Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 3.3)
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.48 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Утверждаю:
Директор школы
/И.Л. Шадрина
Приказ № от
« » 202_ г.
Коррекционный курс
«Пространственная ориентировка»
срок реализации: 2021-2023 уч. г.
для слабовидящих обучающихся
(вариант 3.3)
Разработала:
Учитель – дефектолог
КГБОУ « Ачинская школа №3»
Розанчугова Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 3.3), в соответствии с требованиями ст.14, 32 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»).
Программа коррекционной работы содержит индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Цель: формирование навыков ориентирования и самостоятельного безопасного и эффективного передвижения в пространстве.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
- формирование мотивации к самостоятельному передвижению;
- формирование представлений о своём теле;
- формирование пространственных представлений;
- формирование представлений о предметах окружающего мира;
- формирование умения использовать для ориентирования в пространстве информацию, получаемую от сохранных анализаторов;
- умение использовать слуховые, тактильные и проприоцептивные ориентиры в знакомом пространстве;
- умение отслеживать своё местоположение относительно заданного ориентира при передвижении в знакомом пространстве;
- овладение навыками ориентировки в микропространстве;
- овладение навыками передвижения с сопровождающим;
- овладение «дотростевыми навыками», необходимыми для безопасного передвижения в помещении без использования трости;
- улучшение осанки, формирование координации и точности жестов;
- формирование топографических представлений;
- приобретение навыков чтения макетов и рельефно-графических схем («карта-путь» и «карта-план»).
Общая характеристика коррекционного курса
Орезультате изучения курса «Пространственная ориентировка» слепые обучающиеся овладеют навыками самостоятельного ориентирования и передвижения в помещениях, как с помощью трости, так и с использованием «дотростевых навыков» (защитных техник, слежования и т.д.), а также навыками перемещения и ориентирования в знакомых местах на улице. Использование трости благотворно сказывается на осанке, формирует у учащихся инструментальное осязание и точность проприоцептивного восприятия. Развитие навыков использование сенсорной информации помогает не только в ориентировке, но также обогащает представления учеников об окружающем их мире. Фомирование пространственных представлений - одна из главных задач курса и основа способности ориентироваться в большом и малом пространстве.
Описание места.
КГБОУ Ачинская школа №3. Частота занятий - раз в неделю, форма организации – индивидуальное занятия.
Описание ценностных ориентиров.
Развитие сохранных анализаторов
Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось - для двухмерного и трехмерного пространства.
Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.
Формирование предметных и пространственных представлений
- Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.
- Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте - троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро.
- Конкретизация предметных и пространственных представлений в условиях реального ближайшего окружения школы.
- Формирование представлений о крупных культурно-бытовых учреждениях населенного пункта и об их предметном наполнении.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений
- Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта - путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
- Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на прилегающих к школе улицах.
- Правила перехода улицы для незрячих.
- Формирование обобщенных представлений о своем населенном пункте на уровне «карта - план» с использованием рельефных планов и макетов.
- Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию.
- Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города. Освоение городского транспорта. Изучение нескольких значимых для воспитанника маршрутов городского транспорта.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров
- Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом.
- Формирование правильного жеста, указывающего направление.
- Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.
- Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте.
- Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве.
- Поза при отыскивании упавших предметов.
Совместная ориентировка со зрячими
- Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни общества: игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника».
- Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях).
- Ориентировка обучающегося в магазине: обращение к продавцу, кассиру, покупка продуктов.
- Ориентировка на почте: отправление писем, посылок.
- Обращение за помощью к незнакомому человеку. Совместная ориентировка с незнакомым человеком.
Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки
- Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости.
- Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
- Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и
- скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости.
- Обращение с тростью при переходе через улицу.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, коррекционный курс «Пространственная ориентировка» направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- увеличение уровня самостоятельности, независимости от помощи зрячих;
- формирование «образа себя» за счёт более адекватного представления о своём теле;
- формирование адекватного представления о своих возможностях, споосбствующего росту самооценки;
- умение придерживаться заданной последовательности выполнения жизненно необходимых движений;
- развитие мотивации достижения успеха и готовности к самостоятельному передвижению;
- развитие навыков социального взаимодействия с знакомыми и незнакомыми людьми;
Метапредметные результаты
- умение отслеживать правильность использования определённых приёмов и техник передвижения;
- развитие концентрации внимания для отслеживания своего местоположения при передвижении;
- активное использование сохранных анализаторов для ориентирования в различных ситуациях;
- выбор способов решения задачи (в зависимости от конкретных условий;
- алгоритмизация практических действий при выполнении техник мобильности и использовании навыков ориентирования;
- развитие представлений об окружающем мире;
- формирование механизма переноса освоенных навыков в незнакомое пространство.
