ОВЗ в ходе урока к помощи в прочтении, пролистывании мультимедийной презентацииспособствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Ещё один приём, зарекомендовавший свою эффективность в работе с учащимися с ОВЗ – это игра «Хорошо – плохо». Эта игра направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование представлений о том, как устроено противоречие. Учащиеся ищут в заданной ситуации плюсы – кому выгодно данное событие и минусы – кому данное событие было не выгодно.

Проверка на уроке новой темы может происходить следующим образом. Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если учитель при объяснении нового материала демонстрировал учащимся с ОВЗ полностью заполненную интеллект-карту.

Приём «Линия сравнения» применяется в подгрупповой работе, в которую включаются учащиеся с ОВЗ наряду с другими учениками класса.

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

 Итоги урока детям помогает отрефлексировать карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Таким образом, благодаря подбору форм и методов работы, позволяющих развивать личность учащегося с ОВЗ, как субъекта познавательной деятельности,  помогло облегчить достижение желаемого уровня усвоения программного содержания, приобрести некоторые необходимые универсальные учебные действия.

         Слово учителя на уроках истории выполняет следующие функции:

информационную (воссоздает целостные картины прошлого и современности);2)    логическую («ведет» учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам, оценкам, понятиям, к пониманию закономерностей исторического процесса);3) воспитательную (побуждает самостоятельно  мыслить, развивает патриотические чувства и нравственные качества учащихся, расширяет их интересы).  Перечисленные функции тесно связаны между собой. Яркое  убедительное слово учителя, воздействуя на ум  и чувства учеников, надолго сохраняется в памяти и способствует прочности исторических знаний.

         В обучении истории учащихся с ОВЗ  роль устного слова неизмеримо возрастает. Изложение учителя, его логика, умение экономично и точно распоряжаться своими словами, являются примером для подростков, своего рода стереотипом, на основе которого формируется речь и мышление учащихся специальной (коррекционной) школы.

Учителю необходимо приложить максимум усилий, чтобы у учащихся небыло затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение надо проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминаний, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся умели рассуждать и использовали имеющую информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся,  включать учеников в творческую деятельность. В связи с этим возникла необходимость в разработке содержания и организации уроков истории, в которых бы уделялось внимание развитию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.  В процессе организации обучения мною используются проблемные вопросы,  дифференцированные задания по карточкам, а на этапе проверки, закрепления полученных знаний, дидактические игры. Такую работу следует начинать с первых уроков истории в 7 классе. Нaпример, в 7 классе при изучении истории нашей страны с древнейшего периода,учащимся можно предложить практическую работу по исторической тематике,  нарисовать основные орудия труда славян,  оружие и доспехи славянских воинов.

Разнообразные дидактические игры можно использовать на этапе повторения материала, приизучении таких тем, как ремесла восточных славян, славянские воины и богатыри, жизнь ибыт людей в Киевской Руси. При этом используются такие игры, как историческая азбука, когда две команды учащихся подбирают исторические термины на заданную букву по пройденной теме. Побеждает та команда, которая больше всего назовет слов связанных с изучением исторического события. Дидактические игрыможно проводить при обобщении  каждой темы. Учащиеся принимают активное участие в данной игре.

В 7 классе используется следующая игра, в которой принимают участие 2 команды, кто быстрее и правильнее оденет одежду князя и крестьянина. На уроках истории используются проблемные вопросы и ситуации, которые вызывают у учащихся затруднение. Эти вопросы целесообразнее задавать при закреплении изученного материала.Например, предлагается ответить на ряд проблемных вопросов при проверке знаний по теме " Восточные славяне":

1. Почему люди писали на бересте?

 2. Почему кузнецы и гончары пользовались особым уважением у соплеменников?

3. Сколько прошло времени с начала нападения на Русь монголо-татар?

Также используются организованные задания по карточкам. При этом учащиеся работают самостоятельно.  Тем, кто испытывает трудности  пользуются учебником. Например: " Основным занятием восточных славян было ...... ( учащиеся должны дописать)  Что сеяли восточные славяне ..... ( дописывают необходимое).

Традиционным способом проверки знаний стало использование тестирования. Этот вид контроля имеет ряд преимуществ. Он позволяет экономить время на уроке,  быстро устанавливает обратную связь с обучающимися и обсуждать результаты работы,  сосредотачивать внимание  на пробелах в знаниях, и вносить в них коррективы, определять перспективы дальнейшего продвижения в учении, дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на уроке,  и формировать у них установку на неизбежность проверки, дисциплинирует их, приучает  постоянно готовиться к урокам.Тестирование проводится, как правило, в нашей школе в конце четверти или полугодия. Но  небольшое тестирование иногда проводится на уроках по карточкам.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках  истории способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

Уроки с использованием информационно- коммуникационных технологий  можно разделить на несколько групп:

Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.

Учитель в программе PowerPoint  создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

Уроки с использованием Интернет-ресурсов.

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.

Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.

        Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание истории требует использования не одного, а ряда методов и их комплекса. Современные методы обучения будут активизировать познавательную деятельность обучаемых, вызывать и сохранять познавательный интерес. Сочетание методов позволит наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приемы овладения знаниями. На базе разнообразных методов создаются условия для всестороннего развития  учебно- познавательных возможностей школьников. Не ограничиваться данными заданиями, а вести поиск новых, современных методов работы с учащимися с ОВЗ, с целью коррекции и развития их учебно- познавательной деятельности.

Используемая литература:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы областной научно- практической конференции, посвященной 100-летию специального образования в России ( 27января,2009года, г. Борисоглебск).//Составители В.В. Васильев, Ю.В.  Кондратова. - Воронеж, 2009-202с.;

2. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья Личностный рост.

   2013г.  Академия

3.Сетевые ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Олимпиада по истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

В данной статье представлен материал по  подготовке учащихся к школьному  туру олимпиады по истории....

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Презентация к выступлению по теме "Исследовательская деятельность на уроках математики как средство развития мышления и практических навыков у обучающихся"

.        В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика. На уроках математики дети учатся рассужда...