Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)
рабочая программа

Розанчугова Наталья Викторовна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования КГБОУ «Ачинская школа №3» для слабовидящих детей (вариант 4.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_2_prostranstvennaya_orientirovka.docx58.65 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

        

                                                                                     Утверждаю:

                                                                                  Директор школы

                                                                                                  /И.Л. Шадрина

                                                                                        Приказ №                   от

                                                                                            «        »                202__г.

Коррекционный курс

«Пространственная ориентировка»

                   срок реализации: 2019-2023 уч. г.

для слабовидящих обучающихся

(вариант 4.2)

Разработала:

Учитель – дефектолог

КГБОУ « Ачинская школа №3»

Розанчугова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования КГБОУ «Ачинская школа №3» для слабовидящих детей (вариант 4.2), в соответствии с требованиями ст.14, 32 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»).

Программа коррекционной работы содержит индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Цель образовательно-коррекционной работы:

формирование у учащихся навыков ориентирования и мобильности в микропространстве, пространстве школьного помещения, на пришкольном участке.

Задачи данного курса:

  • закрепление знакомых и формирование новых представлений о своем теле, формирование навыков практической ориентировки на своем теле;

  • формирование приемов и способов ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в тетради, за столом, портфеле);

  • развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах и явлениях окружающей среды;

  • формирование необходимых специальных умений и навыков ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;
  • обучение слабовидящих учащихся использованию остаточного зрения для безопасного передвижения в замкнутом и открытом пространстве.

Общая характеристика учебного предмета

Для контроля эффективности формирования пространственной ориентировки у школьников необходимо изучать степень сформированности пространственных представлений, понятий и практических навыков ориентирования и мобильности в начале

на различных этапах обучения (в начале и конце учебного года, а также промежуточный мониторинг в течение учебного года).

Требования к уровню подготовки

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по ориентированию и мобильности учащиеся могут продемонстрировать овладение описанными ниже компетенциями на трех уровнях: низкий – не делает, средний – делает с помощью взрослого или сверстника, высокий – делает самостоятельно:

Компетенция взаимодействия:

Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий.

Знать собственное местоположения в пространстве.

Учебно-познавательная компетенция:

  • Различать и словесно описывать пространственное расположение предметов,

              направлений в окружающем пространстве

  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
  • Соотносить расположение реальных предметов в пространстве с условными изображениями на схеме.
  • Использовать остаточное зрение для ориентирования и передвижения в пространстве.
  • Использовать техники передвижения без вспомогательных средств.
  • Использовать сенсорную информацию для ориентирования в знакомом пространстве
  • Обследовать закрытое пространство, используя «точку отсчета».

Коммуникативная компетенция:

Использовать при необходимости помощь окружающих.

В результате обучения ориентированию и мобильности учащиеся должны: свободно ориентироваться и передвигаться в помещениях школы, столовой, на пришкольном участке; знать общие признаки предметов, служащих ориентирами в помещении и на улице.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана:

1 класс

Количество часов в году

33

2 класс

Количество часов в году

34

3 класс

Количество часов в году

34

4 класс

Количество часов в году

34

5 класс

Количество часов в году

34

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные и метапредметные результаты

Формирование у учащихся рядаличностных, регулятивных, познавательных и коммуникативныхуниверсальных учебных действий как основы умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование у учеников адекватного отношения к себе и к собственному нарушению зрения;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми (с нарушением зрения и без нарушения зрения) в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в ориентировании и мобильности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в ориентировании и мобильности;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием и мобильностью;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  

 

Предметные результаты 

Обучающийся научится:

Развитие сохранных анализаторов:

  • совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
  • узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей, животных;
  • узнавать предметы окружающего пространства по их характеристикам;

Развитие навыков ориентировки в микропространстве:

  • свободно ориентировать «на себе»;
  • уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге);

Формирование предметных и пространственных представлений:

  • узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:

  • самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия  в небольшом замкнутом пространстве;
  • самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся научатся использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве;

Будут учиться самостоятельно ориентироваться в любом замкнутом и знакомом свободном пространстве.

Обучающиеся получат возможность овладеть приемами и способами ориентировки в микропространстве. Школьники научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.

У слабовидящих обучающихся будет сформирована потребность в необходимости в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство.

Слабовидящий ученик научится:

  • совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
  • узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса

людей;

  • оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
  • узнавать предметы окружающего пространства по их характеристикам;
  • узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов;
  • свободно ориентировать «на себе»;
  • уверенно ориентироваться в микропространстве–на столе, на листе бумаги;
  • ориентироваться в рядах и столбцах;
  • самостоятельно ориентироваться в школе и пришлольном участке.