- Предметные результаты
Слепой обучающийся научится:
Развитие сохранных анализаторов:
- совершать мелкие точные скоординированные движения с предметами, необходимыми в быту и в учебной деятельности;
- узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
- узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
- узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
- свободно ориентировать «на себе»;
- уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на
- столе, на листе бумаги, в брайлевском приборе, в азбуке - колодке по Брайлю (колодке шеститочия);
- ориентироваться в рядах и столбцах;
- ориентироваться на приборе «Ориентир».
Формирование предметных и пространственных представлений:
- узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
- представлять и отражать в макетах пространственное расположение предметов;
- узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение;
- ориентироваться на ближайших к школе улице, на тротуаре, на остановке, в подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование
топографических представлений:
- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
- самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
- представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь»;
- отражать сформированные топографические представления «карта-план» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров:
- занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, за столом, в кресле;
- занимать правильную позу при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
- занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий;
- занимать необходимую позу при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося;
- соблюдать позу при выходе и входе в транспортное средство;
- занимать позу при поиске упавшего предмета.
Совместная ориентировка со зрячими:
- соблюдать позу при совместном передвижении со зрячим сверстником и взрослым;
- передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
- передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость;
- обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
Обучение пользоваться тростью:
- подбирать трость;
- пользоваться тростью;
- подниматься и спускаться по лестнице с помощью трости;
- обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке.
Содержание коррекционного курса
Программа включает следующие разделы:
- развитие сохранных анализаторов;
- развитие навыков ориентировки в микропространстве;
- формирование предметных и пространственных представлений;
- обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование
- топографических представлений;
- формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров;
- совместная ориентировка со зрячими;
- обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами
- ориентировки.
Содержание коррекционного курса.
1 | Коррекционно – развивающая область по «Пространственная ориентировка» |
Программа рассчитана:
3 класс | Количество часов в году | 34 |
4 класс | Количество часов в году | 34 |
5 класс | Количество часов в году | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
3 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Диагностика | 1 | |
Пространственные понятия | 1 | |
Ориентирование в замкнутом пространстве. | 9 | |
Правила самостоятельного передвижения в зданиях и помещениях. | 1 | |
Коридоры, повороты, двери, лестницы, площадки | 1 | |
Повторение. Передвижение в уже изученном помещении | 1 | |
Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении. | 1 | |
Представления о зданиях и помещениях. Игра «Что вокруг тебя?» | 1 | |
Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении (библиотека, магазин). | 1 | |
Выделение пространственных признаков и отношения в окружающем пространстве. | 1 | |
Выделение и объединение пространственных признаков и отношения в окружающем пространстве. | 1 | |
Выделение, анализ и синтез информации об окружающем мире. | 1 | |
Ориентирование и мобильность в открытом пространстве | 20 | |
Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории. | 2 | |
Ориентировка в окружающем пространстве школы. | 4 | |
Составление схемы знакомого пространства из конструктора. | 1 | |
Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях. | 1 | |
Передвижение в пространстве от одного объекта к другому. | 2 | |
Определение направления движущегося источника звука. | 3 | |
Игра «Расположи предметы в указанном порядке». | 1 | |
Ориентировка с тростью на школьной территории. | 3 | |
Ориентировка по схемам макро – и микропространства. | 3 | |
Повторение | 3 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | 1 |
4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Диагностика | 1 | |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования. | 4 | |
Пространственные понятия. | 1 | |
Звуковые ориентиры. | 2 | |
Наполняющие предметы в коридоре школе. | 1 | |
Ориентировка в помещениях | 7 | |
Передвижение в зданиях и помещениях | 1 | |
Приемы зашиты тела от столкновений с предметами. | 1 | |
Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки и т.д | 1 | |
Самостоятельная ориентировка на пришкольном участке | 1 | |
Приемы обследования помещений и зданий слепыми и слабовидящими. | 1 | |
Приемы обследования предметов, находящихся в помещениях | 1 | |
Ориентирование и мобильность в открытом пространстве | 8 | |
Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории, ближайшей улицы. | 2 | |
Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях. | 2 | |
Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому. | 1 | |
