Статья "УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ"
статья

Жукова Татьяна Александровна

Статья в научно-издательский центр "Вестник науки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._zhukova.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ

Т.А. Жукова,

магистрант 2 курса напр. «Логопедия»

ORAL NATIONAL CREATIVITY AS A MEANS OF INCULTURATION THE PRESCHOOLS WITH THE PATHOLOGY OF SPEECH

T.A. Zhukova,

2nd year student eg. «Speech Therapy»,

Speech therapist "Kindergarten No. 26"

Pavlodar of the Republic of Kazakhstan

Аннотация: В статье сообщается о роли устного народного творчества в развитии речи и обогащении социального опыта детей. Указана необходимость включения фольклора в содержание коррекционной работы с дошкольниками. Отмечаются трудности, которые могут возникать у ребёнка с патологией речи при чтении и анализе сказок. Сообщается о способах и методах использования фольклора на логопедических занятиях с целью инкультурации дошкольников.

Ключевые слова: устное народное творчество, инкультурация, дошкольники, патология речи, общее недоразвитие речи, коррекционная работа.

Annotation: In the article is reported on the role of oral folk creativity in the development of speech and enriching the social experience of children. The need to include folklore in the content of remedial work with preschool children is indicated. Difficulties that can occur in a child with a speech pathology when reading and analyzing fairy tales. It is reported on the ways and methods of using folklore on speech therapy classes for the purpose of inculturation of preschool children.

Keywords: oral folk creativity, inculturation, preschoolers, speech pathology, general underdevelopment of speech, remedial work.

Устное народное творчество (фольклор) есть продукт духовной культуры людей, формировавшийся на протяжении многих веков. В его жанровом многообразии находят отражение ценностные ориентиры, юмор, мечты и надежды, мудрые советы, которые предшествующие поклонения передают последующим.

Несомненно, народные сказки, песни, пословицы и поговорки, прибаутки могут являться мощнейшим источником личностного и социального развития ребёнка. На наш взгляд, фольклор представляет собой резерв, который недостаточно используется в ходе логопедической работы в качестве средства формирования языковой компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В свою очередь, при использовании на логопедических занятиях фольклорных произведений появляется возможность усилить эффект коррекционного воздействия. Так, содержание устного народного творчества есть благодатный материал, содействующий совершенствованию социально-коммуникативного опыта ребёнка, формированию у него предпосылок к речевой креативности, к овладению так называемой «языковой игрой», феномен которой осветила Н.Н. Щербакова [1].

Следует отметить, что дошкольники с патологией речи, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР) - это одна из наиболее распространённых категорий детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Имея широкий спектр особых образовательных потребностей, такой ребёнок с трудом развивается как языковая личность, что подчёркивается многими современными авторами.

Так, Л.В. Ковригина справедливо указывает на недоразвитие у дошкольников с ОНР смысловой стороны речи. Это выражается в неверном либо неточном понимании содержания текстов, неумении устанавливать причинно-следственные связи, определять мотивы действий и поступков героев произведений [2].

С.Н. Коноваловой и др. выявлены специфические типы ошибок, возникающие у детей с патологией речи при продуцировании сложного синтаксического целого, особенно рассказов-описаний. В частности, ребёнок с ОНР затрудняется сообщить об интерьере, особенностях внешности человека либо сказочного персонажа, природных явлениях и даже отдельных качествах того или иного объекта. В результате речевая продукция воспитанников является бедной, необразной, недостаточно информативной [3].

В исследовании Т.Ю. Четвериковой сообщается о том, что даже в период школьного обучения ребёнок с патологией речи испытывает многочисленные трудности в понимании содержания и идеи текстов. При этом не составляют исключения и произведения устного народного творчества [4].

При оценке синтаксических конструкций, которыми оперируют дошкольники с ОНР, учёные обращают внимание на бедность и неадекватное употребление детьми лексико-грамматических средств. Так, С.Н. Викжанович указывает на то, что при патологии речи ребёнок с трудом осваивает синонимические отношения. Это приводит к неоправданно частому повтору одних и тех же слов в одном контексте, к использованию узкого круга бытовой лексики в диалогических единствах и устных монологах, что препятствует точному выражению мысли [5].

Указанные трудности и типы ошибок, наблюдающиеся у дошкольников с ОНР, негативно отражаются на их личностном развитии, осложняя ход социализации и инкультурации.

В настоящее время существуют различные дефиниции, раскрывающие суть инкультурации. Согласно Г.Н. Комаровой, этот феномен означает включение личности в культурное пространство социума, под воздействием которого осуществляется креативное развитие и саморазвитие субъекта, формирование у него духовности, овладение системой ценностей посредством восприятия искусства и собственной творческой деятельности [6].

Дошкольный возраст принято рассматривать как первый этап инкультурации. На данном возрастном этапе ребёнок ещё не готов к широкой трансляции обретаемых общественных ценностей, а лишь способен быть их активным потребителем. Соответственно, дошкольное детство является важным периодом, базой для последующего развития личности как активного носителя и создателя культуры.

Нами было проведено исследование, в результате которого устанавливались особенности сформированности у старших дошкольников с ОНР социально-коммуникативных умений. С этой целью использовались диагностические материалы, предложенные Т.Ю. Четвериковой, в частности, методика «Закончи историю». Испытуемым предлагалось познакомиться с той или иной бытовой ситуацией, касающейся взаимодействия детей со сверстниками. После этого следовало спрогнозировать, предложить возможное завершение ситуации - с учётом традиций, правил поведения, принятых и закреплённых в обществе, а также в соответствии с языковыми нормами, в том числе этикетными. Кроме того, с помощью метода педагогического наблюдения мы устанавливали, насколько успешно воспитанники понимают смысл, скрытый в содержании русских народных сказок.

С помощью методики «Закончи историю» было выявлено, что дошкольники с ОНР оценивают бытовые ситуации без опоры на позитивный опыт взаимоотношений в социальных микрогруппах, к которым относятся семья, группы сверстников в детском саду, в учреждениях досуга и др. Так, воспитанники (100 %) затруднялись выбрать правильную модель поведения в ситуации, когда игрушку подарили одному ребёнку, а играть с ней хотят двое. Дошкольники (80 %) не использовали примеры из личной жизни, не опирались на них, не переносили в заданные ситуации приемлемые модели взаимоотношений с окружающими людьми. Трактовка ситуаций осуществлялась в отрыве от реальной практики совместной деятельности со сверстниками. У некоторых испытуемых (60 %) отмечалось стремление принять решение только в пользу одного из героев ситуации. Это свидетельствует о недоразвитии умений объективно оценивать поступки и взаимоотношения людей. В 70 % случаев предлагался лишь один категоричный вариант решения проблемы: поступить можно только так и не иначе. Например, в том, что разбилась ваза, виноват только один ребёнок (попавший в неё мячом), а не оба, решившие играть дома в футбол.

Благодаря педагогическому наблюдению установлено, что дети с ОНР недостаточно знакомы с этическими нормами. У воспитанников отмечается недоразвитие навыков культуры коммуникации. Дети игнорируют ритуалы приветствия и прощания, не извиняются при совершении проступков. Фразовая речь характеризуется неверной структурной организацией, наличием аграмматизмов, смысловой незавершённостью и т.д.

Особые трудности у детей с ОНР возникают при анализе сказок, установлении их идейного замысла. Например, воспитанники не могли сказать, чему учит сказка «Бобовое зёрнышко». Отмечены ответы такого типа: «Нельзя быстро есть и торопиться», «Петушок подавливался этим, потому что жадный. Надо было курицу позвать зёрнышков есть» и т.п.

В целом речевая патология приводит не только к сложностям коммуникативного взаимодействия, трудностям усвоения языковой системы, но и негативно влияет на вхождение ребёнка в культуру, на его социокультурное взаимодействие с окружающими людьми, то есть препятствует инкультурации. При ОВЗ на первый план выходит проблема формирования у детей «социальных компетенций» [7, с. 104], без чего невозможно обеспечить своевременное приобщение ребёнка к культурным ценностям общества.

