ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ)
статья

Кузяхметова Валерия

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi_2_god_zhizni.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

(ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ)

          Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.  Но, имея даже достаточно развитый  речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно для возникновения у ребенка речи. Важно, чтобы у него у самого появилась  потребность к пользованию речью, как основным средством общения со сверстниками, близкими.  

          В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения  ребенком речью можно выделить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит дозревание отделов речевого аппарата, принимающие участие в  речевом акте: центрального отдела – кора головного мозга, и переферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (дыхания, голоса, артикуляции). Следующий этап – развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее, с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к фразовой речи (сначала она ситуативного характера, недостаточно совершенна). И наконец последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое  ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.  

               Овладению речью и ее дальнейшее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в познавательной деятельности (умственно-отсталые), как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости эти нарушения могут выражаться в неправильном произношении звуков, в недоразвитии фонематического восприятия, в бедности словарного запаса, в нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи (в легких случаях, в тяжелых – вплоть до полного отсутствия). Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезням, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

                         Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается собственно речевой период, когда растет активный словарь, формируется грамматический строй,  начинает складываться правильное звукопроизношение.

          У детей в возрасте от года до 2 лет быстро развивается понимание речи, резко увеличивается словарный запас, совершенствуется структура слова. Они легко повторяют сначала звукосочетания, слова и простые фразы.

         В этот период у детей бурно развивается звуковая сторона речи: голосовой и артикуляционный аппараты, звукопроизношение, слуховое восприятие.

          В начале второго года жизни ребенок правильно произносит несколько звуков: гласные А, У, И, О и согласные Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более легкими в произнесении. Причем большинство  этих звуков- заменителей  русскому языку не соответствует и позже  утрачивается. Надо сказать, что все звуки речи проходят через систему  заменителей,  следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определенное время ( так называемое физиологическое косноязычие).

         Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам и в норме не имеет исключений. Свистящие звуки усваиваются в произношении лишь после появления язычно-зубных смычных Т.Т. На основе свистящих усваиваются шипящие согласные. Твердые Б.П.М.В.Ф. появляются раньше парных мягких, а твердые Т, Д, Н, Л

после парных мягких.

        В течение второго года жизни в речи  детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка.

        К полутора голам ребенок четко произносит гласные звуки А, И, О, У, Э, согласные Б,П,М,Й,К,Г. Из гласных отсутствует звук Ы.

        В два года в речи детей преобладает мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твердых согласных звуков. В соответствии с возрастной нормой звуки произносятся следующим образом:

Звук-заменитель  Заменяет звуки   Детское произнесение Норм. произнесение

        С                     С,Ш,Щ                      сяньки                            санки

                                                                  сяпка                               шапка

                                                                  ясик                                 ящик

        З                      З,Ж                            зяйка                               зайка

                                                                  зюк                                  жук                                                                                      

        Т                       Т,Ц,Ч                       тяпки                               тапки

                                                                  тяй                                    чай

                                                                  палеть                              палец

       Л,Й                 Л,Р,Р                          люк, юк                             лук

                                                                  ляк, як                                рак

                                                                  лепка, епка                        репка    

                                                                           

      Возрастной нормой является также опускание сонорных звуков: «ыба» вместо «рыба», «пахая» вместо «плохая», «тамвай» вместо «трамвай».   Из твердых звуков начинают произноситься В,Ф, Х, а у части детей и Т,Д,Н. Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.  

       Усвоение отдельных звуков длится месяц, других – более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение может быть чистым. Примерные сроки полной автоматизации отдельных звуков следующие (по данным А.Н.Гвоздева):

Звуки                             Сроки автоматизации

Т                                       20 дней

Л                                       1 месяц

Н                                       1 месяц и 8 дней

В                                       2 месяца и 24 дня

С                                       1 месяц и 22 дня

З                                        1 месяц и 24 дня

       

       В процессе развития активного словаря  ребенок осваивает не только простые слова, состоящие из одного или из двух слогов. Многосложные слова тоже используются детьми, но, в силу несовершенства звукопроизношения, произносят их  дети искаженно, с пропусками слогов, звуков, недоговариванием окончаний. Дети упрощают, укорачивают слова, «подгоняют» их под свое несовершенное произношение. Ждать, пока он научится говорить многосложное слово, ребенок не хочет, если ему нужно обозначить словом знакомый ему предмет или действие. Поэтому в речи детей появляются слова: «клудась» - карандаш, «пимаю» - понимаю и т.д.   

          Итак, для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произнесение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечается слабый тихий голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный + гласный).

          Формирование звуковой культуры речи должно осуществляться путем систематического и постоянного общения со взрослыми. Главная задача на этом этапе – постоянно развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.

           Для достижения этой целей берутся определенные группы звуков, которые отрабатываются с детьми на основе звукоподражаний. В основном это наиболее простые группы звуков: гласные (а,и, у, о), губно-губные (п,б,м), заднеязычные (к,г,х), губно-зубные (в,ф), переднеязычные (т,д,н).

         Включение звукоподражаний в различные формы работы не только способствует уточнению и закреплению правильного произношения звуков в различных их сочетаниях, но и помогают выработке хорошей дикции, т .е. ясного и четкого произнесения звуков и слогов. Неоднократное слитное произнесение одних и тех же звукоподражаний способствует развитию речевого дыхания речевого дыхания, произнесение их с различной громкостью развивает голосовой аппарат  ребенка.

           Поскольку звукоподражания воспроизводятся ребенком многократно, они становятся для него образцом и служат хорошим материалом для выработки акустических и артикуляционных навыков.

         До 2 лет звукоподражания надо давать такие, которые будут соответствовать развитию слухоречевых навыков ребенка, например: у, му, ам, ав, га-га, ту-ту, бай-бай и т.д. Приспособленные к фонетическим возможностям ребенка и к обычной форме его первых слов, звукоподражания помогают уточнить звукопроизношение. Речедвигательному анализатору это дает возможность нормально функционировать и «Созревать», а ребенку – прислушиваться к отдельным звукам, что способствует развитию слухового восприятия.

         Таким образом, систематически используя на занятиях и вне различные звукоподражания, мы одновременно формируем и звуковую культуру речи. На облегченном для произнесения материале ребенок отрабатывает ряд разделов культуры речи, подготавливая тем самым речеслуховой и речедвигательный анализаторы к более сложной акустико-арикуляционной работе.

           На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, стихотворения, включающие различные звукоподражания.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Козырева Л.М. Развитие речи. Дети до 5 лет. – Ярославль: Академия развития, 2007.

2. Развитие речи дошкольного возраста. Под редакцией Ф.А.Сохина. – М:

Просвещение, 1984.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методыи приёмы формирования звуковой культуры речи

Консультация для воспитателей: "Эффективные методы  и приёмы формирования звуковой культуры речи"...

«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а...

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"

Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) является актуальной проблемой при работе с современными дошкольниками не только для логопедов. В своей консультации я хочу обратить внимание воспитателей ДОУ ...

Формирование звуковой культуры речи детей 3-4 лет.

Вашему  вниманию предлагается материал для воспитателей ДОУ. Рассматриваются теоретические основы и предлагаются практические приёмы работы ....

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию интерактивный семинар-практикум, нацеленный на активное включение воспитателей в систему работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах. Обозначены напра...

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»

Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....