Определение направления движущегося источника звука. | 1 | |
Ориентировка по схемам макро – и микро пространства. | 1 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | 4 | |
Способы ориентировки с тростью | 1 | |
Определение поверхности земли при помощи трости. | 1 | |
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. | 1 | |
Обращение с тростью в зданиях и помещениях | 1 | |
Ориентировка в городе | 7 | |
Формирование представления о городе | 1 | |
Обследование и изучение прилегающих к школе улиц и основных объектов (ориентир), находящихся на этих улицах и т.п | 1 | |
Углубленное ознакомление с элементами улицы: дорога, газон, тротуар, дома, парапеты (ограждения), подъездная дорога (правила подхода к подъездной дороге, кустарник) и т.д. | 1 | |
Приемы ходьбы с опытными или случайными сопровождающими. | 1 | |
Общение в учреждениях бытового обслуживания (магазины, почта, поликлиника). | 1 | |
Обращение к прохожим на улице за помощью. | 1 | |
Изучение маршрута школа – автобусная остановка. | 1 | |
Повторение. | 2 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 |
5 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Диагностика | 1 | |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования (повторение). | 4 | |
Пространственные понятия. | 1 | |
Звуковые ориентиры. | 1 | |
Приемы защиты при исследованиях предметов окружающего мира. | 1 | |
Наполняющие предметы в коридоре школе. | 1 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | 17 | |
Способы ориентировки с тростью | 1 | |
Определение поверхности земли при помощи трости. | 1 | |
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. | 1 | |
Обращение с тростью в зданиях и помещениях. | 1 | |
Обращение с тростью на лестницах. | 1 | |
Обращение с тростью в местах скопления людей. | 1 | |
Обращение с тростью в транспорте. | 1 | |
Обнаружение препятствий с помощью трости. | 1 | |
Изучение с тростью пришкольный участок. | 1 | |
Изучение бордюров. | 1 | |
Обращение с тростью при переходе через улицу. | 1 | |
Изучение тротуаров около школы. | 1 | |
Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога. | 1 | |
Маршрут с тростью школа-остановка. | 1 | |
Маршрут с тростью школа – ближайший магазин. | 1 | |
Зачетное занятие «Применение трости при ориентировке в пространстве». | 1 | |
Разыгрывание ситуаций в банке, магазине, почте – незрячий школьник. | 1 | |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений | 10 | |
Изучение плана школы. | 1 | |
Составление плана школы на приборе «Школьник». | 1 | |
Наполняющие предметы на прилегающих улицах к школе. | 1 | |
Составление обзора школьного участка на столе. | 1 | |
Наполняющие предметы вблизи школы на лежащем поле. | 1 | |
Составление обзора территории вблизи школы на столе. | 1 | |
Изучение перекрестков на макете. | 1 | |
Изучение карты района, на которой расположена школа. | 1 | |
Изучение на карте маршрута школа – дом. | 2 | |
Повторение | 1 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 |
Описание материально - техническое обеспечения:
- Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990.- 48 с. https://multiurok.ru/files/programma-obucheniia-prostranstvennoi-orientirovke.html
- Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. . – М., 2006. Авторы: зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук; учитель-дефектолог по пространственной ориентировке специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. https://pandia.ru/text/78/083/54801.php
- Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.
- Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: уч-методическое пособие/ Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева.- Москва, 1991.https://studfile.net/preview/8398638/
Дидактический материал:
- Грифель;
- Шрифт Брайля;
- Трость
- Прибор для письма по Брайлю (18 строк)
- Тетрадь для письма по Брайлю с грифелем для детей
- Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Мозаика
- Геометрический сенсорный мешочек
- Рельефно-графическая грамота - Зрительные образы и реалистический рисунок
- Тифлоприбор "Графика" для детей
- Пособие для слабовидящих и незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста - Рельефно-графическая грамота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-961844-1508565265.jpg)
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-1034463-1524809919.jpg)
Коррекционный предмет "Пространственная ориентировка" Правила сопровождения"
В презентации показаны:основные приёмы сопровождения лиц с нарушением зрения;правила для сопровождающего;предвижение с сопровождающим....
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/01/picture-1154285-1564608204.jpg)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/02/picture-877202-1714638444.jpg)
Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированной основн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-1368227-1638288197.jpg)
Пособие к курсу "Пространственная ориентировка". Тактильные карты перекрёстков
Тактильные карты перекрёстков необходимы для уроков по коррекционному предмету "Пространственная ориентировка". Они помогают формировать представления о движении автомобилей на перекрёстке, ...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Музыкльно-ритмические занятия" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2.)
Музыкально-ритмические занятия являются одним из специальных (коррекционных) предметов в системе образовательно-коррекционной работы со слабослышащими детьми.Цель – формирование разносторонне фи...