Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования КГБОУ «Ачинская школа №3» для слабовидящих детей (вариант 4.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.65 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Утверждаю:
Директор школы
/И.Л. Шадрина
Приказ № от
« » 202__г.
Коррекционный курс
«Пространственная ориентировка»
срок реализации: 2019-2023 уч. г.
для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.2)
Разработала:
Учитель – дефектолог
КГБОУ « Ачинская школа №3»
Розанчугова Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования КГБОУ «Ачинская школа №3» для слабовидящих детей (вариант 4.2), в соответствии с требованиями ст.14, 32 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»).
Программа коррекционной работы содержит индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Цель образовательно-коррекционной работы:
формирование у учащихся навыков ориентирования и мобильности в микропространстве, пространстве школьного помещения, на пришкольном участке.
Задачи данного курса:
- закрепление знакомых и формирование новых представлений о своем теле, формирование навыков практической ориентировки на своем теле;
- формирование приемов и способов ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в тетради, за столом, портфеле);
- развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах и явлениях окружающей среды;
- формирование необходимых специальных умений и навыков ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;
- обучение слабовидящих учащихся использованию остаточного зрения для безопасного передвижения в замкнутом и открытом пространстве.
Общая характеристика учебного предмета
Для контроля эффективности формирования пространственной ориентировки у школьников необходимо изучать степень сформированности пространственных представлений, понятий и практических навыков ориентирования и мобильности в начале
на различных этапах обучения (в начале и конце учебного года, а также промежуточный мониторинг в течение учебного года).
Требования к уровню подготовки
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по ориентированию и мобильности учащиеся могут продемонстрировать овладение описанными ниже компетенциями на трех уровнях: низкий – не делает, средний – делает с помощью взрослого или сверстника, высокий – делает самостоятельно:
Компетенция взаимодействия:
Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий.
Знать собственное местоположения в пространстве.
Учебно-познавательная компетенция:
- Различать и словесно описывать пространственное расположение предметов,
направлений в окружающем пространстве
- Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
- Соотносить расположение реальных предметов в пространстве с условными изображениями на схеме.
- Использовать остаточное зрение для ориентирования и передвижения в пространстве.
- Использовать техники передвижения без вспомогательных средств.
- Использовать сенсорную информацию для ориентирования в знакомом пространстве
- Обследовать закрытое пространство, используя «точку отсчета».
Коммуникативная компетенция:
Использовать при необходимости помощь окружающих.
В результате обучения ориентированию и мобильности учащиеся должны: свободно ориентироваться и передвигаться в помещениях школы, столовой, на пришкольном участке; знать общие признаки предметов, служащих ориентирами в помещении и на улице.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана:
1 класс | Количество часов в году | 33 |
2 класс | Количество часов в году | 34 |
3 класс | Количество часов в году | 34 |
4 класс | Количество часов в году | 34 |
5 класс | Количество часов в году | 34 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные и метапредметные результаты
Формирование у учащихся рядаличностных, регулятивных, познавательных и коммуникативныхуниверсальных учебных действий как основы умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование у учеников адекватного отношения к себе и к собственному нарушению зрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми (с нарушением зрения и без нарушения зрения) в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в ориентировании и мобильности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в ориентировании и мобильности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием и мобильностью;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Развитие сохранных анализаторов:
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
- узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей, животных;
- узнавать предметы окружающего пространства по их характеристикам;
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
- свободно ориентировать «на себе»;
- уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге);
Формирование предметных и пространственных представлений:
- узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:
- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
- самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся научатся использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве;
Будут учиться самостоятельно ориентироваться в любом замкнутом и знакомом свободном пространстве.
Обучающиеся получат возможность овладеть приемами и способами ориентировки в микропространстве. Школьники научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.
У слабовидящих обучающихся будет сформирована потребность в необходимости в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство.
Слабовидящий ученик научится:
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
- узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса
людей;
- оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
- узнавать предметы окружающего пространства по их характеристикам;
- узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов;
- свободно ориентировать «на себе»;
- уверенно ориентироваться в микропространстве–на столе, на листе бумаги;
- ориентироваться в рядах и столбцах;
- самостоятельно ориентироваться в школе и пришлольном участке.
Список литературы:
- Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) III-IV вида // Методическое пособие. М.: ООО
«ИПТК «Логос «ВОС»
- Денискина В.З., Максютова Р.Д., Новичкова И.В., Плаксина Л.И., Подколзина Е.Н. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Калуга: Адэль
- Денискина В.З. Шведова Н.П. // Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.
Дидактический материал:
- дидактическое пособие по формированию представлений о частях, движениях и позах
тела;
- дидактические карточки со специальными терминами.
- дидактические игры.
Календарно-тематическое планирование по пространственной ориентировке
УМК: рабочая программа составлена на основе методического пособия В. З.Денискиной, М. В. Венедиктовой Обучение ориентировки в прстранстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида, М:ЛОГОС ВОС,2007 ;
Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения, М: Российская Академия образования Института коррекционной педагогики,1998.
1 класс: 1часа в неделю, 33 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало года | 1 | |
Ориентировка в схеме тела человека и животного | 6 | |
Ориентировка «на себе» (части тела и лица). | 1 | |
Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела. | 1 | |
Ориентировка в схеме тела другого человека. | 1 | |
Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…) | 1 | |
Дидактические игры "Покажи, где у тебя голова. "Покажи, где у куклы голова. "Оденем куклу на прогулку". | 1 | |
Ориентировка в схеме тела животного на макете. | 1 | |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве | 4 | |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: в, на, под, над, у, за. | 1 | |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади; справа, слева; вверху, внизу. | 1 | |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около. | 1 | |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине. | 1 | |
Ориентировка на плоскости | 10 | |
Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов). | 1 | |
Нахождение предмета на столе. | 1 | |
Ориентировка в книге. | 1 | |
Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх. | 1 | |
Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек. | 1 | |
Горизонтальные линии. Выкладывание изображений из палочек (дорожка, квадрат, прямоугольник). | 1 | |
Дидактические игры "Найди такую же игрушку (по величине, форме)". "Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)". | 1 | |
Наклонные линии. Выкладывание изображений из палочек (ёлочка, треугольник, дерево). | 1 | |
Определение местоположения объекта в строке. | 1 | |
Выкладывание башкирского орнамента. Дидактическая игра «Сделай так же», «Продолжи узор». | 1 | |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину | 3 | |
Увеличение и уменьшение геометрических фигур (конструирование башкирских орнаментов). | 1 | |
Увеличение или уменьшение объекта (лепка). | 1 | |
Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка). | 1 | |
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства | 8 | |
Различение звуков природы и голосов животных. | 1 | |
Определение неподвижного и движущегося источника звука. | 1 | |
Определение направления источника звука. | 1 | |
Дидактическая игра «Разноцветные трапеции» | 1 | |
Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | |
Построение в круг на вытянутые руки. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, на ориентир, предложенный учителем. | 1 | |
Дидактические игры "Найди такую же игрушку (по величине, форме)". "Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)". | 1 | |
Оценка удалённости и местоположения предмета. | 1 | |
Диагностика. Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года. | 1 |
На конец 1 класса учащиеся должны уметь:
- Называть и показывать части тела, лица человека, ориентироваться в схеме тела другого человека.
- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).
- Называть и показывать части тела животного.
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные положения предметов (впереди, позади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, между, в центре, в середине).
- Называть и находить стороны предмета (правая, левая, верхняя, нижняя стороны).
- Называть и показывать направление движения рук (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх).
- Называть положение предмета и располагать предметы на плоскости вертикально, горизонтально, наклонно.
- Выкладывать несложные орнаменты, конструировать из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.
- Различать звуки природы, голоса животных и людей.
