Конспект логопедического занятия на фонему Ж
план-конспект

Сивохина Елена Петровна

Конспект логопедического занятия на фонему Ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_fonema_zh.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Логопедическое занятие

ТЕМА: Фонема «Ж»

ЦЕЛИ:

Образовательная:

  1. Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов, функции словоизменения.

        Коррекционные:

  1. Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля слова «Жук».
  2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  4. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «Жук» и развитие валентностей слов.
  5. Развитие функций словоизменения.
  6. Развитие связной речи.
  7. Формирования у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательная:

Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.

        Оборудование:

  1. Таблица артикуляционно-акустического образа звука.
  2. Набор картинок по автоматизации изолированного звука (звукоподражания).
  3. Слоговые дорожки, лабиринты, таблицы.
  4. Сюжетная картинка «Жук и жучки»
  5. Пособия для звуко-слогового анализа.
  6. Набор таблиц по формированию и расширению семантического поля, развития словоизменения.
  7. Разрезная азбука.
  8. Песочные наборы.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

  1. Слушание образца нормированной речи

Выделить звук, который встречается в тексте чаще других.

«На лужайке живет дружная семья: мама жук, папа жук и маленькие жучки.

Маленькие жучки нежатся на жарком солнце а их родители жуки  ищут вкусные листочки для ужина.

После ужина жучки засыпают под листочком».

  1. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука «Ж», а поможет нам в этом картинки.

  1. Анализ артикуляционно-акустического образа звука.
  • Губы округлены
  • Зубы сближены
  • Язык «чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
  • Воздушная струя плавная, теплая, сильная
  • Голосовые складки работают.

1). ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА  «Ж»

(с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

2). ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА «Ж»

Звук «Ж» - согласный, звонкий, твёрдый.

-    Почему звук «Ж» согласный?

  • Почему звук «Ж» звонкий?
  • Почему звук «Ж» твердый?

3). СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА «Ж» С БУКВОЙ

    -Послушайте и посмотрите, какой буквой обозначается звук «Ж» на письме».

  1.                 Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт «жужжащий звук».

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ж» В СЛОГАХ

  • Однажды маленький жучек заигрался на лужайке и потерял родителей.

Помоги жучку добраться до своего жилища

  • Тем временем папа жук нёс маленьким жучкам на ужин вкусные сочные листочки.

Прочти слоги, угадай какие листочки несёт жук в своё жилище.

  1. Автоматизация звука «Ж» через формирование семантического поля слова «Жук», развитие валентностей слов и функций словоизменения.

1). ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО СЛОВА.

     -   Помогите жуку закончить четверостишие:

Жук жужжит в железной банке —

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного …….! (Жука)

  • Отгадай загадку.

В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук.
Кто же это?..
Ответ  (ЖУК)

  • Объясни лексическое значение слова «Жук» (Работа со словарём).

Жук – это отряд насекомых с полным превращением, включающим стадию личинки, покоящуюся стадию куколки и взрослую - имаго 

2). ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «Жук»

Самый маленький жучек многого не знает. Давайте расскажем жучку все о нем:

  • Кто папа у жучка?  (ЖУК)
  • Произнесите слово «ЖУК» чётко проговаривая все звуки.
  • Назовите  по порядку все звуки в слове «ЖУК».
  • Сколько звуков в слове «ЖУК»?
  • С какими звуками в слове «ЖУК» дружит звук «Ж»?
  • Определите место звука «Ж» в слове «ЖУК».
  • В каком слоге звук «Ж»?
  • Сколько слогов в слове «ЖУК»?
  • В каком слоге звук «Ж»?

3) ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:

Узнал все жучек – стал умнее.

(Вывешивается картинка «Семья жуков»)

- Если жук очень большой, то его называют…            ЖУЧИЩЕ

- А кто мама у жучка?                                     Мама ЖУК

- А как можно назвать их детей?                   Жучата

- Как можно назвать одного?                         Жученок?

- Как назвать одного ласково?                       Жучек

- мама Жук, папа Жук и жучки – что это?   Семество жуков

- Найдите корень в этих словах                     ЖУК

- Сосчитайте

  1. Один

(одна)

Два

(две)

  1. Много

Жук

Жучек

Жученок

-   Образуйте множественное число

Жук

Жучек

  1. Печатание слов  ЖУК, ЛУК

Игра: «Песочный компьютер».

6. Логопедическая зарядка  (в период утомляемости детей)

И.П.: Сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.
В класс жучек к нам залетел,
Зажужал и запел: “Ж-ж-ж!”
Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Направление рукой вниз сопровождают глазами.
Жук наш приземлился.
И.П.: Стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками “Волчок” и встать.
Зажужжал и закружился. “Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!” 

7. Итог:

  • Над каким звуком мы  работали?
  • Назовите однокоренные слова к слову «Жук».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)

Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)Логопедическая тема: дифференциация фонем, имеющих акусти...

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация фонем З – Ж в слогах и словах»

Данный конспект предназначен для подгруппового занятия младших школьников в цпециальной коррекционной школе. Целью которого является закрепление правильного артикуляционного уклада  при дифференц...