Отчёт о деятельности учителя-логопеда в ДОУ в 2020-2021 уч.году
материал

Итоги коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ 2020-2021 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogi_raboty_logogruppy_za_2020-21g.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

о деятельности учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Зябликовой Елены Алексеевны

 МАДОУ ДС №38 «Домовёнок» (корпус №4) в 2020-2021 учебном году

  1. Работа в группе компенсирующей направленности для детей

с тяжёлыми нарушениями речи

Цель:  Сформировать  речь и все её компоненты (словарь, грамматический строй речи, фонетико-фонематическое восприятие, связную речь) у детей с ТНР в условиях старшей  группы компенсирующей направленности  для детей с ТНР и подготовить к усвоению школьной программы.

 

 Основные задачи коррекционного обучения на 2020-2021:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР
  4. Формирование грамматического строя речи
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.

10 детей (от 5 до 6 лет) имеют заключения ТПМПК – ОНР III уровня – зачислены в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

11 детей (от 6 до 7 лет) имеют заключения ТПМПК – ОНР III уровня – зачислены в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В течение 2020-2021 учебного года проводились логопедические занятия (по подгруппам)

1. Занятие по формированию лексико-грамматического средств языка;

2. Занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте);

3.  Занятия по обучению связной речи;

   

Индивидуально-коррекционное занятие по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Методическое обеспечение (используемые программы и технологии)

 -  Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей тяжёлыми нарушениями речи с 6-7 лет (подготовительная к школе группа. — СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 640 с.;

- Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.;

- Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020;

- Нищева Н.В. Весёлая дыхательная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 32 с., цв. ил.;

- Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика 2. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 32 с., цв. ил.;

- Нищева Н.В. Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 1. Звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц], [Т'], [Ч]. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 24с., цв. ил. – (кабинет логопеда);

- Нищева Н.В. Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 2. Звуки [Ш], [Ж], [С], [С'], [Ц], [Ч], [Т']. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 24с., цв. ил. – (кабинет логопеда);

- Нищева Н.В. Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 3. Звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], [j]. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 24с., цв. ил. – (кабинет логопеда);

- Нищева Н.В. Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 4. Звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], [j]. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 24с., цв. ил. – (кабинет логопеда);

- Нищева Н.В. Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 5. Звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], [j]. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 24с., цв. ил. – (кабинет логопеда);

- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко .Автоматизация свистящих звуков С, С', З, З', Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 80 с.;

- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 2. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 56 с.;

- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 3. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 56 с.;

- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 3. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 56 с.;

- А.Я.Мухина «Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы с детьми, имеющими ограниченные речевые возможности»

- Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова «Развитие речевого дыхания»

- Е.Ф. Архипова «20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой»

- По коррекции звукопроизношения: Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Новоторцева Н.В., Успенская Л.П., Успенский М.Б., Хватцев М.Е., Репина З.А., Буйко В.И. и др.

-  По развитию мелкой моторики: Узорова О.В., Нефёдова Е.А., Белая А.Е., Мирясова В.И, Лопухина И., Соколова Ю. и др.

Активные формы, используемые в коррекционной работе

1. Применение нетрадиционных форм проведения занятий (занятие- соревнование, занятие экскурсия, интегрированное занятие и др.);

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой;

3. Использование игровых форм;

4. Диалогическое взаимодействие;

5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

6. Использование различных форм работы (групповые, парные,  индивидуальные, фронтальные и др.);

7. Использование дидактических средств (тесты, кроссворды и др.);

8. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшнее занятие …”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

9. Различные виды домашних заданий (творческие, дифференцированные, и др.);

10. Логопедическое занятие с использованием ИКТ;

11. Здоровьесберегающие технологии;

12. Игровые технологии ТРИЗ;

13. Моделирование.

 У всех воспитанников, посещающих группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, наблюдается положительная динамика в преодолении нарушений  речи, чему способствовала систематическая работа в тесном контакте с воспитателями и родителями. (см. приложение «Диагностика уровня речевого развития на конец 2020-2021 уч.год»)

          На протяжении всего 2020-2021 учебного года, проводилась консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов учреждения, воспитателей, родителей (законных представителей) воспитанников учреждения.

С родителями.