Список литературы:

  1. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной  (коррекционной)  III-IV  вида  //  Методическое  пособие.  М.:  ООО

«ИПТК «Логос «ВОС»

  1. Денискина В.З., Максютова Р.Д., Новичкова И.В., Плаксина Л.И., Подколзина Е.Н. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Калуга: Адэль

  1. Денискина В.З. Шведова Н.П. // Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.

Дидактический материал:

  • дидактическое пособие по формированию представлений о частях, движениях и позах

тела;

  • дидактические карточки со специальными терминами.
  • дидактические игры.

Календарно-тематическое планирование по пространственной ориентировке

  УМК: рабочая программа составлена на основе методического пособия  В. З.Денискиной, М. В. Венедиктовой Обучение ориентировки в прстранстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида, М:ЛОГОС  ВОС,2007 ;

Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения, М: Российская Академия образования Института коррекционной педагогики,1998.

1 класс: 1часа в неделю, 33 часа в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало года

1

Ориентировка в схеме тела человека и животного 

6

Ориентировка «на себе» (части тела и лица).

1

Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела.

1

Ориентировка в схеме тела другого человека.

1

Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…)

1

Дидактические игры  "Покажи, где у тебя голова. "Покажи, где у куклы голова. "Оденем куклу на прогулку".

1

Ориентировка в схеме тела животного на макете.

1

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве

4

Понимание лексического значения слов,  выражающих пространственное положение предметов:  в, на, под, над, у, за.

1

Понимание лексического значения слов,  выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади; справа, слева; вверху, внизу.

1

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около.

1

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине.

1

Ориентировка на плоскости

10

Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов).

1

Нахождение предмета на столе.

1

Ориентировка в книге.

1

Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх.

1

Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек.

1

Горизонтальные линии. Выкладывание изображений из палочек (дорожка, квадрат, прямоугольник).

1

Дидактические игры "Найди такую же игрушку (по величине, форме)". "Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)".

1

Наклонные линии. Выкладывание изображений из палочек (ёлочка, треугольник, дерево).

1

Определение местоположения объекта в строке.

1

Выкладывание  башкирского орнамента. Дидактическая игра «Сделай так  же», «Продолжи  узор».

1

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину

3

Увеличение и уменьшение геометрических фигур (конструирование  башкирских орнаментов).

1

Увеличение или уменьшение объекта  (лепка).

1

Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка).

1

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

8

Различение звуков природы и голосов животных.

1

Определение неподвижного и движущегося источника звука.

1

Определение направления источника звука.

1

Дидактическая игра «Разноцветные трапеции»

1

Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

Построение в круг на вытянутые руки. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, на ориентир, предложенный учителем.  

1

Дидактические игры "Найди такую же игрушку (по величине, форме)". "Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)".

1

Оценка удалённости и местоположения предмета.

1

Диагностика. Выявление уровня развития  пространственной ориентировки на конец учебного года.

1

На конец 1 класса  учащиеся должны уметь:

- Называть и показывать части тела, лица человека, ориентироваться в схеме тела  другого человека.

- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).

- Называть и показывать части тела животного.

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные положения предметов (впереди, позади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, между, в центре, в середине).

- Называть и находить стороны предмета (правая, левая, верхняя, нижняя стороны).

- Называть и показывать направление движения рук (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх).

- Называть положение предмета и располагать предметы на плоскости вертикально, горизонтально, наклонно.

- Выкладывать несложные орнаменты, конструировать из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.

- Различать звуки природы, голоса животных и людей.

2 класс: 1час в неделю, 34  часов в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Ориентировка в схеме тела человека и животного.

4

Ориентировка в схеме тела другого человека.

1

Положение тела в пространстве

1

Ориентировка в схеме тела животного на макете.

1

Ориентировка в схеме тела животного  на плоском силуэтном изображении.

1

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве .

5

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: с, по, к, от.

1

Понимание  лексического значения слов, выражающих пространственное направление: из-за, из-под.

1

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: около, через, вокруг.

2

Дифференциация пространственных понятий (предлогов).

1

3.

Ориентировка на плоскости

12

Ориентировка на плоскости стола и  классной доски.

1

Ориентировка в книге.

2

Определение  местоположения объекта в столбце.

1

Построение  вертикальных линий с ориентацией на плоскости.

1

Построение  горизонтальных линий с ориентацией на плоскости.

1

Построение  углов с ориентацией на плоскости.

1

Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

1

Графические диктанты.

2

Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка).

1

Увеличение или уменьшение отрезков с ориентацией на плоскости.

1

4.

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

12

Различение звуков города.

Нахождение упавшего предмета по слуху.

1

Определение местоположения  объекта по слуху.

2

Опосредованное  обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки).

1

Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта).