2 класс: 1час в неделю, 34 часов в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Ориентировка в схеме тела человека и животного. | 4 | |
Ориентировка в схеме тела другого человека. | 1 | |
Положение тела в пространстве | 1 | |
Ориентировка в схеме тела животного на макете. | 1 | |
Ориентировка в схеме тела животного на плоском силуэтном изображении. | 1 | |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве . | 5 | |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: с, по, к, от. | 1 | |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: из-за, из-под. | 1 | |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: около, через, вокруг. | 2 | |
Дифференциация пространственных понятий (предлогов). | 1 | |
3. | Ориентировка на плоскости | 12 |
Ориентировка на плоскости стола и классной доски. | 1 | |
Ориентировка в книге. | 2 | |
Определение местоположения объекта в столбце. | 1 | |
Построение вертикальных линий с ориентацией на плоскости. | 1 | |
Построение горизонтальных линий с ориентацией на плоскости. | 1 | |
Построение углов с ориентацией на плоскости. | 1 | |
Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции. | 1 | |
Графические диктанты. | 2 | |
Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка). | 1 | |
Увеличение или уменьшение отрезков с ориентацией на плоскости. | 1 | |
4. | Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства | 12 |
Различение звуков города. | ||
Нахождение упавшего предмета по слуху. | 1 | |
Определение местоположения объекта по слуху. | 2 | |
Опосредованное обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки). | 1 | |
Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта). | 1 | |
Движение в колонне с изменением направления по установленным на полу ориентирам. | 1 | |
Шаги в разные стороны (вперёд, назад, вправо в обозначенное место). Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя. | 2 | |
Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука без контроля зрения. | 1 | |
Отработка поворотов на 90 градусов | 1 | |
Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов. | 1 | |
Подбрасывание мяча вверх до определённого ориентира. | 1 | |
5. | Диагностика. Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года. | 1 |
На конец 2 класса учащиеся должны уметь:
- Ориентироваться в схеме тела другого человека на плоском силуэтном изображении.
- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).
- Называть и показывать части тела животного на плоском силуэтном изображении, определять положение тела животного в пространстве.
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные направления (с, по, к, от, из-за, из-под, через, вокруг).
- Ориентироваться на плоскости стола и классной доски.
- Ориентироваться на странице книги: находить рисунки, начало текста, начало и конец задания.
- Располагать объекты в столбцы по групповому признаку, уметь находить объект в столбцах.
- Уметь строить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии в чертёжном приборе для слепых.
- Выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.
- Различать звуки города.
- Находить упавший предмет по слуху.
- Опосредованно обследовать предмет карандашом с помощью учителя (определять размер, форму, материал).
- Поворачиваться на 900, проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900.
- Ориентироваться в схеме тела другого человека на плоском силуэтном изображении.
- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).
- Называть и показывать части тела животного на плоском силуэтном изображении, определять положение тела животного в пространстве.
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные направления (с, по, к, от, из-за, из-под, через, вокруг).
- Ориентироваться на плоскости стола и классной доски.
- Ориентироваться на странице книги: находить рисунки, начало текста, начало и конец задания.
- Располагать объекты в столбцы по групповому признаку, уметь находить объект в столбцах.
- Уметь строить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии в чертёжном приборе для слепых.
- Выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.
- Различать звуки города.
- Находить упавший предмет по слуху.
- Опосредованно обследовать предмет карандашом с помощью учителя (определять размер, форму, материал).
- Поворачиваться на 90о, проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900.
