Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 3.3)
рабочая программа

Розанчугова Наталья Викторовна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3.3_prostranstvennaya_orientirovka.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

        

                                                                                 Утверждаю:

                                                                          Директор школы

                                                                                          /И.Л. Шадрина

                                                                                        Приказ №                   от

                                                                                  «        »                202_  г.

Коррекционный курс

«Пространственная ориентировка»

                   срок реализации: 2021-2023 уч. г.

для слабовидящих обучающихся

(вариант 3.3)

Разработала:

Учитель – дефектолог

КГБОУ « Ачинская школа №3»

Розанчугова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 3.3), в соответствии с требованиями ст.14, 32 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»).

Программа коррекционной работы содержит индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Цель: формирование навыков ориентирования и самостоятельного безопасного и эффективного передвижения в пространстве.

В процессе обучения реализуются следующие задачи:

  • формирование мотивации к самостоятельному передвижению;
  • формирование представлений о своём теле;
  • формирование пространственных представлений;
  • формирование представлений о предметах окружающего мира;
  • формирование умения использовать для ориентирования в пространстве информацию, получаемую от сохранных анализаторов;
  • умение использовать слуховые, тактильные и проприоцептивные ориентиры в знакомом пространстве;
  • умение отслеживать своё местоположение относительно заданного ориентира при передвижении в знакомом пространстве;
  • овладение навыками ориентировки в микропространстве;
  • овладение навыками передвижения с сопровождающим;
  • овладение «дотростевыми навыками», необходимыми для безопасного передвижения в помещении без использования трости;
  • улучшение осанки, формирование координации и точности жестов;
  • формирование топографических представлений;
  • приобретение навыков чтения макетов и рельефно-графических схем («карта-путь» и «карта-план»).

        Общая характеристика коррекционного курса        

Орезультате изучения курса «Пространственная ориентировка» слепые обучающиеся овладеют навыками самостоятельного ориентирования и передвижения в помещениях, как с помощью трости, так и с использованием «дотростевых навыков» (защитных техник, слежования и т.д.), а также навыками перемещения и ориентирования в знакомых местах на улице. Использование трости благотворно сказывается на осанке, формирует у учащихся инструментальное осязание и точность проприоцептивного восприятия. Развитие навыков использование сенсорной информации помогает не только в ориентировке, но также обогащает представления учеников об окружающем их мире. Фомирование пространственных представлений - одна из главных задач курса и основа способности ориентироваться в большом и малом пространстве.

Описание места.

КГБОУ Ачинская школа №3. Частота занятий - раз в неделю, форма организации – индивидуальное занятия.

Описание ценностных ориентиров.

Развитие сохранных анализаторов

Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось - для двухмерного и трехмерного пространства.

Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.

Формирование предметных и пространственных представлений

  • Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.
  • Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте - троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро.
  • Конкретизация предметных и пространственных представлений в условиях реального ближайшего окружения школы.
  • Формирование представлений о крупных культурно-бытовых учреждениях населенного пункта и об их предметном наполнении.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений

  • Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта - путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
  • Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на прилегающих к школе улицах.
  • Правила перехода улицы для незрячих.
  • Формирование обобщенных представлений о своем населенном пункте на уровне «карта - план» с использованием рельефных планов и макетов.
  • Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию.
  • Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города. Освоение городского транспорта. Изучение нескольких значимых для воспитанника маршрутов городского транспорта.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

  • Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом.
  • Формирование правильного жеста, указывающего направление.
  • Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.
  • Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте.
  • Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве.
  • Поза при отыскивании упавших предметов.

Совместная ориентировка со зрячими

  • Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни общества: игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника».
  • Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях).
  • Ориентировка обучающегося в магазине: обращение к продавцу, кассиру, покупка продуктов.
  • Ориентировка на почте: отправление писем, посылок.
  • Обращение за помощью к незнакомому человеку. Совместная ориентировка с незнакомым человеком.

Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки

  • Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости.
  • Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
  • Приемы ходьбы с тростью:        маятниковый, диагональный, приемы протяжки и
  • скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости.
  • Обращение с тростью при переходе через улицу.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

                В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, коррекционный курс «Пространственная ориентировка» направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • увеличение уровня самостоятельности, независимости от помощи зрячих;
  • формирование «образа себя» за счёт более адекватного представления о своём теле;
  • формирование адекватного представления о своих возможностях, споосбствующего росту самооценки;
  • умение придерживаться заданной последовательности выполнения жизненно необходимых движений;
  • развитие мотивации достижения успеха и готовности к самостоятельному передвижению;
  • развитие навыков социального взаимодействия с знакомыми и незнакомыми людьми;

Метапредметные результаты

  • умение отслеживать правильность использования определённых приёмов и техник передвижения;
  • развитие концентрации внимания для отслеживания своего местоположения при передвижении;
  • активное использование сохранных анализаторов для ориентирования в различных ситуациях;
  • выбор способов решения задачи (в зависимости от конкретных условий;
  • алгоритмизация практических действий при выполнении техник мобильности и использовании навыков ориентирования;
  • развитие представлений об окружающем мире;
  • формирование механизма переноса освоенных навыков в незнакомое пространство.
  1. Предметные результаты

Слепой обучающийся научится:

Развитие сохранных анализаторов:

  • совершать мелкие точные скоординированные движения с предметами, необходимыми в быту и в учебной деятельности;
  • узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
  • оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
  • узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
  • узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве:

  • свободно ориентировать «на себе»;
  • уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на
  1. столе, на листе бумаги, в брайлевском приборе, в азбуке - колодке по Брайлю (колодке шеститочия);
  • ориентироваться в рядах и столбцах;
  • ориентироваться на приборе «Ориентир».

Формирование предметных и пространственных представлений:

  • узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
  • представлять и отражать в макетах пространственное расположение предметов;
  • узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение;
  • ориентироваться на ближайших к школе улице, на тротуаре, на остановке, в подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование

топографических представлений:

  • самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
  • самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
  • представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь»;
  • отражать сформированные топографические представления «карта-план» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров:

  • занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, за столом, в кресле;
  • занимать правильную позу при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
  • занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий;
  • занимать необходимую позу при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося;
  • соблюдать позу при выходе и входе в транспортное средство;
  • занимать позу при поиске упавшего предмета.

Совместная ориентировка со зрячими:

  • соблюдать позу при совместном передвижении со зрячим сверстником и взрослым;
  • передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
  • передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость;
  • обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.

Обучение пользоваться тростью:

  • подбирать трость;
  • пользоваться тростью;
  • подниматься и спускаться по лестнице с помощью трости;
  • обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке.

Содержание коррекционного курса

Программа включает следующие разделы:

  • развитие сохранных анализаторов;
  • развитие навыков ориентировки в микропространстве;
  • формирование предметных и пространственных представлений;
  •  обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование
  • топографических представлений;
  • формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров;
  • совместная ориентировка со зрячими;
  •  обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами
  • ориентировки.

Содержание коррекционного курса.

1

Коррекционно – развивающая область по «Пространственная ориентировка»

Программа рассчитана:

3 класс

Количество часов в году

34

4 класс

Количество часов в году

34

5 класс

Количество часов в году

34

Календарно – тематическое планирование.

3 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Диагностика

1

Пространственные понятия

1

Ориентирование в замкнутом пространстве.

9

Правила самостоятельного передвижения в зданиях и помещениях.

1

Коридоры, повороты, двери, лестницы, площадки

1

Повторение. Передвижение в уже изученном помещении

1

Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении.

1

Представления о зданиях и помещениях. Игра «Что вокруг тебя?»

1

Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении (библиотека, магазин).                                                                      

1

Выделение пространственных признаков и отношения в окружающем пространстве.

1

Выделение и объединение пространственных признаков и отношения в окружающем пространстве.

1

Выделение, анализ и синтез информации об окружающем мире.

1

Ориентирование и мобильность в открытом пространстве

20

Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории.

2

Ориентировка в окружающем пространстве школы.

4

Составление схемы знакомого пространства из конструктора.

1

Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях.

1

Передвижение в пространстве от одного объекта к другому.

2

Определение направления движущегося источника звука.

3

Игра «Расположи предметы в указанном порядке».

1

Ориентировка с тростью на школьной территории.

3

Ориентировка по схемам макро – и микропространства.

3

Повторение

3

Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.

1

4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Диагностика

1

Пространственные понятия и упражнения ориентирования.

4

Пространственные понятия.

1

Звуковые ориентиры.

2

Наполняющие предметы в коридоре школе.

1

Ориентировка в помещениях

7

Передвижение в зданиях и помещениях

1

Приемы зашиты тела от столкновений с предметами.

1

Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки и т.д

1

Самостоятельная ориентировка  на пришкольном участке

1

Приемы обследования помещений и зданий слепыми и слабовидящими.

