Конспект занятия на тему "Экология как наука. Экологические факторы"
план-конспект

Занятие предназначено для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_kak_nauka.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему:

Экология

                 (Экология как наука. Экологические факторы)

Для 5 «А», 10 «Б», 12 «А» классов

                                                                Подготовили и провели:

Будник А.И.

Панфилова В. Ю.

Штрек А.А.

Санкт-Петербург

2019 – 2020 учебный год

Конспект

воспитательского часа  

ГБОУ школы № 584 «Озерки».

Основные методы: беседа, слушание, анализ.

Основной вид деятельности: исполнительская, слушание, практическая.

Тема занятия: «Экология как наука. Экологические факторы»

Цель: реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к формированию экологической культуры.

Задачи:

Обучающая –создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии.  Развивающая – развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.

Воспитательная – воспитывать экологическое самосознание.

4. Тип занятия.

Формирование новых знаний.

5. Вид занятия.

Развивающе - игровой.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Технологии критического мышления.

Технология активной сенсорной среды.  

Ноутбук, интерактивная доска.

7. Учебные материалы.

Портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля, плакаты и постеры в защиту окружающей среды, литературные произведения необходимые для осознания новой информации.

Ход занятия

Организационный момент.

Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).

Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.

Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?

Ответ. Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.

2.Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?

Ответ. У кактусов длинные корни, позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья – колючки имеют малую поверхность и испаряют небольшое количество воды, стебель содержит водозапасающую ткань.

3.После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?

Ответ. Мхи и папоротники растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

Все решённые нами задачи являются экологическими. Эти и многие другие задачи решает наука экология.

Изучение новых знаний.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. «взаимоотношения»). А ещё экологию называют «наукой о доме» (греч.«ойкос» – дом, жилище, «логос» – наука).

Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году.

На слайде представлены задачи экологии. Подумайте, чем важна эта область знания, какие жизненные задачи она помогает решать людям? Для иллюстрации ответов приведите примеры.

Задачи экологии:

  • изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;
  • изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;
  • искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;
  • создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;
  • решение проблем охраны природы .

Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы.

Экологические факторы подразделяют на три группы:

1) абиотические (факторы неживой природы: свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон и др.);

2) биотические (факторы, обусловленные деятельностью других организмов);

3) антропогенные (факторы, обусловленные деятельностью человека).

На каждой парте лежит литературный текст. Вам необходимо определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию.

Антропогенный фактор – влияние деятельности человека.

Максим Горький. Мать.

Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен.

М. Горький. «Тимка».

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы.

М.Горький. Ледоход.

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.

Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами.

В.М.Смирин. «Звери в природе»

На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

Учащиеся определяют фактор, дают пояснения.

5.Закрепление знаний. Фронтальная работа с изображениями. Посмотрите на предложенные иллюстрации. Определите, к какой группе экологических факторов относится данное явление: шмель опыляет клевер, ель растёт рядом с берёзой, пожар в лесу (по вине человека и после удара молнии), сильная жара и растения, ящерица греется на камнях под солнечными лучами, роса на траве, строительство водохранилища, сбор опавших листьев в парке, белка собирает грибы и т.д..

Игра «Кот в мешке» Игра носит групповой характер и проходит в быстром темпе. Игроки различных команд по очереди отвечают на вопросы, после ответа воспитатель озвучивает правильный ответ. Участникам каждой команды предстоит ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ приносит в «копилку» команд по одному баллу. Один вопрос – резервный, ответ на него даёт первый желающий.

1.Какие лучи согревают живые организмы? (Согревают организмы инфракрасные лучи.)

2.На какие группы делят экологические факторы? (Факторы делят на:

3.К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести ель? (Ель – теневыносливое растение.)

4. Каково значение видимого света? (Он необходим для фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.)

5.Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных?

(Температура тела холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.)

6.Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Температура тела воробья одинакова по сезонам года, поскольку он является теплокровным животным).

7.Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина D? Дайте развёрнутый ответ. (Витамин D образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.)

8.Укажите приспособление верблюжьей колючки к недостатку влаги. (У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.)

9.Как грызуны в пустыне приспосабливаются к недостатку влаги? (Пустынные грызуны получают влагу вместе с пищей и в засушливый период впадают в спячку.)

10. Почему верблюд может долгое время обходиться без воды? (Жир, накапливающийся у верблюда в 1-2 горбах, служит источником воды.)

11. Перечислите известные вам абиотические факторы. (Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон).

12. Почему данное изображение считают «экологическим?» (На фотографии два организма: шмель и клевер вступают во взаимовыгодные отношения, а взаимоотношения – предмет изучения экологии.)

13.Чем тенелюбивые растения отличаются от теневыносливых? (Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.)

14. К какой экологической группе по отношению к свету относятся растения открытых пространств: полей, лугов? (Растения открытых пространств относятся к группе светолюбивых растений.)

15.Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор).

16.Что такое экология? (Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.)

6.Подведение итогов занятия.

Ребята, на нашем занятии мы узнали много нового, все полученная информация понадобятся нам для продолжения формирования грамотного и неравнодушного отношения к проблемам экологии. Не забывайте, пожалуйста, использовать новые знания во благо окружающего нас мира.

Рефлексия

Спасибо большое за занятие, все очень постарались и проявили себя думающими, заинтересованными и сплаченными. Что понравилось, а что было сложно? Много нового узнали? До следующего занятия, ребята.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-исследования «Газированные напитки как экологический фактор жизнедеятельности человека»

Конспект занятия-исследования может быть полезен учителям экологии, биологии, педагогам дополнительного образования, реализующим программы естественнонаучного направления....

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Урок по биологии в 11 классе: «Экология как наука. Экологические факторы.»

Тема урока: «Экология как наука. Экологические факторы.» Цель: раскрыть понятие «экология», сформировать у учащихся представление об экологии как науке,  углубить зна...

Конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс)

     Материал представляет собой конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс). В конспекте представлен и дополнительный теоретический матер...

Семенарское занятие по биологии "Организм и среда. Экологические факторы"

Семенарское занятие по биологии "Организм и среда. Экологические факторы"...

Методическая разработка занятия "Экология как наука. Экологические факторы"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Конспект занятия с детьми ОВЗ по экологическому воспитанию «Путешествие в заколдованный лес» с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ....