«Особенности организации учебного процесса детей с ЗПР»
план-конспект занятия (11 класс)

Синякова Ксения Кирилловна

Задача коррекционной работы состоит в том чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования

ПП «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПСИХОЛОГИЯ»

 «Клинические основы специальной (коррекционной) педагогики»

РЕФЕРАТ

На тему:

«Особенности организации учебного процесса детей с ЗПР»

ВЫПОЛНИЛА

ФИО: Синякова Ксения Кирилловна

Группа АСОУ (388 ч., с ДОТ)

ПРОВЕРИЛА

Богомолова Марина Валентиновна

 доцент кафедры дошкольной педагогики,

 психологии и инклюзивного образования,

кандидат психологических наук

        Москва 2021

 Содержание

1. Нормативно-правовое обеспечение……………………………………….2

2. История организации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей…………………………………………………………4

3. Современная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей (далее вписать название нозологии согласно выбранной теме)……………………………………………………………………………..6

4. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей (далее вписать название нозологии согласно выбранной теме) в российской Федерации, Московской области, … (вписать название городского округа)……………………………………………………………………………7

5. Заключение…………………………………………………………………….9

6. Список литературы……………………………………………………………12

Введение

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе , как в обстановке игры или дома в семье. Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом , чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения.

Целью начального обучения детей с ЗПР - научить детей считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности.

Задача коррекционной работы состоит в том чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

 1. Нормативно-правовое обеспечение

  Нормативно-правовые аспекты обучения детей с ЗПР в условиях начальной школы Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития составляют: -Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ,N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; -Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития. Конституции Российской Федерации Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Статья 43 Конституции: «Каждый имеет право на образование» Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно.

       В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

2. История организации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей

Коррекционная школа в качестве государственного учреждения стала работать с 1918 г. главным направлением особого обучения стала забота о воспитании и обучении детей с отклонения, для того, чтобы они могли нормально жить и работать. История развития коррекционной школы связана с усовершенствованием всеобщего образования в нашей стране. Она прошла те же важные этапы развития; изменения, которые происходили в коррекционной педагогике, откликавшейся на предъявляемые требования времени. В 1926 г. была установлена пятилетка обучения в коррекционной школе. В 1928 г. был утвержден первый документ "Положение о вспомогательной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей". Коррекционная школа окончательно была оформлена в особый тип специального учреждения. Коррекция и компенсация дефектов стала в качестве главной задачи вспомогательной школы.

    В настоящее время коррекционная школа имеет младшие (1-4) и старшие (5-9) классы. Обучение в младших классах носит большую профилактическую направленность. Поэтому, специальной задачей коррекционных школ является коррекция недостатков в психофизическом развитии и познавательной деятельности учеников. Исправление недостатков развития достигается, главным образом, педагогическими средствами в процессе обучения. Исправление речевых нарушений и моторики происходит на коррекционных занятиях - логопедия, ритмика, ЛФК. Большое значение в коррекционной школе имеет подготовка слаборазвитых учеников к самостоятельной жизни. Она происходит в младших классах в процессе знакомства с предметами и явлениями окружающей среды во время экскурсии и уроков, в старших классах - на особенные занятия по социально-бытовой ориентировке, а также в общей системе учебной и воспитательной работы.

    Обучение в коррекционной школе происходит по особому учебному плану, оригинальным программам и учебникам. Разрабатываются специфические методы и приемы обучения слаборазвитых детей. В отличие от всех типов школ коррекционная школа не дает ученикам цензового образования.

     В то же время на федеральном и региональном уровнях начинают возникать идеи по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, и новых форм организации специального обучения, которые копируют современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.

3. Современная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ЗПР

       В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы - исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением  детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В  процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

     Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный I—II классы, в III класс — в порядке исключения. При этом Дети, начавшие обучение с 6-летнего возраста, — в I класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в I класс коррекционного учреждения (нормативный срок освоения — 4 года); с 6-летнего возраста — в подготовительный класс (нормативный срок освоения — 5 лет).

     По окончании начальной школы педагогический совет школы при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую общеобразовательную школу, либо — в случае глубоких, стойких форм ЗПР — о продолжении обучения в данной специальной школе. В учебно-воспитательной работе с детьми с ЗПР осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе психолого-педагогического и клинического изучения ребенка, используются разнообразные методы и формы обучения, способствующие общему развитию детей и коррекции их познавательной деятельности.