1

Движение в колонне с изменением направления по установленным на полу ориентирам.

1

Шаги в разные стороны (вперёд, назад, вправо в обозначенное место).  Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя.

2

Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука без контроля зрения.

1

Отработка поворотов на 90 градусов

1

Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов.

1

Подбрасывание мяча вверх до определённого ориентира.

1

5.

Диагностика. Выявление уровня развития  пространственной ориентировки на конец учебного года.

1

                                        На конец 2 класса  учащиеся должны уметь:

- Ориентироваться в схеме тела  другого человека на плоском силуэтном изображении.

- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).

- Называть и показывать части тела животного на плоском силуэтном изображении, определять положение тела животного в пространстве.         

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные направления (с, по, к, от, из-за, из-под, через, вокруг).

- Ориентироваться на плоскости стола и классной доски.

- Ориентироваться на странице книги: находить рисунки, начало текста, начало и конец задания.

- Располагать объекты в столбцы по групповому признаку, уметь находить объект  в столбцах.

- Уметь строить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии в чертёжном приборе для слепых.

- Выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.

- Различать звуки города.

- Находить упавший предмет по слуху.

- Опосредованно обследовать предмет карандашом с помощью учителя (определять размер, форму, материал).

- Поворачиваться на 900, проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900.

- Ориентироваться в схеме тела  другого человека на плоском силуэтном изображении.

- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).

- Называть и показывать части тела животного на плоском силуэтном изображении, определять положение тела животного в пространстве.         

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные направления (с, по, к, от, из-за, из-под, через, вокруг).

- Ориентироваться на плоскости стола и классной доски.

- Ориентироваться на странице книги: находить рисунки, начало текста, начало и конец задания.

- Располагать объекты в столбцы по групповому признаку, уметь находить объект  в столбцах.

- Уметь строить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии в чертёжном приборе для слепых.

- Выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.

- Различать звуки города.

- Находить упавший предмет по слуху.

- Опосредованно обследовать предмет карандашом с помощью учителя (определять размер, форму, материал).

- Поворачиваться на 90о, проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900.

3 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

1.

Ориентировка в схеме тела человека и животного 

6

Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение  разных частей тела.

1

Ориентировка в схеме тела человека «перед собой».

2

Ориентировка в схеме тела человека на рельефно-графическом изображении.

1

Ориентировка в схеме тела животного на изображении.

1

Определение положения  тела животного в пространстве.

1

2.

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.

3

Понимание  лексического значения слов, выражающих пространственные отношения между предметами (относительно себя): сзади сверху, сзади слева и т.д., левее чем…, правее чем…

2

Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов.

1

3.

Ориентировка на плоскости.

10

Определение местоположения объекта в книге.

1

Определение  местоположения объекта в столбце.

1

Ориентировка в таблице.

2

Построение  углов с ориентацией на плоскости.

1

Построение параллельных и пересекающихся линий с ориентацией на плоскости.

1

Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

1

Графические диктанты.

3

4.

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства.

14

Различение звуков окружающего мира.

2

Определение местоположения  объекта по слуху.

2

Ориентировка в замкнутом пространстве по слуху.

1

Опосредованное  обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки).

1

Игра «Расположи предметы в указанном порядке».

1

Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов.

1

Отработка поворотов на 180 градусов.

1

Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами.

1

Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам».

1

Прыжок в высоту до определённого ориентира.

1

Ходьба до различных ориентиров.

1

Дидактическая игра « Не сбейся с пути». 

1

Диагностика. Выявление уровня развития  пространственной ориентировки на конец учебного года.

1

На конец 3 класса учащиеся должны знать и уметь:

- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо )

- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).

- Называть и показывать части тела другого человека и определять положение его тела на рельефно-графическом изображении.

- Называть и показывать части тела животного на рельефно-графическом изображении.

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные отношения между предметами (относительно себя: сзади слева, спереди сверху, …, левее …, правее …).

- Ориентироваться в книге на странице, уметь находить нужную страницу.

- Находить необходимый объект в столбце.

- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы с помощью учителя.

- Строить пересекающиеся линии и углы.

- Строить отрезки, увеличивая и уменьшая их в несколько раз.

- Различать звуки окружающего мира.

- Поворачиваться на 900, 1800; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900.

4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Ориентировка в схеме тела человека и животного 

4

Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение  разных частей тела.

1

Ориентировка в схеме тела человека «перед собой».

1

Ориентировка в схеме тела человека. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

1

Определение положения  тела животного в пространстве.

1

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.

5

Ориентировка  в расположении предметов  в пространстве относительно себя.

1

Ориентировка в пространстве относительно предмета (слева от, справа от).

1

Определение пространственных соотношений между тремя предметами.

2

Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов.