  • Школа молодого родителя: провела мастер-классы:

*    «Развиваем речь, играя!»;

*   «Речевое развитие детей посредством театрализации» (в дистанционной форме);

* «Родительская гостиная с учителем-логопедом» (в дистанционной форме);

  • Провела индивидуально-коррекционные занятия с детьми для родителей ( Список детей для индивидуального сопровождения);
  • В течение 2020-2021 учебного года (еженедельно, по вторникам) проводила индивидуальные консультации для родителей (законных представителей)

Все проведённые консультации  фиксировала в  «Журнале учета консультаций для родителей», 

  • Оформлены и предложены памятки:
  • «Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком»,
  • «Дыхательная гимнастика»,
  • «Комплекс пальчиковой гимнастики»;
  • «Игры с крупой»;
  • «Речевая готовность ребёнка к школе»;
  • «Речевое развитие ребёнка»

 Ведётся «Тетрадь рекомендаций для родителей (законных представителей) по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях («домашнее задание», ознакомление с содержанием образовательного процесса) ФЗ «Об образовании» №273 от 29.12.12г. ст. 44. П 3.3, П 3.4.) , а также на ДПОУ «Речецветик».

С педагогами:

Разработана тематика консультаций для педагогов по речевому развитию на основании результатов психолого-педагогического обследования детей.

А также, имеется «Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с ТНР»;

«Журнал взаимодействия профильных специалистов и воспитателей»

  1. Работа в ПП консилиуме ДОУ 

Принимала  участие в работе ППк ДОУ: оформила и вела журналы:

  • Журнал направлений обучающихся на ПМПК;
  • Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк;
  • Журнал учёта заседаний ППк .

Своевременно выявляла детей группы риска, родителям, имеющим детей с задержкой речевого развития (ЗРР) рекомендовала консультацию невролога, а также пройти ТПМПК для определения образовательного маршрута в ДОУ в группе компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Провела ряд индивидуальных консультаций и рекомендаций по профилактике и коррекции речевого развития детей раннего и дошкольного возраста («Журнал консультаций).

Участвовала в заседаниях ППк, представила список детей  групп общеразвивающей направленности от 5-6 лет ( 10 детей), от 6 до 7 лет  (11 детей), имеющих нарушения устной речи.

В августе - сентябре 2020г.  было проведено обследование и сопровождение детей на ППк, а также представление этих детей на ТПМПК. По заключению ТПМПК от 21.08.2020г. , от 19.09.2020 и от 21.12.2020 года обучающиеся зачислены в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Оказание дополнительной платной образовательной услуги по коррекции звукопроизношения «Речевой калейдоскоп».

С 1 сентября 2020 года по 31 мая 2021г. вела дополнительную платную образовательную услугу по коррекции звукопроизношения «Речецветик». Кружок посещали 6 детей, имеющих полиморфные нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм), Наблюдается положительная динамика: звуки поставлены, находятся на этапах автоматизации  и дифференциации; 4 ребёнка – с чистой речью. Приглашала родителей на открытые (дистанционные) индивидуально-коррекционные занятия, на которых показывала комплексы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики для коррекции звукопроизношения; рекомендовала речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков.

  1. Участие в конкурсах, семинарах, педсоветах и других мероприятиях.
  • Благодарственное письмо редакции сетевого издания "Всезнайкино" (СМИ ЭЛ No ФС 77-71799 зарегистрировано Роскомнадзором 13.12.2017, адрес сайта: всезнайкино.рф) за подготовку обучающегося к участию во Всероссийской онлайн-олимпиаде в номинации "Викторина ко Дню Победы (для дошкольников)", за вклад в развитие информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. (16.06.2021г)
  • Благодарственное письмо редакции сетевого издания "Всезнайкино" (СМИ ЭЛ No ФС 77-71799 зарегистрировано Роскомнадзором 13.12.2017, адрес сайта: всезнайкино.рф) за подготовку обучающегося к участию во Всероссийской онлайн-олимпиаде в номинации "Стихи Корнея Чуковского (для дошкольников)", за вклад в развитие информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. (23.05.2021г.)
  • Диплом за подготовку обучающегося к участию в первом региональном конкурсе для детей и педагогов «Моя Югра» в викторине «Юный грамотей» (от 16.03.2021г., номер диплома: 18962).
  • Сайт «Талант педагога» Диплом куратора – за подготовку победителя Всероссийской занимательной викторины для дошкольников по обучению грамоте «Путешествие в Буквоград» (номер документа РР - 0 № 64282 от 27.05.2021г.)
  • Приняла участие в вебинаре проводимом на педагогическом портале «Солнечный свет «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста» (номер сертификата СМ2440796 от 26.11.2020г.)
  • Прошла курсы по здоровому питанию. Сертификат.