     В специальных коррекционных школах обучаются дети, имеющие задержку психического развития церебрально-органического генеза, связанного с нейродинамическими расстройствами и нарушениями аффективной сферы.

      Дети с аномалиями развития: ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения — могут обучаться в общеобразовательной школе, желательно в специальных коррекционных классах, так как во всех этих вариантах задержанного развития прогноз в отношении познавательной деятельности относительно благоприятный.

      Согласно положению об организации классов коррекционного обучения вопрос об открытии такого класса решается на педсовете школы и утверждается местными органами народного образования. Максимальное количество учащихся должно быть 16—20 человек. Состав класса по мере продвижения по ступеням обучения может меняться, так как дети могут переводиться в обычные классы. Класс формируется с первого года обучения. В него направляются дети с низким уровнем школьной зрелости, установленным на основании предшкольной диспансеризации. Решение о направлении ребенка в класс коррекционного обучения принимает школьная педагогическая комиссия: завуч по начальному образованию, школьный врач, психолог, дефектолог (логопед). В случае последующего выявления детей со стойкой аномалией развития они направляются на медико-педагогическую комиссию. Необходимо, чтобы для работы в классах коррекционного обучения привлекались педагоги-дефектологи или педагоги, прошедшие специальную подготовку для работы с этой категорией детей.

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ VII, VШ ВИДА

(ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Глуховская общеобразовательная школа-интернат № 2 для детей с задержкой психического развития (VII вид)»
В школу-интернат принимаются дети с задержкой психического развития различного генеза. Школа-интернат работает по общеобразовательным программам с учетом рекомендаций по коррекции предметных тем. Школа-интернат обеспечивает получение основного общего образования. Профили трудового обучения: столярное, слесарное, швейное дело. Выпускники школы продолжают обучение в учреждениях профессиональной подготовки Московской области: ПУ № 80 (г. Электросталь), ПУ г. Зарайска, Ногинска.


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида г. Павловского Посада Московской области

В школу-интернат принимаются дети с диагнозом: задержка психического развития. Школа-интернат обеспечивает получение основного общего образования. Выпускники школы продолжают обучение в учреждениях профессионального образования Московской области: ПУ № 69, ПУ № 111 (г. Павлово-Посад), ПУ № 34 (г. Орехово-Зуево).

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

VII-VIII вида «Надежда»
Обучение ведется с 1 по 9 класс по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Профили трудового обучения: швейное, столярное, слесарное дело. В школе имеется класс для детей со сложной структурой дефекта. Выпускники продолжают обучение в профессиональных училищах № 17 и № 30 (г. Коломна), в ПУ № 44 (г. Воскресенск).

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида»

Обучение ведется с 1 по 9 класс по типовым программам специальной (коррекционной) школы VII и VIII вида. Профили трудового обучения: швейное, столярное и плотницкое дело. Выпускники продолжают обучение в ПУ № 12 (г. Подольск).

Заключение

    Важно в организации системы коррекционно-развивающего обучения динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Коррекционные занятия учитель проводит с учащимся по мере выявления индивидуальных проблем в развитии и отставании в обучении. При индивидуальной работе дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать задачи на уровне нормально развивающихся сверстников. На уроках дети могут довольно быстро понять учебный материал, правильно выполнять упражнения.

   

Список литературы

1.Дети с задержкой психического развития . / Под редакцией Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной М. 1984г

2.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей – М. 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноцен...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях глобального усложнения сферы образования усложняется и образовательная деятельность. Она становится многомерной. Появляются потребности в активизации деятельности школьника, обеспечени...

Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"

Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....

«Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»

Зная и учитывая основные проявления заболевания, воспитатель грамотно организует работу, создавая условия интеграции ребенка с ДЦП в среду здоровых сверстников, и обеспечивая взаимодействие медицинско...

Особенности организации учебного процесса с обучающимися с академической одаренностью (отличники и высокомотивированные учащиеся).

Идея написать данную статью возникла благодаря тому, что я по-новому взглянула на работу с одаренными детьми, сделав это направление для себя одним из приоритетных в своей деятельности. Переосмыслив т...

Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения

Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей р...