С учётом результатов исследования нами были определены методические требования к коррекционной работе в направлении инкультурации старших дошкольников с ОНР средствами устного народного творчества.

Так, для логопедической работы были выбраны фольклорные произведения следующих жанров: русские народные сказки, пословицы и поговорки, потешки. Например, использовались сказки «Лиса и козёл», «Зайкина избушка», «Мужик, медведь и лиса» и др. В числе пословиц и поговорок были такие: «В тесноте, да не в обиде», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь сани летом, а телегу зимой» и др. Среди потешек были следующие: «Наши уточки с утра…», «Скучно волку жить в лесу…», «Гречку мыли, гречку мяли…» и др.

В процессе логопедической работы на материале сказок сначала осуществлялось их прослушивание с последующей беседой. Использовался такой приём, как ответы на вопросы по тексту. При помощи вопросов мы просили детей не только оценить поступок и поведение того или иного сказочного героя, но и предложить свой вариант верного поведения в рассматриваемой ситуации. Мы побуждали дошкольников к тому, чтобы они аргументировали ответы и по возможности приводили аналогичные примеры из своей жизни.

Широко использовалась драматизация той или иной сказки либо её фрагмента. При этом делался акцент не на запоминании текста, а на формировании и обогащении социокультурного опыта детей. Одним дошкольникам предлагались роли, обсуждалось, какую модель поведения они должны отобразить. Другие дети были зрителями. После проигрывания ситуаций коллективно обсуждалось, чья модель поведения соответствует культурным требованиям, а где культура поведения нарушается, не соблюдается, в чём это проявляется. Одновременно с этим обращалось внимание и на соблюдение речевого этикета, формировался лексико-грамматический строй речи.

В ходе коррекционной работы на материале пословиц, поговорок, потешек также организовывались беседы. Практиковалась такая деятельность: составить рассказ (сказку) по заданному началу - соответствии с содержанием пословицы или поговорки. Мы начинали продуцирование текста, а дети продолжали, предлагая собственный вариант течения событий. Это было важно для развития у дошкольников с ОНР речевого творчества, содействовало формированию у них мышления, воображения, преодолению недостатков вербальной коммуникации и нарушений текстообразования. Так, например, дети продуцировали сказки на следующие темы:

- «Худо тому, кто не делает добра никому» (продуцировался рассказ о злом мальчике, который смеялся на другими, когда они попадали в неприятные ситуации, и никому не помогал, но один раз сам остался без помощи);

- «В гости ходить - надо и к себе водить» (сочинялась сказка о лисе, которая ко всем ходила в гости, отвлекала от работы, а к себе в гости никого не звала. И однажды лиса осталась одна. Никто не хотел пускать её к себе в дом);

- «Глаза боятся, а руки делают» (продуцировалась сказка о трудолюбивом зайце) и др.

В целом коррекционная работа на материале устного народного творчества позволяла обогащать социальный опыт детей с ОНР, формировать у них коммуникативные умения, приобщать к культурным традициям, целенаправленно формировать ценностные ориентиры.

Подытоживая, отметим, что реализация логопедической работы в направлении инкультурации дошкольников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учиться осознавать себя как личность, осваивать приемлемые модели поведения. Под воздействием фольклора дети знакомятся народными традициями, осваивают общественные ценности и богатство родного языка.

Список литературы:

[1] Щербакова Н.Н. О роли контекстуального окружения и выявлении креативного потенциала деривационной системы русского языка // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2012. № 2. С. 218–221.

[2] Ковригина Л.В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S 8. С. 52 – 58.

[3] Коновалова С.Н., Четверикова Т.Ю. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие. Омск: ОмГПУ, 2005. 52 с.

[4] Четверикова Т.Ю. Школьники с тяжёлыми нарушениями речи как читатели // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S 11. С. 80 – 87.

[5] Викжанович С.Н. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словаря синонимов // В мире научных открытий. 2015. № 5.2 (65). С. 612 - 617.

[6] Комарова Г.Н. Инкультурация личности: теория и практика: учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. 188 с.

[7] Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инлюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. 2015. № 2. С. 102 – 105.

© Т.А. Жукова, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с системой работы по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....