Дипломы детей:

  • Первый региональный конкурс для детей и педагогов «Моя Югра», викторина «Юный грамотей» - Гарбакова Камила 1 место (от 16.03.2021г., номер диплома: 18962).
  • Всероссийская онлайн-олимпиада "Всезнайкино" в номинации "Стихи Корнея Чуковского (для дошкольников)" – Никитина Вероника 2 место (№ 2881225 от 23.05.2021г.)
  • Всероссийская интернет-олимпиада «Солнечный свет» по русскому языку для дошкольников – Очкалов Илья 1 место (№ ДО2825200 16.03.2021г.)
  • «Талант педагога» Всероссийская занимательная викторина для дошкольников по обучению грамоте «Путешествие в Буквоград» - Рябухин Денис – лауреат 1 степени (РР - 0 № 64282 от 27.05.2021г.)
  • Всероссийской онлайн-олимпиады "Всезнайкино" в номинации "Викторина ко Дню Победы (для дошкольников)" – Шафигуллина Карина (№ 2905525 от 16.06.2021г.)

V. Оптимизация коррекционно-педагогического  процесса:

  • Обновила раздаточный материал по звуковому анализу;
  • Пополнила пособия по развитию речевого дыхания «Настольный футбол»;
  • Изготовила наглядное  дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Звуковой поезд»;
  • Пополнила нетрадиционным оборудованием игры для мелкой моторики пробками, прищепками, орехами;
  • Пополнила нетрадиционным оборудованием игры для развития воздушной струи;
  • Пополнила зону мелкой моторики (шнуровальный планшет, обводки, штриховки, раскраски, мозаики);
  • Пополнила картотеку комплексами артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
  1. Работа форсайт центра

В 2020 – 2021 учебном году  принимала участие в работе  форсайт-центра учителей-логопедов «Совершенствование работы профильных специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов) в части реализации адаптированных программ и коррекции поведения (психоэмоционального состояния) детей дошкольного возраста».

  1. Приняла к сведению современные тенденции развития коррекционной работы в муниципальном образовании г. Нижневартовска на 2020 – 2021 учебный год;
  • «Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учителя-логопеда, учителя-дефектолога»;
  • «Организационные аспекты работы с детьми с ОВЗ в детском саду»;
  • «Эффективные технологии коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ»;
  • «Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОО с детьми с ОВЗ»;
  • «Логоритмические упражнения с элементами нейрогимнастики как эффективное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ (ТНР, ЗПР, СДВГ)».

  1. Планируемые мероприятия повышения уровня профессиональной деятельности

на 2021-2022 учебный год

              Цели моей профессиональной деятельности – повышение доступности качественного коррекционного образования, соответствующего требованиям инновационного развития округа и современным потребностям общества, поиск наиболее эффективного пути обучения детей, внедрения в коррекционно – образовательный процесс новых методик, технологий. Реализация цели предполагает решение задач:

1. Внедрение инновационных технологий развития и сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи).

2. Развитие интеграционных форм организации коррекционного образования в рамках внедрения ФГОС ДО.

В своей работе считаю важным продолжать в 2021-2022 учебном году использовать информационно-коммуникативные технологии, электронные образовательные пособия по ЗОЖ (электронные физкультминутки и зрительные гимнастики, компьютерные программы).

Планирую пройти курсы повышения квалификации, аттестацию на первую квалификационную категорию.

Ожидаемый результат - повысится профессиональная компетентность и индивидуальная мобильность.

  «28» мая 2021 г.                  

Учитель-логопед:                                                       Зябликова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1)  неправильная речь окружающих;2)  двуязычие в семье;3)  черепно-мозговая родовая травма....

Отчёт о работе учителя-логопеда

В конце учебного угода все педагоги оформляют отчёт о проделанной работе. Хочется поделиться тем как это делаю я. При написании своего отчёта использую таблицу и круговые диаграммы. Обязательно резуль...

Отчет учителя-логопеда о результатах работы за 2012-2013 уч. года

МКДОУ № 20 г. АшиГруппа:  Старшая логопедическая       Ф.И.О. логопеда:   Устюгова Ю. С. Дата составления отчета:  30.05. 2013 г....

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2020-2021 учебный год

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2020-2021 учебный год к аттестации...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...

Аналитический отчёт о работе учителя-логопеда за 2020/2021 учебный год.

Аналитический отчёт о работе учителя-логопеда за 2020/2021 учебный год....