1

Приемы обследования предметов, находящихся в помещениях

1

Ориентирование и мобильность в открытом пространстве

8

Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории, ближайшей улицы.

2

Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях.

2

Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому.

1

Определение направления движущегося источника звука.

1

Ориентировка по схемам макро – и микро пространства.

1

Изучение  приемов ориентировки с помощью трости.

4

Способы ориентировки с тростью

1

Определение поверхности земли при помощи трости.

1

Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный.

1

Обращение с тростью в зданиях и помещениях

1

Ориентировка в городе

7

Формирование представления о городе

1

Обследование и изучение прилегающих к школе улиц и основных объектов (ориентир), находящихся на этих улицах и т.п

1

Углубленное ознакомление с элементами улицы: дорога, газон, тротуар, дома, парапеты (ограждения), подъездная дорога (правила подхода к подъездной дороге, кустарник)  и  т.д.

1

Приемы ходьбы с опытными или случайными сопровождающими.

1

Общение в учреждениях бытового обслуживания (магазины, почта, поликлиника).

1

Обращение к прохожим на улице за помощью.

1

Изучение маршрута школа – автобусная остановка.

1

Повторение.

2

Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке  на конец учебного года.

1

5 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Диагностика

1

Пространственные понятия и упражнения ориентирования (повторение).

4

Пространственные понятия.

1

Звуковые ориентиры.

1

Приемы защиты при исследованиях предметов окружающего мира.

1

Наполняющие предметы в коридоре школе.

1

Изучение  приемов ориентировки с помощью трости.

17

Способы ориентировки с тростью

1

Определение поверхности земли при помощи трости.

1

Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный.

1

Обращение с тростью в зданиях и помещениях.

1

Обращение с тростью на лестницах.

1

Обращение с тростью в местах скопления людей.

1

Обращение с тростью в транспорте.

1

Обнаружение препятствий с помощью трости.

1

Изучение с тростью пришкольный участок.

1

Изучение бордюров.

1

Обращение с тростью при переходе через улицу.

1

Изучение тротуаров около школы.

1

Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога.

1

Маршрут с тростью школа-остановка.

1

Маршрут с тростью школа – ближайший магазин.

1

Зачетное занятие «Применение трости при ориентировке в пространстве».

1

Разыгрывание ситуаций в банке, магазине, почте – незрячий школьник.

1

 Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений

10

Изучение плана школы.

1

Составление плана школы на приборе «Школьник».

1

Наполняющие предметы на прилегающих улицах к школе.

1

Составление обзора школьного участка на столе.

1

Наполняющие предметы   вблизи школы   на лежащем поле.

1

Составление обзора территории вблизи школы на столе.

1

Изучение перекрестков на макете.

1

Изучение карты района, на которой расположена школа.

1

Изучение на карте маршрута школа – дом.

2

Повторение

1

Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

1

Описание материально - техническое обеспечения:

  1. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990.- 48 с. https://multiurok.ru/files/programma-obucheniia-prostranstvennoi-orientirovke.html
  2. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. . – М., 2006. Авторы: зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук; учитель-дефектолог по пространственной ориентировке специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. https://pandia.ru/text/78/083/54801.php  
  3. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.
  4. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: уч-методическое пособие/ Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева.- Москва, 1991.https://studfile.net/preview/8398638/ 

Дидактический материал:

  1. Грифель;
  2. Шрифт Брайля;
  3. Трость
  4. Прибор для письма по Брайлю (18 строк)
  5. Тетрадь для письма по Брайлю с грифелем для детей
  6. Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  7. Мозаика
  8. Геометрический сенсорный мешочек
  9. Рельефно-графическая грамота - Зрительные образы и реалистический рисунок
  10. Тифлоприбор "Графика" для детей
  11. Пособие для слабовидящих и незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста - Рельефно-графическая грамота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Коррекционный предмет "Пространственная ориентировка" Правила сопровождения"

В презентации показаны:основные приёмы сопровождения лиц с нарушением зрения;правила для сопровождающего;предвижение с сопровождающим....

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированной основн...

Пособие к курсу "Пространственная ориентировка". Тактильные карты перекрёстков

Тактильные карты перекрёстков необходимы для уроков по коррекционному предмету "Пространственная ориентировка". Они помогают формировать представления о движении автомобилей на перекрёстке, ...

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Музыкльно-ритмические занятия" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2.)

Музыкально-ритмические занятия являются одним из специальных (коррекционных) предметов в системе образовательно-коррекционной работы со слабослышащими детьми.Цель – формирование разносторонне фи...