1

Ориентировка на плоскости

10

Ориентировка в книге по содержанию.

1

Определение местоположения объекта в таблице.

1

Построение  квадрата и прямоугольника с ориентацией на плоскости.

2

Построение  треугольника с ориентацией на плоскости.

1

Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

1

Графические диктанты.

2

Начертание линии, отрезка, прямой, ломаной.

2

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину

4

Увеличение или уменьшение  сюжетных изображений (конструирование из геометрических фигур).

1

Увеличение или уменьшение рельефно-точечных изображений квадрата и прямоугольника.

2

Увеличение или уменьшение изображений квадрата и прямоугольника.

1

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

10

Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам».

1

Ходьба по ориентирам.

1

Дидактическая игра « Не сбейся с пути».

1

Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения.

1

Игра «Где ты находишься?»

1

Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90, 180  градусов.

1

Ориентировка в окружающем пространстве школы.

1

Дидактическая игра «Найди по описанию».

1

Дидактическая игра «Найди мяч».

1

Дидактическая игра « Поставь предмет на место».

1

Диагностика. Выявление уровня развития  пространственной ориентировки на конец учебного года.

1

На конец 4 класса учащиеся должны знать и уметь:

- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо …).

- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные соотношения между двумя, тремя предметами.

- Ориентироваться в книге по содержанию.

- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы.

- Строить квадраты, прямоугольники, треугольники.

- Увеличивать и уменьшать изображения геометрических фигур.

- Ориентироваться в замкнутом пространстве по слуху, по плану, по картине.

- Поворачиваться на 90о, 180о, 360 ; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900, 1800.

5 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

1.

Ориентировка в схеме тела человека и животного (повторение)

5

Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение  разных частей тела.

1

Ориентировка в схеме тела человека «перед собой».

1

Ориентировка в схеме тела человека Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

2

Определение положения  тела животного в пространстве.

1

2.

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. (повторение)

5

Ориентировка  в расположении предметов  в пространстве относительно себя.

1

Ориентировка в пространстве относительно предмета (слева от, справа от).

1

Дидактические игры «Находилки»

1

Определение пространственных соотношений между четырьмя, пяти  предметами.

1

Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов.

1

3.

Ориентировка на плоскости (повторение)

10

Ориентировка в книге по содержанию. Игра «футбол»

1

Определение местоположения объекта в таблице.

1

Игра «белый лист»; Игра «Зашиваем ковер». 

1

Построение  квадрата, круга, трапеции, треугольника, ромба прямоугольника с ориентацией на плоскости.

2

Построение  треугольника с ориентацией на плоскости.

1

Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

1

Графические диктанты.

2

Начертание линии, отрезка, прямой, ломаной.

1

4.

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину

3

Увеличение или уменьшение  сюжетных изображений (конструирование из геометрических фигур).

1

Дидактическая игра  «Подбери по форме»; «Назови форму предмета»

1

Увеличение или уменьшение изображений квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, ромба, трапеции.

1

5.

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства (повторение)

10

Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам».

1

Ходьба по ориентирам.

1

Дидактическая игра « Не сбейся с пути».

1

Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения.

1

Игра «Где ты находишься?»

1

Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90, 180,360  градусов. (повторение)

1

Ориентировка в окружающем пространстве школы.

1

Дидактическая игра «Найди по описанию»; «Определи на ощупь»

1

Дидактическая игра «Найди мяч».

1

Дидактическая игра « Поставь предмет на место».

1

Диагностика. Выявление уровня развития  пространственной ориентировки на конец учебного года.

1

На конец 5 класса учащиеся должны уметь:

- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо …).

- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные соотношения между двумя, тремя предметами.

- Ориентироваться в книге по содержанию.

- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы.

- Строить квадраты, прямоугольники, треугольники, круг, трапецию, ромб.

- Начертить линию, отрезок, прямую, ломаную.

- Увеличивать и уменьшать изображения геометрических фигур.

- Ориентироваться в замкнутом пространстве по слуху, по плану.

- Ориентироваться в здании, на улице.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Коррекционный предмет "Пространственная ориентировка" Правила сопровождения"

В презентации показаны:основные приёмы сопровождения лиц с нарушением зрения;правила для сопровождающего;предвижение с сопровождающим....

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 3.3)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Пособие к курсу "Пространственная ориентировка". Тактильные карты перекрёстков

Тактильные карты перекрёстков необходимы для уроков по коррекционному предмету "Пространственная ориентировка". Они помогают формировать представления о движении автомобилей на перекрёстке, ...

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Музыкльно-ритмические занятия" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2.)

Музыкально-ритмические занятия являются одним из специальных (коррекционных) предметов в системе образовательно-коррекционной работы со слабослышащими детьми.Цель – формирование разносторонне фи...