3 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
1. | Ориентировка в схеме тела человека и животного | 6 |
Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение разных частей тела. | 1 | |
Ориентировка в схеме тела человека «перед собой». | 2 | |
Ориентировка в схеме тела человека на рельефно-графическом изображении. | 1 | |
Ориентировка в схеме тела животного на изображении. | 1 | |
Определение положения тела животного в пространстве. | 1 | |
2. | Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. | 3 |
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственные отношения между предметами (относительно себя): сзади сверху, сзади слева и т.д., левее чем…, правее чем… | 2 | |
Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов. | 1 | |
3. | Ориентировка на плоскости. | 10 |
Определение местоположения объекта в книге. | 1 | |
Определение местоположения объекта в столбце. | 1 | |
Ориентировка в таблице. | 2 | |
Построение углов с ориентацией на плоскости. | 1 | |
Построение параллельных и пересекающихся линий с ориентацией на плоскости. | 1 | |
Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции. | 1 | |
Графические диктанты. | 3 | |
4. | Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства. | 14 |
Различение звуков окружающего мира. | 2 | |
Определение местоположения объекта по слуху. | 2 | |
Ориентировка в замкнутом пространстве по слуху. | 1 | |
Опосредованное обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки). | 1 | |
Игра «Расположи предметы в указанном порядке». | 1 | |
Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов. | 1 | |
Отработка поворотов на 180 градусов. | 1 | |
Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами. | 1 | |
Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам». | 1 | |
Прыжок в высоту до определённого ориентира. | 1 | |
Ходьба до различных ориентиров. | 1 | |
Дидактическая игра « Не сбейся с пути». | 1 | |
Диагностика. Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года. | 1 |
На конец 3 класса учащиеся должны знать и уметь:
- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо )
- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).
- Называть и показывать части тела другого человека и определять положение его тела на рельефно-графическом изображении.
- Называть и показывать части тела животного на рельефно-графическом изображении.
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные отношения между предметами (относительно себя: сзади слева, спереди сверху, …, левее …, правее …).
- Ориентироваться в книге на странице, уметь находить нужную страницу.
- Находить необходимый объект в столбце.
- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы с помощью учителя.
- Строить пересекающиеся линии и углы.
- Строить отрезки, увеличивая и уменьшая их в несколько раз.
- Различать звуки окружающего мира.
- Поворачиваться на 900, 1800; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900.
4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Ориентировка в схеме тела человека и животного | 4 | |
Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение разных частей тела. | 1 | |
Ориентировка в схеме тела человека «перед собой». | 1 | |
Ориентировка в схеме тела человека. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» | 1 | |
Определение положения тела животного в пространстве. | 1 | |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. | 5 | |
Ориентировка в расположении предметов в пространстве относительно себя. | 1 | |
Ориентировка в пространстве относительно предмета (слева от, справа от). | 1 | |
Определение пространственных соотношений между тремя предметами. | 2 | |
Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов. | 1 | |
Ориентировка на плоскости | 10 | |
Ориентировка в книге по содержанию. | 1 | |
Определение местоположения объекта в таблице. | 1 | |
Построение квадрата и прямоугольника с ориентацией на плоскости. | 2 | |
Построение треугольника с ориентацией на плоскости. | 1 | |
Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции. | 1 | |
Графические диктанты. | 2 | |
Начертание линии, отрезка, прямой, ломаной. | 2 | |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину | 4 | |
Увеличение или уменьшение сюжетных изображений (конструирование из геометрических фигур). | 1 | |
Увеличение или уменьшение рельефно-точечных изображений квадрата и прямоугольника. | 2 | |
Увеличение или уменьшение изображений квадрата и прямоугольника. | 1 | |
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства | 10 | |
Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам». | 1 | |
Ходьба по ориентирам. | 1 | |
Дидактическая игра « Не сбейся с пути». | 1 | |
Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения. | 1 | |
Игра «Где ты находишься?» | 1 | |
Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90, 180 градусов. | 1 | |
Ориентировка в окружающем пространстве школы. | 1 | |
Дидактическая игра «Найди по описанию». | 1 | |
Дидактическая игра «Найди мяч». | 1 | |
Дидактическая игра « Поставь предмет на место». | 1 | |
Диагностика. Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года. | 1 |
На конец 4 класса учащиеся должны знать и уметь:
- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо …).
- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные соотношения между двумя, тремя предметами.
- Ориентироваться в книге по содержанию.
- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы.
- Строить квадраты, прямоугольники, треугольники.
- Увеличивать и уменьшать изображения геометрических фигур.
- Ориентироваться в замкнутом пространстве по слуху, по плану, по картине.
- Поворачиваться на 90о, 180о, 360 ; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 900, 1800.
5 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | |||
1. | Ориентировка в схеме тела человека и животного (повторение) | 5 | |||
Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение разных частей тела. | 1 | ||||
Ориентировка в схеме тела человека «перед собой». | 1 | ||||
Ориентировка в схеме тела человека Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» | 2 | ||||
Определение положения тела животного в пространстве. | 1 | ||||
2. | Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. (повторение) | 5 | |||
Ориентировка в расположении предметов в пространстве относительно себя. | 1 | ||||
Ориентировка в пространстве относительно предмета (слева от, справа от). | 1 | ||||
Дидактические игры «Находилки» | 1 | ||||
Определение пространственных соотношений между четырьмя, пяти предметами. | 1 | ||||
Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов. | 1 | ||||
3. | Ориентировка на плоскости (повторение) | 10 | |||
Ориентировка в книге по содержанию. Игра «футбол» | 1 | ||||
Определение местоположения объекта в таблице. | 1 | ||||
Игра «белый лист»; Игра «Зашиваем ковер». | 1 | ||||
Построение квадрата, круга, трапеции, треугольника, ромба прямоугольника с ориентацией на плоскости. | 2 | ||||
Построение треугольника с ориентацией на плоскости. | 1 | ||||
Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции. | 1 | ||||
Графические диктанты. | 2 | ||||
Начертание линии, отрезка, прямой, ломаной. | 1 | ||||
4. | Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину | 3 | |||
Увеличение или уменьшение сюжетных изображений (конструирование из геометрических фигур). | 1 | ||||
Дидактическая игра «Подбери по форме»; «Назови форму предмета» | 1 | ||||
Увеличение или уменьшение изображений квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, ромба, трапеции. | 1 | ||||
5. | Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства (повторение) | 10 | |||
Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам». | 1 | ||||
Ходьба по ориентирам. | 1 | ||||
Дидактическая игра « Не сбейся с пути». | 1 | ||||
Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения. | 1 | ||||
Игра «Где ты находишься?» | 1 | ||||
Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90, 180,360 градусов. (повторение) | 1 | ||||
Ориентировка в окружающем пространстве школы. | 1 | ||||
Дидактическая игра «Найди по описанию»; «Определи на ощупь» | 1 | ||||
Дидактическая игра «Найди мяч». | 1 | ||||
Дидактическая игра « Поставь предмет на место». | 1 | ||||
Диагностика. Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года. | 1 |
На конец 5 класса учащиеся должны уметь:
- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо …).
- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные соотношения между двумя, тремя предметами.
- Ориентироваться в книге по содержанию.
- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы.
- Строить квадраты, прямоугольники, треугольники, круг, трапецию, ромб.
- Начертить линию, отрезок, прямую, ломаную.
- Увеличивать и уменьшать изображения геометрических фигур.
- Ориентироваться в замкнутом пространстве по слуху, по плану.
- Ориентироваться в здании, на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-961844-1508565265.jpg)
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-1034463-1524809919.jpg)
Коррекционный предмет "Пространственная ориентировка" Правила сопровождения"
В презентации показаны:основные приёмы сопровождения лиц с нарушением зрения;правила для сопровождающего;предвижение с сопровождающим....
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/01/picture-1154285-1564608204.jpg)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/02/picture-877202-1714638444.jpg)
Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся (вариант 3.3)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-1368227-1638288197.jpg)
Пособие к курсу "Пространственная ориентировка". Тактильные карты перекрёстков
Тактильные карты перекрёстков необходимы для уроков по коррекционному предмету "Пространственная ориентировка". Они помогают формировать представления о движении автомобилей на перекрёстке, ...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Музыкльно-ритмические занятия" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2.)
Музыкально-ритмические занятия являются одним из специальных (коррекционных) предметов в системе образовательно-коррекционной работы со слабослышащими детьми.Цель – формирование разносторонне фи...